Известные люди

»

Георгий Газданов

Георгий Газданов Georgy Gazdanov Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 25.11.1903
Газданов Георгий Иванович, русский писатель. Родился в С.-Петербурге в семье лесовода. Учился в полтавском кадетском корпусе, в харьковской гимназии.

В неполных шестнадцать лет Газданов стал стрелком на бронепоезде в Добровольческой армии, в 1920 с остатками армии эвакуировался в Константинополь. В Болгарии получил среднее образование, в 1923 приехал в Париж. Периодически слушал курсы в Сорбонне, с 1928 по 1952 зарабатывал на бытие ночным таксистом. В 19531971 сотрудничал на радио Свобода, где с 1967 возглавлял русской службой новостей, зачастую выступая в эфире с обзорами событий общественной и культурной жизни (под псевдонимом Георгий Черкасов).

Как прозаик обратил на себя чуткость романом Вечер у Клэр (1930), передавшим вынесенное Газдановым с Гражданской войны ощущение, что личность выжжена и что его поколение входит в мир без иллюзий, утратив способность зреть в жизни что-нибудь, помимо все время повторяющихся трагических ситуаций, при всем при том ещё сохраняя память о романтических переживаниях и мечтах ранней юности. Влияние И.А.Бунина и в особенности М.Пруста на становление писательской индивидуальности Газданова проступило во многих его рассказах, публиковавшихся журналами Воля России и Современные записки. Однако по характеру коллизий и сюжетов, привлекавших Газданова, его проза скорее сопоставима с творчеством И.Бабеля.

Романы Газданова (История одного путешествия, 1935, Полет, 1939, Призрак Александра Вольфа, 1948, Эвелина и ее друзья, 1971) сочетают остроту развития фабулы, как правило связанной с роковым стечением обстоятельств или с преступлением, и философскую проблематику. Писателя интересует не столь событие, сколь специфика его преломления в сознании разных персонажей и вероятность множественного толкования одних и тех же жизненных явлений. Как мастер интриги, зачастую приводящей к парадоксальной развязке, Газданов занимает особое положение в русской прозе 20 в., в чем-то общее с писателями, входившими в группу Серапионовы братья. И для них, и для него достоинством повествования оказывается сложно построенный сюжет с элементами фантастики, в особенности ценимой Газдановым у Э.По и Н.В.Гоголя, которого он воспринимал в прошлом всего как художника, способного передать чувство действительности невероятного.

Характеризуя собственные художественные установки, Газданов говорил о стремлении передать строй эмоциональных колебаний, которые составляют историю человеческой жизни и по богатству которых определяется в каждом отдельном случае большая или меньшая индивидуальность. Это тяготение сполна осуществлено им в поздних романах Возвращение Будды (1954) и Пробуждение (1966), хотя они не принадлежат к числу бесспорных творческих удач.

И по жизненному опыту, и по характеру дарования Газданов не ощущал близости к литературе русского Зарубежья, в особенности к ее старшему поколению, которое, на его точка зрения, продолжало существовать представлениями и художественными верованиями, вывезенными из России. В начале 1930-х годов, переписываясь с М.Горьким, тот, что намеревался издать его основополагающий роман на родине, Газданов обсуждал планы своего возвращения в СССР, оставшиеся неосуществленными. В 1936 напечатал статью О юный эмигрантской литературе, заявив,что разум нового поколения, на собственном опыте познавшего революцию и Гражданскую войну, органически чуждо ценностям и понятиям, восходящим к Серебряному веку, и что после этого этого опыта стало нельзя сочинять так, как писали корифеи русской литературы в изгнании. Существование молодого поколения Газданов объявил мифом, потому что оно представлено только В.В.Набоковым, тогда как другие писатели по-прежнему не постигли, что давнехонько порвалась связь с культурным слоем русской классики, ставшей мертвой для тех, кого эмиграция превратила из интеллектуальной элиты в социальные низы. Статья вызвала острую полемику и обвинения ее автора в писаревщине, и все-таки они не поколебали веры Газданова в надобность поиска существенно нового художественного языка, чтобы передать наличие в безвоздушном пространстве... с непрекращающимся чувством того, что завтра все еще раз пойдет к черту, как это случилось в 14-м или в 17-м году.

Это ощущение преобладает в новеллах и романах Газданова 1930-х годов, которые чаще всего представляют собой вариации мотивов самопознания героя, приходящего к постижению духовной пустоты и повседневной жестокости жизни. Вынужденный все время соприкасаться с насилием и смертью, он тщетно ищет какой-то толк в той цепочке случайностей, которые неизменно подводят к трагическому финалу.

Особенно полно и нешаблонно эти мотивы воплотились в повести Ночные дороги (закончена в 1941, совершенный вариант опубликован в 1952), основанной на наблюдениях Газданова над парижским дном, которое он досконально изучил за годы своей работы шофером такси. Документальная по материалу, повесть представляет собой российский аналог таких произведений, как Путешествие на край ночи (1932) Л.-Ф.Селина и Тропик Рака (1934) Г.Миллера. Газданов описывает нравы трущобных кварталов и опустившейся богемы, воссоздает истории крушения надежд и деградации личности. Заставляя своего автобиографического героя ещё и снова погружаться в те сферы, где его ждет саммит с активный человеческой падалью, литератор подвергает строгой проверке ещё не преодоленные персонажем либеральные иллюзии и угасающее ощущение сострадания социальным жертвам.

В повести последовательно осуществлен воззрение на литературу как на подтверждение, не терпящее умолчаний или фальши, когда необходимо воссоздавать некогда игнорируемые сферы человеческого существования. Ночные дороги передают восходящее к Ш.Бодлеру представление Газданова о том, что истинная поэзия возникает, когда автор пережил экстремальные состояния, одарившие его достоверным, хотя и травмирующим знанием о действительности.

Умер Газданов в Мюнхене 5 декабря 1971.

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Гулиа Georgy Gulia

Начинал Георгий Гулиа свой жизненный путь не как литератор. В молодости он много лет проработал инженером на строительстве Черноморской железной..
читать далее

Георгий Марков Georgy Markov

Русский писатель, общественный деятель. Родился в семье сибирского охотника-промысловика. Вступив в комсомол (1924), начал активную общественную..
читать далее

Георгий (Гиго) Габашвили Georgiy Gabashvili

Грузинский живописец, крупнейший представитель грузинского реалистического искусства 2-й половины XIX - начала XX веков, народный художник..
читать далее

Георгий Савицкий Georgy Savitskiy

Савицкий принимал участие в праздничном оформлении улиц и площадей Пензенской губернии (191822). В 193538 годах руководил бригадой художников по..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий