Известные люди

»

Георгий Москаленко

Георгий Москаленко Georgy Moskalenko Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 17.2.1918
Гвардии старший лейтенант Г. В. Москаленко совершил 263 боевых вылета, участвовал в 87 воздушных боях, лично сбил 2 самолёта противника, потопил 3 корабля, уничтожил много другой техники и живой силы противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 17 Февраля 1918 года в селе Пискуновское, в настоящий момент Отрадненского района Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал в городе Пятигорск Ставропольского края, учился в аэроклубе. С 1938 года в ВМФ. В 1940 году окончил Ейское военно - морское училище лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 8-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Отличился при обороне Одессы и Севастополя.

К Июню 1942 года начальник звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 62-я авиационная бригада ) Гвардии старшой лейтенант Г. В. Москаленко совершил 263 боевых вылета, участвовал в 87 воздушных боях, лично сшиб 2 самолёта противника, потопил 3 корабля, уничтожил немало иной техники и активный силы противника. 14 Июня 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 519 боевых вылетов, участвовал в 130 воздушных боях, лично сшиб 7 самолётов противника и уничтожил 12 на земле. Совершил 59 штурмовок по войскам и боевой технике неприятеля.

После войны продолжил службу в авиации ВМФ. В 1947 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы ВМС. С 1957 года Гвардии подполковник Г. В. Москаленко - в запасе. Работал в аэропорту гражданской авиации. Живёт в Ростове - на - Дону. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

* * *

...Наградной лист на Героя Советского Союза, командира эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитана Георгия Васильевича Москаленко. Подписан он командующим ВВС Черноморского флота 17 Мая 1944 года с заключением: "Наградить орденом Отечественной войны 1-й степени - посмертно".

Как это всё было, что же произошло с мужественным комэском ?

Родился Григорий в 1918 году в станице Пискуновское Краснодарского края, в бедной крестьянской семье. Родители умерли, оставив 6-х детей. Ему, младшему, было 3 года.. Старший женился, чтобы растить остальных в семье, но было голодно. Братья стали единственный за другим отдавать богу душу. Тогда решили вернуть его в детдом. Там прижился, работал на огороде, в мастерских, стал активным пионером, вступил в комсомол. В 1936 году был определён на предприятие в Пятигорске. Работал, учился, поступил в аэроклуб, позже в Ейское военно - морское авиационное училище...

...22 Июня 1941 года, перед рассветом, в районе Севастополя появились неизвестные самолёты. 8-й истребительный авиаполк - предстоящий 6-й Гвардейский - был поднят по тревоге. В полдень уверились точно: началась махаловка.

В основополагающий боевой вылет Георгий Москаленко пошёл ведущим звена. Задача стояла простая: патрулировать над главной базой Черноморского флота. То есть над Севастополем. Оберегать его от налётов врага. День был превосходный. Только оберегай. Но супротивник не появлялся. И неожиданно...

Не завершив очередной патрульной "восьмёрки", агрегатина Москаленко грубо метнулась налево. С дрогнувшими сердцами ведомые повторили маневр. Щурясь, всмотрелись в слепящее небосвод. Ну да, "Юнкерс-88" ! Идёт в одиночку, разведчик...

Немец летел на огромный высоте. Георгий лихорадочно соображал. Идти на перехват звеном ? А внезапно это искаженный вариант фактов, и следом появятся другие... Подал сигнал: "Продолжать патрулирование. Атакую единственный !"

Ну вот. Сектор газа до упора вперёд, ручку рулей высоты на себя. Лёгкая "Чайка" послушно взмыла в голубизну. "Юнкерс" идёт своим курсом, не замечает. Расстояние уменьшается. Неужели не видит ? Спит у него там, что ли, стрелок ? А может - легко хитрит ? Ждёт когда к нему подойдут ближе ?

Когда дистанция сократилась без малого до выстрела, за моторами "Юнкерса" рельсовой колеёй протянулись две сизые полосы. Он стал отдаляться, всё так же идя своим курсом. Всё так же, не замечая. На деле - дразня. Противник знал прекрасно: советских времен истребитель И-153, нежно прозванный в своё время "Чайкой", уступает в скорости не только современным немецким истребителям, но и обоим "Юнкерсам" - бомбардировщику и разведчику...

На аэродроме лётчиков встретил замполит полка Иван Григорьевич Шевченко, сам отменно летающий и на "Чайке", и более того на новом "Яке".

- Товарищ батальонный комиссар, - чётко отрапортовал ему Москаленко, - поручение выполнено. На мой свой боевой счёт прошу вписать минус единственный вражеский самолёт ! "Юнкерс" улизнул за счёт скорости... Есть предложение. Над главной базой известия многоярусное патрулирование. На разных высотах. Конечно, это увеличит боевую нагрузку на экипажи. Но наше звено обязуется действовать по 5 - 6 вылетов в день !

Гоняться за одиночными воздушными разведчиками, пробиравшимися к нашим портам, аэродромам и железнодорожным узлам, черноморским истребителям пришлось кратковременно. Фронт приближался, вражеская авиация стала делать активно. В Августе из полка была выделена группа истребителей для участия в обороне Одессы. Георгий попросился в неё, но получил бесповоротный отказ. Вскоре начались ожесточённые бои в районе Перекопа.

24 Сентября звено получило поручение закрыть наши наземные войска на переднем крае и не предположить бомбардировки моста в их ближайшем тылу. Прилетев в район патрулирования, Москаленко разом обнаружил идущую со стороны Каркинитского залива большую группу "Юнкерсов". На принятие решения оставались считанные секунды. Атаковать с ходу или сманеврировать, забежать с удобного направления ?

Выбрал второе. Оставаясь незамеченным, ушёл вверх, в сторону солнца. Внизу строем клина шли 14 пикировщиков Ju-87, прикрытия истребителей не было. "Пора !" - подал знак ведомым.

Тройка свалилась на "клин", как гром с ясного неба. Москаленко, Гуриненко, Тюленин первыми же очередями подожгли всякий по "Юнкерсу". Развернулись, зашли повторно. Бомбардировщики сбросили свой груз в залив и перестроились в оборонительное колечко. Ястребки штурмовали раз за разом, "Юнкерсы" отбивались огнём пулемётов. Наконец ещё единственный Ju-87 задымил и устремился вниз. Остальные стали отдаляться, с земли открыли неистовый жар зенитки. Кончалось горючее, необходимо было ворочаться домой...

27 Сентября смешанной группе из десяти И-153, одного Ил-2, двух КОР-2 и двух И-16 была поставлена двойная задача: отбомбиться по танкам на выжидательных позициях, а после этого реактивными снарядами и пулемётным огнём ликвидировать кавалерию, сосредоточившуюся за линией фронта. Комэск Чесноков твердо вывел группу на боевой вектор движения, спикировал первым. Бомбы рвались вблизи вражеских танков, с них слетали башни, многие из машин загорелись. Затем, рассредоточившись по фронту, вышли на кавалерию. Несмотря на литой жар зениток и крупнокалиберных пулемётов, снизились до предела, в упор ударили реактивными снарядами, развернулись, прошлись пулемётным огнём...

После нескольких заходов с земли было практически сметено всё живое. С усеянного трупами людей и лошадей поля в панике разбегались уцелевшие вражеские солдаты, лошади волочили изуродованные упряжки, покалеченные орудия... В этом вылете Москаленко в первый раз ощутил силу истребителя - штурмовика, почувствовал себя хозяином поля боя. Видеть небосклон - это ещё не всё, надобно научиться как следует видать и землю...

30 Сентября 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования приказала эвакуировать Одесский оборонительный район и за счёт его войск усилить оборону Крымского полуострова. Истребительная авиация флота была подтянута как не возбраняется ближе к морским коммуникациям, по которым производилась эвакуация. Для этой цели пригодилась и Тендровская коса - узкий песчаный островок у северного побережья Черного моря. На низменной полоске земли, овеваемой всеми ветрами, в довоенные годы ютился только мелкий рыбачий посёлок, покидаемый на отрезок времени штормов, да бессчетные гнездовья чаек. Немцы беспечно смирились с тем, что в начале войны тут обосновался свойский батальон морской пехоты и зенитная батарея, снятая с корабля, выскочившего на мель...

И как черт из табакерки на импровизированную посадочную площадку косы опустились три "Чайки" невиданных тут размеров. Спустя немного дней - ещё три. Два звена истребителей - черноморцев стали устраиваться на бесприютном песчаном островке, осаждаемом штормовыми волнами.

Редкий, чахлый кустарник, иссушённая ветрами и солнцем трава. Пытаться вырыть бруствер бесполезно: на штык лопаты - влага. В случае налёта одно избавление - воздух. Если, конечно, успеешь взвиться. А для этого - око не спускать с неба. Посменно - по 5 - 6 раз в день - звенья несли воздушную вахту над кораблями, эвакуировавшими войска. Ввиду своей малочисленности главной задачей имели не сбивать бомбардировщики противника, а только мешать им улечься на боевой вектор движения и прицельно скинуть бомбы. На остров возвращались на бреющем, чтобы супротивник не смог выследить их "базу". Догадаться же, что отседова взлетают машины, он легко не мог...

...Вылетев в очередной раз на смену Спирову, Георгий стал дожидаться вражеских бомбардировщиков. Но появились одни Ме-109: решили заранее расчистить небосклон. Их было вчетверо больше, и они с ходу бросились на звено "Чаек". Москаленко ничего иного не оставалось, как принять махач.

Кружась в смертной карусели, ведомый Георгия - Иван Кириченко - увидел, что в стороне, курсом на караван, идут два косяка по 15 "Юнкерсов" в каждом. Раций на "Чайках" не было, Иван покачал крыльями. Занятый боем начальник не заметил сигнала. Времени на его повторение не было, Кириченко единственный бросился на "Юнкерсы". Григорий Гуриненко, ещё увидевший угроза, устремился на вторую группу бомбардировщиков.

А Москаленко продолжал биться единственный... "Чайка" немаловажно уступала "Мессеру" в скорости, зато была намного изворотливей. Москаленко ускользал из - под атак, заходившие с разных сторон Ме-109 рисковали всадить очередность товарищ в друга. Озлившись, единственный потерял терпение и тут же попал в прицел Георгия, задымил...

Кириченко, терзаясь тем, что пришлось кинуть в бою командира, шёл на "Юнкерсы" прямо в лоб. Один махонький самолёт - на целую мощную армаду. Шёл бесстрашно, готовый тараном искупить свою "вину" перед другом. И ведущий "Юнкерс" отвернул. Чёткий, как на параде, строй стал расползаться, давая доступ отчаянной маленькой "Чайке". Иван поймал в прицел единственный отвернувший в сторону "Юнкерс", ударил из всех 4-х пулемётов. Бомбардировщик тяжко перевернулся сквозь крыло, зажегся и головёшкой упал в море. И случилось невероятное: разрозненные, потерявшие управление немецкие экипажи начали сбрасывать бомбы в море и покидать...

У Гуриненко получилось и ещё проще. Оказавшись намного выше "Юнкерсов", он спикировал на ведущего и безотложно поджёг его. Остальные, ничего не поняв, кинулись врассыпную...

Появилось звено Спирова. Николай понял по времени, что друзья связаны боем, не могут вылезти из него. Он моментально отогнал "Мессеров" и сшиб единственный из удиравших бомбардировщиков...

Вэтого за тот самый день черноморскими истребителями было сбито 17 самолётов противника. Своих потеряно 6. На долю шестёрки тендровцев пришлось 4 сбитых. Потерь "Чайки" не понесли.

Во второй половине Октября лётчики с косы Тендра штурмовали тылы врага. Уничтожили не единственный десяток автомашин, как собак нерезаных активный силы противника, направлявшейся к линии фронта. Передали полно ценных разведданных о передвижениях немецки войск. Оставлен был тот самый памятный кусок советской земли шестёркой храбрых, когда неприятель завязал бои на подступах к Севастополю. С 30 Октября для группы самолётов И-153 и И-15 посадочной площадкой стало Куликово поле, прямо вблизи города. Севастополь отседова - как на ладони. Сама площадка также как ладони - у немцев, с окружающих городок высот.

Противник бомбил поле, обстреливал из дальнобойных орудий. Лётчики учились взлетать и усаживаться под разрывами. Из города прибыли комсомольцы, добровольно работали под огнём, оборудовали укрытия для машин и личного состава... Георгий давнехонько научился видать землю. Именно так - как ящик с песком в тактическом классе. В Севастополе это понадобилось, как нигде.

Защитникам города в особенности досаждала вражеская батарея, бившая из района Мекензиевых гор. Разведать её позицию было поручено Москаленко. Георгию и его ведомому Михаилу Петрову понадобилось на это два вылета. В первом пришлось отбиваться от истребителей противника, во втором, длившемся менее часа, батарея была обнаружена по вспышкам выстрелов. Штурмовики шли под командованием Героя Советского Союза капитана Алексея Губрия довершили занятие...

Однажды звену Старшего лейтенанта Москаленко было дано поручение разбомбить полевой аэровокзал, откель недруг производил налёты на осаждённый Севастополь.Выбрав время, когда немецкие самолёты находились на взлётной полосе, звено появилось над аэродромом. В результате этого штурмового удара было уничтожено 18 тяжёлых бомбардировщиков, склады горючего и боеприпасов.

В Январе 1942 года на "Чайках" в конце концов установили радиостанции. Это было неоценимым подарком. Особенно в зимние месяцы, в приморской зоне, где хорошая видимость - также редчайший дар. В единственный из этих дней звено Москаленко прикрывало боевые порядки пехоты. Появилось 11 пикировщиков Ju-87. Шли намного ниже.

Наши лётчики пропустили их вперёд, выбрали цели, спикировали. Москаленко зашёл в хвостище одному из "Юнкерсов" и первой же очередью вогнал его в землю. Кириченко поджёг второго. Снова набрали высоту. Немцы, освобождаясь от груза, повернули на северо - запад.

Выполнив переворот, Кириченко и Тюленин зажали одного из удирающих "Юнкерсов" с обеих сторон, приблизились. пулемёты заработали в то же время. Бомбардировщик загорелся, потянул хвостище к земле. Москаленко длинной очередью прошил прочий, уходящий вперёд, "Юнкерс".

Юркие, маневренные "Чайки" штурмовали врага со всех сторон. Уже немного вражеских машин догорало на земле. Москаленко догнал и сшиб ещё одного... Кончились боеприпасы, стрелки бензиномеров приблизились к нулю. Пора домой !

...В середине Февраля в порт вошёл здоровенный танкер, стал в Северной бухте, чтобы перекачать в береговые емкости доставленное горючее. Звено Москаленко вылетело на его прикрытие. Держались с таким расчётом, чтобы перехватить противника на подходе. Впереди по курсу показались 12 пикировщиков Ju-87, над ними "Мессеры".

Главным было не вручить "Юнкерсам" прицельно свалить бомбы. Москаленко развернулся на них. Четвёрка Ме-109 бросилась на него. Тюленин ловким маневром сумел заскочить им в хвостище, немцы отвернули. Георгий с Иваном молниеносно зашли на "Юнкерсы", расчленили их строй. Подошёл Кологривов, сменил Тюленина у "Мессеров".

Всё звено Москаленко атаковало бомбардировщики. Те начали сбрасывать бомбы, не успев улечься на боевой вектор движения. Москаленко поймал одного в перекрестие, сшиб. Кириченко сшиб второго. Затем все вернулись к Кологривову, помогли его звену направить в бегство "Мессеры". Освободившись, звено Кологривова догнало "Юнкерсы" и также увеличило свой боевой счёт на 2 сбитых самолёта...

И снова - наземные цели. В единственный из ярких, солнечных дней начала Марта Георгий с Иваном вылетели на разведку шоссе Симферополь - Севастополь. Обнаружили автоколонну. Впереди бензовоз буксировал крытую штабную машину. Развернулись, спикировали на него. Пылающий бензин хлынул на шоссе, обе машины загорелись. Колонне завернуть некуда: с правой стороны гора, слева обрыв. Лётчики раз за разом заходили на мишень. Через четверть часа всё было кончено. Реактивные снаряды и пулемётные ливни превратили технику врага в сплошное дымящееся крошево, по сторонам валялись десятки трупов...

Вместе с мастерством росла и отвага, обдуманная, верно рассчитанная дерзость. Как - то в воздухе Москаленко заметил, что два Ме-109 атакуют тройку возвращающихся с бомбёжки пикировщиков Пе-2. В баках его машины без малого не оставалось горючего, в пулемётных лентах - ни одного патрона. И тем не менее он бросился в лобовую. Нервы у немцев не выдержали, они отвернули, удрали. Вечером с аэродрома Херсонесский маяк позвонил именитый в Севастополе лётчик Иван Корзунов, горячо поблагодарил за выручку...

Запомнился Георгию единственный из весенних дней намедни третьего, последнего наступления вражеских войск на осаждённый Севастополь. Оказалось, под Севастополь, по приказу самого Гитлера, переброшены мощные осадные орудия - 600-миллиметровые "Карлы". Их нужно было отыскать. На разведку вылете Москаленко.

Линию фронта пересекли на здоровенный высоте, позже снизились до бреющего. Заданный район - Мекензиевы горы. Забили зенитки. Сманеврировав, зашли на розыск. Обшаривали заросли, ущелья, посадку вдоль железной дороги. Зенитный жар то грубо усиливался, то стихал отнюдь. Это было неспроста... Беспрерывно маневрируя, пошли под огнём. На одном из крутых разворотов Георгий заметил мгновенный острый глянец. Вернулся, присмотрелся.

После нескольких заходов убедились: два сверхмощных орудия. Расположены на отлогом склоне высоты, на опушке соснового леса. Спустя час шестёрка "Илов", лидируемая двумя "Чайками", устремилась к цели. Проход маршрута на бреющем был излюбленным приёмом Георгия. Лишь перед опушкой леса "Чайки" свечой взмыли вверх. Штурмовики также набрали высоту, положили бомбы с пикирования, по указанным разведчиками ориентирам. Ураганный жар зениток не помешал совершить ещё немного заходов. Цель была всецело демаскирована и поражена. Больше с этой позиции "карлы" огня не вели.

Командующий ВВС Черноморского флота Генерал В. В. Ермаченков, учтя прежние боевые заслуги Старшего лейтенанта Москаленко, приказал представить его к званию Героя Советского Союза. Остальные лётчики, участвовавшие в уничтожении сверхмощной батареи, были награждены орденами.

30 Июня 1942 года эскадрилье было приказано эвакуироваться на Кавказское побережье. Ночью прилетел транспортный самолёт. Гвардейцы в молчании попрощались с дымящимся в зареве Севастополем, поклялись возвратиться в него с победой... На Кавказе их ждала радость: 6-й Гвардейский истребительный авиаполк вооружался новыми самолётами Як-1 и ЛаГГ-3.

Москаленко одним из первых овладел "Яком", учил летать на нём подчиненных. Он уже был комэском: заменил на этой должности своего лучшего друга Николая Спирова, погибшего в одном из последних воздушных боёв над Севастополем. В Марте 1943 года Гвардейцы перелетели на авангардный аэропорт, оборудованный под Геленджиком, в 15-ти километрах от линии фронта.

В небе Тамани, Новороссийска эскадрилья Героя Советского Союза Гвардии капитана Г. В. Москаленко стала грозой для фашистских бомбардировщиков и истребителей. В одном из первых же воздушных боёв, прикрывая штурмовой потрясение "Илов", группа "Яков", ведомая комэском, уничтожила единственный бомбардировщик и два "Мессера"...

Семь месяцев эскадрилья не выходила из боёв. Георгий стал не только искусным воздушным бойцом, но и опытным тактиком. Умение верно выстроить мордобой, разумно распределить силы, без колебаний отступиться от принятого плана, если представились лучшие возможности, - эти качества в настоящий момент ценились им больше всего. А способность моментально принимать вывод отличала его и раньше.

Как - то в середине Ноября 1943 года он вылетел во главе группы на прикрытие действий штурмовиков: "Илы" должны были штурмовать вражеские танки, прорвавшиеся в глубь обороны десантников под Эльтигеном. Москаленко поднял в воздух свои "Яки" заблаговременно, набрал высоту и барражировал в стороне от плацдарма. Появились штурмовики. И тут же, конечно, "Мессеры". Георгий хладнокровно выждал, когда они перестроились для атаки на "Илы", и молниеносно ударил сверху. Немцы безотложно недосчитались трёх машин...

В боях над Эльтигеном и Керчью лётчики эскадрильи показывали образцы умения и отваги и заслужили влюбленность героических защитников крымских плацдармов. И лучшим из них был комэск.

Как - то вылетели снова со штурмовиками. Появилась шестёрка "Мессеров". Немцы шли смело, прямо на группу "Илов", и это насторожило Георгия. "Всем оставаться в строю !" - передал он ведомым и единственный вышел навстречу. Застучали пушки, затрещали пулемётные очереди. Противник предпринимал атаку за атакой, одинокий ястребок искусными маневрами уходил от огня и сам дерзко заходил в хвостище пытавшимся вылезти из боя "Мессерам". А в это время штурмовики под надёжным прикрытием остальных "Яков" хладнокровно громили большую автоколонну врага, направлявшуюся к Керчи. Когда немцы, в конце концов, решились отстать от Москаленко, единственный из них запылал и рухнул от его меткой очереди. Остальные поняли, что опоздали: колонна была разгромлена, штурмовики уходили к проливу...

И ещё одна слякотная, штормовая, заполненная не столь полётами, сколь их ожиданиями зимушка... И долгожданная, радостная весна - атакование, отбояривание Крыма... 519 боевых вылетов, 130 воздушных боёв. Обо всех не расскажешь...

Ну, а где же история с "...наградить посмертно", спросите вы ?

Привожу расклад об этом... со слов самого Георгия Москаленко. Он тогда чудом остался жив.

...Заканчивалась Крымская наступательная операция. Близилось полное очищение полуострова от немецких войск. 9 Мая 1944 года войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом освободили Севастополь. Остатки разгромленной 17-й немецкой армии закрепились на заблаговременно подготовленном "аварийном рубеже", или, как ещё его называли Турецком валу, прикрывающем мыс Херсонес.

В надежде на эвакуацию морем недруг оказал тут отчаянное сопротивление. Для обороны подступов к Херсонессу собрал всё, что осталось от разгромленных дивизий. Сюда была стянута вся имевшаяся у врага полевая и зенитная артиллерия, плотность которой местами доходила до 100 стволов на 1 километр фронта. Особенно страсть сколько было сосредоточено скорострельных автоматических пушек "Эрликон".

В эти дни лётчики - истребители активно вели воздушные бои. Так, 8 Мая 1944 года Гвардии капитан Г. В. Москаленко, будучи ведущим чертвёрки Як-9, осуществлял непосредственное прикрытие штурмовиков 47-го авиаполка. При выходе из атаки вслед за тем топмачтового бомбометания единственный Ил-2 был атакован вражеским истребителем Ме-109. Георгий поспешил ему на подмога и спикировал не "Мессер", тот, что загорелся и упал в море. При возвращении на аэровокзал Москаленко встретил гидросамолёт противника "Гамбург-138" и удачно атаковал его. Два сбитых самолёта за единственный боевой вылет - сверкающий итог Гвардии капитана Г. В. Москаленко.

...Эвакуация морем в эти дни дорого обошлась врагу. Авиация Черноморского флота 10 Мая потопила в районе Мыса Херсонес 28 судов, в том числе, 2 дизель - электрохода "Тея" и "Тотила", водоизмещением по 6000 тонн. Только на "Тее" погибло 3500 боец и офицеров противника. 11 Мая авиаторы - черноморцы потопили и повредили на переходе морем Севастополь - Констанца 16 транспортов, барж, лихтеров и катеров.

В тот самый день Герогий Москаленко сделал свой 519-й боевой вылет.

Рано утром он получил приказ: в составе эскадрильи закрыть 12 штурмовиков Ил-2 из состава 47-го авиаполка, наносивших потрясение по транспортам противника в районе мыса Херсонес.

Базировались самолёты тогда на аэродроме Саки. Организацию взаимодействия в полёте по маршруту и при атаках кораблей конвоя отработали на стоянке самолётов. Ведущим группы Ил-2 назначили Младшего лейтенанта Георгия Попова ( позднее Герой Советского Союза ), ведущим истребителей - Москаленко.

При подходе к мысу Херсонес в эфире повелительно прозвучала команда ведущего группы штурмовиков: "Цель спереди, с правой стороны !"

Четвёрки Ил-2, ведомые Лейтенантом Владимиром Марковым, Младшими лейтенантами Георгием Поповым и Виктором Глухарёвым, с ходу ринулись в атаку. На кораблях подметили угрозу в тот миг, когда штурмовики уже пикировали. Удар оказался снайперским. На двух транспортах вспыхнули пожары.

Второй заход штурмовики выполнили с горки. Теперь к горящим транспортам прибавились пожары на баржах. Залпы зениток не сшибли с курса пилотов Ил-2. Не бездействовали и воздушные стрелки.

После выполнения задания штурмовики отошли от конвоя. Москаленко, как и в прежние вылеты, приказал своему заместителю Гвардии капитану Борису Маслову сопровождать "Илы" до аэродрома, а сам остался над целью, чтобы ещё раз садануть по катерам и понтонам.

Борис Маслов был довольно опытным воздушным бойцом. В числе первых лётчиков - истребителей ВВС Черноморского флота, в основополагающий же день войны он открыл счёт боевым вылетам с аэродрома Измаил и вступил в мордобой с немецой авиацией. В тот самый же день он одержал и свою первую победу - сшиб румынский самолёт SET-15. В тот самый же день получил своё первое ранение.

В 6-й Гвардейский ИАП, Борис пришёл в Сентябре 1942 года из 62-го авиационного полка и к концу войну уничтожил, лично и в группе с товарищами, возле десятка вражеских самолётов. Одна из последних его побед была одержана 23 Августа 1944 года.

Когда истребители стали уже покидать с набором высоты, в наушниках вдруг раздался звук с командного пункта полка: "Посмотрите, утонул ли транспорт у берега южнее Херсонеса !?"

Приказ - есть директива. Истребители развернулись и заново со снижением, обходя горящие корабли противника, стали отыскивать транспорт. Он пламенеть уже перестал, накренился. Чтобы не удлинять путь, решили на повышенной скорости со снижением пересечь Херсонес, оставив под правым крылом мыс Фиолент, а слева Севастополь.

Только они появились над сушей, как огненные трассы "Эрликонов" заполонили всё около. Мгновенно свечой взмыли вверх, но было уже поздненько ! Раздался потрясение в правое крыло самолёта Москаленко. Затем - взрыв и полымя. Самолёт перевернуло вверх колёсами.

С обгоревшими руками и лицом Георгий открыл фонарик кабины, вывалился из машины и раскрыл парашют. Тысячи огненных светлячков потянулись с земли в сторону белого купола.

Он натянул стропы одной стороны купола и начал соскальзывать. Огненные трассы пошли выше. Георгий приземлился. Стрелять продолжали. Кое - как освободился от парашюта, пополз. Вокруг рвались снаряды. Стаиться было негде. Слева разорвался снаряд, осколками которого Москаленко перебило левую руку.

Вгорячах он вскочил и побежал. Противник прекратил жар и Георгий, опомнившись, увидел небольшую воронку и залёг в неё. Только уж весьма маловатой она оказалась. Немцы сызнова открыли жар. В результате - ещё 4 раны. Истекая кровью, он слышал немецкую речь, бесконечную стрельбу и разрывы. Мысленно умолял наших артиллеристов закрыть его. Те, бесспорно, понимая положение лётчика, открыли беглый жар. Георгий попытался совершить перебежку, но не смог. Не позволяли раны...

Начало одним духом меркнуть. Стрельба понемногу прекратилась и наступила спокойствие. Георгий с большим трудом высунулся из воронки. Всделаться он не мог, но приближение человека услышал. Подбежавший служивый еле слышно сказал: "Лётчик, вставай !"

Только на третьи сутки Москаленко пришёл в разум, в небольшом полевом госпитале, в селе Эскели, где были всего единственный медик - хирург и медицинская сестра. Состояние здоровья его было весьма тяжёлое, разрешено произнести, критическое.

В течение 6-ти дней однополчане безуспешно искали Москаленко и посчиталиего уже погибшим. Но хозяйка лётчика, работавшая медсестрой в части и в это время находившаяся в этом месте же, в деревне Саки, убедительно и настойчиво просила командира полка Михаила Авдеева продолжать поиски. Механик самолёта Николай Гуриков на "перекладных" добрался до Севастополя, где и отыскал в одном из госпиталей своего командира. Через 2 дня за Москаленко прилетел санитарный По-2...

Полковой эскулап диву давался, как Георгий смог вылезть из преисподней. К нему в самолёт посадили жену Валерию и отправили обоих в лазарет.

Шесть месяцев пришлось лётчику залечивать раны, восстанавливать самочувствие. Затем он вернулся в строй, в свой близкий 6-й Гвардейский дважды Краснознамённый Севастопольский истребительный авиационный полк.

Там отважный лётчик и узнал о том, что он награждён орденом Отечественной войны 1-й степени... посмертно.

В послевоенное время Гвардии подполковник Г. В. Москаленко готовил для ВВС Черноморского флота и для авиации ВМФ лётные кадры. Ушёл в припас по состоянию здоровья, но и потом этого ещё длительно продолжал новости активную военно - патриотическую работу в организациях оборонного общества ДОСААФ.

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Мосолов Georgy Mosolov

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и 3-х Всесоюзных золотых медалей.
читать далее

Георгий Петров Georgy Petrov

Капитан Г. Г. Петров совершил 120 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, прикрытие своих войск и сопровождение..
читать далее

Георгий Попов Georgy Popov

Старший лейтенант Г. Т. Попов совершил 97 боевых вылетов, потопил 5 транспортов, сторожевой корабль, 3 тральщика, 5 сторожевых катеров, 4 торпедных..
читать далее

Георгий Приймук Georgy Priymuk

Летал на И-16 в составе 1-й эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка, был командиром звена. Одержал 5 побед ( 2 самолёта сбил лично и 3 в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий