Известные люди

»

Георгий Федотов

Георгий Федотов Georgy Fedotov Карьера: Философ
Рождение: Россия» Саратовская область» Саратов, 13.10.1886
В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века.

ФЕДОТОВ, ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (18861951), российский историк, философ, публицист. Родился 1 (13) октября 1886 в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова полно характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой дворянской семьи (Саратов, потом Воронеж), пережитое уже в гимназические годы увлечение марксизмом, в 19041910 участие в социал-демократическом движении, аресты, ссылки, бытие в эмиграции. В дальнейшем, и все-таки, Федотов отходит от революционной деятельности. Окончательно определяется круг его научных интересов средневековая история (окончил в 1912 историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником известного медиевиста И.М.Гревса). В 19171924 Федотов преподавал историю Средних веков в Саратовском университете, работал переводчиком в частных издательствах Петрограда, участвовал в деятельности религиозно-философского кружка. С 1925 в эмиграции (Берлин, после этого Париж). В 19261940 профессор Православного богословского института в Париже. В 19311939 редактировал журнал Новый Град. Вскоре позже оккупации Франции нацистами эмигрировал в США. С 1943 был профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, немало сил отдавал публицистике (некогда всего в Новом журнале).

Еще в России Федотов опубликовал строй исследований, посвященных европейскому Средневековью: Письма Бл. Августина (1911), Боги подземелья (1923), Абеляр (1924), Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского (1925). В центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается преимущественно духовная культура средневековой Руси: Св. Филипп Митрополит Московский (1928), Святые Древней Руси (1931), Стихи духовные (1935), Русское религиозное сознание: христианство в Киевской Руси, 1946). Существенное местоположение в творческом наследии Федотова занимает философская эссеистика (больше 300 статей). Философия истории и культуры Федотова имела религиозно-метафизические основания: он стремился придерживаться принципам христианской историософии. Не принимая крайностей антропоцентристского гуманизма, он в то же время критически оценивал и радикальный теоцентризм (в частности, критиковал теоцентрическое богословие К.Барта). В целом Федотов позитивно воспринял учение о богочеловечестве Вл.С.Соловьева, видя в этой концепции, как и в философии общего дела Н.Ф.Федорова, навык христианского оправдания культурно-исторического творчества человека. Федотов последовательно отказывался видать в христианской эсхатологии только предписание на неизбежность конца, отрицающего традицию земного, общего дела многих поколений в строительстве мира культуры. Отстаивая в своих работах непреходящее, абсолютное роль культурных ценностей, он полагал, что это важность сохраняется более того в эсхатологической перспективе.

В своей метафизике истории Федотов был принципиальным критиком идеологии исторического детерминизма в его различных вариантах: рационалистическо-пантеистическом (гегельянство), историческом материализме (абсолютизация косных, материальных сил) и религиозно-провиденциальном (давление Божественной воли). Христианская историософия, соответственно Федотову, признает в истории трагическую мистерию, единственным главным героем которой является дядя, каждое действо и всякий отбор которого историчны. При таком взгляде на историю она не может быть сведена к череде более того самых эпохальных исторических событий и объяснена некой логикой исторического развития. Для Федотова мысль детерминированного прогресса всеобщими законами или, в религиозной ее версии, волей Провидения, как и для многих его предшественников в русской мысли (от славянофилов до Ф.М.Достоевского и Вл.С.Соловьева), была неприемлема раньше всего по нравственным основаниям, как игнорирующая или более того исключающая роль свободы нравственного выбора личности.

Традиции, сохраняющей единство истории, вечно угрожают социальные катастрофы, в первую очередность войны и революции. Федотов не разделял точка зрения Ж.де Местра и Н.А.Бердяева на революцию как на суд Божий над народами. Не был он склонен лицезреть в революционных потрясениях и необходимое обстоятельство социального прогресса. Для него революция всю дорогу разрыв традиции, результатом чего становятся неисчислимые человеческие жертвы и угроза социальной и культурной деградации. Великих революций не так полно в новой истории. В сущности, русская революция стоит третьей в ряду позже Англии и Франции... Всякая великая, т.е. отличающаяся жестокостью классовой борьбы, революция заканчивается личной тиранией. За революционное величие приходится вносить плату и тяжким трудом последующих поколений, вынужденных продолжать занятие культурного строительства на революционном пепелище. В идеализации революции, в создании революционного мифа Федотов видел опаснейший мировоззренческий соблазн. Не отрицая нравственного содержания лозунгов Французской революции, в которой, по его словам, действовали и силы добра, и сатанинские силы, он был убежден, что последние в ней возобладали, результатом чего стал невообразимый террор, столетье смут, сломленный дух народа, упадок моральной и культурной жизни. В своей критике революционного мифотворчества Федотов не делал исключения и для больше мирного опыта английской революции. На протяжении жизни неизменным оставалось его убеждение, что драма октября 1917 не была следствием случайных факторов и имела глубокие корни в русской истории. В то же время Федотов не разделял точку зрения, что большевистский переворот стал неизбежным, фатальным итогом этой истории (в частности, он был не согласен в данном вопросе с Н.А.Бердяевым). Не разделяя доктрины исторического детерминизма, мы допускаем вероятность выбора между различными вариантами исторического пути народов. В истории, по Федотову, царит свобода, это активный, непрерывный ход исторического творчества, в котором нет места механическому автоматизму, фатальной предопределенности событий. Отвечая на вопросительный мотив, был ли неизбежен переворот октября 1917, Федотов утверждал: Не все в русской политической жизни было гнило и обречено. Силы возрождения боролись все время с болезнетворным ядом. Судьба Росси до самого конца висела на острие как судьбина всякой активный личности.

Федотов остро реагировал на кризисные тенденции в развитии европейского общества в 20 в., уже в 1920-е годы писал об опасности фашизма и неизбежности военной катастрофы. В то же время в своих оценках перспектив развития человечества он в равной мере отвергал как различные формы утопического прожектерства, так и исторический пессимизм, идею заката западной цивилизации. В одной из своих последних работ (Христианская драма, 1950) он писал о творческой роли христианства в истории европейской и русской культуры. Среди подлинно христианских художников он называл в свое время всего Достоевского.

Умер Федотов 1 сентября 1951 в Бэконе (шт. Нью-Джерси, США).

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Челпанов Georgy Chelpanov

Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип эмпирического параллелизма лег в основу..
читать далее

Георгий Вульф Georgy Vulf

Советский кристаллограф, член-корреспондент АН СССР.
читать далее

Георгий Гамов Georgy Gamow

Георгий Гамов - известный советский и американский ученый, физик-теоретик, астрофизик. Родился 4 марта 1904 года в Одессе.Георгий Гамов посвятил..
читать далее

Георгий Зацепин Georgy Zatsepin

Г.Т.Зацепиным создана большая научная школа теоретической и экспериментальной физики космических лучей, нейтринной физики и астрофизики, выходящая..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий