Известные люди

»

Глеб Панфилов

Глеб Панфилов Gleb Panfilov Карьера: Продюсер
Рождение: Россия» Челябинская область» Магнитогорск, 21.5.1934
Г.А. Панфилов народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, премии Президента РФ, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Родился 21 мая 1934 года в Магнитогорске. Отец Панфилов Анатолий Петрович (19121996), газетчик, в годы Великой Отечественной войны был редактором фронтовой газеты Вперед на врага. Мать Панфилова Вера Степановна (19121962), экономист. Супруга Чурикова Инна Михайловна, народная артистка СССР, ведущая актриса Московского театра Ленком. Сыновья: Панфилов Анатолий Глебович (1957 г. рожд.), окончил Ленинградский институт театра и кино, художник-постановщик театра и кино; Панфилов Иван Глебович (1978 г. рожд.), выпускник МГИМО, юрист-международник.

В кино Глеб Панфилов пришел, имея за плечами профессию инженера-химика, навык кинолюбительства и работы на телевидении. Уже начальный его кино В огне брода нет (1967) показал, что отечественная режиссура обрела художника, не боящегося толковать правду, умеющего сочетать краски эпические и проникновенно лирические, тончайший психологизм и силу шоковых потрясений, тотчас ставшего вровень с самыми яркими, звездными именами поколения 1960-х: А. Тарковским, А. Кончаловским, Л. Шепитько, Э. Климовым, О. Иоселиани. Вместе с Панфиловым в кино пришла и его команда, замечательная плеяда мастеров: оператор Дмитрий Долинин, художник Марксэн Гаухман-Свердлов, композитор Вадим Биберган, дебютировавших совместно с ним, а после этого и продолживших это творческое содружество.

Взяв за основу сюжета малоизвестный расклад замечательного кинодраматурга Евгения Габриловича, совместно с которым был написан сценарий, Панфилов сумел нарыть новоиспеченный разворот в историко-революционной теме, к тому времени изрядно девальвировавшейся. Впрямую не противореча цензурным установкам, режиссер сумел произнести правду о страшной цене Гражданской войны посредством единичную человеческую судьбу судьбу героини фильма, санитарки госпитального поезда Тани Теткиной, скромной безвестной девушки, одной из миллионов, чья существование была брошена на алтарь неосуществимых идеалов Утопии.

В огне брода нет (Золотой леопард фестиваля в Локарно за наилучший дебют) стал событием принципиальным, принесшим многие открытия в экранной образности (Панфилов начинал свой тракт в кино любительском, как режиссер, сценарист, а ещё и оператор: изображение он чувствует превосходно), в кинематографической эстетике, в принципах работы с актером. У Инны Чуриковой и некогда были заметные роли в кино, но только после этого этой она стала той Чуриковой, которую знают сегодня, актрисой неповторимого диапазона, включающего фарс и трагедию, виртуозную легкость и пронзительную глубину. Она принесла на экран безупречно свежеиспеченный людской тип, непривычный советскому кинематографу, встречавший резкие возражения, нимало непросто пробивавший себе дорогу.

Сюжет своего следующего фильма Начало (1970) Панфилов придумал уже сам и писал сценарий (снова сообща с Е. Габриловичем) нарочно для Чуриковой. Авторы сызнова рассказывали об обыкновенной девушке и ее необыкновенном таланте, о ткачихе из провинциального городка, в душе которой живет дар великой актрисы. И происшествие дарит ей вероятность сыграть великую образ. Режиссер, снимающий кино о Жанне дАрк, приглашает Пашу Строганову в свою картину... Панфилов сделал как бы кино в фильме, эпизоды истории Жанны дАрк прослаивают судьбу ткачихи Паши. Начало (Серебряный приз Венецианского фестиваля) ещё раз подтвердило гигантский дар Чуриковой. Да, эта актриса способна сыграть Жанну в задуманном Панфиловым большом биографическом фильме, да, в этой роли она достойна состязаться со своими великими предшественницами... Увы, написанный им превосходный сценарий Жизни Жанны дАрк доныне не реализован...

В условиях жесткой государственной опеки над кинематографом Панфилов неизменно сохранял внутреннюю свободу, заставлял политическая элита считаться с собой как творческой личностью. И если принимался за темы, так проронить, официозные, то решал их по-своему. Прошу слова (1976; на тот самый раз Панфилов писал сценарий уже самостоятельно) история женщины (ещё одна блистательная образ Чуриковой), из простых работниц выдвинувшейся в председатели горисполкома (по нынешней терминологии в мэры города, нехай и не крупного, но тем не менее). Именно она, Елизавета Уварова, есть реальное воплощение советской власти на своей территории, ее, в прямом и переносном смысле, лик человеческий. Лицо человечески симпатичное, внушающее почтение, но далекое от идеальности. И бытие, окружающая ее, также совершенно не идеальна такова, какова есть, со всей ее житейской требухой, малыми и большими огорчениями и, увы, трагическими случайностями, которые, может быть, отнюдь и не случайности. Погибает сынуля Уваровой, словно бы уж никак не по ее вине. А может быть, и по ее, в том числе?..

Фильм был удостоен награды Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Критика отметила храбрые поиски нового киноязыка, новые монтажные принципы, апеллирующие к зрительскому сотворчеству.

В следующей картине Тема (1979; сценарий написан совместно с Александром Червинским) Панфилов показал трагедию человека, разменявшего свой гений с целью суетного успеха, благоволения политическая элита имущих. Модный драматург Ким Есенин, оказавшись в провинциальном городке, встретившись с девушкой-экскурсоводом Сашей, человеком чистой души, способной на истинную влюбленность, вдруг понимает, в какой тупик он сам завел себя, как пал нравственно... Тема пролежала на полке семь лет, вышла на экран только в 1986-м, а год через на Международном кинофестивале в Берлине получила Золотого медведя, призы ФИПРЕССИ, СИДАЛК, Евангелической церкви, Европейской ассоциации кинотеатров.

У Панфилова не было фильмов проходных или неудачных, всякий был событием. Когда Тема ещё лежала на полке, руководство разрешило Панфилову снять кино по пьесе А. Вампилова Прошлым летом в Чулимске. Это был знак если не явного благоволения, то уж несомненного уважения: драматургия Вампилова, яркого, талантливого, до времени ушедшего из жизни сибирского автора, и в театре с трудом пробивала себе дорогу, а уж в кино тем больше ее обходили. Панфилов снял по этой пьесе Валентину (1981) кино человечный и горький, сильно возвращающий нас к вопросу: для чего люди причиняют приятель другу столь боли? Сохраняя три театральных единства места, времени и действия, Панфилов, как это ни чудно, открыл в своей экранизации новые горизонты киноязыка (во многом это было продолжение поисков, начатых в Прошу слова). Новаторский по сути, отрицающий шаблоны и каноны, манера режиссера (не парадокс ли?) в то же время воспринимается как киноклассика. Впрочем, странного тут мало: натуре Панфилова изначально присуща глубокая основательность, отрицание у него дается не с целью эффектной позы, дешевого авангардизма, нигде нет поверхностной игры с формой форма неизменно для сути.

Следующая служба Панфилова Васса (1983, Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве) ещё раз экранизация пьесы, на тот самый раз М. Горького. Режиссер в этом месте выбирает абсолютно иные принципы экранизации: видно осовременивает пьесу, выбрасывает многие ее куски, пишет новые, вводит целые сюжетные линии, отсутствовавшие у Горького. Поразительно, что не только журналистская критика, но и маститые литературоведы восприняли кино как буквальное, скрупулезное следование автору так точь-в-точь Панфилов попал в интонацию Горького, а скорее заставил свою интонацию понимать как горьковскую. И снова поразительным открытием была Чурикова в заглавной роли, прочитанной вопреки театральной традиции, мудро и человечно, с глубоким пониманием и величия этого характера, и его трагизма, и женской слабости, и неженской твердости героини...

После Вассы воззвание к иной горьковской вещи роману Мать было как бы уже естественным, но все одинаково неожиданным. Слишком уж затаскана по хрестоматиям эта вещь, чрезмерно надоела и она сама, и ее автор, волею извивов своей биографии оказавшийся отцом приснопамятного социалистического реализма. Но таково уж качество панфиловского характера: он привык глядеть в сущность, не уж очень считаясь с веяниями любых, более того самых замечательных мод. Да, снимать Горького не модно, но, нравится это кому-то или нет, Горький был и остается великим писателем. Да, Мать не самое совершенное его произведение. Но все одинаково это Горький. Панфилов обращается к мотивам и других его произведений, выстраивая без малого евангельскую притчу о Христе и Иуде о человеке, пошедшем за свои идеалы на каторгу, и человеке, предавшем их, испугавшись каторги. А тот, кто пошел на каторгу, так и не понял, что пошел он по крови матери своей... Совсем не хрестоматиен тот самый кино, глубок и трагичен. Рядом с по-прежнему блистательной и по-прежнему неожиданной Чуриковой целая плеяда молодых актеров. Дмитрий Певцов, исполнитель роли Якова-Иуды, получил во Франции Феликса за лучшую актерскую работу. Панфилов получил тогда же, в 1990-м, в Канне приз за художественный вклад в кинематограф.

Событиями становились и театральные постановки Панфилова: Гамлет Шекспира (1986, театр Ленком увы, произвести кино по Гамлету Панфилову не дали), решенный новаторски смело, внезапно, завоевавший широкое признание, в особенности посреди молодежной аудитории; Sorry Александра Галина (1992, антреприза Давида Смелянского), пьеса, коснувшаяся болезненной проблемы еврейской эмиграции. Кстати, в кинематографе первым коснулся этой проблемы Панфилов это была одна из причин того, что Тема легла на полку.

Во всех своих фильмах Панфилов выступает как автор или соавтор сценариев. Сценарий его работы Романовы Венценосная Семья (2000) написан совместно с Чуриковой и их сыном Иваном Панфиловым. Работе над этим фильмом отдано больше 10 лет: основополагающий вариант сценария был закончен ещё во времена коммунистические, когда сама задача фильма была табуирована. Обращаясь к больному, кровоточащему месту в национальной истории, Панфилов менее всего тяготеет к публицистическому пафосу. Он как бы нетрудно, без малого хронологически бесстрастно рассказывает историю последнего этапа жизни Семьи Романовых от Февральской революции до екатеринбургского расстрела. Он никого не обличает, не обвиняет, как бы и отнюдь отстраняясь от каких-либо политических оценок, но отдавая при этом великую дань уважения человеческим качествам последнего российского царя, достоинству его последнего пути. По сути, ещё до того, как Русская Православная Церковь увенчала венцом новомученика Николая II и его Семью, Панфилов это сделал своим фильмом.

В мае 2001 на фестивале Виват, кино России! в Санкт-Петербурге кино Романовы Венценосная Семья завоевал первостепенной важности приз; в октябре того же года Российский национальный комитет по выдвижению на Оскаровскую премию отдал близкое предпочтение фильму Панфилова.

В феврале 2006 года на телеканале Россия состоялась премьера новой работы режиссера картины, планы создания которой, Глеб Александрович вынашивал на протяжении без малого 30 лет фильма В круге первом по произведениям А.С. Солженицына.

Г.А. Панфилов всенародный артист России, лауреат Государственной премии РФ, премии Президента РФ, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Глеб Фильштинский Gleb Veniaminovich Filshtinskij

Родился в 1970 году в г. Ленинграде. В 1987 году окончил историко-литературную школу N27.
читать далее

Глеб Гальперин Gleb Galperin

Чемпионат мира по водным видам спорта в Монреале не стал триумфальным для сборной России. Наши спортсмены больше огорчали своих болельщиков, чем..
читать далее

Глеб Писаревский Gleb Pisarevsky

Глеб Писаревский - российский спортсмен, тяжелоатлет, мастер спорта международного класса. Родился 28 июня 1976 года.В 1995 году Глеб Писаревский..
читать далее

Глеб Чистов Gleb Chistov

Потом, как раз накануне праздников, я, завделопроизводством, надоедал начальнику штаба, говоря, что все, учебный год начался, отпустите меня. Ни в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий