Известные люди

»

Готхольд Лессинг

Готхольд Лессинг Gothold Ephraim Lessing Карьера: Драматург
Рождение: Германия, 22.1.1729
Критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора.

Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло негусто времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (16971760), которая в дальнейшем поставила первое его драматическое произведение комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил возвратиться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился папа, было позволение перейти на врачебный факультет. Вскоре по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Уплатив долги из своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь получить на бытие пером. С финансовой точки зрения он не преуспел, зато необычайно вырос как критик и литератор. Вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра (1750), писал критические статьи для Фоссише цайтунг (Vossische Zeitung; в то время Berliner Privilegierte Zeitung), переводил пьесы и создал строй оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 он поступил в Виттенбергский вуз, где посредством год получил уровень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упрямо работал, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя. Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему почтение читателей. Опубликованные в шести томах Сочинения (Schriften, 17531755) включали, кроме выходивших прежде анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, строй научных, критических и драматических произведений. Особое местоположение занимают Защиты (Rettungen), написанные с целью воссоздать правильность в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе Мисс Сара Сампсон (Miss Sara Sampson, 1755), первую в немецкой литературе мещанскую драму. Созданная в прошлом всего по образцу Лондонского купца Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая больше естественному английскому театру, немцы смогут сотворить подлинно национальную драму. Мисс Сара Сампсон оказала глубокое влияние на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже сквозь два десятка лет.

В 1758 совместно с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг создал писательский журнал Письма о новейшей литературе (Briefe, die neueste Literatur betreffend, 17591765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось кратковременно, его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени. Он яростно обрушивался на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, в особенности на И.К.Готшеда (17001766), тот, что ориентировал германский театр на французскую драму.

В 1760 Лессинг переехал в Бреславль (теперь Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного главу администрации области Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляли ему довольно времени тут он в основном собрал материал для Лаокоона (Laokoon), изучал Спинозу и историю раннего христианства, а кроме того начал работу над лучшей своей комедией Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm, 1767), используя накопленные в Бреславле впечатления для обрисовки характеров и событий, давших ослепительный конфликт любви и чести в эпоху Семилетней войны.

В 1765 Лессинг возвратился в Берлин и в следующем году опубликовал прославленный трактат об эстетических принципах Лаокоон, наряду с Историей античного искусства И.И.Винкельмана (1764) явившийся высшим достижением литературно-эстетической мысли 18 в. Этой работой Лессинг проложил дорога к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

В 1767 Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. Это предприятие вскоре обнаружило свою несостоятельность и осталось в памяти только благодаря лессинговской Гамбургской драматургии (Hamburgische Dramaturgie, 17671769). Задуманная как непрерывный обзор театральных постановок, Гамбургская драматургия вылилась в разбор драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева система драмы в Поэтике оставалась для Лессинга высшим авторитетом, при всем при том его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, тот, что французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку хорошей драмы.

После краха Национального театра и издательства, которое сочинитель создал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг). За исключением девяти месяцев (17751776), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781.

Вскоре потом переезда в Вольфенбюттель Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм Эмилию Галотти (Emilia Galotti, 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская сказка об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах аристократичный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, настолько характерным для буржуазной трагедии. Позднее он ещё раз вернулся к сценическому творчеству, написав драматическую поэму Натан Мудрый (Nathan der Weise, 1779), самую популярную, хотя драматургически не самую совершенную из всех его пьес. Натан призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а нрав определяет персона человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, тот, что позднее стал типичным для классической немецкой драмы.

В 1780 Лессинг опубликовал эссе Воспитание рода человеческого (Die Erziehung des Menschengeschlechts), написанное ещё в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

Так же читайте биографии известных людей:
Гоша Куценко Yuriy Kutsenko

Для зрителей появление актера Гоши Куценко стало неожиданным. Он вроде бы как явился ниоткуда уже не так уж молодой, но очень интересный, заметный..
читать далее

Гоша Колесников Yuriy Kolesnikov

Советский разведчик, писатель, полковник государственной безопасности России, Герой Российской Федерации. В годы Великой Отечественной войны..
читать далее

Гоша Шапорин Yuriy Shaporin

Наибольшей известностью из созданного Шапориным пользовались выразительные, в классическом стиле романсы на стихи Пушкина (в особенности Заклинание,..
читать далее

Градский прииск Gradskij priisk

Первый магнитоальбом записали в домашней студии, исполняя песни, весь музыкальный материал вдвоем.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий