Известные люди

»

Грегор Мендель

Грегор Мендель Gregor Johann Mendel Карьера: Ботаник
Рождение: Австрия» Хейнцендорф, 20.7.1882 - 6.1
Грегор Мендель - австрийский биолог и ботаник. Родился 20 июля 1882 года.Открытие Грегором Менделем закономерностей наследования моногенных признаков (эти закономерности известны теперь как Законы Менделя) стало первым шагом на пути к современной генетике.Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования.

Иоганн родился вторым ребенком в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения и среднего достатка, у Антона и Розины Мендель. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (сейчас г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (сегодня г. Оломоуц). Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был печься о своем пропитании. Не будучи в силах непрерывно выдерживать подобное усилие, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии. Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, тертый садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.

Монах-преподаватель

Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, при всем при том не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его тяга к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский универ, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в отрезок времени 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, вектор движения известного физика К. Доплера. Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю в дальнейшем при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), при всем при том вторая попытка миновать аттестацию учителя ещё оказалась неудачной.

Опыты над гибридами гороха

С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) славно продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (некогда всего посреди скрупулезно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья "Опыты над растительными гибридами", которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это исключительный в истории знаний происшествие, когда одна статья знаменует собой появление на свет новой научной дисциплины. Почему принято так полагать?

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, в особенности в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом только "капризную игру сил наследственности". Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало число высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или "личность фактов" (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы хватать в скрещивание, как новости разбор в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие работать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме выложил идею дискретности и бинарности наследственных задатков: произвольный знак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их следом стали называть), которые сквозь родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют дружбан на друга, но расходятся при образовании половых клеток и далее беспрепятственно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК - вот логическое следствие и магистральный стезя развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Великие открытия зачастую признаются не безотлагательно

Хотя труды Общества, где была опубликована статья Менделя, поступили в 120 научных библиотек, а Мендель дополнительно разослал 40 оттисков, его служба имела только единственный благосклонный отклик - от К. Негели, профессора ботаники из Мюнхена. Негели сам занимался гибридизацией, ввел термин "модификация" и выдвинул умозрительную теорию наследственности. Однако, он усомнился в том, что выявленные на горохе законы имеет поголовный нрав и посоветовал воспроизвести опыты на других видах. Мендель почтительно согласился с этим. Но его попытка воспроизвести на ястребинке, с которой работал Негели, полученные на горохе результаты оказалась неудачной. Лишь через десятилетия стало ясно зачем. Семена у ястребинки образуются партеногенетически, без участия полового размножения. Наблюдались и другие исключения из принципов Менделя, которые нашли истолкование значительно позднее. В этом частично содержится причина холодного приема его работы. Начиная с 1900, после этого на практике одновременной публикации статей трех ботаников - Х. Де Фриза, К. Корренса и Э. Чермака-Зейзенегга, независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошел мгновенный взрыв признания его работы. 1900 считается годом рождения генетики.

Вокруг парадоксальной судьбы открытия и переоткрытия законов Менделя создан прекрасный миф о том, что его служба оставалась окончательно неизвестной и на нее только ненароком и независимо, через 35 лет, натолкнулись три переоткрывателя. На самом деле, служба Менделя цитировалась примерно 15 раз в сводке о растительных гибридах 1881, о ней знали ботаники. Более того, как выяснилось недавно при анализе рабочих тетрадей К. Корренса, он ещё в 1896 читал статью Менделя и более того сделал ее реферат, но не понял в то время ее глубинного смысла и забыл.

Стиль проведения опытов и изложения результатов в классической статье Менделя делают сильно вероятным предположение, к которому в 1936 пришел британский математический статистик и генетик Р. Э. Фишер: Мендель в первую голову интуитивно проник в "душу фактов" и потом спланировал серию многолетних опытов так, чтобы озарившая его мысль выявилась наилучшим образом. Красота и строгость числовых соотношений форм при расщеплении (3:1 или 9:3:3:1), гармония, в которую удалось уложить хаос фактов в области наследственной изменчивости, вероятность действовать предсказания - все это внутренне убеждало Менделя во всеобщем характере найденных им на горохе законов. Оставалось сагитировать научное сообщество. Но эта проблема до того же трудна, сколь и само открытие. Ведь знание фактов ещё не означает их понимания. Крупное открытие вечно связано с личностным знанием, ощущениями красоты и целостности, основанных на интуитивных и эмоциональных компонентах. Этот внерациональный облик знания передать другим людям тяжко, потому что с их стороны нужны усилия и такая же интуиция.

Судьба открытия Менделя - задержка на 35 лет между самим фактом открытия и его признанием в сообществе - не парадокс, а скорее норма в науке. Так, через 100 лет следом Менделя, уже в отрезок времени расцвета генетики, подобная же участь непризнания в течение 25 лет постигла открытие Б. Мак-Клинток мобильных генетических элементов. И это несмотря на то, что она, в различие от Менделя, была ко времени своего открытия приподнято авторитетным ученым и членом Национальной Академии наук США.

В 1868 Мендель был избран настоятелем монастыря и на практике отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно в настоящее время создан музей Менделя; издается особый журнал "Folia Mendeliana".

Так же читайте биографии известных людей:
Грегор Блоеб Gregor Bloйb

Он брат известного актёра Тобиаса Моретти.Есть три брата: Тобиас, Томас и Кристоф.Актерская карьера начаась с роли в легендарной Piefke Saga конца..
читать далее

Грегори Бенфорд Gregory Benford

Уже в начале 60-х гг. был известен поклонникам фантастики: редактировал журнал "Войд", вместе с братом-близнецом Джеймсом пробовал писать рассказы.
читать далее

Грегори Пек Gregory Peck

Грегори Пек - известный американский актер. Родился 5 апреля 1916 года.Грегори Пек является лауреатом премии "Оскар" в номинации лучший актёр за..
читать далее

Грегори Хайнс Gregory Hines

Грегори Хайнс, америкосский артист, танцор. Афро-американец по происхождению. Был чечеточником с пяти лет вкупе со своим братом Морисом, а сквозь..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий