Известные люди

»

Грем Хилл

Грем Хилл Grem Hill Карьера: Гонщик
Рождение: 15.2.1939
Свободное время Грэм проводил на соревнованиях в Лондонском гребном клубе. Там он встретил свою будущую жену, Бетти. И именно гребля, точнее победа в Большом командном кубке в Хенли, позволила 24-летнему молодому человеку купить первый в своей жизни автомобиль. Для будущего пилота "Формулы-1" Грэм Хилл необычно поздно сел за руль.

Грэм Хилл родился 15 февраля 1939 года в одном из центральных районов Лондона. Детство его проходило в бедности. Раннее увлечение мотоциклами привело к травме - переломе бедра, и его левая нижняя конечность стала слегка короче правой. В 16 лет Грэм пошел получать финансы. Окончив технический колледж, он поступил на работу автомехаником в известную фирме "Смит и сын". И дела его пошли в гору. Талант и чутье классного автомеханика заприметили в нем уже тогда.

Свободное время Грэм проводил на соревнованиях в Лондонском гребном клубе. Там он встретил свою будущую жену, Бетти. И аккурат гребля, точнее виктория в Большом командном кубке в Хенли, позволила 24-летнему молодому человеку приобрести первостепеннный в своей жизни автоагрегат. Для будущего пилота "Формулы-1" Грэм Хилл необычно поздненько сел за руль.

В 1953 году Грэм Хилл пошел в автогоночную школу в Брэндс-Хетч близ Лондона. И следом нескольких занятий автомобили поглотили все его время. После окончания учебы Хилл остался вкалывать в автошколе. Каждую среду в любую погоду он добирался автобусом до заветных ворот и с упоением занимался ремонтом и доводкой автомобилей. Нужно заприметить, делал это мастерски. Великий гонщик "эпохи романтизма" Стирлинг Мосс, шибко приподнято оценил тот самый дар: "Его руки - руки часового мастера или более того хирурга-офтальмолога. Его слух разрешено сравнить со слухом высококвалифицированного настройщика музыкальных инструментов. Грэм способен по звуку установить численность оборотов двигателя, при этом погрешность составит не больше пятидесяти".

В апреле 1954 года Хилл занял четвертое местоположение на этапе национального чемпионата формулы "Юниор". Этот счастливый момент позволил Хиллу сделаться главным инструктором в школе. Но из-за разногласий с руководством он вскоре оттуда ушел: покуда для Грэма автогонки были всего только развлечением, и он не собирался из-за них отходить от своих принципов. И как сам следом убедился, зря. Место инструктора давало непрерывный заработок, а в настоящее время он сызнова чуть-чуть сводил концы с концами.

Но тут в судьбу Грэма вновь вмешался Его Величество Случай, Как-то раз он побывал на автошоу "Бэнк-Холидей" в Брэндс-Хетч. Обратно в Лондон Грэм добирался на попутном фургоне, водителем которого оказался Колин Чэпмен, тот, что пригласил Грэма посетить его предприятие, выпускающее спортивные автомобили марки "Лотос". Экскурсия в "Лотос Карз Лимитед" оставила двоякое ощущение. С одной стороны, весь "завод" располагался во дворе железнодорожной гостиницы и не внушал большого доверия. Но с иной - как раз в этом месте собирали шасси для гоночных "вэнуоллов" "Формулы 1". Обстоятельно побеседовав с Чэпменом, Грэм понял - вот то, что он искал, как раз с этими людьми он будет ближе всего к миру самых совершенных автомобилей. Два года он работал механиком в "Лотосе" и в конце 1955 года Колин Чэпмен предложил ему изведать свои силы за рулем "Лотоса". Хилл тут же показал второе время. К величайшему своему удивлению Грем нежданно понял, что он славный шофер, и решил работу механика совмещать с профессией автогонщика. Хилл стал личным механиком Клиффа Эллисона, первого номера команды "Лотос", и на его автомобиле участвовал в различных соревнованиях. В конце 1957 года он одержал свою первую победу - в Рождественском кубке в Брэндс-Хетч.

Дебют Хилла-старшего в чемпионате мира состоялся 18 мая 1958 года в Монте-Карло. Стартовав с пятнадцатой (из шестнадцати) позиции, он продержался только до семидесятого круга - подвела коробка передач. Дальше было не лучше. К концу чемпионата он не набрал ни одного очка, сойдя с трассы в семи гонках из одиннадцати. Неудачи преследовали Хилла и в следующем сезоне - пожар в Монако, пробитый камнем радиатор во Франции, поломка коробки передач на берлинском АФУСе.

В 1960 году Хилла пригласили в "Бритиш Рэйсинг Моторз". Но пилоты этой команды только трижды добирались до финиша. Хотя Грэму удалось нарыть "бронзу" в Нидерландах, а в Сильверстоуне он более того лидировал и установил рекорд круга. Однако Альфред Оуэн, обладатель "конюшни", был не в восторге от таких результатов. В 1961 году он сменил главного конструктора и поставил перед командой ультиматум: виктория в Гран-при либо ликвидация команды.

Результат оказался поразительным. С совсем новым автомобилем "Р61" Хилл, на счету которого до этого в 32 гонках было всего семь очков, стал... чемпионом мира, выиграв Гран-при Южной Африки, Голландии, Германии и Италии! Впервые в Ф1 первенствовал британец из английской команды на автомобиле, сконструированном и построенном в Великобритании. Можете себе представить, как неистовствовали английские болельщики! Национальный триумф. Хилл в один момент стал еле-еле ли не самым популярным человеком Соединенного Королевства. Однако сам он оценивал свой счастливый момент достаточно скромно: "В следующем году первым мне наверное не быть. А звание чемпиона совсем не свидетельствует, что я - наилучший гонщик. Им навечно останется Стирлинг Мосс".

В 1963-м Хилл и действительно не стал чемпионом: победив в США и Монако, он остался вторым. Шестьдесят четвертый - опять вторая строчка в итоговой таблице. Правда, очков Грэм набрал больше всех, но короны его лишили существовавшая тогда организация начисления очков и Лоренцо Бандини. Итальянец, чтобы снабдить титул своему товарищу по "Скудерии Феррари" Джону Сертизу, убрал с трассы Хилла на последнем этапе в Мексике. Тогда Грэм, со свойственным ему сарказмом, послал маленькому итальянцу учебник "Практический вектор движения вождения автомобиля для начинающих". Да, сейчас он уже не был "лучшим механиком посреди гонщиков и лучшим гонщиком посреди механиков". Как-то скрыто, исподволь Хилл превратился в одного из лучших пилотов мира. В 1965 году он в третий раз кряду стал вице-чемпионом, попутно обучая гоночным премудростям новичка из Шотландии Джеки Стюарта. Который сильно скоро освоил эту науку и уже в следующем сезоне совсем затмил своего старшего коллегу, отодвинув его на пятое местоположение.

В начале 1966 года он решил оставить из "Формулы-1" и принял предложение богатого американца Джона Мекома обозначиться в Индианаполисе. Меком приобрел купил три "Лолы", три самых мощных мотора "Форд" и за руль решил усадить Хилла, Стюарта и двукратного победителя "Инди-500" Роджера Уорда. И Хилл выигрывает самую престижную в Америке гонку. На гонорар был приобретен двухмоторный авиалайнер.

А в сезоне 1967 года он сызнова очутился в "Лотосе". "Я, конечно, не так талантлив, как Кларк или Стюарт, но я умею вкалывать, и вследствие этого мне временами удается их обгонять". Действительно, первым на старте голландского Гран-при, первым стоял Грэм на "Лотос-49-Косворт". Смерть Кларка в апреле 1968 года стала для Хилла настоящей трагедией. "Уж если конец настигла Джима, то никто из нас не застрахован от этого и подавно," - сказал он в одном из беседа.

Тем не менее кончина Кларка сделала Грэма первым гонщиком "Лотоса". Хотя потом почему-то принято стало мнить, что "Лотос-49" был безоговорочно лучшей машиной сезона и сам вез своего пилота к победам, чемпионат ни капельки не превратился для Хилла в легкую прогулку. На старте в Испании он только шестой, во Франции - девятый, в Бельгии - и отнюдь четырнадцатый. Победив в трех гонках, в трех финишировав вторым и в одной четвертым, он второй раз в своей карьере стал чемпионом мира.

1969 год принес Хиллу пятую победу в Монте-Карло и жуткую аварию на Гран-при США в Уоткинс-Глен. Механик незакрутил гайку на колесе во время остановки в боксах. "Лотос" потерял управление, а Грэм вылетел из машины. Переломы ног, ребер, множественные ушибы: никто не надеялся, что экс-чемпион сможет возвратиться в автогонки. Хилл выкарабкался благодаря чудовищной силе воли, и через всего пять месяцев вышел на старт Гран-при Южной Африки. И все-таки авария в Уоткинс-Глен по сути дела поставила крест на его карьере в "Ф1". Стал напоминать о себе возраст - как никак пятый десяток. А в "Формулу-1", сообща с новым поколением конструкторов, пилотов и владельцев команд нахлынули громадные денежки. Спонсоров становилось больше, романтика постепенно улетучивалась, уступая местоположение трезвому расчету. Сильные "конюшни" им уже не интересовались, а на частном "Лотосе" команды Роба Уокера он с семью очками занял только 13 местоположение в чемпионате 1970 года. В следующем сезоне перешел в "Брэбхэм", но за два года набрал всего пять очков, и свежий хозяин этой "конюшни", прагматичный Берни Экклстоун без колебаний уволил уже пожилого экс-чемпиона.

Кого-нибудь другого фатум, может быть, немедленно же заставила бы "вылезти на пенсию", но оттого что Грэм не бессмысленно слыл "железным". Он не мог разрешить себе роскошь оставить побежденным. Мощным аккордом в завершение его активной гоночной карьеры стала великолепная виктория в Ле-Мане, одержанная совместно с Анри Пескароло. Грэм Хилл до сих пор остается единственным обладателем удивительной "короны": виктория в чемпионате "Формулы-1", в "Инди-500" и в "24 часах Ле-Мана".

Нужно было покидать. Но как? Грэм выбрал единственно вероятный для себя схема. Он... остался! 13 января 1974 года в Гран-при Аргентины дебютировала новая команда "Формулы 1", созданная Хиллом на табачные капиталы "Эмбэсси". Машину купили у Эрика Бродли - это была всего только "Формула 5000" с мотором Ф1. Зато какое раздолье для инженера Хилла - вынудить менее безупречный авто спешить так же резво, как "Феррари", "Лотос", "Макларен"! И в Брэндс-Хетч, на той самой трассе, куда без малого четверть века вспять он пришел обучаться водить автоагрегат, Грэм занял шестое местоположение, принеся собственной команде первое очко.

29 ноября 1975 года шестиместный авиалайнер "Пайпер Ацтек" (так называлась та самая "индикаровская" "Сессна") вылетел из Марселя в Лондон. Вел авиалайнер Грэм Хилл - он торопился на обычный слет механиков формулы 1, ежегодно проводившийся в конце сезона. Во Франции они испытывали новую модель автомобиля, и на борту находилась команда "Эмбэсси Хилл Рэйсинг" без малого в полном составе. Вместе с инженерами в салоне был гонщик Тони Брайз - восходящая звездочка британского автоспорта, на которого Хилл возлагал большие надежды. Самолетик удачно пересек Ла-Манш и взял вектор движения на Лондон. Но столица встретила их густым туманом, топливо кончалось, вследствие этого Грэм решил исполнить вынужденную посадку. За немного километров от аэродрома Эльстри он присмотрел поле для игры в гольф и стал снижаться... То ли Хилл сам неверно рассчитал траекторию, то ли это был здоровый порыв ветра, но авиалайнер грубо бросило в сторону - прямо на верхушки окружавших площадку деревьев. Зацепившись на них крылом, "Пайпер Ацтек" потерял управление и рухнул на землю. Чудовищным ударом разорвало топливный бак... Спустя некоторое время бригада спасателей обнаружила на месте трагедии обгоревшие останки шести джентльмен, которые нельзя было более того идентифицировать. "Мне нравится летать, хотя не могу вымолвить что больше, чем пилотировать гоночные машины. В полете страсть сколько от похождения, но на практике отсутствует состязательность, так что порог риска немаловажно ниже," - признался как-то Грэм Хилл.

Кто знает, может быть, останься он в живых, команда "Хилл" достигла бы таких же высот, как "Вильямc" или "Макларен". Зная трудолюбие и упорство самого Хилла, такое не возбраняется допустить. Но для этого Грэму пришлось бы из инженеpa-механика, беззаветно влюбленного в гоночные автомобили водителя-испытателя "эпохи романтизма" обратиться в жесткого дельца, бизнесмена, для которого отношения со спонсорами завсегда будут на первом месте, а число оборотов гоночного мотора - в лучшем случае, на втором.

Так же читайте биографии известных людей:
Гренвилл Холл Granville Stanley Hall

Окончил Уильямс-колледж, Объединенную теологическую семинарию и Гарвардский университет (где в 1878 получил степень доктора философии), учился в..
читать далее

Грета Гарбо Greta Garbo

Грета Гарбо - известная на весь мир шведская и американская актриса. Родилась 18 сентября 1905 года. Имя при рождении Грета Ловиса..
читать далее

Грета Скаччи Greta Scacchi

Впервые привлекла к себе внимание после роли бабушки в сериале `Жара и пыль` (1983) и секретарши в фильме `THE COCA - COLA KID` (1985).
читать далее

Григол Мгалоблишвили Grigol Mgaloblishvili

Премьер-министр Грузии с ноября 2008 года. Ранее работал в системе министерства иностранных дел Грузии, в 2004-2008 годах был послом Грузии в Турции.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий