Известные люди

»

Григорий Охай

Григорий Охай Grigory Ohay Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 5.1.1917
С 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году и курсы усовершенствования офицерского состава в 1941 году.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

Григорий Охай родился 5 Января 1917 года в городе Токмак, нынче Запорожской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, потом - Рабфак и 1 вектор движения Мелитопольского педагогического института. Работал на дизелестроительном заводе. С 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году и курсы усовершенствования офицерского состава в 1941 году.

Григорий Ульянович Охай был воздушным воином без малого всю свою сознательную существование. Участвуя в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов, на бомбардировщике СБ, он летал замыкающим в строю. Первая военная фортуна - точное бомбометание и подрыв крупного минного завода на окраине города Сортавала. Первая боевая награда - медаль "За отвагу". И первая боевая утрата, запомнившаяся на всю существование, - погибель друга, Никифора Паршинцева, от пуль вражеского истребителя. Наверное аккурат тогда он и решил сделаться лётчиком - истребителем, чтобы мстить врагам.

В отрезок времени Великой Отечественной войны стремительно переучившись на Як-1 и, став инструктором, он подготовил на этой машине до 300 лётчиков. В 1943 году и сам прочувствовал злость фронтового неба, сражаясь в составе 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка сшиб 6 самолётов противника.

В 1950 году Охай стал заместителем командира полка, освоил МиГ-15, а следом отправился в "специальную командировку" в Корею. В Марте 1951 года они пересекли рубеж и вскоре начались бои. Первую схватку босс воздушно - стрелковой службы 523-го авиаполка Г. У. Охай, или, как его называли, китайский всенародный доброволец - лётчик Гу - О - Хай, провёл 22 Июня 1951 года, когда 8 МиГ-15 встретили 32 "Сейбра". В завязавшемся бою начальник звена Иван Тюляев сумел сшибить "Сейбр", тот, что был ограничен в маневре ( у него не сбросился подвесной топливный бак ). Наша группа вернулась без потерь. Затем было как собак нерезаных других вылетов и боёв...

Как - то захворал начальник полка Карасёв, и Охаю, имевшему уже 16 боевых вылетов, возложили быть ведущим группы в 24 самолёта. Вышли на перехват противника в район Тейсю и увидели шестёрку "Метеоров" на малой высоте. Те одним духом встали в оборонительный круг - у каждого по 4 пушки и хвостище славно защищён. Первая штурмовая вылазка "МиГов" не удалась: прыть больше километров на 300, больше и радиус виража... Тут их не брать, решил ведущий и подал команду: "Всем выход вверх направо, атакуем с полупереворота !"

Маневр получился удачным. Открыв пламень с 400 метров Охай зажёг единственный из "Метеоров", потом ещё единственный. Пары Тюляева, Шеверева и Разорвина сшибли ещё по одному самолёту. Из шестёрки "Метеоров" спасся что ни на есть заковыристый - он в крутом пикировании ушёл к земле, и его, камуфлированного, потеряли из виду. Весь махач длился 5 - 7 минут...

За отрезок времени своей деятельности дивизия Генерала Г. А. Лобова, в которой служил Охай, записала на свой счёт 303 сбитых вражеских самолёта ( без малого 10 авиаполков ! ) и в 10 раз меньше потеряла. Поршневые "Мустанги" наши лётчики в расчёт не забирали. Достойным противником были новейшие реактивные "Сейбры". На вираже их в прицел не "загонишь": почувствовав угроза, америкосский лётчик выпускал предкрылки, терял прыть и закручивал разворот или вираж с меньшим радиусом, чем МиГ-15, у которого предкрылков не было. На высотах больше 8 км возможности в маневрировании уравнивались, если не считывать, что в отличии от "МиГа" мотор "Сейбра" имел форсаж, что позволяло кратковременно и грубо увеличивать прыть, отрываться от атакующих или настигать уходящих.

Американцам выгоднее было биться на малых высотах, оттого что "Сейбр" имел больше результативные воздушные тормоза. Используя их на высотах до 1000 метров, он мог, грубо погасив прыть, произвести переворот посредством крыло, и у него хватало рулей, чтобы вылезти в горизонтальный полет у земли. Сделай за ним эту же фигуру пилотажа свой лётчик, МиГ-15 врезался бы в землю.

Зато на больших высотах и в бою на вертикальных маневрах МиГ-15 с больше мощным двигателем и грозным пушечным вооружением имел перед "Сейбром" несомненные преимущества. Соответственно этому строилась и тактика воздушного боя. Более экономичные двигатели "Сейбра" давали вероятность американцам дольше находиться в воздухе. Наши, напротив: увидел - занял выгодное положение - тотчас атакуй !

Об истребителе МиГ-15 Охай отзывался сильно тепло, в особенности выделял его выносливость к боевым повреждениям. Рассказывал, как 19 Августа 1951 года, затем тяжёлого боя 28 наших самолётов с 30 "Себрами", лётчик Чуркин стандартно приземлил на аэродроме Аньдун свою машину, имея в ней 57 пробоин.

Однажды было получено извещение - идет большая группа В-29. Немедленно на перехват ! Одну из восьмёрок "МиГов" повел Охай. Встретив группу В-29, они свалились на них со стороны солнца и немедленно зажгли немного машин. Поймав в прицел ведущего колонны, Григорий открыл пламень.

- На фюзеляже и центроплане В-29 при каждом попадании моего снаряда появлялись отметки, похожие на вспышки мощных электроламп, - вспоминал позднее Охай. - Потянулся дым, и как черт из табакерки всю громаду В-29 разом охватило полымя ! На долю секунды махина как бы остановилась, опосля у неё отвалилось крыло, и она штопором пошла вниз. Забелели купола раскрытых парашютов. На земле сбитых американцев поджидали корейцы...

После ряда тяжёлых поражений В-29, американцы решили жать и устрашать наших лётчиков численностью. На прикрытие боевой группы В-29, в частности, стали отсылать до 150 истребителей. Но если забрать данные только одного полка, в котором служил Охай, то и такая тактика не шибко помогла американцам: полк сшиб 102 самолёта, потеряв 17 своих машин и 5 лётчиков. Григорий Ульянович Охай за отрезок времени своей деятельности в Корее совершил 122 боевых вылета, уничтожил 11 самолётов и, участвуя в 86 воздушных боях, не был ранен, а его "МиГ" получил всего одну пробоину и немного вмятин на крыле. Единственная пулька застряла в элероне. Техник выудил её, передав командиру в качестве сувенира. Долгое время она хранилась у него, как память о тех днях.

13 Ноября 1951 года Григорию Ульяновичу Охаю, лично сбившему в боях Великой Отечественной войны и при выполнении интернационального долга в Корее 17 самолётов противника, в Кремле вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза. За отрезок времени своей боевой деятельности он совершил больше 300 успешных боевых вылетов.

С 1960 года Полковник Охай - в запасе. Жил в Днепропетровске, до 1978 года работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Речкалов Grigory Rechkalov

Генерал-майор авиации (1957). Чл. КПСС с 1942. В Сов. Армии с 1938. Окончил Пермскую воен. авиац. школу лётчиков (1939) и Военно-возд. акад. (1951).
читать далее

Григорий Сапожников Grigory Sapozhnikov

В свои неполные 25 лет Григорий Сапожников успел совершить многое - к моменту гибели на счету отважного лётчика числилось 7 сбитых самолётов..
читать далее

Григорий Седов Grigory Sedov

Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а через два года - звания..
читать далее

Григорий Сук Grigory Suk

В Сентябре - Октябре 1916 года Григорий Сук совершил 19 боевых вылетов общей продолжительностью 27 часов 15 минут. За проявленную доблесть он был по..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий