Известные люди

»

Давид Штраус

Давид Штраус David Straus Карьера: Философ
Рождение: Германия, 27.1.1808
Германский философ, историк, теолог и публицист, родом из Вюртемберга.

Учился в духовной евангелической семинарии в Блаубейрене (в Вюртемберге), где одним из его учителей был известный богослов, потом основатель тюбингенской школы, Христиан Баур, далее в духовном институте (Stift) при тюбингенском университете, куда при нём был переведён на кафедру церковной истории Баур, но остальные кафедры были заняты ортодоксальными пиетистами.

Вынесший из дома хорошее знакомство с Библией и сильное религиозное ощущение, Штраус долговременно противился рационалистическому влиянию своего профессора; но исследование трудов Шлейермахера и в особенности Гегеля поколебали его, не до такой степени, и все-таки, чтобы принудить отступиться от места викария в Клейн-Ингерсгейме (в Вюртемберге, 1830).

В 1831 г. Штраус был назначен преподавателем еврейского и греческого языков в семинарию в Маульбронне. Там одним из его учеников был Э. Целлер, на всю бытие оставшийся его другом.

В ноябре 1831 г. Штраус оставил местоположение и поехал в Берлин, с целью послушать лекции Гегеля и Шлейермахера; но первого он уже не застал в живых. Во время пребывания в Берлине у Штрауса созрел проект и основная мысль его работы Жизнь Иисуса. Он тогда уже ясно сознавал угроза её для него лично, но смело шёл ей навстречу.

В 1832 г. он занял местоположение репетитора в богословском институте в Тюбингене и тогда же начал читка лекций по философии в тюбингенском университете. Лекции эти безотлагательно создали ему громкую славу.

В 1835 г. вышла в двух томах его книжка Das Leben Jesu (Тюбинген; 4 изд., 1840), которая произвела чертовски сильное ощущение и на богословов, и на публику, хотя была написана в форме, малодоступной для неспециалистов. Исходя из принципов гегелевской философии, разбирая содержание источников (главным образом Евангелий) и развивая свою теорию образования мифов, Штраус не отрицал исторического существования личности Иисуса, но находил, что большая доля представлений о нём имеет позднейшее происхождение, и пытался узнать, из каких греческих, еврейских и восточных элементов составились эти представления. Книга вызвала оживленную и ожесточённую полемику; между прочим, Эшенмайер выпустил супротив Штрауса брошюру: Der Ischariotismus unserer Tage. Книга Штрауса была одним из толчков к разделению школы Гегеля на правых и левых гегельянцев; она же послужила исходным пунктом для создания тюбингенской школы учителем Штрауса, Бауром, опиравшимся на работа своего ученика. Штраус за свою книгу был лишён своего места и перемещен на место учителя в младших классах в лицей в Людвигсбурге, которую он резво (1836) оставил, чтобы посвятить себя только свободной литературной деятельности и поселился он в Штутгарте.

В 1837 г. он выпустил в свет три брошюры в реакция своим критикам, под общим заглавием Streitschriften (Тюбинген). В следующие годы появилось немного новых работ Штрауса: Charakteristiken und Kritiken (Лейпциг, 1839; 2-е изд., 1844); Ueber Vergдngliches und Bleibendes im Christentum (Альтона, 1839).

В 1839 г. Штраус был приглашен на вакантную кафедру богословия в Цюрих. Приглашение состоялось вслед за тем 3-летней борьбы, имело нрав политический и вызвало революцию, приведшую к падению правительства. Штраус получил отставку, не вступив ещё в пост, с 1000 франками пенсии. Это событие было большим несчастьем для Штрауса и в материальном смысле (писательский заработок его мог быть только отчаянно скуден, а пользоваться цюрихской пенсией он не считал себя вправе и расходовал её на поддержку различных учебных заведений в родном Людвигсбурге), и ещё больше в нравственном, потому как он чувствовал в себе призвание к кафедре и страдал без неё.

В 184041 гг. появилось в свет его второе большое сочинение: Die christliche Glaubenslehre in ihrer geistlichen Entwickelung und im Kampfe mit moderner Wissenschaft (2 т., Тюбинген), отличающееся чисто полемическим характером.

В 1842 г. Штраус женился на певице Шебест и переселился из Штутгарта в Зоннтгейм (близ Гейльброна). Ко времени его семейной жизни относится ослабление его научной деятельности, но зато отрезок времени с 1840 по 1844 г. представляет расцвет деятельности поэтической.

Штраус ладно владел стихом и обладал поэтическим чутьем.; его поэтические произведения не занимают в особенности видного места ни в немецкой поэтической литературе, ни в деятельности самого автора, но всё-таки имеют бесспорные достоинства. Его стихотворения собраны в посмертном сборнике Das Gedenkbuch (в 12-м т. Сочинений); туда вошли и стихотворения, при жизни Штрауса не напечатанные. После 1844 г. падает ещё и его поэтическая занятие.

В 1847 г. Штраус навечно разошёлся со своей женой. С этих пор он стал мрачным, раздражительным, склонным к одиночеству; сближение с ним сделалось чертовски трудным, и только с немногими старыми друзьями он поддерживал ещё отношения; позднее он сблизился с Куно Фишером, Гервинусом и некоторыми др. Он не мог оставаться на одном месте и вечно переселялся из города в городок. Зато с 1847 г. снова начинается его научная и литературная служба. После нескольких статей биографического и эстетического содержания он выпустил в свет брошюру, наделавшую жуткий шум: Der Romantiker auf dem Thron der Cдsaren (Мангейм, 1847) в ней характеризуется император Юлиан и его ближайшие советники, но так, что в Юлиане каждый нетрудно узнавал тогдашнего короля прусского Фридриха-Вильгельма IV, в советниках Юлиана Шеллинга, Бунзена и других современных деятелей. Таким образом, эта служба не историческое изучение, а политический памфлет, в котором Штраус обнаружил, рядом с глубокими историческими знаниями, замечательное искусство политического памфлетиста (в дальнейшем появилось непочатый край подражаний брошюре Штрауса; так, историк Квидде в своём Калигуле изобразил императора Вильгельма II).

В 1848 г. людвигсбургские либералы предложили Штраусу кандидатуру во франкфуртский парламент: он принял её и безотложно из тиши своего учёного кабинета перешёл на арену активный политической борьбы. В своих речах на народных собраниях, которые он издал в сборнике Sechs theologisch-politische Volksreden (Штутгарт, 1848), он высказался за свободу слова, за суд присяжных, но вкупе с тем, к удивлению многих, за сохранение монархии и супротив республиканских стремлений. На выборах во франкфуртский парламент, при всем при том, прошёл его враг пиетист Гофман, но зато Штраус был избран в вюртембергскую палату депутатов (май 1848 г.).

Сверх всякого ожидания, в палате он занял промежуточное положение между радикальным большинством и консервативным меньшинством; в особенности грубо это сказалось во время прений по поводу расстрела Роберта Блума Виндишгрецем: не защищая Виндишгреца, Штраус возражал супротив всяких выражений протеста по этому поводу и, таким образом, на практике сблизился с консерваторами. Недовольные этим избиратели потребовали от него сложения мандата, что Штраус и сделал, но не безотлагательно, а только сквозь немного недель (декабрь 1848 г.).

Вообще парламентская занятие Штрауса не была в особенности успешна. Как он сам рассказал потом в своей автобиографической записке Literarische Denkwьrdigkeiten (вошла в его Kleine Schriften, Лейпциг, 1862), он не обнаружил ораторского таланта: он мог что надо калякать подготовленные речи, но не был годен для живых парламентских споров. Ещё печальнее для его успеха в парламенте было его стремление более того в деталях сберечь свою самостоятельность и нежелание слушаться партийной дисциплине; хотя вообще-то, сделаться в ряды какой-либо партии было и нереально для него, ввиду совершенной своеобразности его миросозерцания, в котором причудливым образом последний радикализм научно-философской мысли переплетался в консерватизмом политических убеждений.

С 1849 г. он ещё раз только занялся научной работой. Из целого ряда сочинений, написанных им в следующее десятилетие, в особенности выдаётся появившаяся в 1858 г. история жизни Ульриха Гуттена (российский перевод, СПб., 1897); кроме прежней глубины исторического исследования, он обнаружил в ней солидный чисто писательский талант: речь его дышит в этом месте глубоким и искренним воодушевлением.

В 1864 г. Штраус заново переработал свою первую книгу и выпустил её в свет под названием Das Leben Jesu fьr das deutsche Volk bearbeitet (Лейпциг, 1864; 12 изд., Бонн, 1902). В ней он основывался на труды тюбингенской школы, пользовался отчасти и Ренаном, за год перед тем выпустившим свою знаменитую Vie de Jйsus (в которой, хотя вообще-то, сам находился под сильным влиянием Штрауса), и пытался обрисовать исторический образ Иисуса на основании достоверных сведений. Книга эта не имела того громадного значения, как первая служба на ту же тему; это объяснялось тем, что Vie de Jйsus Ренана, несмотря на существенно меньшую научность, больше нравилась публике, так как давала больше положительных выводов, и нарисованный в ней образ Иисуса являлся значительно больше цельным и полным, чем у Штрауса, исторический скептицизм которого отрицал саму вероятность вручить таковой образ; для специалистов же книжка Штрауса давала самое малое существенно нового.

Дальнейшие работы Штрауса:

Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte, eine Kritik der Schleiermacherschen Lebens Jesu (Б., 1865),

Die Halben und die Ganzen (Б., 1865),

лекция Lessings Nathan der Weise (Б., 1865),

жизнеописание Вольтера Voltaire, sechs Vortrдge (Лейпциг, 1870; изданная на русском языке под редакцией Б. Протопопова книжка Вольтер. По Коллини, Ваньеру, Штраусу и др., СПб., 1899 г. на самом деле перевод книги Штрауса с небольшими сокращениями и смягчениями).

В 1870 г. Штраус обменялся несколькими тогда же напечатанными письмами с Ренаном по поводу франко-прусской войны. Эти письма дышат ненавистью к развращённой французской нации, немецкой национальной гордостью, преклонением перед Бисмарком и Мольтке и торжеством победы и представляют резкий контраст с гуманными письмами Ренана, в которых Ренан выражает скорбь по поводу торжества варварства над культурой. Письма вошли в состав новых изданий Kleine Schriften и переведены на российский язык в приложении к книге Э. Лавелэ Современная Пруссия (СПб., 1870).

В 1872 г. вышла в свет книжка Штрауса Der alte mid der neue Glaube. Ein Bekenntniss (Лейпциг, 1872). В ней четыре главы под названиями:

Христиане ли мы ещё?,

Имеем ли мы ещё религию?,

Как понимаем мы мир?,

Как устраиваем мы нашу существование?

Книга эта представляет предсмертную исповедь мыслителя. Мы в ней авторское; под ним следует разуметь самого Штрауса и его единомышленников, а не какую-либо больше определённую общественную группу. На основополагающий вопросительный мотив он отвечает решительным отрицанием. На второй вопросительный мотив он отвечает, что никакой догматической религии не признает, а в том немногом, что ещё сохраняет из области религии, стоит на почве абсолютно отличной от той, на которой держатся религиозные представления. На третий вопросительный мотив он отвечает подробной защитой дарвинизма и материализма; это концевой период в развитии Штрауса, идеально отменный от того гегельянства, на почве которого он стоял в первых своих трудах.

Последняя глава посвящена политическим вопросам. В ней Штраус заявляет: Я буржуа и горжусь этим; но вкупе с тем он желает сохранения дворянства и монархии, которую считает единственно возможной формой культурного человеческого общежития; в интересах сохранения дворянства он отстаивает принцип майората; отрицая равенство между людьми, он с презрением относится к идее социализма; для него история ни в жизнь не перестанет быть аристократкой; бессрочный мир в его глазах иллюзия, и притом нехорошая иллюзия; он враг свободы стачек и жаркий защитник смертной казни, радующийся твёрдости Бисмарка при её отстаивании и опасающийся только мягкосердечия императора Вильгельма I, тот, что, пожалуй, будет уж очень просторно пользоваться своим правом помилования и тем парализует важность этой меры.

Безусловный недруг всеобщего голосования, Штраус, сообща с тем, безусловный и жаркий сторонник свободы слова, мысли и совести во всех её видах. Книга эта вызвала солидный гул, здорово читалась (к 1895 г. достигла 14-го издания), но немного кого удовлетворила: одних она оттолкнула радикализмом своей философской части, других консерватизмом политической. Соединение этих двух элементов представляет своеобразную черту мировоззрения Штрауса, тем больше странную, что поиски за её объяснением в личной биографии Штрауса, представляющей собой историю преследований и страданий, не могут привести к положительным результатам. Точно так же всякие подозрения в неискренности, в корыстных соображениях и т. п. в применении к Штрауса радикально не имеют места: от своего консерватизма он ничего не получил и не мог получить; напротив, его мужество в высказывании наиболее невыгодных для него, наиболее непопулярных убеждений признавали более того его враги.

Для объяснения его политического консерватизма создавались разные гипотезы; Ланге приводил в причинную связь материализм и консерватизм у Штрауса; Михайловский объяснял консерватизм Штрауса отсутствием каких бы то ни было идеалов.

Критикам своей книги Штраус отвечал брошюрой Nachwort als Vorwort (Бонн, 1873; она включена в позднейшие издания книги Der alte und der neue Glaube). После смерти Штрауса Целлер издал в 12 т. его Gesammelte Schriften (Бонн, 187678; собрание не окончательно полное, уж очень специальные богословские работы в него не вошли; отдельные тома переиздавались следом непочатый край раз), позднее он же издал его Ausgewдhlte Briefe (Бонн, 1895).

Так же читайте биографии известных людей:
Давид Тавзадзе David Tavzadze

Окончил Тбилисский университет, ИНЯЗ и высшие курсы переводчиков-синхронистов, защитил диссертацию в Институте философии. Свободно владеет русским и..
читать далее

Давид Драгунский David Dragunskiy

Родился в бедной еврейской семье. После окончания школы в Новозыбкове Брянской области по комсомольской путевке направляется на стройку в Москву,..
читать далее

Давид Фаррагут David Farragut

Фаррагут Дэвид Глазго (1801-1870) - первый адмирал на флоте США, Фаррагут прославился не столько действиями в открытом море, сколько смелыми..
читать далее

Давид Джабидзе David Dzhabidze

К Марту 1945 года совершил 245 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 19 и в составе группы 2 самолёта противника, провёл 37 штурмовых..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий