Известные люди

»

Дени Дидро

Дени Дидро Denis Diderot Карьера: Философ
Рождение: Франция» Лангр, 5.10.1713 - 31.7
Дени Дидро - французский писатель, философ-просветитель и драматург. Родился 5 октября 1713 года.Дени Дидро является основателем Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел (1751), создателем тех идей Просветительного века.

Отказавшись от церковной карьеры, зарабатывал на существование (папа отказал ему в содержании) частными уроками и случайными статьями в журналах, неплохие гроши доставляло сочинение проповедей. Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделался в этом окружении непререкаемым авторитетом.

В 1741 Дидро влюбился в Антуанетту (Нанетту) Шампьон, жившую в огромный бедности с овдовевшей матерью. Они решили вступить в брак, и он отправился в Лангр обнародовать об этом и стребовать причитающуюся ему долю семейного состояния, и все-таки отцу удалось посадил его в тюрьму. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались. Супруги не сильно подходили приятель для друга: Дидро не был верным мужем, а Нанетта с годами сделалась невыносимо сварливой; тем не менее они не расставались до смерти.

В начале 1740-х годов Дидро доверили перевести Рассуждение о достоинстве и добродетели (Inquiery Concerning Virtue and Merit) Шефтсбери, в ту пору немного известного во Франции. На страницах этой работы (в значительной степени самостоятельной) он предстает ещё теистом, но уже год через в Философских мыслях (Penses philosophiques), своего рода опровержении Мыслей Паскаля, он выступает как скептик и вольнодумец. К этому времени Дидро-философ уже добился зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но в свое время всего - как о поборнике скептицизма. Напечатанные без имени автора Философские мысли имели важный счастливый момент, выразившийся ещё в публичном сожжении.

Вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером он получил приглашение сделаться во главе огромного нового начинания, названного, Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (Encyclopdie, ou Dictionaire raisonn des sciences, des arts et des mtiers). Издатель на первых порах рассматривал тот самый словарь легко как перевод Энциклопедии Э.Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Даламбера тот превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Тогда же Дидро напечатал эпикурейский роман в духе 'либертинства' Нескромные сокровища (Les Bijoux indiscrets).

После Философских писем репутация Дидро подверглась новому испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое Письмо о слепых в назидание зрячим (La Lettre sur les aveugles l'usage de ceux qui voient). Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел рядом четырех месяцев.

По выходе из тюрьмы служба над Энциклопедией возобновилась, к ней привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, охватывая Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом 'древа знания' Ф.Бэкона, хотя вообще-то, немного подправив 'древо', так что религиозная вера оказывалась без затей ветвью философии, а история представала скромным разделом памяти. Особой заботой редакторов было сочетание 'словарного' (алфавитного) порядка статей, удобного для обычного читателя, с предположительно больше философским, 'энциклопедическим' охватом материала, для чего была изобретена сложная иерархическая организация перекрестных отсылок. Через эти отсылки статья, к примеру, ортодоксально религиозного содержания увязывалась с иной статьей, опровергавшей все основные тезисы первой. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет. На первых порах поддерживаемая властями, следом она приобрела могущественных противников, в особенности посреди иезуитов, и немного раз приостанавливалась королевскими эдиктами. Когда она была доведена до середины, ещё одним ударом стало отступничество Даламбера; последнее потрясение Дидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома осуществил цензуру статей.

Одним из основных поставщиков статей для Дидро был П.Гольбах, чей здание стал своего рода фабрикой, где переводились и откель распространялись труды радикального и атеистического характера. На обедах у Гольбаха Дидро встретился и свел знакомство с Д.Юмом, Д.Гарриком, Д.Уилксом и Л.Стерном.

Вскоре вслед за тем появления первого тома Энциклопедии Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых (La Lettre sur les sourds et muets), продолжавшее больше раннее Письмо о слепых. Оба Письма исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует 'врожденных идей', все знание приобретается из опыта. Письмо о глухих и немых содержит внезапный разворот мысли: раздумывая о том, как нужно представлять происхождение языка, когда существуют глухонемые, автор приходит к 'иероглифической' теории природы поэзии. В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может понадобиться 'ослепить себя', чтобы по-настоящему видать, и 'сделаться глухим', чтобы как следует чувствовать.

Связано с Письмами и другое сочинение Дидро этого периода - Мысли об объяснении природы (Penses sur l interprtation de la nature, 1753), серия размышлений о роли 'догадки' в науке. Незадолго до этого естествоиспытатель Ж.Л.Л.Бюффон подверг критике претензии математики на абсолютную образ в познании, и Дидро следом ему доказывал, что господство математики, которая представляет собой комплект условных формул и имеет занятие с абстрактными сущностями, ни капли не идентичными реальным явлениям, подходит к концу, и она должна уступить местоположение естественным наукам. Эта передышка, утверждал дальше Дидро, приведет к тому, что новая и творчески больше значительная образ будет принадлежать опытному знанию.

Около 1756 под впечатлением от ненароком попавшей ему в руки комедии К.Гольдони Настоящий приятель Дидро написал драму Побочный сынуля (Le Fils naturel), в развитии действия рядом следующую за пьесой Гольдони (местами два эти произведения без малого неотличимы), при всем при том стремящуюся придать конфликту больше основательный философский нрав. В сопутствующем пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного театра, порывающего с условностями классицизма. Недоброжелатели Дидро поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во Франции скромный счастливый момент, зато вторая пьеса Дидро, Отец семейства (Le Pre de famille), вошла в репертуар 'Комеди-Франсез'. Сочинения, в которых он изложил близкое разумение театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имели внушительный резонанс, в особенности за пределами Франции.

Через Ж-Ж.Руссо Дидро познакомился с немецким литератором Ф.М.Гриммом, тот, что издавал рукописный журнал 'Корреспонданс литерер', знакомивший королевских особ с культурной жизнью Парижа. Начиная с 1759 Дидро освещал в нем устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре - Салоны (Salons). Готовя эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников. Его пространные 'обозрения' по форме нередко представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы.

Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная организация эстетических взглядов, узко связанная с его этическими концепциями. Эта связь ладно видна на примере Парадокса об актере (Paradoxe sur le comdien). Сочинение было начато как отзыв о книге, посвященной английскому актеру Д.Гаррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актерской игре. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, оно затрагивало и больше широкую тему, так как Дидро обосновывает парадокс, в соответствии которому гений оплачивается высокой ценой - одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами.

В середине 1760-х годов, когда служба над Энциклопедией без малого закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил сбыть свою библиотеку. Его дружбан и работодатель Гримм, благодаря 'Корреспонданс литерер' неплохо знакомый с Екатериной II, предложил ей обрести библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем. Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 он отправился в Санкт-Петербург, где был принят с особыми почестями. В нескольких трактатах, написанных для Екатерины II в эту пору и позднее, Дидро пытался (без заметного успеха) разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости, написал замечания на план Наказа.

Путешествие подорвало его самочувствие, при всем при том Дидро ещё немного лет отдавал хоть отбавляй сил литературным проектам. Он приготовил большой материал для своего друга Г.Рейналя, писавшего Историю обеих Индий (Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал обширное Эссе о Сенеке (Essai sur Snque), где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи остался законченный крупный трактат по физиологии. В феврале 1774 его расквасил потрясение, и 31 июля того же года Дидро умер; его подруга жизни Нанетта воспрепятствовала попыткам поворотить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочка Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей ещё в 1765.

Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна - это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие громадный, но по существу только исторический интерес; другая - немного замечательных произведений в прозе, еле-еле известных современникам Дидро, но навалом говорящих современному читателю. Самое раннее из них - роман Монахиня (La Religieuse), в котором содержится великолепное изыскание психологии монашеской жизни, одинаково как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро не показывал Монахиню своим друзьям, хотя под финал жизни опубликовал роман в 'Корреспонданс литерер'. Еще большую скрытность он проявил в отношении вскоре набросанного, а может быть и написанного набело диалога Племянник Рамо (Le Neveu de Rameau). Это необычное произведение, которое так любили И.В.Гете (переведший его на немецкий), Г.В.Ф.Гегель (обращавшийся к нему в Феноменологии духа), К.Маркс (отдававший Дидро предпочтение перед всеми другими прозаиками) и З.Фрейд (нашедший, что тут предвосхищен Эдипов комплекс), за пределами сомнения, сам Дидро не собирался публиковать.

Произведение открыто для многих интерпретаций, при всем при том в определенном отношении представляет собой раздумье о природе гениальности. В диалоге участвуют философ (разрешается наречь его вторым 'я' Дидро) и его знакомый Жан-Франсуа Рамо, племянник выдающегося композитора Жана-Филиппа Рамо - сам неудавшийся композитор, опустившийся мужчина, тот, что погряз в нищете и прославился только экстравагантными теориями и шутками. Нужда заставляет его известия паразитическое наличие, фиглярством добывая себе хлеб и кров, и он излагает целую науку о паразитизме. Второе 'я' Дидро то забавляется, то испытывает к собеседнику омерзение, но признает, что опровергнуть его доводы нелегко. В этом, при всем при том, и нет особой нужды, так как для самого Рамо не секрет, что в его построениях есть фатальный изъян. Обманувшись во всех своих упованиях, он пытается приобрести опору в цинизме, но и цинизм оказывается ненадежной точкой отсчета.

В 1769 Дидро написал совершенный фантазии пародийно сократический диалог о материализме Сон Даламбера (Rve de d'Alembert). Дидро и Даламбер беседуют о Декарте, и Дидро развивает единственный из своих любимых материалистических парадоксов, состоящий в том, что вся материя наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вдогон за картезианцами изрекать о 'душе'. Последнее выдающееся литературное произведение Дидро, Жак-фаталист (Jacques le fataliste), написанное годом-двумя позже, навеяно Тристрамом Шенди Л.Стерна. Это пикарескный роман, перебиваемый отступлениями, внутри которых имеются свои отступления; в центре - безымянный Хозяин и его слуга Жак, действо состоит в их соперничестве приятель с другом за власть; верх без труда берет Жак. Взаимоотношения героев и переход власти из рук в руки воспринимаются как притча, обладающая многогранным содержанием: речь идет и о природе литературного вымысла, и об отказе повествователя служить смиренным слугой или пособником читателя, и о французском обществе и зависимости дворянства от третьего сословия, и о судьбе, о необходимости для каждого признать ее верховную верх. В диалоге Сон Даламбера Дидро размышляет о сущности материализма, в романе - о всесилии детерминизма. Живой и радостный нрав повествования напоминает сочинения Стерна, при всем при том парадоксальность и глубина - заслуга Дидро.

Так же читайте биографии известных людей:
Дени Папен Denis Papin

Дени Папен - французский физик, математик и изобретатель. Родился 22 августа 1647 года.Дени Папен является одним из изобретателей теплового..
читать далее

Дениз Ричардс Denise Richards

Дениз Ричардс - американская актриса. Родилась 17 февраля 1972 года. Стала известной благодаря роли в фильме Пола Верховена Звёздный десант.Помимо..
читать далее

Дениза Левертов Deniza Levertov

Дениза Левертов - американская поэтесса, одно из наиболее ярких имен в американской поэзии после Второй мировой войны. Родилась 24 октября 1923..
читать далее

Денис Гуцко Denis Gutzko

Денис Гуцко написал роман Без пути-следа о самом себе мальчике из русской семьи, которая сначала жила в Грузии, а потом в России. И у героя, и у..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий