Известные люди

»

Джеймс-Кларк Росс

Джеймс-Кларк Росс James-Clark Ross Карьера: Путешественник
Рождение: 15.4.1800
Джеймс-Кларк Росс (1800- 1862) принимал участие в семи арктических экспедициях, но прославился главным образом тремя экспедициями в Антарктику. Во время своего первого путешествия он открыл путь в Антарктиду, которым после него пользовались многие исследователи и который до сих пор считается самым удобным.

Джеймсу Россу было всего двенадцать лет, когда он попал во флот под руководство своего дяди, капитана Джона Росса (1777-1856). Ему было восемнадцать лет, когда Джон Росс в первый раз отправился в Арктику. Молодой Джеймс Росс сопровождал его на корабле "Изабелла", обошел с ним Баффинов залив и с ним же исследовал доля Баффиновой Земли. В то время капитан Джон Росс не имел ещё опыта в ледовых плаваниях, потому он не решился зайти в пролив Ланкастер, думая, что в нем есть мели, и вернулся домой, не узнав ничего интересного. Но юный Джеймс Росс уже успел повидать айсберги и ледяные поля, попробовать борьбу со штормами, туманами и сильными течениями.

Через год Джеймс Росс заново оказался в Арктике и в конце концов попал в пролив Ланкастер с экспедицией Парри. Корабли Парри прошли дальше в пролив Барроу, обследовали берега островов Баттерст и Мелвилл и зазимовали возле южного берега Мелвилла.

Парри еле-еле успел дописать доклад о своем путешествии, как ему пришлось снарядить два корабля - "Фыори" и "Гекла" - для новой экспедиции. Молодой Росс вновь поехал с ним. В тот самый раз они открыли пролив, отделяющий Баффинову Землю от полуострова Мелвилл, и назвали его проливом Фьюри и Гекла.

В 1824 году Джеймс Росс в третий раз поехал с Парри. Они пытались миновать на запад проливом Ланкастер, но ледовые условия были неблагоприятны, и им всего ничего что удалось соорудить. В дороге "Фьюри" потерпел аварию. В течение двадцати пяти дней команда всячески пыталась спасти судно, но в конце концов вынуждена была его оставить.

В 1829 году Росс опять плавал под командой своего дяди. Но на тот самый раз он уже выполнял ответственную и самостоятельную работу. Экспедиция отправилась на крохотном суденышке "Виктори", снабженном гребным колесом и маленькой паровой машиной. Это была первая слабая попытка применять механический мотор на экспедиционном судне, но агрегатина вскоре вышла из строя. "Виктори" проникла в пролив Принца-Регента вблизи места гибели "Фьюри". Полуостров, вдоль которого они плыли, Росс назвал Бутией - в честь Феликса Бута, давшего денег на экспедицию. Джеймс Росс совершил вылазку на берег этого полуострова и в первый раз определил местоположение Северного магнитного полюса. Он же открыл Землю короля Уильяма.

Экспедиция провела в этом районе четыре зимы кряду. Льды повредили судно, и его пришлось оставить. Люди вышли к проливу Ланкастер, где их подобрало китобойное судно и доставило в Англию.

В 1839 году Росс-младший был назначен командиром экспедиции, направлявшейся в южные полярные воды. В его предписание были предоставлены два старых военных судна: "Эребус" и "Террор". Они были тяжелы, тихоходны, но прочны, а прочность - крайне важное свойство для плавания посреди льдов.

"Эребусом" командовал Росс, "Террором" - Крозье. Целью экспедиции было штудирование земного магнетизма путем производства большого количества измерений в высоких южных широтах. Адмиралтейство доверяло Россу и дало ему свободу в выборе маршрута. Росс был сильно доволен тем, что, найдя Северный магнитный полюс, он имел в настоящее время вероятность разыскивать Южный.

Он полагал, что подойдет к нему ближе всего, если обогнет с востока землю, которую видел Уилкс.

В январе 1841 года Росс встретил поголовный пак. Наступило опробование его находчивости, воли и опытности. Он категорично пошел вперед, ломая ледяное поле. Из описаний позднейших путешествий в Южном полярном бассейне видно, что с антарктическими льдами нелегко биться более того пароходам, вооруженным мощными современными машинами, а суда Росса были парусными и не имели никаких вспомогательных двигателей. К тому же паруса были прямые, и это не позволяло шагать под острым углом к ветру, что весьма ограничивало вероятность лавирования.

Росс вошел во льды, из борьбы с которыми только немногие корабли выходили победителями. И его смелость была вознаграждена: прорвавшись сквозь ледяное поле, он вышел на широкое пространство открытой oроды.

После этого он обогнул мыс Адэр, двинулся к югу от него, не встречая льда, и 28 января под 78 южной широты увидел две величественные снежные вершины, возвышавшиеся без малого отвесно из льдов и моря. Это были вулканы, единственный из которых как раз в это время извергал пар, дым и пепелок. Тяжелые черные тучи пепла висели над ослепительно белыми снежными полями и ледниками. Росс назвал эти горы Эребус и Террор - в честь кораблей, которые принесли его в тот самый изумительный угол мира.

Вдоль берега тянулся колоссальный мерзлый обрыв высотой от 45 до 75 метров. Это был край исполинского ледника, сползавшего в море. Впоследствии тот самый ледник назвали Барьером Росса.

Росс произвел магнитные измерения и исследовал берег открытого им моря. Его наблюдения и расчеты показали, что Южный магнитный полюс лежит неподалеку от берега, внутри страны, защищенной ледяным барьером, горами и ледниками. Росс объехал море, которое сейчас носит его имя. С юга оно было ограничено гигантским ледяным барьером- стеной, тянувшейся на 500 километров. В январе 1841 года Росс добрался до 784' южной широты, но ему никак не удавалось осилить барьер. Он не нашел ещё ни одного подходящего местечка для зимовки. Тогда он опять повернул на север, пробился посредством пак и привел корабли к острову Тасмания.

Росс ещё два раза пытался подойти к Южному магнитному полюсу. Вторая попытка была сделана в 1842 году. На тот самый раз Росс подошел к берегам Антарктиды на 2200 километров восточнее, чем во время первой экспедиции. Ледовые условия не благоприятствовали путешествию, и он продвигался продолжительно и неторопливо. Тем не менее он побил свой свой рекорд.

В наши дни нелегко представить себе все трудности, которые встретил Росс во время своих антарктических путешествий. Россу дважды пришлось повстречать кончина лицом к лицу, но оба раза он с здоровущий находчивостью вышел из опасного положения. Однажды, когда корабли Росса пробирались посредством ледяные поля, их застигла ужасная цунами. Как бы ни был силен ветер, поголовный пак не дает волнам разбушеваться. Но в настоящее время пак был раздроблен и состоял из отдельных огромных льдин. Тяжелые льдины угрожали стереть все на своем пути.

Росс рассказывал позднее, что когда его корабли поднимались на гребнях волн, между ними оказывалась пропасть, которая кишела ударявшимися товарищ о друга льдинами. Казалось, что корабли вот-вот ринутся в эту пропасть и столкнутся. Однако волна прокатывалась, суда оказывались на противоположных сторонах ее, и с палубы одного корабля видны были только верхушки мачт другого.

Корабли в такой степени потеряли управляемость, что их не удавалось более того отвести приятель от друга на безопасное пространство. Вследствие ударов об лед у обоих были здорово повреждены рули. Когда цунами в конце концов стихла, суда подошли к противоположным сторонам здоровый плоской льдины и густо пришвартовались к ней. Плотники и слесаря сняли рули и единственный из них исправили, а прочий заменили новым. Кроме того, во время стоянки у этого своеобразного плавучего мастак были изготовлены запасные рули на эпизод новой аварии.

В прочий раз, когда оба корабля мчались в сумерках, подгоняемые бурей, как обухом по голове перед ними выросла громадная ледяная стена.

Быстро нарастал ор и шум прибоя. Росс положил "Эребус" на левый галс и пошел как разрешено круче к ветру. Он уже думал, что маневр удался, когда из темноты как черт из табакерки вынырнул "Террор", несшийся прямо на него.

На "Терроре" также отметили ледяную гору, но, не разобрав точное положение "Эребуса", попытались объехать айсберг правым бортом, то есть пошли как раз навстречу "Эребусу". Росс стремительно положил судно на иной галс, но столкновения уже воспрещено было избежать. Корабли ударились дружбан о друга с здоровенный силой. "Эребус" потерял бушприт, верхушку передней мачты и ещё немного снастей. Удар был так силен, что лапка якоря, висевшего у борта "Эребуса", пробила его прочную обшивку и полностью вошла вовнутрь.

После столкновения снасти обоих кораблей перепутались и сцепились. Ни единственный из них не мог маневрировать. Каждая проходящая волна толкала их приятель на друга. Непрерывно слышался треск ломаемых брусьев и раздавливаемых шлюпок. А цунами все время гнала сцепившиеся суда туда, откель доносился угрожающий вой прибоя. Наконец они расцепились.

"Террор", тот, что меньше пострадал, сызнова попытался объехать айсберг. "Эребус" же не мог развернуться, так как ледяная гора была уже совершенно рядом. Тогда Росс попытался заново изловить ветер. Это ему удалось, и с помощью откатывающихся волн прибоя он отвел судно чуть-чуть вспять, избежав серьезного столкновения с айсбергом. Однако длительно так держаться было нереально. Втоварищ Росс заметил промежуток в студеный стене. В сгустившемся мраке видна была только черная щель, но он надеялся, что за ней таится полоска чистой воды, разделяющая два айсберга. Он решил употребить последней надеждой на избавление и, поставив паруса полнее к ветру, устремился в узкое темное пространство. Его расчет оказался верным: расщелина имела выход, перед ним были две ледяные горы. Благодаря удивительному присутствию духа капитана и только напряженной работе всей команды "Эребус" успешно прошел посредством узкий доступ, тот, что только в три раза был I шире корабля. Волны и брызги окатывали палубу от носа до кормы.

Избавившись от ледяных гор, Росс резво зажег сигнальные огни, чтобы изведать, что случилось с "Террором". Прошла минута томительного ожидания, и в отдалении загорелся ответный пламень. "Террор" успел завернуть супротив ветра и объехать айсберги.

Плавание Росса в полярных водах продолжалось четыре года. Россу цивилизация обязана открытием в Антарктиде Моря Росса и Земли королевы Виктории. 2 сентября 1843 года он вернулся в Англию, причем весь экипаж его был здоров, только единственный матрос погиб во время бури у мыса $ Горн. По возвращении Росс был представлен к званию рыцаря.

Так как Росс не собирался больше путешествовать, ему было приказано передать оба корабля Франклину для поисков Северо-западного прохода.

Во время этих поисков Франклин сообща со всеми своими спутниками исчез во льдах Арктики. Шли годы, а о пропавшей экспедиции ничего не было слышно. Россом все больше и больше овладевало волнение. Он чувствовал надобность что-либо предпринять для розысков чело-! века, тот, что в свою бытность губернатором Тасмании непочатый край ему помогал. Он не забыл, как они вкупе стояли на палубе "Эребуса" в Хобарте и [ с каким интересом Франклин слушал его рассказы об Антарктике.

В 1848 году Джеймс Росс начальный снарядил спасательную экспедицию на корабле "Энтерпрайз". Через два года руководство призвало на поддержка старого Джона Росса, тот, что незамедлительно же отправился на поиски. Ему было тогда уже семьдесят три года.

К этому времени оба Росса побывали и в Арктике и в Антарктике и полно потрудились над усовершенствованием карты обеих этих областей. Однако натура с величайшей неохотой открывала свои тайны. Северные ледовые походы всю дорогу были сопряжены с крайней опасностью,'. для жизни. Печальная судьбина Джона Франклина служит ещё одним тому подтверждением.

Так же читайте биографии известных людей:
Джейн Остин Jein Austen

Джейн Остин - английская писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа". Родилась 16 декабря..
читать далее

Джейн Биркин Jane Birkin

Джейн Биркин - известная английская актриса и певица известна своими откровенными ролями. Родилась 14 декабря 1946 года.Джейн Биркин дебютировала в..
читать далее

Джейн Сеймур Jane Seymour

Джейн Сеймур - известная великобританская актриса, продюсер и писательница. Родилась 15 февраля 1951 года.Наибольшую известность и популярность..
читать далее

Джейн Мьюр Jean Muir

В определенный период времени Джейн Мьюр работала в качестве продавщицы в компании Liberty & Co, а также сотрудничала с Jaeger (исполняла..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий