Известные люди

»

Джек Вэнс

Джек Вэнс Jack Vance Карьера: Писатель
Рождение: США, 26.8.1916
Как правило, Вэнса называют американским писателем, работающим в жанрах фэнтези и научной фантастики, хотя сам Вэнс, по имеющимся сведениям, возражает против того, чтобы на него наклеивали ярлыки. Вэнс опубликовал одиннадцать детективных повестей под своим настоящим именем (Джон Холбрук Вэнс) и три детективных повести под псевдонимом Эллери Квин. Кроме того, он публиковал повести и рассказы под псевдонимами Алан Уэйд, Питер Хелд, Джон ван Зее и Джей Каванс.

Джек Вэнс удостоен множества литературных наград, в том числе награды Хьюго (Hugo) в 1963 г. за повесть Повелители драконов и в 1967 г. за повесть Последняя цитадель, награды Небьюла (Nebula) в 1966 г. (ещё за Последнюю цитадель), награды Юпитер (Jupiter) в 1975 г., звания победителя всемирного конкурса сочинений в жанре фэнтези (World Fantasy Award) в 1984 г. за выдающееся литературное наследие и в 1990 г. за книгу Мадук из серии Лионесс, награды Эдгар (Edgar) в 1961 г. за лучшее первое произведение в жанре детектива (повесть Человек в клетке) и звания гроссмейстера Всемирной ассоциации писателей-фантастов в 1990 г.; в 1992 г. Вэнса принимали как почетного гостя во время Всемирной конвенции писателей-фантастов в г. Орландо, штат Флорида.

Джек Вэнс пользуется, как правило, крайне высокой репутацией посреди критиков и коллег, причем некоторые из них считают, что произведения Вэнса выходят за рамки традиционных жанров и должны рассматриваться как многогранные работы одного из крупнейших писателей нашего времени. Пол Андерсон, в частности, называл Вэнса величайшим из живых американских писателей, издающимся под маркой научной фантастики, но не укладывающимся в тесные рамки этого определения.

Краткое жизнеописание

Насколько известно, дедуля Вэнса переселился в Калифорнию из Мичигана за десять лет до начала золотой лихорадки и женился на девушке из Сан-Франциско. (Записи, относящиеся к раннему периоду истории семьи, наверное, уничтожены огнем во время пожара, последовавшего за знаменитым землетрясением, разрушившим Сан-Франциско в 1906 году.) Отец Вэнса, состоятельный юрист, разорился в годы депрессии, и Вэнсу, у которого было страсть сколько братьев и других родственников, не досталось никакого наследства. Вэнс провел ребячество на скотоводческой ферме в долине Сан-Хоакин, в районе дельты реки Сакраменто, и с ранних лет увлекался чтением приключенческой литературы (так называемых романов в мягких обложках), которая приобрела популярность в 1920-х годах. Вэнс раньше времени оставил учебу в средней школе и немного лет работал на строительстве, посыльным при отеле, на консервной фабрике и на дноуглубительном снаряде, следом чего поступил в Университет штата Калифорния в Беркли, где за шесть последовавших лет получил диплом горного инженера, а кроме того изучал физику, журналистику и британский язык, хотя некоторое время работал электриком в доках ВМС США в Перл-Харборе на Гавайях.

Закончив универ в 1942 г., Вэнс прошел обязательную военную службу в торговом флоте. Вопреки настойчиво распространяемой легенде, Вэнс не тонул на корабле, подорванном вражеской торпедой. Эта история, по всей видимости, была выдумана в первые годы его писательской деятельности издателем, желавшим произвести краткую биографию Вэнса больше пестрой и привлекательной в глазах читателей. С тех пор хождение под парусом по открытому морю стало одним из главных увлечений писателя. Суда и корабли, лодки и дальние плавания зачастую встречаются в его повестях и рассказах; иной раз они описываются как раз как парусные суда и путешествия по морям и рекам (к примеру, в повестях Плавучие театры Большой планеты и Труллион), а иной раз замаскированы под личиной звездолетов и дальних космических полетов (в частности, в повести Порты назначения). В течение нескольких лет, уже потом того, как он начал строчить книги, Джеку Вэнсу приходилось получать на существование плотницким ремеслом.

В студенческие годы и в дальнейшем Джек Вэнс с охотой участвовал в выступлениях джазовых ансамблей, играя на духовых инструментах, причем его первыми сочинениями, появившимися в печати, стали рецензии на джазовые концерты, постоянно публиковавшиеся в рубрике газеты Дейли калифорниэн. Во многих произведениях Вэнса играет важную образ музыка самых различных жанров от классической оперы (в повести Космическая опера) до деревенских ансамблей, исполняющих танцевальные номера (Керт Герсен притворяется флейтистом в книге Дневник мечтателя из серии Князи тьмы); в мире классической фантастической новеллы Лунный мотылек местные обитатели общаются приятель с другом, пользуясь изощренным лексиконом канонических попевок под аккомпанемент переносных клавишных ударных инструментов. Вэнс добро играет на джазовом банджо и на казу (маленьком духовом инструменте).

В 1946 г. Вэнс встретил Норму Ингольд и женился на ней. В 1950-х годах они навалом путешествовали по Европе, а в 1960-х провели немного месяцев в пляжном бунгало на Таити, но главным образом жили в Окленде, в Калифорнии. Вэнс начал все время получать писательским трудом в конце 1940-х гг., в отрезок времени начала так называемого возрождения Сан-Франциско, ознаменовавшегося многочисленными экспериментами как в прозаической литературе, так и в других областях самовыражения (таких, как поэзия и архитектура). Ссылки самого Вэнса на богемную бытие в районе залива Сан-Франциско (непосредственные в ранних детективных повестях и замаскированные в научно-фантастических новеллах) позволяют допустить, что он был добро знаком с этим движением, хотя не относился к числу так называемых битников. Пляж парусников в богемном микрорайоне Авенте на планете Альфанор, вне сомнения, вдохновлен Северным пляжем Сан-Франциско, а прототипом безумного поэта Наварта считается Кеннет Рексрот. В числе ближайших друзей Вэнса были Фрэнк Герберт, Пол Андерсон и другие писатели-фантасты, поселившиеся на берегах залива Сан-Франциско; некоторое время Вэнс, Герберт и Андерсон были совладельцами мелкий дачной яхты, пришвартованной в устье реки Сакраменто.

Кроме того, Вэнса приняли в Американскую гильдию фехтовальщиков-чародеев (SAGA) сплоченную группу авторов сказочных героических приключенческих романов, основанную в 1960-х годах (см., в частности, антологию произведений этих писателей в сборнике Сверкающие мечи (Flashing Swords) под ред. Лин Картер).

Несмотря на то, что к старости Вэнс ослеп, он продолжает сочинять с помощью специализированной компьютерной программы. Его последнее сочинение Лурулу, причудливая повесть о скитаниях. Вэнс живет в старом доме на крутом склоне, приподнято в калифорнийских холмах Окленда. Этот обиталище он купил ещё в 1950-х годах, затем женитьбы, и с тех пор украшал декоративными деталями, такими, как привезенный из Непала резной деревянный потолок в напоминающей деревенскую таверну столовой. Вэнс живет под боком от фантаста Роберта Силверберга и Чарли Брауна, издателя журнала Локус.

Обзор литературного наследия Вэнса

С тех пор, как Вэнс написал свой начальный расклад, Измыслитель миров (в сб. Thrilling Wonder Stories, 1945), из-под его пера вышли больше шестидесяти книг. Считается, что его произведения относятся к трем основным жанрам: научной фантастики, сказочных приключенческих романов (фэнтези) и детективных новелл. Люди, рядом знакомые с Вэнсом, говорят, что сам он презирает эти ярлыки; воистину, многие его сочинения не поддаются традиционной классификации.

Вэнс приложил немало труда, пытаясь снискать репутацию автора детективных произведений. За двадцать лет, с 1940-х до 1960-х гг., он написал четырнадцать детективных новелл, которые время от время публиковались с середины 1950-х до 1980-х гг. Три повести были написаны и изданы в рамках серии произведений различных авторов, коллективно выступавших под псевдонимом Эллери Квин. Материал для других трех новелл Вэнс прямо почерпнул из своего многолетнего опыта путешествий (в повести Сомнительные знакомства нашло отображение его нахождение в итальянском городке Позитано, сюжет Человека в клетке основан на впечатлениях от поездки в Марокко, а Темный океан связан с жизнью писателя на Гавайских островах). Действие многих других рассказов и повестей Вэнса разворачивается в его родном городе, Сан-Франциско, и его окрестностях. Персонажи новелл из серии Джо Бэйн (Убийства в Лисьей долине, Убийства в Тенистой роще и неоконченная новелла, наброски которой опубликованы в полном собрании сочинений Вэнса) населяют вымышленный округ в Северной Калифорнии; эти сочинения Вэнса, основной герой которых сельский полицейский, по своему характеру ближе всего к традиционному детективному жанру. Напротив, Птичий остров нисколько не детективный роман, а сатирическая идиллия в стиле Водехауса (ещё перенесенная автором в окрестности Сан-Франциско), тогда как Маска во плоти и Сомнительные знакомства носят ослепительно выказанный нрав психологической драмы. Дом на улице Лилий и Негодник Рональд посвящены эгоцентрической мании величия (та же задача становится основой развития событий в пяти книгах знаменитой фантастической серии Князи тьмы).

Гораздо большей популярностью, по сравнению с его детективными произведениями, пользуются сочинения Вэнса в сказочном приключенческом жанре фэнтези. К их числу относится цикл рассказов и повестей под наименованием Чародей Мазириан, написанных Вэнсом ещё в годы Второй важный войны, когда он служил в торговом флоте (тот самый цикл переиздавался в сборнике Умирающая Земля). В сходной манере написаны два цикла рассказов о плутовских похождениях вечного неудачника, опубликованные в сборнике Хитроумный Кугель (первостепеннный вышел из-под пера Вэнса приблизительно в 1960 г., а второй на двадцать лет позже), а кроме того три коротких повести о высокомерном чародее (Неподражаемый Риальто), написанные в 1970-80-х гг. Несмотря на их шутовской нрав, события, описываемые во всех этих историях, происходят в отдаленном будущем, когда Солнце уже меркнет и грозится угаснуть. Книги из серии Лионесс (Сад Сульдрун, Зеленая жемчужина и Мадук) преимущественно носят не до того юмористический нрав. В них повествуется о раннесредневековых династических событиях и волшебных происшествиях, разворачивающихся на напоминающем Атлантиду архипелаге Старейших островов, находящихся в Армориканском заливе. Серия Лионесс, наряду с Властелином колец Толкина, многими рассматривается как лучшие сказочно-героические произведения 20-го столетия.

К жанру научной фантастики, как правило, относят несчетные и многообразные рассказы и повести Вэнса, издававшиеся с 1940-х годов (первоначально в карманном формате), в том числе его многотомные серии, в которых повествуется о населенных людьми мирах космической эры. Лишь немногие из фантастических сочинений Вэнса не посвящены событиям ближайшего, далекого или жутко отдаленного будущего, наступившего уже позже того, как дядя покорил межзвездные пространства и колонизировал планеты других солнечных систем, что привело к возникновению космографической и социально-культурной ситуации, которую Вэнс, начиная с 1960-х годов, начинает звать Ойкуменой. На ранней стадии этой галактической диаспоры формируется расширяющееся сообщество чуть-чуть зависящих товарищ от друга и не вступающих в серьезные конфликты миров, для которых характерны первопроходческая приключенческая атмосфера, торговое предпринимательство и экзотические особенности. В больше развитый отрезок времени на давнехонько освоенных планетах начинает преобладать зажиточный обычный класс. На последнем этапе центробежные стремления приводят к тому, что исходный мир человека, Земля, становится мифическим воспоминанием или более того предается забвению.

В своих повествованиях Вэнс нечасто занимается вопросами крупномасштабной войны. Иногда на дальних окраинах Ойкумены или в погруженном в пучину беззакония Запределье той или другой планете угрожают истребление или изощренная эксплуатация со стороны цивилизации неземного происхождения. Конфликты зачастую носят косвенный, опосредованный нрав. Люди непреднамеренно оказываются замешанными в длительные, понемногу разгорающиеся столкновения цивилизаций и культур таковы обстоятельства, определяющие ход событий в новелле Эмфирио, в четырех книгах серии Тшай, в трех книгах серии Дердейн и в ряде сатирических детективно-фантастических рассказов, главным героем которых становится Магнус Ридольф, проницательный брезгливый старикашка с аристократическими замашками, не всю дорогу соответствующими его финансовым возможностям. В большинстве фантастических произведений Вэнса, при всем при том, инопланетяне нечеловеческого происхождения и более того одичавшие гуманоиды словно бы дикарей-мутантов, излюбленных такими писателями, как Э. Дж. Бургес, заменявших космической экзотикой экзотику колониальной эпохи, не играют без малого никакой роли. Основное чуткость Вэнс уделяет культурным, социальным и политическим конфликтам. Ярче всего эти интересы писателя проявляются к трех книгах серии Кадвол, но они не менее в деталях освещаются в трех книгах серии Аластор, в повести Маск: Тэйри и, так или по иному, в большинстве других научно-фантастических новелл Вэнса. Последнее сочинение Вэнса (серия из двух книг, Порты назначения и Лурулу) безмятежно-сатирическое изображение странствия по далеким мирам дряхлеющей Ойкумены.

Отличительные черты творчества Вэнса

Неотразимую привлекательность новеллам Вэнса придают его изысканный, суховатый, ироничный язык и умение придавать яркость и убедительность плодам самого необузданного воображения. Нередко ему хватает нескольких удачно выбранных слов, чтобы обрисовать противоречащее здравому смыслу, сложное, гротескное и, тем не менее, сильно человеческое среда. В качестве примера неистощимой изобретательности Вэнса не возбраняется привести вымышленные спортивные игры, встречающиеся в нескольких его сочинениях в частности, хуссейд, в тот, что играют на стадионах звездного скопления Аластор, и хадаол, искусство рукопашного боя, описываемое в повести Лицо из серии Князи тьмы.

Другая характерная черта стиля Вэнса употребление эпиграфов и пояснительных сносок, содержащих не только существенную информацию о вопросе, послужившем причиной для ссылки, но и отвлеченные отступления, зачастую имеющие немного общего с основным сюжетом. В книгах серии Князи тьмы одна такая коллекция эпиграфов посвящена злоключениям некоего Мармадюка и цитируется из фолианта Ученик воплощения божества, а другая представляет собой изречения барона Бодиссея Невыразимого, автора монументального труда Жизнь, страстно презираемого литературными критиками всех планет.

Свои сноски Вэнс посвящает, как правило, тому или иному странному обычаю или верованию, а в некоторых случаях и разъяснению без малого непереводимого термина, вкратце передающего толк концепции, свойственной описываемому обществу, но, видимо, абсолютно чуждой читателю. Именно умение Вэнса пояснять, отнюдь не развеивая атмосферу таинственности или необычности происходящего (способность к красноречивому умолчанию, играющая огромную образ в любом сказочном или фантастическом повествовании, которую так приподнято ценил Джон Китс), придает его новеллам особое очарование. Тот факт, в частности, что читатель не знает, как выглядит деоданд, и ни в жизнь не слышал о капюшонной кожной складке Мискуса, ни в коей мере не препятствует его способности увлеченно присматривать за развитием сюжета.

Один из наиболее характерных литературных приемов Вэнса очерчивание поселка, города или целого мира, народонаселение которого со всей серьезностью, от всего сердца исповедует абсурдную и (или) отталкивающую систему ценностей. Вэнс использует такие описания не только с целью украшения текста красочными подробностями, но главным образом вследствие того что, что тот самый прием дает ему вероятность подвергать сатирической критике догматизм как такой и церковный догматизм в частности. Подход Вэнса к нравственным проблемам во многом напоминает манеру философов эпохи Просвещения; в частности, в трилогии Лионесс он от души издевается над христианством. Автор побуждает читателя задать себе вопрос: Если на протяжении тысячелетий люди придерживались самых различных, зачастую несовместимых верований, кто вправе навязывать свои взгляды и ценности другим? Тем не менее, парадоксальным образом, типичным для Вэнса, без малого все его основные персонажи занимаются аккурат этим они все время навязывают окружающим свои убеждения и не видят ничего зазорного в том, чтобы обосновать родное этическое превосходство ловким ударом шпаги или метким выстрелом из лучевого пистолета. Герои Вэнса не заинтересованы, и все-таки, в пропаганде нерациональных религиозных верований; они выступают в защиту фундаментальных принципов порядочности и этических норм поведения.

Философский скептицизм Вэнса связан с его индивидуализмом; самостоятельность, независимость, предприимчивость этические и эстетические императивы как для самого писателя, так и для его персонажей. Американский пацифист-индивидуалист Дэвид Торо считал, что мировое сообщество в целом только выигрывает от разнообразия человеческих типов и способов мышления; возникает ощущение, что Вэнс разделяет эту точку зрения, с той разницей, что, по его мнению, населенное людьми пространство (планета, доля галактики) должно быть довольно большим, чтобы снабжать наличие всех возможных типов и разновидностей человека (см., к примеру, раннюю повесть Большая планета, наполовину уничтоженную редакторами, и новеллы из серии Аластор). Сходство Вэнса с французскими философами XVIII века проявляется ещё в том его убеждении, что всякий мужчина имеет право достигать максимального самовыражения и стараться к достижению личных целей, делая для этого все возможное но только не в ущерб другим.

Отрицательные персонажи Вэнса зачастую отличаются великолепной изобретательностью в сочетании с садистической мстительностью они губят людей и присваивают добро, будучи страстно одержимы эгоистическими надеждами или грандиозными проектами. При этом негодяи Вэнса в такой степени красочны, энергичны и предприимчивы, что крушение их надежд и проектов вызывает у читателя не только веселье по поводу торжества справедливости, но и мучительное, длительно не проходящее чувство трагического сожаления. Например, позитивный герой пятикнижия Князи тьмы Керт Герсен, сам по себе темноватая и противоречивая персона, с большим трудом одерживает верх над только талантливым и безжалостным преступником, Ленсом Ларком, но, расправившись в конце концов с Ларком, подчиняется неожиданному внутреннему позыву, по существу сходному с побуждениями его противника, и завершает завершающий грандиозный план Ларка, шутку космических масштабов, чтобы проучить ханжескую элиту отвергнувшей его планеты.

Вэнс с удовольствием описывает представителей аристократических кругов, детально останавливаясь на прерогративах власти и богатства; болезненные крайности чрезмерно индивидуалистических, декадентских аристократических обществ вызывают у него явное любопытство (в частности, нравы аристократов играют важную образ в детективном сюжете Труллиона, второй новеллы из серии Аластор; см. ещё очерчивание нравов народа ска в трилогии Лионесс). Основная задача многих повествований Вэнса (классическим образцом которых может послужить повесть Последняя цитадель) выродившееся среда, до таковый степени погруженное в воображаемый мир эстетического индивидуализма, что оно уже не может совладать с проблемами реальности, для преодоления которых могут требоваться сотрудничество и самопожертвование. Это внутреннее усилие, вызванное противоречием между индивидуализмом и необходимостью сотрудничества, присуще большинству произведений Вэнса, хотя его герои, как правило, находят вероятность оставаться нравственными людьми, не поступаясь своими эстетическими предпочтениями.

Вэнс ни в жизнь не допускает, что аристократизм как эдакий является бесспорным достоинством. Он безжалостно высмеивает высокомерных представителей знати, воображающих, что высокое происхождение избавляет их от необходимости быть людьми великодушными или хотя бы интересными. Вообще, в глазах Вэнса необоснованная претензия единственный из худших пороков. Но он всю дорогу вразумительно разграничивает пустые притязания и фактическую возвышенность ума и характера. Особое шекспировское очарование сочинениям Вэнса придает элегантная привычка выражаться, в равной степени свойственная как оборванцам, так и принцам, где бы они ни оказались на деревенском базаре или во дворце.

Вэнс написал две повести, которые не возбраняется окрестить политическими по характеру. Первая, Мозг Земли, жестокая и мрачная сатира в манере Оруэлла, критикующая любые попытки навязать обществу или отдельным людям какую-либо обязательную идеологию. Во второй повести, Поместья Корифона (чаще издававшейся под наименованием Серый принц), изображается бесконечная, уходящая в далекое прошлое череда взаимных территориальных претензий, предъявляемых всеми сторонами в процессе формирования этнических освободительных движений и консервативного сопротивления этим движениям. Эту книгу Вэнса обвиняли в политической некорректности в связи с тем, что ее негативный персонаж, неразборчивый в средствах серокожий вождь союза коренных племен на планете, где белые помещики контролируют львиную долю плодородных земель, чем-то напоминает руководителя негритянской террористической организации Черные пантеры, Хьюи Ньютона, в родное время бывшего соседом Вэнса в Окленде. Но тот самый негативный персонаж противоречив и неоднозначен: в конечном счете и помещики, и революционеры падают лицом в грязища, а обагрившему свои руки кровью борцу за освобождение удается спастись, сохранив надежду на то, что ему ещё представится вероятность мутить воду. Во втором томе трилогии о планете Дердейн также описываются, хотя и не настолько детально, многие политические проблемы. Изображая социальный переворот на Дердейне, Вэнс показывает, что он ладно понимает противоречия Французской революции и опасности, сопровождающие фанатическую приверженность идеям (его герою чуть-чуть удается предотвратить окончательный выход ситуации из-под контроля).

Несмотря на его омерзение к религии, склонность к индивидуализму не позволяет Вэнсу оправдывать этический релятивизм. В том, что относится к нравам и общественному устройству, его взгляды более того консервативны. Например, он презирает поведение гомосексуалистов: персонажи-гомосексуалисты, довольно нечасто встречающиеся в произведениях Вэнса, не вызывают никакого сочувствия (таковы король Казмир, Фод Карфилиот и чародей Тамурелло из трилогии Лионесс). В рассказе Мурте из сборника Умирающая Земля Вэнс с особой настойчивостью демонстрирует различия между характерами мужчины и женщины, предупреждая об опасности любого отклонения от естественных ролей и функций противоположных полов. Онтологический сексуальный консерватизм Вэнса проявляется ещё в отношениях мужчин и женщин в его произведениях.

Тем не менее, Вэнс создал несть числа ярких героических персонажей женского пола. Достаточно вспомянуть Глинет, играющую центральную образ в трилогии Лионесс после этого того, как она выходит замуж, Глинет больше не участвует в событиях последней, третьей книги, но ее заменяет другая независимая и предприимчивая героиня, принцесса Мадук. Других вэнсовских персонажей женского пола, ничем не уступающих эквивалентным героям-мужчинам, разрешается нарыть, в частности, в книгах Чудовища на орбите, Эксе и Древняя Земля, Комната смерти, Темный океан и Ночной огонь; в коротком рассказе Нападение на город персонаж мужского пола единственный из самых отъявленных негодяев, возникших в воображении писателя.

Так же читайте биографии известных людей:
Джек Лондон Jack London

Джек Лондон - американский писатель, социалист, общественный деятель. Родился 12 января 1876 года.Джек Лондон наиболее известен как автор таких..
читать далее

Джек Уильямсон Jack Williamson

Американский писатель-фантаст, один из классиков мировой научной фантастики.
читать далее

Джек Чалкер Jack Chalker

В 1958 Джек Чалкер вступил в Вашингтонскую ассоциацию научной фантастики. В 1960 году начал издавать любительский научно-фантастический журнал..
читать далее

Джек Николсон Jack Nicholson

Джек Ни'колсон (англ. Jack Nicholson, настоящее имя Джон Джо'зеф Ни'колсон, англ. John Joseph Nicholson) (род. 22 апреля 1937) культовый..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий