Известные люди

»

Джером Брунер

Джером Брунер Jerom Seymour Bruner Карьера: Психолог
Рождение: США, 1.10.1915
Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.

Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) америкосский психолог и педагог, крупнейший спец в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, лекарь философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, после этого ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал в этом месте профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания).

В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено понижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life Histories of the Nazi Revolution (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), Character and Personality, 1941, 10).

Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на ход восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая размерность, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с Goodman C.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 3344; в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с Postman L.), J. of Personality, 1947, 16).

На основе этих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный ход восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме (Studies in Cognitive Growth (совм. с Olver R.R. et al.), N.Y., 1966).

Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений сравнительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой предмет ревизовать следующим на присутствие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов предпочесть следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.

На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как ход усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J. Goodnow, G.A. Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что произвольный чадо при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться находить решение учебные задачи, но изза столкновения со чересчур сложными задачами сильно быстро возникает неуспех и появляется ощущение скуки. В целом, Брунер оказал весьма существенное воздействие на всю систему американского образования.

Так же читайте биографии известных людей:
Джером Фридман Jerome Friedman

Американский физик, профессор, лауреат Нобелевской премии по физике в 1990 г.
читать далее

Джером Карле Jerom Karle

Американский химик Джером Карле родился в Нью-Йорке, в семье Луиса Карле и Сэйди (Кан) Карфанкл. Он вырос в Бруклине и окончил там в 1933 г. среднюю..
читать далее

Джерри Холл Jehrri Holl

Джерри Холл - популярная американская модель и актриса. Родилась 2 июля 1956 года.Дебют Джерри Холл в качестве актрисы кино состоялся в 1980 году с..
читать далее

Джерри Уэст Jerry West

Лидер лос-анжелесских "Лейкерс" шестидесятых и первой половины семидесятых Джерри Уэст родился 28 мая 1938 года в городе Чейлане, штат Западная..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий