Известные люди

»

Джон Ванбру

Джон Ванбру John Vanbrugh Карьера: Архитектор
Рождение: Великобритания, 24.1.1664
Ванбру свойственна патетика, смелость, сила и своеобразие замысла, отсутствие педантизма, который становится всеобщим у следующего поколения архитекторов.

Джон Ванбру родился 24 января 1664 года. Он был сыном купца. Первой любовью Джона стала литература. Он стал известным английским комедиографом. Его литературное творчество характерно для последнего этапа периода реставрации. В комедиях "Неисправимый" (1697), "Оскорбленная супруга" (1687) Ванбру изображает развращенные нравы знати. В пьесах "Эдип" (1697) и "Вероломный друг" (1702) вводит морализаторский компонент. Лучшая его комедия "Заговор" (1705).

Прежде чем сделаться архитектором Ванбру ещё успел посетить военным и шпионом. Случайно познакомившись с помощником архитектора Кристофера Рена - Николасом Хоксмором, честолюбивый драматург становится архитектором аристократов.

Характерной особенностью архитектуры того времени было частое выступление на архитектурном поприще дилетантов из числа дворян и крупной буржуазии. Поэтому вступление Ванбру на архитектурную стезю не было исключительным явлением. Но Ванбру стал в 1702 году контролером работ, а сама их практика достаточна обширна. Они не могут приравниваться к дилетантам от архитектуры, построившим одно-два здания.

Таким образом, Джон Ванбру занял промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерами 17-го столетия и узкими специалистами XVIII века. В 1699 году Ванбру сместил Уильяма Телмена на должности личного архитектора лорда Карлейла. Вскоре без какой-либо предварительной подготовки он спроектировал для лорда замок Кэсл-Хоувард в Йоркшире (1699-1726). В замке, к относительно небольшому центральному зданию, занятому большим купольным залом, примыкает со стороны сада циклопический остов с анфиладой двенадцати зал, а со стороны парадного двора - большие крылья с помещениями различного назначения, соединенные с главным зданием узкими галереями.

Склонность молодого архитектора к монументальности, грандиозному, эффектному, но живому расположению и акцентированию архитектурных объемов сообщает композиции ансамбля ослепительно выраженную театральность, свойственную архитектуре барокко. Построенный Ванбру для герцога Мальборо известный Бленхеймский замок близ Оксфорда (1705-1724) имел в окружности рядом 250 метров, его северный фасад - 100 метров в длину.

На долю архитектора выпала на тот самый раз честь создавать не без затей усадьбу магната, а монумент национального значения, монумент, тот, что мог до известной степени соперничать с Версалем. Ведь герцог Мальборо, одержавший победу при Бленхейме над войсками Людовика XIV, под эгидой которого жила Англия во времена Карла II и Якова II, считался людьми, захватившими верх в стране следом переворота 1688 года, национальным героем, опорой нового режима, провозглашенного "славной революцией".

Королева Анна подарила герцогу 22 000 акров земли поместья Вудсток в Оксфордшире. Парламент обязался полмиллиона фунтов на постройку замка. Когда тори при королеве Анне низвергли министерство вигов, то они не сочли себя обязанными выплачивать обещанную субсидию. Постройка была прервана, Ванбру лишился места. Однако виги восторжествовали ещё раз, и с приходом к власти Георга II Ванбру был восстановлен в своей придворной должности, а герцог Мальборо за свой счет препоручил ему достраивать замок. Ванбру славно знал театр, и театральность, свойственная вообще его архитектурным произведениям, присуща и этому зданию. В глубине большого парадного двора высится главное сооружение. К этому главному дворцу примыкают с правой стороны и слева два других. Садовый фасад с многоугольными башнями без крыш, высящимися над четырьмя углами здания, значительно скромнее и приятнее. Черты чрезмерно здоровущий тяжести выступают, и все-таки, при рассмотрении комплекса построек со стороны двора.

Все подобные сооружения должны были с первого же взгляда изготовлять ощущение величественности, внушительности, торжественности. Поэтому зачастую внешняя отделка дворца была больше пышной, чем внутренняя.

Ванбру свойственна патетика, смелость, мощь и своеобразие замысла, отсутствие педантизма, тот, что становится всеобщим у следующего поколения архитекторов. Погоня за грандиозностью приводила, при всем при том, его порой к тому, что его здания производят ощущение подавляющей тяжести. Мастер в живописном распределении масс, он не шибко любил продумывать детали и оставлял их чуть-чуть разработанными. Часто Ванбру обвиняли в нецелесообразности внутреннего расположения его построек. Это, и все-таки, не было индивидуальной чертой его зодчества. Противники Ванбру грешили тем же самым. Архитекторы и знатные заказчики начинали проектировать свои здания с фасада, а вслед за тем уже подгоняли к нему проект.

Литераторы - Дж. Свифт, А. Поп и другие - издевались над стилем Ванбру, над его страстью придавать зданиям массивность. К моменту смерти архитектора казалось, что он погиб во мнении всех "людей тонкого вкуса". Кэсл-Хоувард в Йоркшире, так же как следующая постройка Ванбру дворец Бленхейм в Оксфордшире, представляет заключительную стадию, своеобразную вершину развития планового решения жилого комплекса в Англии. Ничего больше грандиозного не строилось в стране, ни до ни потом Ванбру. Только неосуществленный план дворца Уайтхолл Иниго Джонса превзошел творческий размах Ванбру. За свои архитектурные проекты Ванбру в 1704 году получил дворянское звание. Умер он в 1726 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Джон Нэш John Nash

Английский архитектор. Родился в 1752, учился у архитектора Р.Тейлора. С 1784 Нэш работал в Уэльсе по заказам. К 1787 он смог вернуться в Лондон,..
читать далее

Джон Поуп John Russell Pope

Среди его наиболее важных заказов: Шотландский храм, Национальные архивы и Дворец собраний в Вашингтоне; мемориал Линкольна в Ходженвилле (шт...
читать далее

Джон Соун John Soane

Его учителями были Дж.Дэнс Младший и Г.Холланд, в мастерской которого архитектор проработал с 1771 по 1778. Заметное влияние на его творчество..
читать далее

Джон Берримен John Berryman

Главная фигура второго поколения модернистской поэзии, достигшего зрелости в 1940-е годы и призванного усвоить, а затем преодолеть влияние мастеров..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий