Известные люди

»

Джон Зорн

Джон Зорн John Zorn Карьера: Музыкант
Рождение: США
Выдающийся американский музыкант Джон Зорн (John Zorn) называет себя играющим композитором.

Выдающийся америкосский музыкант Джон Зорн (John Zorn) называет себя играющим композитором. Во-первых, чтобы его не причисляли к кругу джазового мэйнстрима. Ибо к тому, чем он занимается вот уже тридцать лет, он пришел сквозь академический авангард, в котором все определяется не загодя, в нотах, а создается прямо в процессе исполнения. Это уже во-вторых.

Надо, хотя вообще-то, располагать в виду, что и сами джазмены-радикалы 60-х старались (по разным причинам) величать свою музыку как-нибудь по-другому: новой импровизационной, свободной, творческой и так дальше.

Именно так определяли родное искусство знаменитые афроамериканцы 60-х, которых Джон впервой услышал уже будучи студентом колледжа, в Сент-Луисе, куда его семейство переехала с окраины Нью-Йорка, где предстоящий музыкант родился 2 сентября 1953 года. Под влиянием афроамериканских радикалов из чикагской Ассоциации поддержки творческой музыки (ААСМ) и местного объединения Группы черных искусств (BAG), позднее составивших прославленный Мировой квартет саксофонов, он решил освоить саксофон, хотя с детства учился игре на фортепиано, опосля на флейте и на гитаре, более того играл в школьном ансамбле. Тот ребяческий навык весьма пригодился ему в 2001 году, когда прямо перед началом проекта Electric Masada он работал над альбомом The Gift, задуманном в духе surfa расслабляющей курортной поп-музыки с привкусом южной экзотики, которую играли гитарные группы на рубеже 5060-х.

Незадолго до этого Джон начал забирать уроки композиции, в будущем он видел себя композитором сперва автором полностью традиционных симфоний, а после этого, конечно же, авангардистом-экспериментатором. И ему, разрешается проронить, повезло: в шестнадцатилетнем возрасте он услышал Der Schall ( Звук ) новое в то время сочинение Маурисио Кагеля (Mauricio Kagel), первооткрывателя своего рода инструментального театра абсурда.

Благодаря Кагелю Зорн открыл для себя не только европейский авангард, представленный такими именами, как Булез (Boulez), Штокхаузен (Stockhausen), Ксенакис (Xenakis), но и не принадлежавшими к американскому академическому истеблишменту соотечественниками Гарри Патчем (Gary Partch) и Джоном Кейджем (John Cage). Первый построил целостную музыкальную систему, совершенно независимую от академического истеблишмента, а второй ещё и продемонстрировал, что между искусством и жизнью нет никаких барьеров и музыкой, в сущности, может быть все от тишины до белого шума охватывая самые различные их сочетания.

Примерно тогда же Джон начал интересоваться музыкой к мультфильмам 3050-х годов и более того написал нечто как будто курсовой работы о композиторе Карле Столлинге (Karl Stalling), а немало позднее, уже в 1990-м, убедит продюсера Хэла Виллнера (Hal Willner) издать его музыку на компакт-диске (Carl Stalling Project).

После двух лет учебы он, при всем при том, бросает колледж и с 1974 года обосновывается в Нью-Йорке, поселившись в Лауэр-Ист-Сайде (Lower East Side) некогда фабричном районе на юго-востоке Манхэттена, ставшем к концу 70-х одним из самых модных кварталов городской богемы. Здесь понемногу складывается и группа единомышленников тромбонист Джордж Льюис (George Lewis), саксофонисты Брюс Экли (Bruce Ackley), Нед Ротенберг (Ned Rotenberg), Тим Бёрн (Tim Berne), певец и гитарист Арто Линдсей (Artaud Lindsay), гитаристы Юджин Чедберн (Eugene Chadburn) и Фред Фритт (Fred Fritt), виолончелист Том Корей (Tom Cora), ударники Марк Миллер (Marc Miller) и Энтон Фир (Anthon Fier), клавишники Энтони Коулмэн (Anthony Coleman), Уэйн Хорвитц (Wayne Horwitz) и Боб Остертаг (Bob Ostertag), бас-гитарист Билл Лэсуэлл (Bill Laswell), певцы и певицы Дэвид Мосс (David Moss), Диаманда Галас (Diamanda Gallas), Шелли Хирш (Shelly Hirsch), диджей-авангардист Кристиан Марклей (Christian Marclay) и многие другие. Каждый из них поочередно выступал в качестве автора того или иного проекта и попозже прославил авангардно-экспериментальную школу в новом искусстве, которая в дальнейшем получила наименование Даунтаун (в противовес Аптауну Карнеги-холлу и Линкольн-центру).

С середины 80-х Джон Зорн считается бесспорным лидером Даунтана. И, в первую очередность, потому как, что своим профессионализмом композитора и саксофониста-исполнителя он покоряет более того тех, кто далек от его музыкальных идей. Не говоря уже о том, что является блестящим знатоком чуть-чуть ли не всей музыки мира собранная им коллекция пластинок и компакт-дисков одна из самых больших в США. А ещё он коллекционирует кинофильмы и эротическую фотографию, немало читает от британского мистика Элистера Кроули (Alister Crowly) до японской поэзии (причем, в оригинале). В 2000 году издал сборник статей коллег-композиторов под названием Arcana. Musicians On Music.

Зорн основатель нескольких фирм звукозаписи, концертных циклов в нью-йоркских клубах The Knitting Factory и Tonic (где в сентябре 2003-го прошли торжества по случаю его 50-летия), а ещё независимых фирм звукозаписи Avant и Tzadik. Последняя, выпустившая уже больше двухсот пятидесяти наименований, пропагандирует, посреди прочего, японский авангард и Radical Jewish Culture (радикальную еврейскую культуру) музыкальное ориентация, по сути дела основанное самим Джоном Зорном.

Именно он своими работами конца 70-х-начала 80-х годов (School, Archery, The Classic Gouide to Strategy, Locus Solus, Yankees, OTB) обеспечил всему Даунтауну сравнительно безболезненный переход от модернизма к постмодернизму. Самым знаменитым из его сочинений модернистского периода стала Cobra, которую с 1984 года исполняют и записывают, быть может, чаще всех других произведений школы Даунтауна.

Параллельно с громадный группой музыкантов (в том числе и из перечисленных выше) Зорн записывает знаковый для 80-х альбом с музыкой итальянского кинокомпозитора Эннио Морриконе The Big Gundown, по сути дела узаконивший тот самый что ни на есть переход Даунтауна от модернизма к постмодернизму.

И с этих пор творчество музыканта развивается параллельными (но все же время от време пересекающимися товарищ с другом) путями.

Naked City ансамбль, по сути дела сложившийся в процессе записи The Big Gundown. Своего рода, поп-арт с разнообразнейшим исходным материалом и резкими стилистическими перепадами.

Painkiller нойз-трио с Биллом Ласуэллом и Майком Харрисом (Mick Harris).

Filmworks полтора десятка альбомов с музыкой к существующим и воображаемым кинофильмам.

Камерные и симфонические сочинения разных жанров. В том числе, Химера, прозвучавшая в Москве на фестивале Холодная альтернатива в декабре 2001 года в исполнении Камерного ансамбля из Сиэтла (европейская премьера). Одни из них метко выписаны в нотах, другие построены по законам игровых стратегий, скрупулезно разрабатываемых самим композитором.

Masada акустический квартет с Дэйвом Дагласом (Dave Douglas) труба, Грегом Коэном (Greg Cohen) бас и Джоем Бэйроном (Joey Baron) ударные), записавший рядом тридцати компакт-дисков. По составу и эстетике близок Орнетту Коулмэну (Ornette Colemann) начала 60-х ослепительно очерченные темы и фри-джазовые импровизации, но на основе еврейских ладов, а не афроамериканской блюзовой стилистики.

Кроме этого, запрещено не упомянуть и о нескольких пластинках импровизаций на джазовые темы 5060-х (News For Lulu, Sonny Clark Memorial Quintet, Spy vs Spy).

Так же читайте биографии известных людей:
Джон Као John Kao

Джон Као уверен: для того чтобы победить конкурентов, компания должна пребывать в свободном полете, а ее культура должна быть уподоблена слегка..
читать далее

Джон Кейдж John Cage

Его, вызывавшее немало споров творчество, сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве середины 20 в.,..
читать далее

Джон Лайдон John Laydon

Британский рок-музыкант, бывший лидером панк-группы Sex Pistols.
читать далее

Джон Ледженд John Legend

Я хочу, чтобы они услышали, что я вырос Я попробовал охватить все части себя. Я слушал больше музыки и впитал еще больше опыта. Get Lifted был..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий