Известные люди

»

Джон Нэйпьер

Джон Нэйпьер John Napier Карьера: Художник
Рождение: Великобритания
Джон Нэйпьер - одна из самых известных фигур мира современного английского театрального дизайнерского искусства. Он занимался изобразительным искусством, в основном скульптурой, в Художественном Колледже Хорсни. Создание скульптур показалось для него слишком абстрактным занятием, и он отправился изучать театральное декораторское искусство в Центральной Школе Искусства и Ремесел на курс который вел Ральф Колтай.

Зрители помнят имена актеров, режиссеров и авторов спектаклей, но немного кто обратит чуткость на имя художника по декорациям, а если и обратит, то оно вскоре выветрится из памяти. Особенно, если оно такое распространенное, как Джон Нэйпьер (не путать с известным средневековым математиком!).

А между тем, Джон Нэйпьер одна из самых известных фигур мира современного английского театрального дизайнерского искусства. Он занимался изобразительным искусством, в основном скульптурой, в Художественном Колледже Хорсни (Horsney College of Art). Создание скульптур показалось для него сверх меры абстрактным занятием, и он отправился заниматься изучением театральное декораторское искусство в Центральной Школе Искусства и Ремесел (Central School of Arts and Crafts), на вектор движения, тот, что вел Ральф Колтай (Ralf Koltai). Его первой работой стал спектакль "A Song", поставленный в Лестере в 1967 году. Вскоре Нэйпьер, вкупе со своим близким другом, будущим известнейшим британским режиссером Тревором Нанном (Trevor Nunn), прочно обосновался в Королевской Шекспировской Компании (Royal Shakespeare Company, RSC). Там они поставили вкупе море спектаклей, посреди которых "Макбет" с дамой Джуди Денч (Judy Dench) и сэром Яном МакКелленом (Ian McKellen) в главных ролях, "Питер Пен" ("Peter Pan"), "Николас Никльби" ("Nicholas Nickleby"), принесший Нэйпьеру награду Тони, и многие другие постановки. Первые работы художника ещё не отличались тем характерным для него размахом, каким он прославился позже. Они, напротив, были весьма скромными, на практике минималистскими.

Нэйпьер работал кроме того с иной театральной труппой Королевским Национальным Театром (Royal National Theatre). Он оформлял постановку "Equus" Питера Шэффера (Peter Shaffer), которая следом была удачно сыграна и за пределами Великобритании, а в 1993 году спектакль "Trelawny of the 'Wells'". Джон Нэйпьер кроме того разрабатывал декорации для оперных спектаклей "Лоэнгрин" и "Макбет" Королевского Оперного Театра (Royal Opera House), сотрудничал с Метрополитен Опера. Деятельность Нэйпьера не ограничивалась одним театром: он оформлял видео Майкла Джексона "Captain EO", участвовал не только как художник по декорациям, но и как второй режиссер в создании спектакля "Шоу Зигфрида и Роя" ("Siegfried & Roy show"), поставленном в Лас-Вегасе. Кроме того, Джона Нэйпьера привлекли в качестве консультанта в кино Стивена Спилберга "Капитан Крюк" ("Hook") он помогал сформировать магический мир острова Нетинебудет, таким образом уже второй раз обратившись к неувядающей сказке о Питере Пене. В кино его приглашают вкалывать достаточно зачастую, но тут он занимает принципиальную позицию: "Если я буду вкалывать в кино, там должны быть задействованы интересные люди и мировой сценарий. Большинство сценариев, которые мне присылают полная чепуха. Кроме того, за дизайнерскую работу в кино платят не так полно, как вы думаете".

Но, безусловно, народную известность принесли Джону Нэйпьеру постановки мюзиклов. В 1981 году к нему пришел Тревор Нанн, только что получивший от композитора Эндрю Ллойд-Уэббера предложение определить его свежеиспеченный мюзикл "Cats", основанный на "кошачьем цикле" стихов Томаса Стернза Элиота. Нанн пребывал в сомнениях по этому поводу и решил узнать совета у приятеля, а попутно и изведать, не возникнет ли у того идей по поводу оформления подобного спектакля. Идеи возникли тут же: Нэйпьер предложил провернуть на сцене большую помойку. Предложение Ллойд-Уэббера было принято, и служба началась.

Джон Нэйпьер вложил море сил и средств в то, чтобы сотворить "огромную игровую площадку для кошек". По его замыслу, зрители должны были присматривать спектакль как раз с кошачьей точки зрения, вследствие этого все предметы, "валявшиеся" на "помойке" были таких размеров, какими их воспринимают кошки. Кроме того, Нэйпьеру понадобилась особая круглая сцена и особая форма зала, для чего сперва был с трудом найден, а после этого более того переделан Новый Лондонский театр (New London theatre), до этого служивший телестудией, а ныне знакомый каждому жителю Лондона как главное прибежище "Кошек" в городе. Вместе с художником по свету Дэвидом Херси (David Hersey) Нэйпьер создал ночной кошачий мир, освещенный луной, отражающейся во вспыхивающих то тут, то там кошачьих глазах. Он кроме того занимался разработкой костюмов и грима для самих "кошек". Когда "Кошки" собрались перекочевать на Бродвей, оказалось, что там нет для них подходящего театра. Тем не менее, тот самый мюзикл сулил хорошие сборы, оттого театр Зимний Сад (Winter Garden) был отдан художнику в полное указание и никто об этом с тех пор не пожалел. "Кошки" продержались на Бродвее рекордно продолжительный срок, а Нэйпьер получил за работу над этим спектаклем премию Тони.

Эндрю Ллойд-Уэббер, наверное, был, сильно доволен постановкой "Кошек", так как в следующий его план пришла старая команда: Тревор Нанн Джон Нэйпьер Дэвид Херси. Этот мюзикл "Звездный экспресс" (Starlight Express") был одним из самых необычных с визуальной стороны спектаклей за всю историю театра. Действующими лицами в нем были локомотивы и вагоны, и режиссер решил, что актеры будут исполнять свои партии, стоя на роликовых коньках. Задачей художника было сформировать костюмы, которые напоминали бы поезда и людей вместе с тем и при этом исполнители должны были в них беспрепятственно и стремительно перемещаться! С помощью Лиз да Коста (Liz Da Costa) были созданы красочные, блестящие костюмы, в которых актеры становились похожими на роботов-трансформеров. Костюмы оказались сильно тяжелыми, и, по всей вероятности, исполнители разных поколений не раз проклинали художника. Сам Нэйпьер говорит, что выдерживать не может совершать костюмы, но те, кто предлагает работу, обыкновенно выбирают, чтобы и костюмами, и декорациями занимался единственный художник и потому приходится ходить навстречу этим пожеланиям. Тем не менее, cтрадания Нэйпьера окупились: аккурат дизайн по костюмам принес спектаклю "Starlight Express" единственную его награду Тони, после этого того, как он был поставлен на Бродвее. Теперь же дизайном по театральным костюмам занимается его дочка Элайза, и они зачастую работают над спекталями вкупе.

Создавая свежеиспеченный на тот самый раз ж-д мир, Нэйпьер, по старой привычке, более того с ещё большим размахом, целиком перестроил изнутри ещё единственный театр, выбранный нарочно для постановки "Звездного экспресса" Аполло Виктория (Apollo Victoria theatre). На перестройку театра по инициативе художника было затрачено 1 400 000 фунтов стерлингов, тогда как весь бюджет спектакля составлял 2 миллиона фунтов (рекордная сумма для постановки мюзикла в то время). Декорации представляли собой многоярусные гоночные дорожки (во время сцен гонок автоматически поднимались особый прозрачные стенки, чтобы предотвратить вероятность несчастного случая). Огромный (весом в 5,5 тонн) мост то повисал над сценой, то разводился. Одно из колец гоночной трассы проходило прямо по залу и внутри этого кольца кроме того были места для публики. Два других гоночных кольца опоясывали амфитеатр и балкон, так что все зрители были вовлечены в захватывающее представление. По бокам сцены висели огромные телеэкраны, которые показывали, что происходит внутри туннелей во время гонок. Идею этих декораций подала Нэйпьеру одна из площадок, на которой проходили прослушивания актеров полукруглый парк, где дети катались на роликах.

Затем дружная команда Тревор Нанн Джон Нэйпьер Дэвид Херси перешла в иной лагерь они занялись постановкой мюзикла новичков британской сцены Бублиля (Boublil) и Шонберга (Schonberg). Постановка "Отверженных" ("Les Miserables"), осуществленная при участии Королевского Шекспировского Театра, стала сенсацией. Сам Джон Нэйпьер говорит, что, как правило, он весьма резво разочаровывается в своих работах, затем того, как спектакль уже поставлен. "Обычно сквозь полгода после этого выхода спектакля в свет мне стыдно признаваться, что я над ним работал". Но "Отверженные" это единственная служба, которая нравится ему по-прежнему. Когда шоу было поставлено на Бродвее, Нэйпьер получил за него награду Тони. Для одного из популярнейших мюзиклов XX столетия он создал баррикады, которые воздвигались на сцене, благодаря сложному механизму. Вообще, декорации Джона Нэйпьера известны своими масштабами и технической сложностью. Художник более того жалуется: "Режиссеры привыкли считать: 'большое шоу, достаньте Джона!' Но мне нравятся и небольшие спектакли."

Тем не менее, аккурат за большие спектакли его ожидали большие награды. Следующей его работой стал свежий мюзикл Бублиля и Шонберга "Мисс Сайгон" ("Miss Saigon"). Бордель в Сайгоне, шумные улицы Бангкока, и, конечно, популярный на весь мир геликоптер в 75 % натуральной величины (не путать с бомбардировщиком из "Норд-Оста" уместно сказать, создатель последнего открыто признается, что мысль была заимствована аккурат из "Мисс Сайгон"), лимузин, возникающий в "Американской мечте" Инженера, тот, что был точной копией лимузина, принадлежавшего в то время королевской семье Тайланда... Нэйпьер опять работал с художником по свету Дэвидом Херси, и тот самый дуэт ещё был на высоте. Правда, на тот самый раз режиссером был не Нанн.

Впрочем, вскоре Нэйпьер воссоединился с Нанном для постановки мюзикла "Бульвар Заходящего Солнца" ("Sunset Boulevard"). На тот самый раз из творческогой группы выпал Дэвид Херси. Со времен "Мисс Сайгон" эта великолепное трио так и не собиралось совместно. Тем не менее, они оставались друзьями. Джон Нэйпьер сильно ценит отношения, возникающие в процессе совместного творчества. "Почти все, с кем я прямо работал над спектаклем, становились следом моими друзьями на всю жизнь", отмечает он.

В спектакле "Бульвар Заходящего Солнца" художнику по декорациям был предоставлен совершенный простор для творчества, и, конечно, первое, что приходит всем в голову (и от чего многие актеры и технические работники сцены хватаются за голову): знаменитая лестница в доме Нормы Дезмонд. Она доставила всем море неприятностей, и все же она произвела потрясающее ощущение на публику и знатоков и принесла художнику ещё одну награду Тони.

Затем была новая версия мюзикла "Мартин Герр" ("Martin Guerre") Бублиля и Шонберга. Там Нэйпьер создал сцену пожара, в которой языки пламени как бы застыли в воздухе. Правда, мюзикл был не сильно успешным и закрылся достаточно проворно для мюзикла этих избалованных славой авторов. Потом последовала новая постановка мюзикла "Иисус Христос Суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar") в Лондоне, также шедшая кратковременно. Здесь Нэйпьер создал увлекательный "результат присутствия": кресла зрительного зала по мере приближения к сцене становились как бы все больше и больше "обшарпанными", покуда красно-золотой зал всецело не перетекал в сцену времен древней Иудеи. Сами же декорации были достаточно простыми.

Нэйпьер ещё создал необычные декорации для мюзикла "Джейн Эйр" ("Jane Eyre"; они крайне понравились Клоду-Мишелю Шонбергу, хотя сам мюзикл он оценил как средний), а в 2001-2002 году в Национальном Театре был поставлен популярный мюзикл Роджерса (Rodgers) и Хаммерстайна (Hammerstein) "Юг Тихого Океана" ("South Pacific"). Режиссером был Тревор Нанн. По поводу этого спектакля художник заметил: "Не так уж полно разрешается соорудить с "South Pacific" Там только пальмы и аллеи".

Сейчас Джон Нэйпьер мог бы почить на лаврах. "Кошки", "Звездный экспресс", "Отверженные" и "Мисс Сайгон" сделали ему состояние. Но покуда, вместо того, чтобы уйти в свой свежий здание в Саут Даунс (South Downs) на тишина, он продолжает действовать и переводить дух покуда не собирается. Кто знает, может, когда-нибудь, он ещё создаст декорации для нового мирового мюзикла?

Так же читайте биографии известных людей:
Джон Гавличек John Gavlichec

Мотор золотой команды "Бостон Селтикс", Джон Гавличек родился в городе Мартине Ферри, штат Огайо, 8 апреля 1940 года.
читать далее

Джон Стоктон John Stokton

Американский баскетболист, разыгрывающий. Всю свою баскетбольную карьеру провёл в команде Юта Джаз (Солт-лейк-Сити). Олимпийский чемпион 1992 и 1996..
читать далее

Джон Холден John Holden

Российский и американский баскетболист.
читать далее

Джон Ловелл John Lovell

Перспективный американский спортсмен. Он занимается парусным спортом и является шкипером яхтенной команды. В настоящее время Грэхэм Биль отобран..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий