Известные люди

»

Джордж Беркли

Джордж Беркли Jordg Berkeley Карьера: Философ
Рождение: 12.3.1685
Англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал.

Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, после этого в Тринити-колледже в Дублине, где попозже преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам Опыт новой теории зрения (An Essay Towards a New Theory of Vision, 1709), Трактат о принципах человеческого знания (Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge, 1 710) и Три разговора между Гиласом и Филонусом (Three Dialogues between Hylas and Philonous, 1713), а ещё остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710. Путешествовал по Европе в 17131721; в 1724 был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 Беркли загорелся идеей организовать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на тот самый план (тот, что так ни при каких обстоятельствах и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or, The Minute Philosopher, 1732). В 1734 Беркли получил направление епископом Клойнским в Дублин, где создал свой крайний важный работа Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований (Siris : A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries, 1744). В 1752 он ушел от дел и сообща с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.

Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, стремительно вытеснявшего схоластику духа, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался одолеть моднячий скептицизм и атеизм и сотворить учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.

Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, аналогично Локку, подчеркивал значимость чувственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества не только вторичные (в частности, цвет), но и первичные (в частности, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, сущность только продукт чувственности; он кроме того доказывал, что мысль материи как реальности, существующей кроме и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная оплошность всякой философии, соответственно Беркли, содержится в неверной абстракции. Например, ложной идеей является материальная субстанция Локка. Существовать (т.е. быть реальным), заключал он, значит быть воспринятым или понимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, идеи, не могут производиться инертной бесчувственной материей, они сущность следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут быть и в не воспринимающей субстанции. Отсюда: материя за пределами опыта непредставима и противоречива. Однако материю как термин разрешается бросить для обозначения частного случая организации идей. Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы сущность установленные правила или методы, по которым тот самый Дух порождает в нас идеи ощущения.

В реальности существуют только духи, которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, потому как идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Дух познаваем не прямо в чувственном опыте, но только посредством свои проявления. О духе мы имеем только понятие, но такое понятие, в различие от понятия материи, не является противоречивым.

В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значимость чувственного опыта. В третьем Диалоге он расширяет понятие восприятия до понятия постижения, а в Сейрисе уже утверждает, что знание есть постижение. Наконец, оставляя и постижение, Беркли пишет о нашей полной зависимости от духовного мира, в котором мы существуем как конечные существа.

Так же читайте биографии известных людей:
Джордж Льюис George Henry Lewes

Его карьера литератора началась в 1840 с публикации статьи о французской драматургии в журнале Вестминстерское обозрение ( Westminster Review ).
читать далее

Джордж Мур George Edward Moore

В 18981904 член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В..
читать далее

Джордж Сантаяна George Santayana

В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета.
читать далее

Джордж Кувьер Georges Cuvier

Французский зоолог, один из реформаторов сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий