Известные люди

»

Джордж Табори

Джордж Табори Dgordg Tabory Карьера: Продюсер
Рождение: 24.5.1914 - 25.7
Один из самых известных драматургов и режиссеров Европы Джордж Табори работал в театрах Германии, США, Австрии, Англии... Спектакли по его пьесам идут по всему миру более полувека. Его книги изданы на всех европейских языках. Табори был знаком с Альфредом Хичкоком, Гретой Гарбо, Томасом Манном, Самюэлем Беккетом, Джорждо Стреллером, Бертольтом Брехтом, Еленой Вайгель.

Приехав в Берлин на заработки, я поселился в одной комнате с нацистом

- В тридцатые годы, когда вы приехали в Берлин из Будапешта, вы почувствовали проявления национализма? Ощущалось, что начинается самая мрачная пора для Германии и всей Европы?

- Приехав из Будапешта в Берлин на заработки, я устроился вкалывать в гостинице и жил там в комнате для персонала. Я жил в одной комнате с человеком, тот, что был национал-социалистом. Мы с ним нередко спорили, но он ни при каких обстоятельствах не тыкал мне в нос, что я еврей. И вообще он был неплохим парнем. Но шибко резво я понял, к чему идет занятие в нацистской Германии, и эмигрировал в Англию. И потерял связь с этим человеком.

Почти посредством пятьдесят лет, в восьмидесятые, когда Клаус Пайманн поставил в Вене одну из моих пьес, все венские газеты написали обо мне. И внезапно я получаю сообщение от своего бывшего соседа! Он писал: Я читал про Джорджа Табори. Это ты? Я ответил ему. Конечно, я не стал ничего осведомляться про то, что он делал во времена Третьего рейха. Я ему несложно предложил приехать ко мне в Вену на неделю, погулять по городу и много-много товарищ другу поведать. Ответа продолжительно не было. Вскоре я получил сообщение, написанное женской рукой, где сообщалось, что тот самый дядя умер. Мне писала его подруга жизни. Так я ни при каких обстоятельствах и не узнаю, какой была бытие моего берлинского соседа... А сильно занятно, какую образ он сыграл в той войне.

- Из-за таких, как ваш сосед, о котором вы говорите с таковый симпатией, ваш папа погиб в Освенциме.

- Отца немного раз арестовывали, и было ясно, что с ним ничего хорошего при этом режиме не случится. Я в это время уже жил в Англии. И тогда в газетах стали являться первые сообщения о концлагерях, об ужасах, которые там творили нацисты. И я, читая о газовых камерах, о печах, где сжигали людей, почувствовал, что мой папа погиб там. К сожалению, мои ощущения меня не обманули.

А мать смогла выжить. Когда советские войска освобождали Будапешт, она хотела укрыться от начинающегося боя в подвале дома одного своего знакомого, но он ее не пустил. Не пустил еврейку. И она посредством весь городок, в любую минуту ожидая налетов, пошла к другому знакомому. Он ей разрешил опуститься в свой подвал, но сказал, что там уже скрываются тридцать венгерских нацистов. Она спряталась сообща с этими нацистами, ожидая, когда закончится махач за Будапешт.

Как-то она отлучилась в туалет, и внезапно в оконце заглянул российский служивый. Это забавно звучит, но аккурат так и было, и в тот миг моей маме было не до смеха. Она тут же достала еврейскую звезду, с которой должен был гулять любой еврей, показывая, что он дядя низшей расы. Эта звездочка ее спасла. Спустившись вкупе с русским солдатом в подвал, она сказала, что эти нацисты - также евреи. И их никто не тронул. Так моя мамаша, у которой нацисты убили мужа и многих родственников, спасла тридцать нацистов. Потом она приехала ко мне в Лондон и ни в жизнь не возвращалась в Будапешт.

Прошло немного десятилетий. Однажды мамаша мне сказала, что у нее есть сведения, что тот мужчина, тот, что выдал полиции моего отца и сделал все, чтобы он попал в концлагерь, постепенно живет в Нью-Йорке. Мать сказала: Ты должен нарыть этого человека и тюкнуть его. Я испугался. Но, тем не менее, стал наводить справки - где он живет, чем занимается. И вскоре узнал, что он скрылся где-то в Южной Америке. Мне стало легче, и я сказал маме: Мне его не откопать.

Хичкок так на меня обиделся, что перестал узнавать

- Долгое время вы жили в Америке, писали сценарии в Голливуде. Это было вам нужно, чтобы получить?

- Ну, это потому что было ещё и очень интересное занятие! Правда, писание сценариев принесло мне не только пользу. Мы были дружны с Хичкоком, но все испортила одна история. Хичкок предложил мне сочинять для него сценарии, но я отказался - по разным причинам. Он так жутко обиделся, что, когда мы посредством десять лет ненароком встретились в Южной Франции, он, увидев меня, отвернулся.

Кстати, о деньгах. Мне в Голливуде пришлось несладко. Я писал сценарии, и обещанные капиталы мне сначала исправно платили. А затем начались проблемы. Я был до того робок, что долгое время работал задарма, не решаясь изречь, что ещё чуть-чуть и мы совместно с женой начнем голодать. Спасла меня Грета Гарбо. Я рассказал ей об этом, она переговорила, с кем следовало, и мне вновь начали вносить плату.

- Первый раз вы поставили свою пьесу Юбилей в 1983 году, когда исполнилось 50 лет прихода Гитлера к власти. И сегодня, в год шестидесятилетия победы над фашизмом, вы вновь ставите эту пьесу.

- Когда я работаю над спектаклем, меня никакие даты не интересуют. Это простое совпадение. Вообще, я не верю ни в какие совпадения, знаковые встречи, мистические события. Все - ненароком. Я мог сделаться драматургом, а мог не сделаться, мы могли в текущий момент с вами сиживать в этом кафе и мило разговаривать, а могли ни при каких обстоятельствах не повстречаться. Нет такого события в этом мире, которое было бы необходимым.

- Звучит как манифест нигилиста.

- Да вы что! Напротив, в этом такая легкость! Я потому что оттого и люблю театр, что он - как жизнь: завсегда другой. Вот есть режиссеры, которые хотят перенять манера у другого постановщика, но они должны уяснить, что этого ни при каких обстоятельствах не получится. Всегда их постановка будет иной: никто никому не способен подражать. По той немудрёный причине, что более того ты сам себе подражать в театре не можешь: все будет по иному. И надобно души не чаять спектакли других режиссеров как раз вследствие того что, что так у тебя ни при каких обстоятельствах не получится, и у них ни при каких обстоятельствах не получится, как у тебя.

В спектакль, как в бытие, привносится шибко как собак нерезаных случайного, непредсказуемого. Вот вчера мне позвонили актеры из Берлинер ансамбля, которые играют в моем спектакле по пьесе Лессинга Евреи, и сказали, что спектакль нежданно пошел абсолютно по иному, чем раньше. И это для меня самое очаровательное в том ремесле, которым я всю существование занимаюсь: ты можешь норовить сколь угодно, но у тебя ни при каких обстоятельствах не получится так, как было вчера.

- Я представляю, что бы сказал, в частности, Петер Штайн, если бы актеры ему сообщили, что спектакль идет вовсе не так, как раньше. Он бы устроил актерам аутодафе. И шибко многие режиссеры.

- Я не знаю, как другие думают. Но я предполагаю, что произвольный режиссер смотрит на это по-своему. Поэтому я бы вообще не стал употреблять словосочетание сильно многие режиссеры.

Беккет был эдакий шустрый, что я за ним не поспевал

- Вы занимаетесь театром больше семидесяти лет. То есть большую доля своей жизни вы провели в репетиционном зале. И вот вы еще раз приступаете к репетициям в театре Берлинер ансамбль. Вас не посещают сомнения словно бы - и этой весной я вновь должен замыкаться в помещении? Снова репетировать? Зачем?

- А мне нравится в таких помещениях. Я не режиссер-диктатор, я несложно сижу себе в репетиционном зале, приглядываю за актерами. Порой что-то советую. Актер в театре - самое важное.

Как-то в Нью-Йорке я присутствовал на репетициях спектакля Андорра одного английского режиссера. Не скажу его фамилии, он шибко известен. У него был конфликт с актерами. Непонимание возрастало с каждым днем. И на генеральной репетиции одна из актрис попросила его: Можно я 30 мин поиграю эту образ, как я чувствую? Он ответил мерзким голосом: Вы ни в коем случае не будете игрывать так, как хотите! И тогда я первостепеннный и крайний раз в жизни кого-то побил. Ведь артист для меня - главное. Моя проблема - подсобить ему. Режиссура - недавнее изобретение, а тысячелетиями театр развивался без этого элемента, и как будто бы развивался недурственно.

- Странно чувствовать это от человека, всю существование занимающегося режиссурой и признанного как режиссер во всей Европе.

- Я враг режиссуры, которая подчиняет себе всё и всех. Есть опасная тенденция в современном театре - значимо всё, помимо пьесы. И чрезмерное увлечение новыми текстами также угрожающе. Для меня, к примеру, Еврипид значительно современнее, чем крайне многие сегодняшние авторы. Сейчас вы скажете, мол - и это говорит драматург, признанный во всей Европе? Ну, говорю (смеется)

-Вам исполнилось девяносто лет. Вы думали, что таковый юбилей надобно подметить как-то по-особому?

- Мы с женой загадали: когда мне исполнится девяносто, то мы поедем по всем местам, где я когда-то был. А оттого что это без малого полсвета! Надо забираться в такие уголки! И я бы ходил по любимым местам, предавался воспоминаниям. Но мы не поехали (смеется).

- В 1999 году вы в тот, что раз вернулись в Берлин. Если я вас спрошу - отчего, вы мне ответите - ненароком.

- Да, я так и отвечу. Вы уже меня начинаете осознавать (смеется).

- Вы немного раз уезжали из Берлина и возвращались. Похоже, тот самый град вас сколь привлекает, настолько и отталкивает.

- Я шибко продолжительно не желал ворочаться в тот самый град. Когда я временно находился в Лондоне, то узнал, что в берлинском Шиллертеатре ставят мою пьесу Каннибалы. Это было в конце 60-х годов. Я не хотел наезжать, хотя театр меня упрямо приглашал. Я хотел возвратиться в Нью-Йорк, где тогда жил. Но в это время у меня начались ссоры с моей женщиной, которая также, как и я, жила в Нью-Йорке, а в Лондоне у нее были дела. Конфликт стал до того острым, что я закричал: Возвращайся в Нью-Йорк! Оставь меня в покое! И она стала намереваться. Но представить, что мы вкупе с ней летим в одном самолете, я не мог. А умчаться куда-то шибко хотелось. И я полетел в Берлин. Так что никакого умысла или заблаговременно продуманного сюжета в этом не было. Случайность! (Смеется).

Меня отлично встретили в аэропорту: театр прислал превосходную машину. А водитель был так шикарно одет, что я подумал, что это сам художественный глава театра взялся меня подвезти (смеется).

В Берлине я жил в одном доме с Самюэлем Беккетом. Я хотел с ним познакомиться, но как бы невзначай. Когда я слышал, что он этажом выше гремит ключами, то бежал к своей двери, открывал ее, но Беккет был этакий шустрый, что я ни в жизнь не успевал. Но все одинаково ему было суждено познакомиться со мной. Пару лет через я поставил его пьесу Две вечеринки. Беккет остался моим спектаклем шибко недоволен.

Театр несовершенен, как жизнь

- Судя по всему, вы цените театр не за вероятность анализировать какие-то социальные проблемы, а, скорее, за витальную силу, за вероятность отдаться иллюзии. Но вы в одно прекрасное время сказали, что верхушка театрального творчества - это театр Брехта. А потому как там ни о какой иллюзии речи нет, напротив, она этому театру противопоказана. Зритель должен на спектакле мыслить. И смыслить, что он ответственен за процессы, которые происходят в обществе.

- Я приехал в Берлин в шестидесятые годы и попал на спектакли Берлинер ансамбля. Лучшего театра, лучшей режиссуры и актерской игры я в своей жизни не видел. Да, это противоречит тому, что я недавно говорил. Но я не вижу в этом ничего страшного. Я же не попугай, чтобы твердить одно и то же.

- Но вы утверждали: то, что делает Брехт, - абсолютно.

- Совершенно? Я не мог так изъясняться. В театре не может быть ничего совершенного. Театр несовершенен, как бытие, и в этом сильно на нее похож. (В это время леди, которая сидела за соседним столиком в кафе и участливо слушала нашу беседу, решила покинуть и стала прокрадываться к выходу. Табори реагирует мгновенно): Куда вы? Я что-то не так сказал?.. Так продолжительно подслушивала и как гром среди ясного неба ушла...

- Вы жили в Англии, Америке, Австрии, Германии, Болгарии, в других странах...

-Я жил более того в Египте, в Каире. В 1943 году мне предложили работу - внимать сербское радио и переводить для англичан. Англичане думали, что венгерский и сербский язык так похожи... (смеется). И я, не зная сербского, согласился. Это была шибко хорошая практика для будущего драматурга - мне приходилось выдумывать на ходу самые разные сюжеты. Это был не перевод, а сплошное фантазирование. Длилось длительно, а мой ложь так и не раскрывали... А какую страну наречь своей родиной? Я родился в Венгрии - вот вам мой реакция (опять смеется).

Так же читайте биографии известных людей:
Джордж Эббот George Abbott

Американский режиссер, драматург и продюсер "живых", коммерческих фильмов. Легендарная фигура Бродвея.
читать далее

Джордж Беланчин George Balanchine

Русско-американский хореограф, новатор. Баланчин считается выдающимся хореографом 20 в., он вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на..
читать далее

Джордж Лилло Jordg Lillo

Первая пьеса Лилло, сентиментальная балладная опера Сильвия, или Сельские похороны (Sylvia, or The Country Burial , 1730), вовсе не предвещала его..
читать далее

Джордж Чапмен George Chapman

К 1598 стал самым популярным драматургом и тогда же впервые выступил как переводчик Гомера, издав семь песен Илиады.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий