Известные люди

»

Дик Дэйл

Дик Дэйл Dick Dale Карьера: Музыкант
Рождение: США
Когда я впервые услышал, как играет Дик Дэйл, мне захотелось отрезать себе пальцы и смыть их в сортир. Было это в 1963, я тогда как раз формировался как гитарист. Один из дружков моего брата поставил запись с "Miserlou" и у меня просто отвисла челюсть. Казалось невероятным, что простая человеческая плоть, прижимающая стальные струны, может производить то, что я слышал. Это была не просто "технически чистая" игра на гитаре. Это был выплеск неподдельной страсти и индивидуальности, пулеметное стаккато, строчившее по поверхности моего мозга. Впервые я услышал, чтобы гитарист играл не так, как играет: человек.

Когда я впервой услышал, как играет Дик Дэйл, мне захотелось отхватить себе пальцы и смыть их в сортир. Было это в 1963, я тогда как раз формировался как гитарист. Один из дружков моего брата поставил запись с "Miserlou" и у меня нетрудно отвисла челюсть. Казалось невероятным, что простая человеческая плоть, прижимающая стальные струны, может делать то, что я слышал. Это была не легко "технически чистая" развлекуха на гитаре. Это был выплеск неподдельной страсти и индивидуальности, пулеметное стаккато, строчившее по поверхности моего мозга. Впервые я услышал, чтобы гитарист играл не так, как играет: дядя.

Я оказался в хорошей компании - Дик Дэйл повлиял на бессчетное цифра гитаристов за годы своего творчества (его концерты посещал более того Джимми Хендрикс), несмотря на то, что он нечасто выступал за пределами южной Калифорнии. Он не без затей изобрел звук гитары в surf-роке - он сделал гитариста центральной фигурой. Во времена, когда гитаристы играли посредством 20-30- ваттовые усилители, Дэйл первым осмыслил роль ГРОМКОСТИ в рок-н-ролле, оставив потом себя след, тот, что только сегодня начинают по-настоящему признавать.

Дик (настоящее имя Ричард Монсэр) родился в Бостоне, штат Массачусетс, в межнациональной семье: папа был уроженцем Ливана, а мама - полячка. Таким образом, с самого рождения он был подвержен влиянию разноплановой музыки - экзотичных восточных мелодий и фолка, что нашло отображение в таких особенностях его стиля, как тремолообразное, как на мандолине, звукоизвлечение, и применение темных, минорных тональностей. Помимо этого, огромное воздействие на него ещё оказала музыка биг-бэндов, бывшая, по сути, поп-музыкой той эпохи.

Особенно продолжительное воздействие на Дика в пору формирования его музыкального сознания оказали исполнители на ударных инструментах. Вот что он говорит по этому поводу: "Я играю на гитаре, как на ударных. Я говорю своим музыкантам, когда репетирую с ними: "Смотрите, я могу сыграть на гитаре, как на тарелках (показываю), на ведущем, и на бочке." Почему? Да в силу того что, что Джин Крупа (барабанщик) был одним из первых моих кумиров, которых я слушал на пластинках с биг-бэндами. Благодаря ему ударные стали моим первым музыкальным инструментом. По чистой случайности, увлечение Дика Джином Крупой оставило приметный след на кухонной утвари его матери.

Дик не получил музыкального образования, и все-таки это нимало не мешало ему проверять игрывать на многих инструментах, на некоторых он до сих пор играет на своих концертах. При этом он гордится своей врожденной склонностью к мульти-инструментализму. "Я не знаю, как называется все то, что я играю. Так ради чего мне забивать себе голову терминами? Я не претендую на звание "маэстро". Я неизменно говорил, что обычная публика не знает, что такое "увеличенная терция". И я не знаю, и мне плевать. Я вам более того гамму не сыграю! Ну и что? Зато я могу извлекать звуки из любого существующего инструмента, и это идет от моего сердца."

Тот же подход талантливого самоучки Дик применил и в освоении струнных инструментов. Все началось тогда, когда в комиксах про Супермэна на последней странице Дик прочитал, что, продавая баночки с кремом Noxema, разрешается достичь победы гавайскую гитару укулеле с рисунком ковбоя на лошади, размахивающим лассо. Дик провел страсть сколько ненастных вечеров, стучась в соседские дворы и впаривая их обитателям бессчетное цифра баночек с кремом Noxema. (Кстати, сам он до сих пор бреется с ним.) Наконец, Дэйл отослал заработанные в поте лица гроши, и сквозь четыре месяца получил: не гитару, а раскрашенные в зеленый цвет дровишки, колки на которых вскоре отвалились. Дэйлу ничего не оставалось совершать, как выкинуть тот самый предмет на помойку.

Переборов горечь потери, Дик насобирал на тот самый раз бутылок от "Пепси", сдал их, и на вырученные 5 долларов 95 центов купил свою первую, пластиковую четырехструнную укулеле. На этом инструменте он научился игрывать вещи Хэнка Уильямса (имеющий известность певец кантри) и аккомпанирующий темп в стиле упоминавшегося выше Джина Крупы. Единственное, о чем не говорилось в самоучителе, было то, что инструмент необходимо удерживать иной стороной. Все занятие в том, что Дик был левшой, а гитара была предназначена для обычного гитариста. Но он все одинаково научился игрывать и напевать песни кантри, ставя пальцы так, как было показано на диаграммах с аккордами. Наконец за 8 долларов он купил шестиструнную акустическую гитару с плоской декой, опять-таки для правши. Две лишние струны озадачили Дика. Играя аккорды как на укулеле, он стал глушить их, и никто не замечал этого. Дик продолжал гнуть свою линию.

Необычная привычка Дэйла игрывать на гитаре, держа ее вверх тормашками и задом наперед, привлекла участливость профессионалов. Лео Фендер был удивлен и заинтригован его исполнением, а Барни Кессел, феноменальный джазовый сессионный гитарист, сказал Дэйлу: "Дик, если бы ты только точно переставил струны, то был бы величайшим гитаристом в мире." На что Дэйл ответил: "А для чего что-то трансформировать, если и так недурственно?"

Дик напевал и играл популярные в то время шлягеры в стиле кантри-энд-вестерн, словно бы "Tennessee Waltz," и его мелодический дар резво развивался. Карьерой Дика занялся его папа, в 1954 г. перевезший семью в южную Калифорнию. Именно в тот отрезок времени молодой Ричард Монсэр был переименован в Дика Дэйла диск-жокеем музыки кантри T. Texas Tiny. Звезды раздают полно автографов, а "Richard Monsour" имело уж очень сложное написание.

Как-то вечером, возвращаясь домой, папа Дика увидел в воздухе лучи прожекторов и огромное скопление людей, что оказалось представлением конкурса талантов. Решив, что его отпрыск также обязательно должен в нем участвовать, он добился того, что в итоге Дик оказался на сцене в самом сердце Лос-Анджелеса, исполняя новейший хит Пресли "Teddy Bear". Чуть позже он получил уведомление о том, что победил в конкурсе подражателей Элвиса. Первым призом было право обозначиться перед премьерным показом фильма "Love Me Tender" с участием короля рок-н-ролла. Дэйл добавил кинотеатру 1 200 новых зрителей и был ангажирован ещё на четыре месяца. Поддерживаемый отцом, Дик сделал свою первую запись на студии Del-Fi в Голливуде с рокабильной вещицей "Ooh-Whee Marie," которая ещё стала его первым синглом на основанной его отцом Del-Tone Records.

Возможно, музыкальная карьера Дэйла так бы и пошла в тривиальном направлении кантри-энд-вестерн, если бы ещё в подростковом возрасте, уже целиком акклиматизировавшись на новом месте жительства, он бы страстно не увлекся серфингом ещё задолго до того, как тот стал национальным помешательством. Сочетая такие на наружность противоположные занятия, как серфинг и музицирование, Дик пытался своей игрой на гитаре передать физические ощущения и возбудимый экстаз от скольжения по волнам. Это заинтересовало его товарищей по серфингу. Как это позже обыкновенно происходило в его музыкальной карьере, титул "Король серфинговой гитары" он не придумал сам и не получил его от какой-нибудь звукозаписывающей компании - монстра шоу-бизнеса. "Так меня называли пацаны, с которыми мы катались на досках.

Они говорили мне: "Ты король, чувак, ты король серфинга и гитары!" Все, что я когда-либо делал, было навеяно общением с простыми людьми, моей аудиторией (которая кроме того в дальнейшем подсказала ему названия многих его вещей).

Однажды, в конце 50-х, путешествуя на мотоцикле в Бальбоа, роскошную серфинговую зону в южной Калифорнии, Дик обнаружил концертный зал "The Rendezvous Ballroom". Эта огромная площадка пустовала вследствие падения интереса к биг-бэндам, некогда выступавшим тут. Теперь ее арендовали под выпускные вечера и другие локальные мероприятия. Дэйл с отцом обратились к местным властям с просьбой ещё улаживать на ней живые концерты. Убедить чиновников было непросто.

По словам Дика, "Я стал единственным человеком на всю Калифорнию, получившим дозволение на открытие частной танцплощадки для подростков. Всем другим отказывали, так как всякий рокер с гитарой был олицетворением порока, играющим "дьявольскую" музыку. Так они ее и называли - "дьявольская музыка". Нам с отцом удалось сагитировать местные власти вопросом: "Где вы предпочитаете, чтобы ваши дети проводили время, - на улице или в танцзале?" Они ответили: "О.К., но пускай все они приходят в галстуках!"

Вы видели когда-нибудь человека с серфинговой доской и в галстуке?! Ну, мы купили партию галстуков и раздали их босоногим пацанам, с которыми мы всякий день катались на досках. Вот так все и начиналось. Потом от 17 друзей-серферов наша посещаемость выросла до 4 000 мужчина за единственный закат дня.

Отец Дэйла добился разрешений ещё у нескольких городов на то, чтобы Дик приезжал и выступал в местных танцзалах, оглушая публику мощностью своих динамиков. Правда, в г. Пасадена это позволение было отменено вслед за тем первого же концерта, так как ни при каких обстоятельствах ещё администрация местного зала не имела наплыв в 2 000 посетителей, заполнивших зал и ещё 1 500, оставшихся на улице. Однако Дэйл положил начало крупным концертам в закрытых помещениях.

По всей южной Калифорнии резво разнеслась слава о маниакальном гитаристе, играющем неслыханную доселе музыку на неслыханной громкости, корчащем позы, которым позавидовал бы профессиональный акробат, и владеющем любым существующим в природе инструментом. То, что Дик со своей группой, названной the Del-Tones, делали в конце 50-х и дальше, несло отпечаток чистоты духа и эволюции природного музыкального дара Дика, вдохновленного идеей серфинга. Названия без малого всех песен были подсказаны его приятелями-серферами. Под "Let's Go Trippin'" подразумевалось что-то как бы "побежали внимать, как играет Дик Дэйл." Название песни "Shake-N-Stomp" (трясись и топай) говорило о манере поведения участников группы на сцене. В океане прекрасно упакованной и подаваемой массам поп-продукции горстка серферов во главе с Диком Дэйлом начала теребить воду и приподнимать волны.

Итак, Дик играл на крупных танцплощадках по всей южной Калифорнии. На его концерты приходили обозревать и обучаться ещё не известные тогда The Beach Boys, а кроме того The Ventures и Jan & Dean. Большим поклонником таланта Дика был младой Джимми Хендрикс, в то время работавший в аккомпанирующем составе Литтл Ричарда. В единственный из своих свободных вечеров он пришел на одно из безумных и громких шоу Дэйла: ну, и остался позже его окончания, чтобы задать Дэйлу полно вопросов (несомненно, двум гитаристам-левшам было что обсудить).

В тот самый плодотворный отрезок времени папа Дика создал фирму звукозаписи Del-Tones Records, чтобы издавать записи своего сына. Первые пять синглов не имели особого успеха, но потом - вот он, миг! - в сентябре 1961 г. вышел сингл с "Let's Go Trippin'". Сейчас эта вещь признается первой записью surf-рока. Тогда никто не знал, как это окрестить, но было ясно, что рождается свежеиспеченный манера в музыке. Песня (на самом деле инструментал) оказалась на вершине южнокалифорнийских чартов, и все-таки всамделишный счастливый момент ждал ее на национальном уровне: она попала в "горячую сотню" журнала "Billboard", где продержалась девять недель. Несмотря на то, что последующие пара синглов не повторили этого успеха, Дэйл поспешил выпустить дебютный альбом. "Surfers' Choice", на котором были представлены в живом исполнении наиболее успешные из концертных номеров Дика, вышел в 1962 г. и был распродан в количестве 80 000 экз., также попав в хит-парад "Billboard".

Период Del-Tone Records, предшествовавший первому пику в музыкальной карьере Дэйла, ознаменовался несколькими важными творческими достижениями. За это время было выпущено немного заметных синглов, таких как "Surf Beat" и бессмертная "Miserlou". Тогда же, из сочетания гитары и усилителя, формировался его невообразимый саунд, - чистый и цельнометаллический, с одной стороны, и объемный и теплый, с прочий. Обогащенный реверберацией благодаря только появившемуся устройству Fender Reverb Unit, саунд Дика был не только продуктом новых технологий, но и необходимости быть слышимым перед здоровый аудиторией в эпоху примитивных усилительных систем. (Историческая справка: ревербератор был сделан не для гитары Дика, а для его голоса. Дэйл не обладал естественным певческим вибрато, и все-таки не хотел, чтобы его звук звучал сухо. Дэйл подключил в Fender Reverb Unit свой микрофон, и зазвучал, как Элвис!

Лишь позже ему пришла дума подключить туда же и своего "Зверя" (Fender Stratocaster). И это оказался брак, отбывающий наказание на рок-н-рольных небесах! Последнее примечание: вопреки утверждению некоторых источников, ревербератор не использовался на упомянутом выше Surfers' Choice, тот, что закрепил за Дэйлом титул "Короля серфинговой гитары", так как не был изобретен к тому времени.)

Заметную образ в формировании саунда Дэйла сыграло его общение с Лео Фендером. Дик Дэйл не несложно изобрел свежеиспеченный манера под названием surf-rock, он кроме того предложил свежеиспеченный методика исполнения музыки. В 50-е годы в группах использовался контрабас. Гитара не была громким инструментом. Лео Фендер, гитарный бог и Эйнштейн, только что создал свой Telecaster, в первую очередность для кантри-гитаристов, использующих стаккатный прием "чикен-пикинг". Ни у кого не было усилителя, способного перевалить за отметку 5 (50 ватт), более того если шкала была от 0 до 10. Чак Берри и пацаны типа него играли посредством 6-, 8- и 10-дюймовые динамики. Некоторые производители пытались надуть музыкантов. Люди не понимали, что где-то следом отметки 3 сообща с громкостью начинается дисторшн. А Лео сделал усилитель, где громкость по-настоящему увеличивалась до отметки 10 на шкале, причем перегруз начинался только после этого 8.

Рассказывает Дик: "Я сказал Лео, что хочу сочный, объемный звук. Он дал мне Stratocaster, выпущенный год обратно, и сказал: "Вот, выжми из него все, на что он способен и скажи, что ты о нем думаешь." Я так и сделал, но мне нужен был ещё больше объемный звук. Тогда мы заперлись в его лаборатории, и я стал проверять все имеющиеся там усилители и динамики. Их было десятка два, настоящая стена где-то два метра в высоту и три в длину. Прямо там все звучало довольно громко, но на сцене, перед больше чем тысячной аудиторией, низы тонули - были мало объемными. Потом мои усилители стали вылезать из строя. Я сломал где-то 40 или 50 усилителей и динамиков. Происходило возгорание. Лео сказал: "И к чему тебе нужна такая громкость?"

Но затем он побывал на одном из моих концертов перед 4-хтысячной аудиторией, и возвратясь с него, сделал основополагающий трансформатор с выходом на 85 ватт, тот, что вставил в усилитель и назвал его моим именем. Затем нам понадобился подходящий динамик. Я вывел из строя все, которые были - диффузоры вываливались наружу. Немудрено, я же играю на струнах толщиной от.016 до.060. (От автора: Дик использует толстенные струны, и нередко рвет их. Он стачивает под нуль 5-6 медиаторов за одну песню. Так что, будьте добродетельны в этой жизни, а не то в следующей станете одним из медиаторов Дика Дэйла.)

Мы с Лео отправились в фирму JBL, и сказали им: "Нам нужен 15-дюймовый динамик! Нам нужна больше толстая обмотка, звуковая катушка больших размеров." Также мы сказали им смазать передние и задние края динамика резиновым клеем, чтобы он не мог отвалиться. Сотрудники JBL подумали, что мы сошли с ума. Они спросили: "А куда вы его собираетесь определить, на буксир, что ли?" Все же они выполнили нашу просьбу, и в итоге получился 15-дюймовый динамик D-130F. Первым усилителем, запущенным Лео в коммерческое фабрика, был "Showman". Мы взяли тот что ни на есть динамик и поместили его в колонку размером где-то 100х50х30 см. Затем мы подсоединили тот трансформатор с выходом 85 ватт. В самой колонке не было звуковых портов. Оказалось, трансформатор способен вручить все 100 ватт. Вот когда Дик Дэйл преодолел звуковой барьер! Остальные гитаристы, как не старались, не могли перейти за отметку 5 на шкале усилителя. Я же доходил до 11!

Через неделю я сказал Лео, что хочу определить ещё единственный 15-дюймовый динамик в ту же колонку с разделителем. Мы так и сделали. Я и нынче играю посредством эти колонки (прототипы серийной модели Fender Dual Showman, впервой выпущенной в 1962 под названием "Double Showman 15"), и получаю убойный звук. Лео пришлось модифицировать трансформатор, сделав его на 100 ватт (пик - 180 ватт), 4 ома - более того по современным стандартам жутко оглушительный."

Так каков же вклад Дика Дэйла в историю рок-н-ролла? Он не только изобрел свежеиспеченный манера под названием surf-rock, но и стал отцом Громкого Звука. Именно вследствие этого в Австралии его считают громче, чем Motorhead. Еще прибавьте к этому объемность и теплоту его саунда - обмотку копировал сам Marshall, но никто не мог скопировать "Трансформатор Дика Дэйла" - Лео умер с этим секретом, не продав его CBS (которая купила Fender Co. в конце 1964 г.).

Иллюстративный пример: как-то состоялся концерт в память о Лео, весь сбор от которого направлялся на врачевание болезни, погубившей его. Там выступали все великие гитаристы, играющие на "Fender": Джеймс Бертон, Ингви Мальмстин, Альберт Ли и конечно же, Дик Дэйл. Так же на нем присутствовал бывший менеджер Лео Фендера. В единственный из моментов он собрал кругом себя всех гитаристов, обнял Дика и сказал остальным: "Если бы не вот тот самый парнишка, вы бы сегодня не играли на ваших инструментах." Аминь.

Но вернемся в 1963 год. Дик Дэйл со своей группой подписали контракт с Capitol Records. В единственный миг Дэйл получил все преимущества крупнейшей звукозаписывающей фирмы и вошел в мир большого шоу-бизнеса. Однако союз между "людьми в костюмах", диктующими правила и талантливым музыкантом-индивидуалом, ломающим правила, не относился к числу заключенных на небесах.

Поначалу все шло славно. На первом альбоме, выпущенном на Capitol, была представлена музыка, аналогичная той, что до этого исполнялась Диком в танцзалах, с достаточно сырым саундом, только местами подслащенная секцией духовых. Во всю заработала промоушн-машина: Дик появился в журнале Life magazine, в телевизионном супер-шоу Эда Салливана, а кроме того в кинофильме Beach Party (1963).

В этом же 1963 г. помешательство на серфинге достигло пика. Бесчисленные группы подражали саунду Дика Дэйла, ещё не забывая кататься на серфинговых досках. Наиболее талантливыми последователями были The Surfaris ("Wipe Out," "Surfer Joe"), the Chantays ("Pipeline") и The Beach Boys. Гитары Fender Stratocaster, усилители Dual Showman и внешние эффекты реверберации раскупались в момент ока в магазинах от восточного до западного побережья страны. А тем временем тот, кто все это начал, испытывал трудности на Capitol, разочаровавшись в способности тамошних звукорежиссеров передать его фирменный саунд, что в итоге побудило Дика покинуть.

Через год настало время Британского вторжения. The Beatles, The Dave Clark Five, The Kinks и десятки других исполнителей за единственный момент изменили моду, потеснив surf-музыку. Записав на Capitol пять альбомов, Дик без сожаления ушел оттуда, всецело сохранив родное видение музыки и свой невообразимый гений. По всей южной Калифорнии у Дика оставались преданные поклонники, которые считали его музыку своей. Дик продолжал выступать перед ними, произвольный вечерок в новом месте, гастролируя в радиусе 100-200 миль.

В 1966 существование Дика оказалась в опасности, когда врачи поставили ему диагноз: рак. Его состояние скрывалось от прессы, но в музыкальных кругах распространилась весть, что Дик Дэйл умирает. Когда она дошла до Хендрикса, тот, что записывал свой альбом "Are You Experienced?", он посвятил своему старому другу композицию "Third Stone From The Sun", сопровождавшуюся шепотом "Ты больше не услышишь surf-музыку." Единственный чистый инструментал из всех записей Хендрикса.

К счастью, Дик выжил, но позже операции его воззрение на существование стал приметно преображаться. Схватка со смертью научила его ещё сильнее дорожить бытие. Он абсолютно кинул дымить, озаботился проблемой защиты редких животных, увлекся восточной философией и изучением боевых искусств, скорее в духовных, чем в оборонительных целях. Однако, музыка не осталась в стороне. В 1973 Дэйл выступил хедлайнером на Первом Международном Фестивале серфинга в "Hollywood Palladium", а три года через выпустил альбом "Dick Dale And His Del-Tones Greatest Hits". Также на протяжении 70-х и 80-х он продолжал свои выступления по южной Калифорнии, играя каждые выходные перед верной ему "простой" публикой.

В 1986 г. Дэйл в первый раз за немало лет записал сингл "One Double One Oh!," а сквозь год появился в фильме "Back To The Beach", где они со Стивом Рэй Воэном исполнили пожилой серфинговый хит "Pipeline" группы The Chantays. Этот стильный дуэт получил "Грэмми" в номинации "Лучший рок-инструментал". В 1993 и 1994 г.г. Дэйл выпустил два альбома со своей новой группой, сообразно "Tribal Thunder" и "Unknown Territory". На тот самый раз его взаимодействие со студийными звукорежиссерами было значительно больше успешным, чем на Capitol. Эти работы произвели реальный фурор посреди поклонников и критиков. Дик стал гастролировать по всем Соединенным Штатам, еще раз оказавшись на волне популярности.

Тут мы подходим к теме Квентина Тарантино. Режиссер-вундеркинд был ревностным поклонником творчества Дика Дэйла. Более того, на создание "Криминального чтива" Тарантино вдохновила "Miserlou" Дэйла. Как-то Тарантино сказал Дику, что эта вещь - нетрудно шедевр, и что он хочет совершить кино с тем же настроением обездоленности, что и в песне. Дэйлу понравилась эта мысль, и он благословил ее. Тарантино отправился в Амстердам (любимое местоположение выступлений Дика) и снял там родное "Криминальное чтиво". Остальное, как говорится, - история. "Miserlou" стала лейтмотивом фильма. Альбом с саундтрэком к фильму раскупался миллионами экземпляров.

Возможно, впервой в своей карьере Дик становится таким востребованным. Летом '96 он гастролирует вкупе с альтернативными командами Rocket From The Crypt, Fishbone и Pennywise в поддержку своего нового альбома "Calling Up Spirits".

Чтобы, вечерок за вечером выходя на сцену, задевать за живое такое число людей, нужно самому быть таким живым и неспокойным в душе, каким является Дик Дэйл, решивший гастролировать всю оставшуюся существование. Как он сам говорит, "я хочу отдать богу душу не в кресле-качалке, а на сцене, в миг наивысшего эмоционального накала.".

Так же читайте биографии известных людей:
Дилан Томас Dilan Tomas

Дилан Томас - валлийский поэт, драматург и публицист. Родился 27 октября 1914 года.Дилан Томас писал о природе человека, особенно о его..
читать далее

Дилан Спроус Dylan Sprouse

Дилан Спроус - американский актер, один из братьев близнецов Спроусов. Родился 4 августа 1992 года.Дилан Спроус получил широкую известность..
читать далее

Дилан Моран Dylan Moran

Дилан Моран - популярный ирландский актёр, комик, сценарист, писатель и режиссёр. Родился 3 ноября 1971 года.Наибольшую известность и популярность..
читать далее

Дилан Тейлор Dylan Taylor

Дилан Тейлор - канадский актер кино и телесериалов. Родился 9 июля 1981 года.Дилан Тейлор дебютировал в кино в 1992 году снявшись в телефильме под..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий