Известные люди

»

Дмитрий Кантемир

Дмитрий Кантемир Dmitry Kantemir Карьера: Деятель
Рождение: Россия, 26.10.1673
Молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму.

Младший отпрыск молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный затворник И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На создание мировоззрения Кантемира оказали воздействие работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись посредством три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, при всем при том в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир сызнова уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (сейчас - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ посредством Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен план договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 сообща с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после этого смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на место секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в цифра ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано воззвание Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял строй географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся Диван, или Спор мудреца с миром (1698), Метафизика (1700), Всеобщая сокращенная логика (рядом 1700), Исследование природы монархий (1714), Темные места в Катехизисе (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, при всем при том мужчина с помощью науки может штудировать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии (История возвышения и упадка Оттоманской империи, 1714-1716; Описание Молдавии, 1716; Жизнь Константина Кантемира, 1716-1718; События в жизни Кантакузинов и Брынковянов, 1717-1718; Система, или Состояние мухамеданский религии, 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на британский, германский, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное формирование подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что государства должны являться и испаряться, изменяться и возрождаться и отдавать богу душу, обладать какой-то конец. Этот ход считал исторически закономерным, оттого что из смерти одного предмета зарождается другой. Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала Иероглифическая история (1704-1705) - начальный роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал мелодический трактат, где изложил свои этические взгляды, а кроме того, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в родное орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Корявов Dmitry Koryavov

Деятель российского телевидения и кино.
читать далее

Дмитрий Курлятев Dmitry Kurlyaev

Курлятев Дмитрий Иванович (? -1562) - князь, боярин и воевода в правление Василия III Ивановича и Ивана IV Васильевича, сын кн. И. В...
читать далее

Дмитрий Курский Dmitry Kurskiy

Курский Дмитрий Иванович (22.10.1874, Киев - 20.12.1932, Москва), партийный и государственный деятель.
читать далее

Дмитрий Лизогуб Dmitry Lizogub

Лизогуб, Дмитрий Андреевич. Кличка "Дмитро". Родился ок. 1845 г. [?].
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий