Известные люди

»

Дмитрий Петров

Дмитрий Петров Dmitry Petrov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Дмитрий Петров тихий и скромный человек. Он преображается только тогда, когда садится за рояль. И здесь ему нет равных.

Встретиться с уникальным импровизатором пианистом Дмитрием Петровым мы договорились прямо в Останкино, перед съемками любимой нашими читателями телепередачи. То, что в эти дни готовится программа В нашу гавань заходили корабли, стало ясно ещё у входа в телецентр. Несколько постоянных участниц с одиннадцати утра распевались прямо на лавочке у ворот. Здесь же новички с гитарами пытались очаровать молодых администраторов и достигнуть немедленной аудиенции у Эдуарда Успенского и Элеоноры Филиной... В артистической царила атмосфера предпрограммной суеты и творческого азарта. Но ни громкое пение, ни гитарные аккорды, ни взрывы смеха и иронические замечания участников программы, прерывающие время от времени ход нашей беседы, совсем не мешали больше того, сделали эту встречу ещё больше интересной.

Дмитрий Михайлович, вы, надо думать, из семьи музыкантов?

Нет. Моя маменька Софья Захаровна работала библиотекарем, а папа Михаил Иванович преподавал технологию металлов. Мы жили в городе Коврове. Я с раннего детства обожал музыку и любил внимать пластинки залезал под столик и вертел там патефон. Читать я ещё не мог, названий, безусловно, не знал и различал любимые пластинки только по царапинам и сколам. Это были популярные в ту пору Домино, Расстались мы, какие-то танго все то, что было модно вертеть во дворах.

Когда же вы начали заниматься музыкой?

Старшая сестра уже училась в музыкальной школе, а мне было всего четыре года, когда я также стал подступать к инструменту и подбирать по слуху то, что слышал на пластинках.

Родители рассказывали, как один раз, когда Аня была в школе, мамаша услышала звук фортепиано и подумала, что сестра раньше времени вернулась, но, войдя в комнату, обнаружила, что это я подбираю известные мелодии. Я был небольшой и, сообразно, ладошка у меня была маленькая, так что я с трудом хватал трезвучие и то с перескоком, но подбирал сию минуту и мелодию, и созвучные к ней аккорды. Мама, увидев, как я подбираю мелодии с аккомпанементом, весьма удивилась и повела меня в музыкальную школу. Оказалось, что у меня полный слух, и меня приняли. Кроме слуха у меня оказалась ещё хорошая память, и все, что задавал педагог, на следующий день я уже знал наизусть. Так что в музыкальной школе я перескакивал сквозь класс из первого в третий, из третьего в пятый...

После музыкальной школы вы отправились обучаться в Москву?

Не сию минуту. Сначала я поступил в музыкальное училище во Владимире, где проучился два года. Некоторые педагоги там были из Москвы. Когда я учился на втором курсе, моя преподавательница Татьяна Павловна Садовская предложила мне испытать свои силы в Москве. Я поехал в Москву, но дирекция Владимирского музыкального училища не отдавала мои документы, потому что что хотела независимо растить такие кадры. Когда в московском училище меня попросили предъявить хоть какие-нибудь документы, я сказал, что есть только удостоверяющий личность документ и мои руки!

И потом прослушивания меня тотчас взяли в училище при Московской консерватории. В 1969 году я, вестимо, поступил в консерваторию, а в училище стал действовать концертмейстером аккомпанировал духовикам, скрипачам... Тогда-то меня и стали величать музыкальным Мичуриным, в силу того что что я занимался тем, что делаю и сегодня в Гавани, свободной импровизацией, скрещиванием разных музыкальных произведений.

Когда учился, бывало, прихожу к педагогу по мастерству, начинаю игрывать, а профессор меня останавливает, показывает ноты: Что вы играете? Здесь этого нет! Я настаиваю: Но потому как прекрасно звучит! Да, но только Бетховен этого не писал! Но я любой раз насыщал произведение какими-то новыми гармониями. Получалось здорово, но педагог заурядно бывал неумолим: Нельзя игрывать то, чего нет у композитора!

А ещё у нас в училище был эдакий предмет, как гармония, где давались такие задачки: к заданной мелодии нужно подставить аккорды по жестко определенным правилам. Но я неизменно все это нарушал, и получалось значительно красивее.

При поступлении в консерваторию меня все умоляли: Пожалуйста, обойдись без своих штучек! Не экспериментируй, как обыкновенно! Вот поступишь тогда твори все что угодно.

Но я все одинаково решил задачку по-своему, нарушив некоторые правила, получилось оригинально и необычно. Комиссия была поражена настолько рискованным поступком, но, по счастью, меня все-таки приняли.

Экспромты вам свойственны только в музыке или в обыденной жизни также?

В основном все-таки в музыке...

А классическую музыку вы не исполняете?

Как только я окончил консерваторию в 1974 году, то с радостью расстался с классикой. Мои педагоги сказали: Tвое занятие эстрада, импровизация, в силу того что что ты всю дорогу такое творишь за инструментом! И я стал пианистом в Москонцерте. Когда участвовал в сборных концертах, то приходилось аккомпанировать всем подряд: то балетный номер, то ария из оперетты, то эстрадный цирковой номер... Мне это без труда, я могу игрывать все что угодно! Если я единственный раз услышал мелодию, то мне этого довольно, и ноты мне не нужны.

Например, мы отправлялись на плановые гастроли от Москонцерта по всей стране с каким-нибудь виолончелистом. Представляете себе, с каким трудом другой раз воспринимают классическую струнную музыку где-нибудь в глубинке? И подчас аккурат мое пристрастие к импровизации выручало нас на этих концертах. Вместоположение заявленного репертуара я выдавал концерты по заявкам от популярных эстрадных мелодий до Танца маленьких лебедей и полонеза Огинского. А началось это ещё в годы учебы в консерватории, когда мне удавалось на гастролях пособить консерваторский престиж, играя любимые народом В Намангане яблочки или Ландыши.

Так вот когда начался ваш дорога в Нашу гавань! Говорят, на эту программу вас привела Кира Смирнова?

Да, как-то мы вкупе с Кирой Петровной были в поездке от Москонцерта, и она мне сказала: Дима, есть такая передача! Это твое! Это то, что аккурат ты можешь.

Вам приходится репетировать перед передачей?

Перед прямым эфиром некоторые участники подходят ко мне, чтобы прорепетировать, но мне это не нужно. Я предугадываю варианты, куда мелодия может сходить, а гармонии на любой происшествие заряжены в руках. И никаких репетиций! Ненавижу воспроизводить то, что сыграл секунду вспять. Мне довольно первого звука, одной ноты, и дальше я завсегда смогу аккомпанировать. Однажды в связи с этим был забавный эпизод. Когда участницу программы спросили: Что вы будете напевать?, она говорит: Мне сейчас все равно. Тогда я отвечаю: А мне и подавно! А оказалось, Мне в настоящее время все равно это наименование романса, тот, что она собиралась исполнять.

Дмитрий Михайлович, что помимо музыки в вашей жизни занимает важное местоположение?

Семья, конечно!

Ваша супруга музыкант?

Моя подруга жизни также работала в Москонцерте, но она не музыкант, а артистка оригинального жанра. У нее был потрясающий номер световая феерия. Она жонглировала флюоресцирующими, светящимися предметами!

Вы встречаетесь в свободное время с коллегами по Гавани?

У Эдуарда Николаевича завсегда все по секундам расписано, у актеров спектакли, репетиции. А я, к примеру, за свою бытие столь наездился по гастролям, что сейчас свободное время хочется проводить только дома с семьей, у телевизора. Даже изредка хочется, чтоб по телефону никто не звонил. От встреч и поездок я устаю, не устаю только от музыки! Готов игрывать 24 часа в сутки!

А вам доводилось случаться с гастролями за рубежом?

Я немного раз был за рубежом, уже работая в Гавани. Это были поездки в Америку и в Израиль. Когда мы приехали в Израиль, все были удивлены, оттого что там было шибко неспокойно и оттуда многие, напротив, уезжали. Но Успенский сказал: Ничего! Все уехали, а мы приедем!, и мы дали концерты в десяти городах.

А одна из поездок в Штаты у нас должна была быть, когда произошли эти страшные события 11 сентября. Тогда отменился весь тур, но мы полетели на единственный концерт в Нью-Йорк, только чтобы прийти на помощь людей в трудную минуту.

Где ещё вас позволительно услыхать помимо субботней программы Эдуарда Успенского?

Сейчас больше нигде. Я мужчина такой: вот есть программа В нашу гавань заходили корабли, и другого мне ничего не необходимо! Хотя поступают и другие предложения, но стоит только приступить уговариваться и распыляться, немедленно начнутся накладки и проблемы. К тому же изредка предлагают с каким-нибудь коллективом поехать на гастроли в круиз. Но потому что одно занятие забрать с собой флейту или домру, а мне что же рояль с собой волочить? А все эти синтезаторы я не признаю. Звук должен быть активный!

Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Покрасс Dmitry Pokrass

Покрасс Дмитрий Яковлевич (26.10.1899, Киев - 20.12.1978, Москва), композитор, народный артист СССР (1975), лауреат Сталинской премии (1941).
читать далее

Дмитрий Попов Dmitry Popov

Ходил, как и все советские дети в детский садик, потом в школу, отличником не был хотя и двоечником тоже. После школы в 1978 году поступил в НИИВТ..
читать далее

Дмитрий Севастьянов Dmitry Sevastianov

Родился в семье музыкантов и получил музыкальное образование по классу не только ударных инструментов, но и фортепиано. Он считает, что именно это..
читать далее

Дмитрий Сильницкий Dmitry Silnitsky

В настоящее время Д. Сильницкий занимается созданием новых компаний в сферекомпьютерных технологий и медиа , а также пишет музыку для артистов из..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий