Известные люди

»

Дэвид Сильвиан

Дэвид Сильвиан David Sylvian Карьера: Музыкант
Рождение: Великобритания
Кто такой Дэвид Сильвиан (David Sylvian), в двух словах не расскажешь. Певец, композитор, гитарист, клавишник, продюсер, аранжировщик, режиссер, фотограф, художник, поэт и прочая и прочая...

Сильвиан принадлежит к числу тех творческих хамелеонов, которые, проходя в течение жизни строй перерождений, произвольный свой свежий образ преподносят как единственно допустимый и идеально выражающий их сущность. Возглавляя свою первую команду Japan, Сильвиан прошел эволюцию от глэм-рокера до романтического декадента и мастера эмбиента. В своих сольных исканиях он находил групповой язык с музыкантами разных национальностей и направлений, сотрудничал с традиционалистами и авангардистами, джазменами, радикальными рокерами и хоровыми коллективами. Даже свою вокальную манеру немного раз кардинально видоизменял, так что в настоящее время ему под силу спеть все - от "попсы" до "самых до окраин".

Восьмилетняя история британской группы Japan - это стремительный взлет от малоприметных новичков глэм-рока до популярных исполнителей яркого, стильного синт-попа. Порождение туманного Лондона, команда в младенчестве представляла собой квинтет. В 1974 году под знаменами Japan объединились: автор песен и вокалист Дэвид Сильвиан, бас-гитарист Мик Карн (Mick Karn), клавишник Ричард Барбьери (Richard Barbieri), барабанщик Стив Джансен (Steve Jansen), брат Сильвиана, и гитарист Роб Дин (Rob Dean). Народ был юный и малоопытный. Главному идеологу Дэвиду Сильвиану, которого ещё недавно все знали как Дэвида Алана Бэтта (David Alan Batt) чуть-чуть исполнилось 16. В поисках собственного голоса и имиджа группа подражала модным тогда глэм-рокерам New York Dolls и Дэвиду Боуи. Красивый и гибкий вокал Дэвида Сильвиана и его привычка пения напоминали Брайана Ферри (Bryan Ferry), зачем сравнения Japan с Roxy Music были в порядке нормы.

Контракта с германской компанией Ariola-Hansa Records команда добилась не обычным методом бомбардировки лейбла демо-кассетами, а выиграв конкурс, проводившийся Ariola-Hansa. К этому времени - а занятие было в 1977 году - Japan обзавелись уже жутко объемистым репертуаром и смогли выдать на-гора разом два лонг-плея. Обе пластинки, "Adolescent Sex" и "Obscure Alternatives", не произвели впечатления ни на родине, ни в Америке, зато всколыхнули меломанов Японии. Название обязывало. Изданный сквозь два года альбом "Quiet Life" отличался значительно больше утонченным, аккуратным саундом. Промо-сингл "I Second That Emotion", кавер-версия Смоки Робинсона (Smokey Robinson), наиболее полно отразил изменения саунда, смягчившегося и потеплевшего. Эволюция продолжалась. Четвертый лонг-плей "Gentlemen Take Polaroids" (1980) обнаружил заинтересованность музыкантов к широкому спектру стилей, их неравнодушие более того к достаточно экзотическим веяниям времени. Диск 1981 года "Tin Drum" записывался уже без гитариста Роба Дина, что никак не отразилось на его качестве. Даже напротив, группа превзошла все ожидания, смело ступив на экспериментальную почву и выйдя вдалеке за пределы традиционной поп-музыки. Japan привнесли в звучание уймище новых оттенков - от фанка до ближневосточных мотивов. Сингл "Ghosts" (финалист Тор 3) сводил с ума британскую публику.

"Tin Drum", тот самый громогласный "Жестяной барабан", оказался лебединой песней Japan. Смутное недовольство участников дружбан другом достигло крайней точки, когда девица Мика Карна ушла к Дэвиду Сильвиану. В 1982 году группа Japan перестала наличествовать.

Музыканты проворно сориентировались и нашли использование своим талантам. Все они остались в музыкальном коммерциале, работая сольно или в других группах, временами записываясь по старой памяти совместно.

Самым везучим в карьерном отношении оказался Дэвид Сильвиан, да у него имелось и больше оснований для успеха. По сути, поворотной точкой в биографии Сильвиана стало уже явление композиции "Ghosts". Все написанное раньше, по его словам, он рассматривал как больше или менее удачные ремесленные поделки, и только с этой песней он впервой ощутил себя творцом, выразившим нечто сильно личное, единственное в своем роде.

Настал тот миг, когда пригодились "японские" корни группы. В начале 1983 года японский композитор Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto), участвовавший в некоторых студийных сессиях Japan, предложил Сильвиану черкануть и реализовать вокальные партии для саундтрека, над которым он тогда работал. Звуковая тропинка к фильму "Merry Christmas, Mr Lawrence" в целом оказалась достаточно удачной и принесла композитору немного наград. Не подкачал и Сильвиан. Написанная им предмет "Forbidden Colours" сделала его имя известным вдалеке за пределами Великобритании. Сотрудничество с Сакамото, мастером аранжировки, многому научило Сильвиана.

Летом 1983 года в Берлине начал выкристаллизовываться сольный дебют Дэвида Сильвиана "Brilliant Trees", тот, что появился в продаже посредством год. Среди студийных соавторов значились Рюичи Сакамото и крайне особенный музыкант, басист Холгер Шукай (Holger Czukay) совместно со своей авангардной рок-командой Can. Позднее к ним присоединились два джазовых трубача и экс-коллеги по Japan - Стив Джансен и Ричард Барбьери. Лонг-плей "Brilliant Trees" с его насыщенными, новаторскими аранжировками, с сильными поэтическими текстами не подвел автора. Расхваленный британской прессой, он стартовал в английском поп-чарте сию минуту с четвертой строки.

Отдыхая от праведных студийных трудов, Дэвид Сильвиан вернулся к давнему увлечению визуальными искусствами. Он скомпоновал книгу собственных фотоснимков и фотоколлажей "Perspectives: Polaroids". Она вышла небольшим тиражом в 1985 году. Следующим проектом стало документальное видео, в свободной форме рассказывающее о фотовыставке, проходившей в Токио. К фильму понадобился саундтрек, тот, что музыкант и записал в соавторстве с Сакамото и Стивом Джансеном, а в студийных сессиях к ним присоединился Болгарский дамский хоровой коллектив и ещё строй европейских и японских музыкантов. Диск получил наименование "Preparations for the Journey" и также вышел в 1985 году.

Параллельно своим чередом продвигалась подготовка второго сольника Сильвиана "Gone to Earth", обнародованного в конце 85 года. В процессе записи музыкант привлек двух гитаристов, Билла Нельсона (Bill Nelson) и Роберта Фриппа (Robert Fripp) из группы King Crimson, ключевые фигуры в кристаллизации прогрессивного рока. Гитаристам было где развернуться - из 17 треков на этом двойном альбоме десять были инструментальными. Британская музыкальная печать встретила альбом "Gone to Earth" с большим энтузиазмом.

Следующие полтора года были в жизни Дэвида Сильвиана шибко плодотворным периодом. Из всей массы написанных композиций он скомпоновал альбом "Secrets of the Beehive" (1987), тот, что отличался сильно искренними, образными, глубокими текстами и виртуозными аранжировками. Большую доля песен Сильвиан оркестрировал для акустических инструментов - струнных, деревянных и медных духовых. По традиции, в студии подобралась на завидущая жаба сильная команда. На тот самый раз ему аккомпанировали Дэнни Томпсон (Danny Thompson) на двойном басу, Фил Палмер (Phil Palmer) на акустической гитаре, Марк Айшем (Mark Isham) на трубе и другие музыканты.

В том же 87-м году поклонники смогли изведать артиста и совершенно с иной стороны - как литератора. Дэвид Сильвиан выпустил в свет поэтический сборник "Trophies: The Lyrics of David Sylvian".

Конец 80-х - неспокойный отрезок времени в жизни Дэвида Сильвиана. Он не любит припоминать это время. "После "Secrets of the Beehive" музыка отошла для меня на второй проект, - признавался артист. - Как-то разом навалилось столь проблем. Надо было понять в личной жизни". Вместоположение сольных альбомов он отдает сейчас предпочтение совместным проектам с коллегами по цеху, участвует в их альбомах и новых начинаниях; записывает инструментальные импровизации сообща с бывшими участниками авангардной группы Can и Маркусом Штокгаузеном (Markus Stockhausen), сыном известного композитора-модерниста. Этими сессиями Сильвиан руководит наравне с Холгером Шукаем. Подготовленный двумя композиторами материал лег в основу альбомов "Plight and Premonition" (1988) и "Flux + Mutability" (1989). А вот в гастрольные туры Сильвиан предпочитал колесить со своей сольной программой. Тур 1988 года "In Praise of Shamans", в котором артиста сопровождали семь бэк-музыкантов, прошел по 80 городам, расположенным на разных континентах.

В 1989 году вышел бокс-сет из пяти компакт-дисков "Weatherbox", охватывавший ключевой объем сольного каталога Дэвида Сильвиана. Для раскрутки этого издания музыкант выпустил сингл, иронично названный "Pop Song", расцвеченный рояльными импровизациями Джона Тейлора (John Taylor).

Спустя год сообща с художником Расселом Миллзом (Russell Mills) Сильвиан подготовил для экспозиции в Токио полижанровую инсталляцию: скульптура, звук и свет. Саундтрек "Ember Glance: The Permanence of Memory", сопровождавший инсталляцию, был издан в 1990 году.

Между тем, прошло уже семь лет с момента роспуска Japan. Сильвиану казалось, что пора бы уже позабыть о былых распрях и тряхнуть стариной, в частности, вкусить поимпровизировать сообща. Все экс-участники Japan поддержали эту идею. Хотя сессии стартовали ещё в конце 89 года, из-за финансовых трудностей альбом "Rain Tree Crow" вышел только в 1991 году. Сводил и продюсировал запись сам Сильвиан, тот, что, по его словам, весьма гордится этой работой. Однако как раз он настоял на том, чтобы ещё раз собранный коллектив переименовался в Rain Tree Crow.

В декабре 91 года Сильвиан загорелся желанием перезаписать на свой лад одну их новых вещей Сакамото "Tainai Kaiki", придумав для нее контент. Озвучить свежий вариант композиции он доверил гитаристу Биллу Фриселлу (Bill Frisell) и вокалистке и поэтессе Ингрид Чавес (Ingrid Chavez), тогдашней протеже Принца (Prince). Знакомство с Ингрид имело для него исторические последствия: посредством два месяца позже первой встречи Дэвид Сильвиан и Ингрид Чавес стали мужем и женой.

Семейная бытие не сделала артиста домоседом. Напротив, он испытывает свежий прилив сил и вдохновения. Возобновленный творческий союз с гитаристом Робертом Фриппом оказался плодотворным во всех смыслах. Дело не ограничилось концертными турне по Японии и Италии. В 1993 году Фрипп и Сильвиан записали общий студийный альбом "The First Day". Еще единственный дружеский тур музыканты предприняли в 1994 году, на тот самый раз в сопровождении бэк-группы из пяти мужчина. Концертник по итогам гастролей получил наименование "Damage: Live" (1994).

Хотя о выступлениях с Фриппом Сильвиан завсегда вспоминал с крупный теплотой, следующий концертный забег он предпринимает в одиночестве. Это недлинный тур имел для музыканта огромное значимость. Он аккомпанировал себе на акустической гитаре или клавишах и, оставаясь с залом одни на единственный, с каждым днем (как признавался позднее) укреплялся в собственных силах. И все-таки оставался какой-то барьер, мешавший артисту с головой покинуть в студийную работу. Сразу по возвращении из тура Дэвид решил заняться своим новым альбомом (а его окончательный сольный релиз "Secrets of the Beehive" вышел уже восемь лет назад), и все-таки чтобы довести запись до логического конца, ему понадобилось ещё четыре года. И занятие было не только в перфекционизме музыканта. "В моей жизни произошло полно изменений, - рассказывал он. - Я женился, переехал в Штаты, у нас с Ингрид родилось двое детей. Кроме того, нам хотелось переосмыслить свою бытие, и мы как собак нерезаных общались с нашими духовными учителями". Отвлекали артиста от музыки и его литературные занятия и увлечение компьютерными технологиями.

Однако с привлечением старых друзей (Сакамото, Фриселла, Джансена) на последнем этапе занятие пошло быстрее. Лонг-плей "Dead Bees оn а Cake", охватывавший джаз и эмбиент, хард-рок и ритм-н-блюз, был опубликован в 1999 году. Чрезвычайно скрупулезное касательство музыканта к материалу оплатилось сторицей. Критики единодушно называли "Dead Bees оn а Cake" лучшей записью за всю карьеру Сльвиана. Хотя коммерческие успехи альбома были невелики, сингл "I Surrender" засветился в британском Тор 40.

Пока поклонники приветствовали достойное возвращение музыканта в строй, Сильвиан уже окунулся в осуществление иной идеи. Ему предстояло изобрести звуковое сопровождение для своей видеоинсталляции в японском стиле. Фактурный эмбиентный саунд воссоздавал достаточно мрачную атмосферу. Эту запись, названную "Approaching Silence", артист успел издать ещё до конца 99 года.

В 2000-м году появилась компиляция лучших треков "Everything аnd Nothing" на двух дисках. Релиз подвел итоговую черту под двадцатилетним сотрудничеством с лейблом Virgin Records.

Дэвид Сильвиан в открытую рабовался своей независимости. Теперь у артиста было время заняться вещами, которые он давнехонько откладывал. Во-первых, Сильвиан подготовил сборник своих лучших инструментальных композиций за последние 20 лет "Camphor", необходимое дополнение к компиляции "Everything аnd Nothing". Во-вторых, сделал ремикс-версию совместного концертного альбома, записанного в 1993 году сообща с Фриппом, "Damage". Новый вариант "Damage: Live" вышел в 2002 году. Ну и, в конце концов, Сильвиан написал немного песен и спродюсировал свежий альбом своей жены Ингрид.

Чтобы возвратиться в строй и обнародовать свои новые наработки, артист, уже привыкший к свободе, создал личный лейбл Samadhi Sound, на котором и опубликовал в 2003 году лонг-плей "Blemish". Восемь отобранных для этого экспериментального альбома треков - это слепок оголенной, страдающей, отчаявшейся души. Половину песен Дэвид Сильвиан исполняет под аккомпанемент собственной гитары и клавиш, в остальных к нему присоединяются гитаристы Дерек Бейли (Derek Bailey) или Кристиан Феннеш (Christian Fennesz). Название альбома (в переводе на российский "Позорное пятно") позволительно простить мрачным чувством юмора автора. А его счастливый момент, хотя, пожалуй, и в достаточно узких кругах, приписать самобытному таланту Сильвиана и его высокой требовательности к себе.

Так же читайте биографии известных людей:
Дэвид Сэнборн David Sanborn

Дэвид - один из моих любимых музыкантов. Я влюблен в музыку Сэнборна с его концерта в Москве. Это было что-то потрясающее и необыкновенное. Сэнборн..
читать далее

Дэвид Фостер David Foster

Канадский певец и клавишник, больше известный в качестве одного из самых успешных продюсеров в истории популярной музыки.
читать далее

Дэвид Харрингтон David Harrigston

Во вторник в Московском дворце молодежи состоится совместное выступление американского "Кронос-квартета" и финской группы Kluster, которой командует..
читать далее

Дэвид Эклз David Ackles

Певец и композитор Дэвид Эклз родился 20 февраля 1937 года в США.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий