Известные люди

»

Евгений Голубинский

Евгений Голубинский Eugene Golubinskij Карьера: Историк
Рождение: Россия
Голубинский, Евгений Евсигнеевич - знаменитый историк русской церкви, профессор Московской духовной академии, академик (1834 - 1912).

Голубинский поступил в московскую академию из костромской семинарии в 1854 г. и в 1861 г. сделался ее бакалавром - в ту пору, когда духовная атмосфера у нас была перенасыщена планами и жаждой обновления. Этот взлет само собой разумеется оплодотворял умы и переполнял сердца крупными желаниями. Отсюда ещё в ранней молодости Голубинский строит проект черкануть историю церкви на полной свободе. Отсюда же его дерзновенные выводы и отважное воззвание с материалом. Но если время дало нечто историку, то что дала ему учебное заведение? В условиях духовно-академической работы всякий вынужден ступать особняком, в одиночку. От этого неизбежны вредные в научном смысле навыки и, во всяком случае, угловатости, от которых может избавить своим контролем только учебное заведение. Голубинский шел, как все в академиях, с той, и все-таки, разницей, что он сознательно устранял от себя воздействие научной литературы и доводил близкое уединение до крайних пределов. Однако было бы несправедливо выпустить из памяти об одном могучем влиянии на него. Оно исходило от А.В. Горского. Этот ученый подвижник, отважный, но смятый филаретовским режимом исследователь, превосходный строитель Московской духовной академии, мог стягивать около себя таланты. В числе их (совместно с Ключевским ) был и Голубинский. На Горском Голубинский видел, как историку русской церкви необходимо ведать греческий язык, и реально знал его: он говорил по ново-гречески, а на старом читал совсем бегло. Возможно, что решимость Голубинского двинуться в командировку на греческий восток навеяна была Горским (1872 - 1873). Эта поездка дала Голубинскому преимущества, которых и до сих пор не имеет ни единственный историк русской церкви. Период киевский или домонгольский этой истории в русских источниках засвидетельствован слабо и бледно. Голубинский дешифрировал многие ничего не говорящие сами по себе сообщения и заметки при помощи сведений о порядках и обычаях церковных Византии. История управления, история монашества и другие отделы написаны так, как их никто, помимо Голубинского, с его превосходными знаниями по истории Византии, черкнуть не мог. Человек колоссальной учености, Голубинский в то же время отличался детской прямотой и в жизни, и в научных суждениях. Он всю дорогу говорил только то, что говорили документы. Отсюда его дерзкие построения и воззвание с популярными легендами (об апостоле Андрее, князе Владимире и пр.), а ещё совсем необычайные в церковной среде отзывы о столпах нашей церковности. В глазах студенчества это создало Голубинскому необычайную популярность. При общем без малого молчании его звук звучал грубо и делал из него героя. Вместе с Ключевским, Лебедевым и некоторыми другими Голубинский поддерживал в молодежи уверенность, что она учится не в богословской богадельне, а в настоящей школе. Однако внимательной аудитории у Голубинского не было. Лектор он был дрянной. Всю свою энергию он расходовал в кабинете на создание исследований, которые ни при каких обстоятельствах не дадут скончаться его имени. Первой работой Голубинского было его курсовое сочинение: "Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу церкви супротив еретиков и раскольников" (1859). Как лучшая студенческая служба, очерк должен был быть представлен митрополиту Филарету. Поэтому А.В. Горский сам написал предисловие и вписал исправления по вкусу Филарета: "повсюду, где встречается полицейское красноречие о благодетельности мер супротив еретиков и раскольников, оно принадлежит Горскому". В 1867 г. закончил изучение "Константин и Мефодий, апостолы славянские". В рукописи служба была представлена в Академию Наук и на основании отзыва Срезневского удостоена полной уваровской премии, но благодаря цензуре до сих пор остается ненапечатанной. В 1871 г. появился "Краткий очерк истории православных церквей - болгарской, сербской и румынской", доселе не антиквированный. После поездки на Восток Голубинский отдался работе над историей, первостепеннный том которой в двух громадных книгах вышел в 1880 г. Как это ни необычно, но первоклассное изучение это не увидело бы света, если бы на содействие Голубинскому не пришел митрополит Макарий Булгаков. Для печатания книги у автора не б

ыло средств, и он обратился с просьбой о займе к своему сопернику, тот, что в это время выпустил уже немного томов своей "Истории русской церкви". Макарий знал, что служба Голубинского сводит на нет его только что отпечатанные тома, но с благородством большого человека обласкал Голубинского и дал ему капиталы. Это касательство митрополита открыло книге дальнейшую дорогу. Автор получил уровень доктора и был утвержден в этой степени Синодом, несмотря на отзыв-донос председателя учебного комитета, протоиерея Парвова. Но вскоре Макарий умер и оставил Голубинского беззащитным. В 1883 г. Победоносцев запретил опубликование адреса ему со стороны профессоров по случаю 25-летнего юбилея. Первая половинка 2-го тома истории могла нарисоваться в свет только уже сквозь двадцать лет - в 1900 г., благодаря содействию Общества истории и древностей российских. Это же Общество перепечатало и обе половины первого тома в 1900 и 1904 г. в исправленном виде. Назревало освободительное движение. Даже Победоносцев стал изменять близкое касательство в Голубинскому. Представлялась вероятность печатать и 2-ю половину 2-го тома "Истории", которая была написана двадцать лет вспять, но не была закончена. Однако служба, столь лет лежавшая в ящике, требовала переделок, на которые у 70-летнего старца не хватило сил. В настоящее время она печатается в качестве посмертного труда в "Чтениях общества истории и древностей". В 1902 г. Голубинский был избран в члены Академии Наук. Но в это время его уже стала одолевать старость. В 1906 г. он решительно потерял зрение. Последней работой, которую он видел своими глазами, был атлас к его истории, напечатанный в 1906 г. Из других работ Голубинского должны быть названы: "История канонизации русских святых", два издания 1894 и 1903 годов; "К нашей полемике со старообрядцами", два издания 1892 и 1905 годов, "Преподобный Сергий Радонежский", два издания, 1892 и 1909 годы. - См. некролог в январской книге "Богословского Вестника", 1912 г.; профессор С.И. Смирнов "Е.Е. Голубинский" в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1912 г.; М.Д. Приселков "Памяти Е.Е. Голубинского" в 2 кн. XVII т. "Известий русского языка и словесности Императорской Академии Наук"; профессор И.А. Бродович "Е.Е. Голубинский (Песков)", в XIX т. "Сборника харьковского историко-филологического общества в память проф. Е.К. Редина". И. Андреев.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Пчелов Eugene Pchelov

Известный русский историк, генеалог и геральдист.
читать далее

Евгений Тарле Eugene Tarle

События революции привели Тарле к мысли об изучении исторической роли рабочего класса. В 1909 он выпустил первый, а в 1911 второй том исследования..
читать далее

Евгений Торчинов Eugene Torchinov

Российский учёный-религиовед. Выдающийся синолог-религиовед, буддолог, историк философии и культуры Китая.
читать далее

Евгений Бобров Eugene Bobrov

В своем философском творчестве Бобров следовал принципам неолейбницианства Тейхмюллера, Лотце и панпсихизма А.А.Козлова.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий