Известные люди

»

Евгений Кисин

Евгений Кисин Eugene Kisin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 10.10.1971
Поводом для этого, второго по счету, моего интервью с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, послужил, казалось бы, мелкий бытовой факт: в ответ на посланную ему (мою) книгу Женя прислал коротенькое письмо: Книгу получил, уже читаю с большим интересом.

Женя, наше с вами беседа девятилетней давности закончилось вопросом: какой что ни на есть огромный триумф в жизни вы испытали? Ваш реакция был: Наверное, самый-самый огромный тот, тот, что ещё не испытал. Позвольте мне задать тот же вопросительный мотив, но с коррекцией: какой самый-самый громадный триумф вы испытали за последние 9 лет?

Было немного ярких моментов. Вспоминаю свой начальный наезд в Россию в 1997 году после этого пятилетнего отсутствия, приобретение там премии Триумф. Другое событие, о котором не могу не упомянуть, произошло летом того же года. Я сыграл сольный концерт на фестивале Proms в лондонском Альберт-холл, вмещающем 6 тысяч зрителей. Это был основополагающий фортепианный концерт за всю больше чем столетнюю историю этого фестиваля.

На русский Триумф вас выдвигал Василий Павлович Аксенов в настоящий момент тот самый секрет разрешается открыть.

Я не знал этого, но, если это так, то не только Аксенов предложил мою кандидатуру. Меня выдвигали ещё, независимо товарищ от друга, Владимир Спиваков и Зоя Богуславская.

На какое время вперед расписан ваш график? Знаете, в частности, где вы будете 6 мая 2005 года? (Мы беседовали 6 мая 2003 года в Нью-Йорке).

В год я играю 40-45 концертов. 6 мая 2005 года буду в Нью-Йорке, так как 1 мая в Карнеги-холл играю в четыре руки с Ливайном. В программе Шуберт, концерт будет записываться живьем. Почему я помню точную дату? Потому что недавно обсуждал ее с одним из своих многочисленных импресарио.

Извините, Женя, мою неосведомленность, но я знаю только Джеймса Ливайна дирижера оркестра Метрополитен опера.

Он же великолепный пианист! Правда, не выступает с сольными концертами, но достаточно зачастую исполняет камерную музыку. Кроме того, сделал полно записей, будучи аккомпаниатором таких певцов, как Лучано Паваротти, Джесси Норман, Кэтлин Бэттл, Криста Людвиг. Пару раз мы с Ливайном уже играли в четыре руки на фестивале в Вербье, в Швейцарии.

Не могли бы вы окрестить немного имен ваших коллег-пианистов, чье творчество вам симпатично?

Вы, очевидно, имеете в виду пианистов современных, то есть сегодня живущих? Это пианистка из Аргентины Марта Аргерих, с которой мы также играли в Вербье, и в четыре руки, и на двух роялях. Кто ещё? Кристиан Циммерман, Ричард Гуд, Мюрей Пирайя, Даниэль Баренбойм. Очень люблю Раду Лупу. Он румын, точнее, румынский еврей. Ну и, в конце концов, Андраш Шифф.

Что же вы, Женя, не назвали ни одного русского имени?

Пожалуйста: Григорий Соколов, конечно, Владимир Ашкенази, тот, что, к сожалению, в последнее время больше дирижирует, чем играет на фортепиано.

Ваш репертуар, сколь мне известно, огромен. В него входят только произведения классиков? А Шнитке, в частности, или Шостаковича исполняете?

Шнитке нет, а вот Шостаковича играю с большим удовольствием, хотя вообще-то, покуда не так много: сыграл только его Первый концерт. Хотя сочинений для фортепиано у Дмитрия Дмитриевича достаточно: две сонаты, цикл из 24 прелюдий. Им же написаны прекрасные сочинения с участием фортепиано: Трио, Квинтет, виолончельные, скрипичные и альтовые сонаты. Его виолончельную сонату я играл в 1988 году, когда был ещё учеником Гнесинской десятилетки. Партию виолончели исполнял мой хоть куда друг Ваграм Сараджян, сейчас живущий в Хьюстоне.

Один мелодический критик назвал вас романтиком. Вы согласны с этой характеристикой?

Да. Определенно согласен.

Знатоки вашего творчества говорят кроме того, что у вас в руках все произведения Шопена. Это так, Женя?

Ну, нет, не все, конечно, и всех ни в жизнь не будет. Потому что не все произведения Шопена гениальны, в особенности ранние. Из трех его сонат Первая, я бы сказал, нимало неинтересная. Конечно, Шопен занимает центральное местоположение в моем репертуаре, я играю достаточно невпроворот его произведений: оба Концерта, Вторую и Третью сонаты, 24 прелюдии, разные ноктюрны, полонезы, мазурки, 4 баллады невпроворот чего.

Хорошо, будем передвигаться дальше. Судьба какого музыканта, не непременно пианиста, вызывает ваше сочувствие, раскаяние и тому подобные чувства?

Сразу приходят в голову Шуберт и Моцарт раньше времени умершие в нищете. Конечно, Чайковский, Шостакович, всю существование тайно сопротивлявшийся режиму. Хотя, может, не испытав на собственной шкуре всего того, что ему пришлось попробовать, он не написал бы такую музыку. Впрочем, так же, как и Чайковский, только в другом смысле. Вспомню ещё Владимира Владимировича Софроницкого, тот, что также жил в бедности и достаточно до времени умер.

Я где-то читал, что Сталин временами приглашал В.В. на дачу, любил внимать его игру. И как-то раз спросил, в чем Софроницкий нуждается. Тот, нуждавшийся во многом, ответил: Спасибо, ни в чем.

Я знаю другую версию. По приказу Сталина Софроницкий сообща с Гилельсом, скрипачкой Галиной Бариновой и виолончелисткой Мариной Козолуповой был отправлен в Потсдам, куда Трумэн привез Юджина Листа (в 1945 году в Потсдаме проходила конференция глав правительств СССР, США и Великобритании). Мне рассказывали, что Сталин спросил тогда Софроницкого: Говорят, у вас тяжелое жилищное положение? И Софроницкий ответил: Да, но никаких позитивных последствий тот самый отклик не имел. Сталину больше понравился Гилельс, потому как что был некрасив, маленького, как и Сталин, роста. А Софроницкий был высоким и красивым мужчиной.

Вы успели осмотреть кино Романа Поланского Пианист?..

Фильм отличный, произвел на меня огромное ощущение.

Теперь спрошу вас о книге Солженицына Дизвестия лет вместе

У меня есть покуда первая книжка его дилогии. Я ее не читал, только бегло просмотрел, оттого перенести какое-либо твердое суждение покуда что не могу. Тем больше, что второго тома я более того не видел.

Со времени нашего первого беседа вы не раз бывали в России. Что вас там поразило?

Прежде всего скажу о волнующих чувствах, рожденных самими приездами туда, в особенности первым. Это была саммит с моим прошлым детством, отрочеством, юностью. А что поразило там? Конечно, то новое, что там построили. Это, к примеру, огромный трехэтажный комплекс под Манежем. Последний раз я побывал в России в конце декабря-начале января нынешнего года. Играл в Санкт-Петербурге, на фестивале Темирканова Площадь искусств. На открытии фестиваля мы (с оркестром под управлением Темирканова) играли Второй концерт Брамса, а двумя днями позже я сыграл сольный концерт. Запомнилось, как пограничница в аэропорту Петербурга попросила у меня автограф это было сильно славно.

А позже я вновь столкнулся с тем, что уже подзабыл и что раньше не до конца сознавал, вследствие того что что был ещё ребенком. Пожалуй, нигде в мире нет такого, чтобы люди, работающие в концертных залах, так горячо интересовались музыкой. Имею в виду уборщиц, гардеробщиков, буфетчиц, рабочих сцены. Они чувствуют себя частью всего этого, любят музыку и слушают ее. Это был единственный из самых трогательных моментов. А в Москву я попал крайний раз летом прошлого года, приехал туда без концертов, и жили мы в нашей собственной квартире в Сокольниках.

У вас не возникало мысли не желания, а аккурат мысли возвратиться? И были ли соответствующие предложения?

А от кого, собственно говоря, могло поступить такое предложение? Вы говорите: не желания, а мысли Скорее, мысли были желанием, чтобы бытие в России стала нормальной. И если бы она стала таковский, я хотел бы существовать там. Это все-таки родное, я там прожил первые 20 лет своей жизни, и за эти 20 лет в России не произошло ничего такого, из-за чего я мог бы желать вытащить эти годы из своей души. Нет, предложений возвратиться не было.

Ваши занятия на фортепиано в текущий момент ежедневные?

В принципе да, хотя как правило я не занимаюсь на следующий день следом концерта. Бывают и целые периоды, они случаются раз в году, когда я не занимаюсь. В Москве, в свойский финальный наезд, я в течение двух недель не поднимал крышку рояля. А вообще произвольный сам должен для себя предуготовлять, сколь ему заниматься. Известный виолончелист Даниил Шафран говорил: Когда я не позанимаюсь, я голодный и злой. Судя по всему, он своих занятий не пропускал. Кстати, вчера я у одного известного врача расспрашивал: сколь нужно почивать, есть, заниматься физкультурой, сексом и так дальше? Он ответил, что всё индивидуально, всякий должен определить свою норму и придерживаться ее. Так же и с занятиями на фортепиано или другом инструменте.

Ваша служба требует хорошего здоровья. Что вы делаете для его поддержания?

Делаю по утрам зарядку. Я не могу вымолвить, что моя служба сама по себе требует хорошего здоровья, при всем при том огромных затрат энергии определенно. Поэтому необходимо высыпаться. Когда я не высыпаюсь, заниматься тяжело.

Страдаете бессонницей?

После концерта ни при каких обстоятельствах не могу забыться сном. Прибегаю к снотворным, но более того они не завсегда помогают.

Вы бываете, Женя, в концертах, слушаете музыку?

Конечно. Слушать музыку это и ублаготворение моих личных потребностей, и доля моей профессиональной жизни.

Вы дядя именитый. К вам зачастую обращаются с просьбами? Кого-то послушать, что-то советовал?

Только что я вернулся из Вашингтона. После концерта ко мне подошла китайская семейство родители и двое маленьких детей. Вручили мне видеокассету с просьбой глянуть и послушать игру их восьмилетнего сына. Я просмотрел запись, позвонил этим людям и мы обстоятельно поговорили.

Сейчас шибко большое цифра китайцев и японцев, по крайней мере, тут, в Америке, занимаются музыкой. Как вы считаете, они составляют конкуренцию русским?

В будущем составят. И тот китайский мальчуган, и японские дети, чьи видеокассеты я смотрел раньше, если будут рскручиваться точно, составят всем, а не только русским, сильную конкуренцию, потому что они невероятно талантливы. Кроме того, и у японцев, и у китайцев богатая музыкальная культура. В Китае музыкальные традиции существовали ещё тогда, когда нынешних европейских народов и в помине не было. Японцы также мелодический население. Я был в Японии десять раз и крайне люблю их народную музыку. И вообще, несмотря на свою внешнюю сдержанность, я бы сказал, на чрезвычайную внешнюю сдержанность, японцы население сентиментальный и жаркий.

Что читаете в текущее время, Женя?

Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книжка. В течение четверти века, в окончательный отрезок времени жизни, он записывал свои впечатления о многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах мира он играл. Меня поразил совершенный репертуар Рихтера, составивший колоссальную цифру 903 произведения!

А истина ли, что Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: Учить этого мальчика нечему?

Я о таком ни в жизнь не слышал, во всяком случае, я для него ни в жизнь сознательно не играл. В его дневниках моя фамилия единственный раз упомянута, он слышал мою игру по телевизору. Правда, это было не лучшее мое выступление.

В нашем разговоре прозвучали фамилии Рихтера и Гилельса, и это вестимо. Я вспоминаю покойного педагога моей дочери Марию Александровну Шарикову. Она считала Гилельса больше лиричным, больше глубоким пианистом, чем Рихтер

Это музыканты бездонной глубины. Что же касается лиризма, то и у того, и у другого лирика вряд ли была одной из главных нечистая сила. Между ними, я думаю, значительно больше сходств, чем различий. А кто из них лучше нереально заявить, оттого что речь идет о музыкантах высочайшего уровня. Конечно, завсегда находились люди, отдававшие предпочтение либо одному, либо другому. Иногда это предпочтение принимало ненужные формы, то есть, отдавая дань одному, другого люди капельку ли не отрицали. Нет, не отрицали, а принижали. Я ценю и люблю обоих. Ни тот, ни прочий не являлись лириками в чистом смысле этого слова. Конечно, лирика не может не игрывать роли в творчестве любого крупного музыканта. И все же, говоря о Рихтере и Гилельсе, я сначала назвал бы глубину, а вслед за тем уже лирику.

Не могли бы вы, Женя, прокомментировать строки Евгения Евтушенко: Я знаю, что такое слава. / Она ошейник из цветов.

Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава в крупный степени лишает человека свободы: чем больше дядя известен, тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя огромную ответственность.

Закончу беседа традиционно: что бы вы пожелали нашим эмигрантам в Америке?

Я хотел бы пожелать им обретения того, о чем они мечтали, отправляясь в эмиграцию. Желаю всем им счастья в новом доме.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Клячкин Eugene Klyachin

Песни начал писать в октябре 1961 г. сначала на стихи других поэтов (И. Бродского, К. Кузьминского, А. Вознесенского, Г. Горбовского и др.), затем..
читать далее

Евгений Кобылянский Eugene Kobylyansky

Известный композитор, аранжировщик, музыкант, продюсер и звукорежиссер.
читать далее

Евгений Крылатов Eugene Krilatov

Писать для кино композитор Евгений Крылатов начал, когда ему уже исполнилось тридцать. Однако на сегодняшний день количество фильмов, в которых..
читать далее

Евгений Куликов Eugene Kulikov

Куликов Евгений Викторович (р. 4 декабря 1964, деревня Марьевка Пензенской области) - эстрадный певец, композитор, автор песенных текстов.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий