Известные люди

»

Евгений Майхровский

Евгений Майхровский Eugene Maihriovsky Карьера: Клоун
Рождение: Россия
Евгений Майхровский вырос в цирковой семье, а значит, в цирке, но его путь на манеж оказался далеко не простым.

...Он мечтал сделаться драматическим артистом. В школе занимался в драмкружке, читал вирши, Аркашку Несчастливцева в "Лесе" играл. После десятого класса поступал практически во все театральные учебные заведения Москвы. Тогда, в 56-м, такая вероятность была: экзамены повсеместно начинались в разное время. Вот так, по очереди, обошел Щукинское, Щепкинское, ВГИК, ГИТИС. Пропускали до третьего тура, а там речевики пугались его сиплого голоса. Говорили: "Хороший чувак, темперамент есть, но звук...". И отказывали. Год ушел на раздумья, и в 57-м Майхровский подал документы в цирковое училище. Не то чтобы сдался, нет, все-таки родители цирковые, да вообще к цирку всю дорогу недурственно относился.

Но тут сызнова та же история. В приемной комиссии были вахтанговцы: Татьяна Харитоновна Манучарова, Ада Васильевна Пушкина. Для них его звук - тесак в сердце. Расстроился Женя зверски. Тут, истина, Каштелян, прославленный педагог, говорит: "Давайте юный мужчина, попробуем эдакий этюд - вас не приняли в цирковое училище". А Майхровский по характеру оптимист. Самые трудные ситуации в нем этакий возбудимый накал рождают, откель что берется?

Даже в настоящий момент, став первоклассным акробатом и эквилибристом, Майхровский вряд ли бы рискнул воспроизвести совсем невообразимые каскады, которые он тогда выделывал перед онемевшей от испуга комиссией. Так и приняли - с испытательным сроком до первой сессии. Пусть, мол, докажет. А вышло, что приводить доказательства пришлось всю бытие. И тем, кто не верил в него, и раньше всего - себе самому.

Выручило одно - одержимость цирком. Он приходил в училище в семь утра, уходил в два ночи. Два курса занимался немедленно на двух отделениях: клоунады и акробатическом. Много внимания уделял музыке и профессионально овладел двумя инструментами: трубой и саксофоном. Через некоторое время Евгений пришел в офис директора училища Волошина и попросил просмотреть его "домашнюю работу". Майхровский составил пирамиду из 7 стульев - единственный на иной, а на самом верхнем, балансируя на двух его ножках, заиграл на трубе. Когда он стулья под потолок загнал, Волошин всполошился: "Нет, тот самый трюк нужно на манеже являть, на полу опасно", и позвал для страховки педагога. А финал номера был таким: Женя отбросил трубу, стул, на котором балансировал, и "солдатиком" пролетел вниз через сиденья стульев (они были нарочно подготовлены). Эффектный финал! После этого Волошин распорядился: "Не трогать парня, пускай работает!".

...Если в искусстве нет изобретательства, то это уже не искусство. Таким образом, фантазерство является обязательным, а развить его не возбраняется только тренировками.

Впрочем, мировой клоун - всю дорогу загадка. Путь Майхровского в клоунаду - посредством работа, посредством устойчивый тренинг. И он этого не скрывает. И оттого, что может работать, и потому как, что истинному таланту таить нечего...

Уже перед завершением учебы единственный из педагогов посоветовал ему схватить в "партнеры" собаку. В первое же воскресенье Женя отправился на Птичий рынок. Каких собак там только не было! Но той, единственной, он в тот день не нашел. Полгода ездил на Птичку, как называют тот самый рынок в народе, но надобный кобель не встречался: единственный был похож на собаку Карандаша, прочий - на собаку Вяткина, то не та масть, то не тот возраст. И вот как-то раз видит: стоит мужчина с песиком подобно тому как сознательно по его заказу - помесь тибетского терьера с карликовым пуделем, беленький, с рыжеватыми ушами... Одна напасть - владелец просил за него пятнадцать рублей (по тем временам большие деньги: проезд в метро стоил пятачок, обед в столовой - 70-80 копеек, шапка-ушанка - 10 рублей), а в кармане у будущего клоуна лежала только пятерка. Несколько раз подходил к продавцу, но тот цену не сбавляет. Евгений в конце концов вынул студенческий квиток, объяснил, для чего ему кобель. Продавец не верит, и все тут! Пришлось Жене снять пальтецо, шапку и выказать стойку на руках, курбет, сальто. Продавец перепугался. "Забирай собаку, - шепчет, - а то нас с тобой заберут в кутузку". Так достался Майхровскому Филя, или, больше возвышенно - Простофиля. В тот самый день он нашел не только Филю, но и себя.

Позже у него было страсть сколько собак, но на манеже все они звались Филями - Простофилями, все были белыми и лохматыми. Они великолепно понимали своего хозяина и более того помогали придумывать клоунады. Однажды произошел таковой происшествие. Одна из собачек вбежала в комнату и замерла у ног обедавшего хозяина, трогательно склонив набок голову, и он, презрев все правила, угостил ее лакомым кусочком. Через минуту Простофиля выскочила в другую комнату и... привела за собой других собак. "Родственников привела?" - засмеялся Евгений. Так родилась реприза "Ужин", главная предмет которой - влюбленность к животным.

Майхровский стал хорошим дрессировщиком собачек. И его "визитная карточка" - выходная реприза, с которой он неизменно появляется перед зрителями, завершается тем, что терьер Филя сам прыгает в его хозяйственную сумку.

У клоуна с поэтическим именем Май (это не только первые буквы его фамилии, но и финальный месяц весны: безоблачный, ослепительный, радостный) реприз как собак нерезаных, но он присутствует на манеже не только, когда заполняет паузы между номерами. Время от времени он появляется из-за форганга (занавеса) и как бы подсматривает: что же там происходит, не пора ли вклиниться, выдумать что-нибудь смешное?

Обычно Май выходит на манеж со своим "фирменным" возгласом "ой-ой-ой!". Какое обеспеченность красок и оттенков в этом коротком восклицании! Взять хотя бы классическую репризу "Чаевые". Майхровский старательно раскладывает на манеже для чистки свой пиджак, а униформист пренебрежительно отодвигает его ногой. "Ой-ой-ой!" - кричит Май, и в этом крике возмущение, недоумение: как разрешено так обращаться с дорогой вещью?

Когда ему на поддержка приходит инспектор манежа, услужливо снимая с него пылинки, еще раз слышится "ой-ой-ой". На тот самый раз в нем явственно звучит признательность человеку, бескорыстно пришедшему на выручку. Но стоит инспектору затребовать за свою услугу вознаграждение, как в этом восклицании уже негодование, разочарование. Сценка по существу пантомимическая, но единственное восклицание "ой-ой-ой" вмещает в себя такое разнообразие эмоций, интонаций, что остается ощущение состоявшегося диалога между коверным и инспектором.

"Клоун - большущий чадо, я в этом убежден, - говорит Май. - Отсюда стремление открыть мир ребенка глазами клоуна, сберечь детское непосредственное касательство к окружающему миру".

У него есть своя предмет, которую он ведет посредством репризы - задача человеколюбия, задача веселого человека, которого временами постигают жизненные неудачи, но он вечно выходит из них победителем. Репризы "Штанга" и "Бокс" на первостепеннный воззрение "спортивные". На самом деле это сильно трогательные жизненные истории, "рассказанные" по-клоунски уморительно и в то же время лирично. В музыкальной сценке "Труба" в особенности наглядно позволительно углядеть, как сочетаются две стороны дарования Майхровского - комическая и лирическая. Вот он выходит на арену: во фраке, белых перчатках, кланяется и начинает игрывать на трубе. И тут же мгновенный переход к смешному: Май раскланивается во все стороны, и ноги его нелепо закручиваются винтом. Под аплодисменты публики он возвращается на манеж, но стоит ему протянуть руку к трубе, как она протестующе "кричит" - не хочет, чтобы на ней играл таковой неумеха. Май рассержен, он размышляет, что действовать? Влепить строптивой трубе "апач", то есть пощечину? Грозно цыкнуть на нее? Нет, Май ласково, как ребенка, берет трубу на руки, дает ей соску (вставляет ее в мундштук) и начинает нежно укачивать. Труба, вроде бы дразня неудачливого музыканта, сызнова что-то недовольно бурчит. Все ясно! Это проделка озорника-униформиста!.. Май затыкает ему губы соской и с независимым видом, чисто это не его разыграли, уходит с манежа.

А вообще Май - клоун универсальный. Он работал комиком в воздушном полете, эксцентриком в группе "Акробаты с бочками", комиком-вольтижером. Как-то в номере акробатов-каскадеров "Веселые поварята" единственный из партнеров занедужил, заместить его предложили Майхровскому. Он за два дня подготовился и до конца программы благополучно выступал в нем.

К 60-летию революции режиссер Игорь Тернавский поставил в Пермском цирке спектакль "Бумбараш" по книге Аркадия Гайдара. Главную образ в спектакле сыграл Евгений Майхровский. Он летал под куполом как воздушный гимнаст, скакал на лошадях, стрелял, дрался, напевал.

В спектаклях, которые поставил клоун вкупе с режиссерами Тернавским и Сониным, он выкладывался до конца и до конца безраздельно отдавал себя работе, играл ли Бумбараша или мистера Жоржа в "Каштанке". Но потому что и приобретал, обогащался! Вот в чем секрет, вот в чем хитрость истинного мастера: чем больше отдаешь, тем больше получаешь в отклик. И если у многих его коллег клоунский образ, до того отчетливый и ослепительный в молодости, с годами, обрастая штампами, тускнеет, то Май набирает "цвет". А когда ему стареть, если столь работы?

Нет ни одного по-настоящему крупного актера, стезя которого был сплошь усеян розами. И творческая жизнеописание Евгения Майхровского - тому подтверждение. Может быть, как раз это преодоление трудностей и рождает истинного творца. Слабые не выдерживают, ломаются, сильные достигают цели. Важно только, чтобы мишень эта была верной. А ещё, чтобы по дороге не растерять то главное, для чего отправился в стезя.

Сегодня на манеже выступает вся семейство Майхровских. Это в традициях цирка. Это в стиле народного артиста России Евгения Майхровского - обучаться самому и обучать других. В пьесе драматурга В. Розова "В добрый час" есть такие слова: "Каждый дядя должен обладать точку опоры". Майхровский давнехонько понял, что цирк, клоунада - его точка опоры.

Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том первостепеннный "Клоуны", с.332-336.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Графкин Eugene Grafkin

Ведущий актёр Московского театра сатиры, любимый партнёр Ольги Аросевой.
читать далее

Евгений Дворжецкий Eugene Dvorzhetsky

В 1982 году Евгений Дворжецкий окончил Щукинское училище, и с 1983 стал работать в Российском академическом молодежном театре (бывшем Центральном..
читать далее

Евгений Иванов Eugene Ivanov

В 1991 году закончил Свердловский Государственный театральный институт, много и очень плодотворно работал в провинции.
читать далее

Евгений Миронов Eugene Mironov

Евгений Миронов - известный советский и российский актер театра и кино, заслуженный и народный артист РФ. Родился 29 ноября 1966 года.В качестве..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий