Известные люди

»

Евгений Николаенко

Евгений Николаенко Eugene Nikolaenko Карьера: Герой
Рождение: Россия, 17.9.1905
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился в семье крестьянина. Белорус. Окончил начальную среднюю школу.

В РККА с 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. Член ВКП(б) с 1929 г. В 1930 г. окончил 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного Флота в г. Борисоглебске, в 1935 г. - курсы усовершенствования командного состава при Военной Воздушной академии им. Жуковского.

Служил в ВВС Московского военного округа. Был командиром звена, отряда, а после этого истребительной эскадрильи.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в марте августе 1938 г. Командовал эскадрильей, а далее истребительной группой. Провел 5 воздушных боев, лично сшиб 2 самолёта противника. Награжден орденом Красного Знамени (14.11.38).

Вспоминает летчик-истребитель Козлов: С полигона и ближайшей зоны воздушных стрельб, слышались пулеметные очереди Тренировалась сводная эскадрилья истребителей И-16. Летный день оборвался выхлопом выключенного мотора последнего самолета, зарулившего на стоянку...

Летчики переодевались в приангарном здании, всякий у своего шкафчика. Снимали унты, комбинезоны, шлемы. Вошел начальник эскадрильи Е.М. Николаенко и, разоблачаясь на ходу, громко сказал:

- Общего разбора полетов в эти дни не будет. Летное обмундирование захватить па квартиры. Завтра в 6 часов быть у административного здания в повседневной форме...

Наступило завтра...

- Все в сборе?

- Да.

- Поехали!..

Сборный пункт. В тот же день состоялся разговорчик. Короткий разговорчик.

- Ваше стремление пособлять Китаю не встречает возражений, но подумайте еще: у вас семейство, дети...

- Уже подумал. Если истребитель не ищет боя, ему нужно выискивать другую профессию.

Я.В. Смушкевич улыбнулся...

- Ну что ж! Тогда - добро!..

На экипировку наших добровольцев времени потребовалось негусто. Уже два-три дня через мы щеголяли в партикулярном платье. Конечно, выглядели в нем, как пехотинец в седле, оттого что все мы с юношеских лет были связаны с армией. Но это нас не смущало, только служило поводом к бесконечным шуткам и остротам

Много дорог ведет в Москву: железных, шоссейных, грунтовых. Летчикам-истребителям противовоздушной обороны столицы они известны со всеми подробностями, во всех деталях; запечатлены в памяти, как на фотографической пластинке, в радиусе досягаемости их самолета

Мартовскими днями 1938 г. одна из таких дорог привела нас на юго-восточную окраину страны-к подножию Тянь-Шаня, границам Китая Дальше свойский дорога лежал па Урумчи середина глубинке Сицьцзян. Затем Хами и в конце концов Ланьчжоу

Безводная пустыня - глазом не окинешь. Пекло. Мельчайшая пылюка поднимается до 3-4 тыс. м при взлете и посадке самолета, стоит столбом и оседает шибко неспешно. Поэтому очередная посадка, в Ланьчжоу, была райским блаженством.

Ланьчжоу втиснулся между р. Хуанхэ и Великой китайской стеной. Улицы раскинулись по высокогорному плато, окаймлен ному с востока и юга высоченными горами Кунь-Луня. Аэродром - на западной окраине

Ханькоу. Весеннее, теплое дыхание субтропиков и уже видимые следы войны на земле. С воздуха по окраинам аэродрома просматриваются разорванные кольца капониров - насыпей, предохраняющих самолеты от поражения осколками бомб. Посадка..

Из Ханькоу на своей ласточке в составе группы я перелетел в Наньчан

Наньчан служил ключевой базой истребительной авиации Китая. Здесь были два аэродрома: малый и здоровый фэйцзичан. Мкумачовый аэропорт в большей своей части был заболочен, а полоска жесткого покрытия ограничена. Сидели там чижи - И-15бис

Фронт неблизко. Сеть постов ВНОС заблаговременно оповещала о приближении противника. Дежурные вследствие этого в готовности номер два близ самолетов. Огромный банан близко от стоянки укрывал летчиков от палящих лучей солнца. В кабины садились по сигналу тревоги. Вылетали по сигналу ракеты. Противник активности не обнаруживал. Отдельные вылеты на перехват разведывательных самолетов противника и тренировочные бои не утомляли нас.

Но вот разведка донесла, что японцы готовят потрясение по Ханькоу. В тот же день в коротких апрельских сумерках наши самолеты звеньями и группами приземлялись на знакомом аэродроме этого города.

29.04.38 г. в день рождения японского императора, 54 японских самолета совершили массированный налет на град, но получили сокрушительный отпор советских летчиков. В ходе боя был сбит 21 вражеский авиалайнер, потери китайской авиации составили 5 самолетов.

Вспоминает летчик-истребитель Козлов: Брезжил рассвет... Из канониров на границах летного поля слышался ор прогреваемых моторов; небосклон полосовали огоньки трассирующих пуль - шла пристрелка пулеметов.

Посты ВНОС сообщили о полете большущий группы бомбардировщиков в сопровождении истребителей курсом на Ханькоу.

- По самолетам!

Взлет, сбор, комплект высоты. Идем па сближение

Армадой, монолитной массой в плотном строю клина девяток идут бомбардировщики противника. В стороне и выше поблескивают боками с красными кругами па плоскостях хищные, как акулы, истребители. Часть наших сил устремляется навстречу истребителям и связывает их боем. Основная масса обрушивается на бомбардировщики.

Скрестились огненные трассы. Мелькают перед глазами штурмующие и выходящие из атак самолеты. Уже языки пламени лижут борта некоторых бомбардировщиков. Но с самурайским упорством враг ещё пытается пробиться к цели.

Сбитые самолеты в беспорядочном падении устремляются к земле. Их места занимают другие, прижимаясь плотнее дружбан к другу, огрызаются из всех пулеметов.

Надо воротить должное: выучка у экипажей противника высокая - чувствуется закалка отборных офицерских кадров. Горит, а идет за ведущим крыло в крыло, и, в то время как не истреблен экипаж, авиалайнер управляем и не перестает сыпать пулеметными очередями.

Но вот строй становится реже. Бессмысленность упорства очевидна. Ведущая девятка - уже не девятка - разворачивается па восток и уходит, сбросив бомбы где придется. За ней другие, кто ещё в состоянии летать. Ни одного облачка парашюта не от делилось от сбитых самолетов.

12.08.38 г. над Уханем произошел единственный из наиболее крупных воздушных боев, в котором принимал участие Николаенко. 40 истребителей под его командованием вступили в махач со 120 японскими самолётами. По нашим данным, в этом бою советские добровольцы сшибли 16 самолетов, потеряв при этом 5 своих.

После возвращения из Китая майору Николаенко было присвоено воинское звание полковник. Он был назначен начальником авиашколы, а потом командиром 17-й авиадивизии Киевского Особого военного округа.

22.02.39 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, полковнику Николаенко Евгению Марковичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда ему была вручена медаль 122.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С 1940 г. командовал ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г. В начале войны командовал Резервной авиагруппой (10-я садик, 28-я садик, 60-я сад).

30.07.41 г. на базе фронта резервных армий и Можайской линии обороны был образован Резервный фронт.

С 1.08.41 г. по 10.10.41 г. генерал-майор авиации Николаенко был командующим ВВС Резервного фронта. Войска фронта проводили Ельнинскую операцию, участвовали в Московской битве.

В конце 1941 г. Николаенко был назначен командующим ВВС Крымского фронта.

Вспоминает С.Н. Гречко: Все мы не без волнения ждали нового командующего ВВС фронта... За день до прилета генерала комбриг Савельев предупредил меня:

- Готовьтесь к докладу командующему об обстановке на фронте. И чтобы все было как подобает. Слышал, что генерал Николаенко не любит незнаек.

Всю темное время суток я просидел за подготовкой доклада. Старался, чтобы отчет был полным, обстоятельным, чтобы имелись под рукой материалы по всем вопросам, которые могли за интересовать командующего...

В офис командующего я пришел точь-в-точь в назначенное время. Только переступил порог, как посыпались вопросы. Их задавал поднявшийся из-за стола широкоплечий, еле-еле выше среднего роста генерал с небольшим шрамом у правого глаза, по всей вероятности результатом ранения. Голос крепкий, с еле-еле заметным белорусским акцентом. На кителе помимо Золотой Звезды Героя немного боевых орденов.

Я попросил разрешения отозваться на заданные командующим вопросы в ходе доклада. Он согласился, немного прищурив глаза, сказал:

- Хотите танцевать от печки, боитесь сбиться. Ну что ж, докладывайте по академической схеме.

От краткого сообщения о наземной обстановке я безотлагательно же перешел к анализу сил гитлеровской авиации. Командующий нетерпеливо прервал меня вопросом:

- Давайте короче. Где базируется немецкая авиация, какова ее численность?

Вопрос был не что ни на есть тяжелый. Ответил на него лаконично. Самолеты врага размещались в основном на аэродромах в Сарабузе, Симферополе и Саках. По материалам фоторазведки, там базировалось до 70 бомбардировщиков и эдак 40 истребителей. Кроме того, враг использовал для нанесения ударов по нашим аэродромам и для срыва снабжения войск Крымского фронта посредством Керченский пролив авиацию, базирующуюся на аэродромах Мариуполя, Херсона и Кировограда. Там было до 30 бомбардировщиков типа Юнкерс и на глаз 70 бомбардировщиков других типов.

- А чем богаты наши войска? - сызнова задал вопросительный мотив Николаенко. Названная мною общая цифра - 581 авиалайнер - очевидно обрадовала командующего.

- Ведь это здорово! - воскликнул он. - На нашей стороне двойное превосходство. Просто превосходно.

Но когда я доложил, что новых типов самолетов фронт имеет всего только 164 единицы, в том числе 125 истребителей Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3, 18 бомбардировщиков Пе-2 и 21 штурмовик Ил-2, а все остальные самолеты устаревшие, тихоходные, широкое физиономия Евгения Макаровича еще раз помрачнело, стало напряженно-задумчивым. Не порадовал я его своим сообщением и о том, что базируются наши авиационные части на Керченском полуострове скученно, по 4-5 авиаполков на каждом аэродроме. Командующий заметил:

- Потому и глушат вас фашистские летчики на аэродромах. - Воспользовавшись тем, что генерал взял у дежурного связиста трубку и некоторое время с кем-то разговаривал по телефону, я успел повесить на стену оперативную карту, на которой одни авиаполки были обозначены красными знаками, другие - коричневыми.

- Что это вы тут намудрили? - рассматривая карту, спросил командующий. Я кратко пояснил, что коричневым цветом обозначены авиаполки армейской авиации, подчиненные генералам В.В. Нанейшвили (51-я армия) и Е.М. Белецкому (44-я армия), а красным - полки фронтовой авиации, находящиеся в подчинении командующего ВВС фронта.

- Ну и ну, - недовольно скривился генерал Николаенко. - Выходит, у каждого своя вотчина

Обращаясь некогда всего к комиссару, генерал Николаенко выложил отсутствие понимания, зачем руководство и штаб ВВС фронта терпят разобщенность в управлении авиацией. По его мнению, необходимо было как позволительно быстрее объединить силы ВВС фронта или по крайней мере за счет фронтовой и армейской авиации сотворить две объединенные группы, бомбардировочные авиаполки целиком передать в приказание генерала В.В. Нанейшвили, а истребительные - под руководство генерала Е.М. Белецкого. Растопыренные пальцы, как он выразился, пора стиснуть в авиационный кулак и ударять этим кулаком по противнику, как сделали под Москвой с ведома и по приказанию командующего фронтом генерала армии Г.К. Жукова. Этого, по словам командующего ВВС фронта, требовало и Верховное Главнокомандование

В это момент окончательно близко грохнули единственный за другим немного бомбовых взрывов. Из окон посыпались стекла, а с потолка штукатурка. Кабинет наполнился плотный белой пылью.

- И зачастую так бывает? - спросил меня генерал, стряхивая рукой пылища с кителя.

- Почти произвольный день. Авиация противника наносит удары по морскому порту и огневым позициям артиллерии, размещенным у подножия горы Митридат. От бомбежек достается и городу.

- Ладно, можете ходить, - кивнул он мне. - Передайте комбригу Савельеву, пускай подумает, куда вывести штаб из Керчи

Вскоре прибыл агент Ставки войсковой комиссар 1 ранга Л.3. Мехлис, имея специальное поручение - подсобить командованию фронта приготовить и провести операцию по освобождению Крыма.

С согласия Военного совета фронта нам удалось объединить истребительную авиацию в единственный здоровый кулак в составе двенадцати авиаполков под общим командованием генерал-майора Е.М. Белецкого, а от создания объединенной бомбардировочной группы пришлось отступиться...

Присутствие на нашем фронте представителя Ставки Л.3. Мехлиса сказалось на работе оперативного отдела штаба ВВС фронта в свое время всего в том, что по его требованию мы три раза в сутки готовили справки-доклады о боевой деятельности авиации сторон, ещё раз и ещё дешифрировали производимые летчиками сквозь день фотоснимки 26-километровой четырехполосной обороны противника на направлении Ак-Монайского перешейка, монтировали их на огромные планшеты с обязательным условием, чтобы пригоже смотрелось. На все это затрачивалось немало времени, и потому что его не хватало для обстоятельной и целеустремленной подготовки ВВС фронта к предстоящему наступлению...

Новое атакование началось 13 марта 1942 года. Оно также не было в достаточной мере подготовлено.... С передового КП то и занятие по телефону поступали распоряжения от генерал-майора Е.М. Николаенко: бомбардировщикам точнее наносить удары по опорному пункту врага Кой-Асан, пускай, мол, учатся делать над полем боя и не лезут в оперативную глубину; штурмовикам теснее взаимодействовать с наземными войсками; истребителям смелее новости борьбу с вражескими мессерами. Требования в общем-то правильные, но осуществлялись они порой без учета возможностей, в результате чего наша авиация несла большие потери.

Весной 1942 г. войска Крымского фронта трижды пытались прорвать вражескую оборону и деблокировать осажденный Севастополь, но успеха не достигли, и перешли к обороне.

8.05.42 г. началось контрнаступление немецко-фашистских войск. Советские войска имели больше чем двукратный перевес над противником, но из-за ошибок руководства Крымского фронта потерпели жестокое разгромление. Немцы нанесли отвлекающий потрясение вдоль Черного моря, а далее главным ударом одной танковой дивизии под выступающие позиции 44-й армии прорвали ее оборону и прошли вдоль фронта до Азовского моря.

Сталин направил Мехлису телеграмму: Вы держитесь странной позиции стороннего наблюдателя, не отвечающего за дела Крымфронта Вы совместно с командующим отвечаете за то, что левый фланг фронта оказался из рук вон слабым Вы ещё не поняли, что вы посланы на Крымфронт не в качестве Госконтроля, а как ответственный агент Ставки Дела у вас в Крыму несложные, и вы могли бы сами сладить с ними. Если бы вы использовали штурмовую авиацию не на побочные дела, а супротив танков и активный силы противника, неприятель не прорвал бы фронта и танки не прошли бы.

В течение десяти дней Крымский фронт перестал быть. Советские войска с тяжелыми потерями оставили Керченский полуостров. Судьба Севастополя кроме того была решена и посредством полтора месяца ожесточенных боев он пал.

Вспоминает С.Н. Гречко: Вскоре Л.3. Мехлис был отозван из войск как единственный из прямых виновников неудачи Керченской операции, снят с поста заместителя Наркома обороны и начальника Главного политического управления Красной Армии, понижен в воинском звании до корпусного комиссара. Были ещё сняты с занимаемых постов и понижены и звании другие военачальники

Вторая половинка мая 1942 года. Наш штаб только что перебазировался в станицу Крымская. Мне приказано экстренно вылететь в Краснодар, чтобы донести генерал-майору авиации С.К. Горюнову о составе и размещении авиационных частей, выведенных с Керченского полуострова на Таманский.

- Не исключено, что вам сообща с генералом Горюновым придется повстречаться с командующим войсками Северо-Кавказского направления Маршалом Советского Союза Буденным, - добавил Е.М. Николаенко.

Все это было в такой степени как снег на голову, что разом подумалось: А отчего не летит в Краснодар сам командующий ВВС фронта? Кто таковой генерал Горюнов? Почему руководство более того на встречу с маршалом Буденным посылает меня, капитана, начальника оперативного отдела?

Осторожно попытался узнать причину такого ненормального, на мой воззрение, положения, так как ещё не знал о полученной часа два вспять телеграмме из Москвы об отстранении генерала Николаенко от занимаемой должности. На мой вопросительный мотив, зачем командующий не летит в Краснодар на встречу с маршалом Буденным сам, Николаенко ответил не разом. С минуту тер пальцами очень поседевшие за последние дни виски, после этого как бы нехотя выдавил:

- Меня, военкома Иванова и комбрига Савельева отзывают в Москву. Обвиняют в том, что не сумели сформировать отпор вражеской авиации на Керченском полуострове.

- А кто же будет распоряжаться авиацией? - вырвалось у меня.

- Вероятно, генерал Горюнов, раз интересуется данными, - буркнул Николаенко и, попрощавшись, вышел на свежий воздух.

4.06.42 г. генерал-майор авиации Николаенко был снят с должности и понижен в звании на одну ступень.

Вскоре полковник Николаенко был назначен начальником Липецкого авиационного учебного центра, главный задачей которого являлось создание новых (маршевых) авиационных полков на пикирующих бомбардировщиках Пe-2.

11.06.42 г. приказом наркома обороны Центр был переименован в Липецкие курсы усовершенствования командного состава ВВС Красной Армии (ЛКУКС), перед которыми ставилась проблема подготовки командиров частей, вооруженных бомбардировщиками Пе-2, штурмовиками Ил-2, истребителями Як-1 и ЛаГГ-3, а кроме того начальников воздушно-стрелковой службы полков.

17.03.43 г. Николаенко вторично было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В начале февраля 1944 г. пришло приказание о перебазировании в Липецк. Радость возвращения была омрачена крушением поезда на подъезде к Куйбышеву. Пострадали двадцать слушателей, которых в тяжелом состоянии доставили в лазарет.

В 1944 г. приказом наркома обороны Курсы преобразовываются в Липецкую высшую офицерскую авиационную школу ВВС Красной Армии. Вместоположение учебных классов были созданы кафедры, которые вели не только учебную, но и научную работу. Прием слушателей проводился с экзаменами. Вместоположение учебных эскадрилий образовывались учебные полки, размещавшиеся в Липецке и Грязях. Имелась смешанная эскадрилья, вооруженная ленд-лизовскими Аэрокобрами, Харрикейнами, Бостонами, транспортными Си-47, трофейными Хейнкель-111, Мессершмитт-109 и 110.

Начальником школы стал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ерлыкин, а генерал-майор авиации Николаенко убыл на фронт. Он был назначен заместителем командующего 1-й ВА.

20.04.45 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

В 1949-50 гг. генерал-лейтенант авиации Николаенко был командующим Дальней Авиацией. В 1952 г. окончил Военную академию Генерального штаба.

С декабря 1955 г. в отставке. Жил в Ленинграде.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Преображенский Eugene Preobrazhenskij

Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды и..
читать далее

Евгений Птухин Eugene Ptuhin

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью ХХ лет РККА.
читать далее

Евгений Савицкий Eugene Savitskiy

В годы Великой Отечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабря 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом...
читать далее

Евгений Степанов Eugene Stepanov

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий