Известные люди

»

Евгений Федоров

Евгений Федоров Eugene Fedorov Карьера: Герой
Рождение: Россия
Во время советско-финляндского конфликта Е. П. Федоров успешно произвел 24 боевых вылета, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года удостоен звания Героя Советского Союза. В период Великой Отечественной войны он командовал подразделениями и частями бомбардировочной авиации. 178 раз вылетал на бомбежку крупных вражеских объектов.

Евгений Петрович Федоров родился в семье батрака. По национальности российский. Член КПСС с 1932 года. В Советской Армии с 1930 года. В 1933 году окончил военную школу летчиков и летнабов.

29 июня 1945 года Е. П. Федоров удостоен второй медали Золотая Звезда. Он награжден кроме того многими орденами и медалями.

В 1948 году, окончив Краснознаменную Военно-воздушную академию, продолжал службу в ВВС. С 1958 года генерал-майор авиации Е. П. Федоров находится в запасе и работает в Ленинградском аэропорту.

Новогодняя темное время суток 1942 года выдалась ясная и холодная. Приглушенно работают моторы. Бомбардировщик идет на малой высоте. На земле, внизу, чернеют пятна лесных массивов. Изредка, когда попадаются высокие холмы, на вершинах под луной серебрятся верхушки сосен. На изгибах реки Свислочь кое-где поблескивает лед. И сызнова леса с огромными пролысинами снежных полей. Позади осталась граница фронта, обозначенная гигантской цепью траншей и воронок. Далеко в стороне стелются зловещие космы пожарищ. Справа по курсу начинается туманная дымка.

Командир корабля Евгений Петрович Федоров стойко сжимает штурвал бомбардировщика. Самолет идет все глубже, все дальше в тыл врага.

По темно-синему холодному небу проходят легкие белые облака. Вот и район Мигдаловичи! Никто не отрывает око от земли: там спереди, в лесу, должна быть небольшая площадка...

За немного дней до Нового года, 25 декабря, экипаж бомбардировщика ИЛ-4 в составе командира Е. П. Федорова, штурмана Ф. С. Пономарева и воздушного стрелка-радиста старшины И. Д. Иващенко вызвали в штаб соединения для получения информации и особого задания. Суть его заключалась в следующем.

В течение последних дней в захваченном фашистами Минске произошли тревожные события. Вражеская контрразведка и карательные отряды эсэсовцев раскрыли и выловили строй наших подпольных групп. Причины провала не были известны. Попытки определить связь с оставшимися подпольными группами кончались неудачей. Два раза сбрасывали парашютистов с транспортного самолета, и оба раза безуспешно.

Обстановка усложнялась. Дорог был любой час. Командование нуждалось в скорейшем установлении связи. Предстояло принести в район Минска новую группу.

Обговорив детали задания со штурманом, Федоров предложил следующий проект. Чтобы не притянуть чуткость врага, выброску парашютистов изготовить не с транспортного самолета, а с бомбардировщика. Появление его не будет для фашистов неожиданностью: в этом районе в течение вот уже двух месяцев ноября и декабря 1941 года действовали наши илы. В кабину радиста предполагалось забрать четырех дядя (больше, к сожалению, не помещалось) и сбрасывать их с парашютами с маленький высоты. Правда, это было связано с известным риском, но экипаж гарантировал фарт,

Грузы решили кидать в мягкой упаковке, без парашютов, так, чтобы они упали недалече единственный от другого. Евгений Федоров взял с собой шесть бомб небольшого калибра. Расчет был прост. Предполагалось, что затем каждого захода будут бомбардировать находящиеся вблизи железнодорожные станции или перегоны. Это отвлечет чуткость фашистов от десантников.

В темное время суток под Новый год экипаж и вылетел на это поручение. Новогодняя темное время суток была выбрана не случайно: фашисты встречали 1942 год, и луна всходила в 22 часа 30 минут и заходила утром...

5 часов 58 минут продолжался тот самый рискованный полет, Восемь заходов сделал Федоров на своем иле, выбрасывая в глубоком тылу врага десантников и груз, а когда утром он докладывал о выполнении задания, ему сообщили, что сброшенная им группа собралась и действует удачно, радиосвязь с Москвой установлена.

Сколько боевых заданий выполнил со своим экипажем Евгений Федоров за время войны! Сколько раз он попадал в сложные переделки, но ни разу не дрогнула лапа летчика, не бросила штурвал самолета. Бывали случаи, когда казалось, что уже ничто не может спасти от близкой и неизбежной гибели. В эти тяжелые минуты не боязнь пробуждался в душе летчика, а раскаяние и обида. Горько становилось при мысли, что он, отпрыск простого рабочего, обученный летному делу и воспитанный партией Ленина, должен пропасть сообща со своими товарищами и самолетом, когда есть ещё столь дел, сил, энергии и знаний, чтобы сражаться и побеждать. В авиацию Федоров пришел по зову X съезда комсомола, по велению сердца из депо Ленинград-Финляндский, где он работал слесарем-арматурщиком. Окончил школу летчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны Евгений Петрович находился в действующей армии. Его экипаж одним из первых начал полеты на ночную охоту. Вылетая в районы крупных вражеских железнодорожных узлов, летчики бомбили эшелоны на перегонах, создавая тем самым пробки, блокировали аэродромы ночной авиации противника, с которых совершались налеты на Москву. Обычно агрегатина, ведомая Федоровым, скрытно следовала за фашистским самолетом до вражеского аэродрома. Как только ему освещали для посадки аэровокзал, экипаж Федорова производил точное бомбометание. Те, кто воевал совместно с Федоровым, знают, что более того в самых тяжелых боях ни в жизнь не колебалась в этом человеке вера в победу. Бомбардировщики его бесстрашной эскадрильи наносили сокрушительные удары по далеким административным центрам и военно-промышленным объектам противника. Отыскивая бреши в системе вражеской обороны, а порой прорываясь через ее заслоны, бомбардировщики выходили ночными тропами в район Данцига, Инстербурга, Варшавы и других дальних целей.

8 августе 1941 года в связи с систематическими налетами фашистской авиации на Москву и Ленинград Верховное Главнокомандование приняло заключение причинить ответные удары по Берлину. Для первых вылетов была выделена группа 1-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, которую возглавил начальник полка полковник Е. Н. Преображенский. В темное время суток на 8 августа эта группа совершила начальный налет на фашистскую столицу.

Но не только морские летчики наносили удары по объектам Берлина. Ответственное и отчаянно сложное поручение выполняла и 2-я гвардейская авиационная дивизия особого назначения АДД, которой командовал генерал В. Г. Грачев, и, в частности, эскадрилья Героя Советского Союза капитана Е. П. Федорова.

9 сентября 1942 года в составе нескольких экипажей Федорову в первый раз предстояло вылететь на Берлин. Задание обрадовало: в боевой жизни Евгения Петровича это была новая ступень, экзамен на летную зрелость. Бомбежка столицы гитлеровской Германии, когда противник кичился своими успехами, была ещё одним подтверждением силы, мощи и непобедимости нашей Родины. Летчики знали, что их мишень весь Берлин, с заводами, складами, главными штабами врага. Но, обдумывая поставленную задачу, произвольный хранил в глубине сердца заветную мечту: разыскать на огромной площади свою мишень. Каждый хотел, чтобы его бомбы попали всенепременно в рейхстаг штаб-квартиру гитлеровского рейха.

...Осенний день клонился к вечеру, когда экипажи занимали свои места в кабинах. Все готово. Снаружи доносится хлопок сигнального выстрела. В потемневшем небе повисает зеленая ракета. Нарастает звенящий крик моторов, и несладко нагруженные машины сквозь определенные промежутки времени поднимаются в воздух.

Самолеты легли на вектор движения и вскоре уже летели над территорией, занятой врагом. Где-то в стороне прошли наши истребители. Но вот они отстали, и бомбардировщики продолжали свой мрачный полет, не видя приятель друга, все дальше и дальше углубляясь во вражеский тыл.

Стрелка высотомера показывает одно из конечных делений, но это чувствуется и так. Пальцы Федорова, накрепко держащие штурвал, стынут, в сердце легкое покалывание. Несмотря на то что летчики в кислородных масках, каждое движение на этой высоте дается с трудом. Радует только идея о том, что с каждой минутой бомбардировщик приближается к самому центру фашистского логова.

В полете экипаж Федорова попал в сильно тяжелое положение.

Позже Евгений Петрович рассказывал об этом полете: В районе Данцига авиалайнер был атакован истребителем, оборудованным радиолокационным прицелом, впервой появившимся тогда у немцев. Атака была внезапной, в темной ночи между двумя слоями облаков. Применив противоистребительный маневр по высоте и курсу, я ушел в облака. Но разрывы снарядов, выпущенных из пушек истребителей, сызнова заставили маневрировать. Стрелок не мог палить, оттого что он не видел врага, и это самое неприятное, когда по тебе стреляют, а ты не знаешь, откель и когда будет очередной залп. Этот неравный махач длился 30 минут. Мой авиалайнер получил 10 пробоин, но был ещё способен продолжать полет, и я, убедившись, что истребитель меня потерял или у него кончились боеприпасы, продолжал полет на мишень. Задание было выполнено.

Советские летчики не знали на войне слова невозможно. Так было и в тот самый раз. Несмотря ни на что, Федоров продолжал новости авиалайнер по курсу. С нетерпением поглядывал он на часы.

Бесконечно долгим казался тот самый ночной полет. Но вот Пономарев сообщил, что они подходят к цели. В районе Берлина фашисты открыли по бомбардировщикам зенитный жар, но никакого вреда не причинили. Фугасные бомбы полетели вниз, где обозначились огненными шапками разрывов. В небе заметались лучи прожекторов, потянулись пунктиры трасс зенитных пулеметов, но экипажи уже уходили в сторону. Любоваться иллюминацией не было ни времени, ни желания...

Никакие вражеские силы, никакая угроза не смогли стать поперек дороги экипажу Федорова реализовать ответственное поручение и возвратиться на свой аэровокзал. Усталое лик человеческий, потемневшее от солнца и ветров, озарялось победной улыбкой, и пилот смирно и кратко докладывал:

Задание выполнено!

Гитлеровцы не ожидали в то время настолько дерзких налетов на центральные города Германии. Лживая агитационная деятельность Геббельса усиленно распространяла версию о разгроме и уничтожении советской авиации в первые дни войны. И неожиданно такое.

Фашисты были озадачены. Не единственный и не два советских самолета прорвались в середина Германии. Десятки советских бомбардировщиков, преодолев заслоны вражеской противовоздушной обороны, наносили дерзкие удары с воздуха по городам Германии. Никто не решался донести Гитлеру всю правду факта. Геббельс отдал предпочтение приписать налеты англичанам. Одно из официальных сообщений звучало так:

Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито шесть английских самолетов...

Такое извещение заинтриговало самих англичан. В своей радиопередаче они ответили, что это извещение увлекательно и загадочно, так как английская авиация в указанные дни налетов на Берлин не производила.

Кстати о сбитых самолетах. Во время налетов на Берлин был потерян всего единственный бомбардировщик.

Вместе со своими боевыми товарищами: штурманами-гвардейцами подполковником Пономаревым и подполковником Червяковым, стрелками-радистами Иващенко, Пикалевым и Пруном Федоров бомбардировал железнодорожные узлы, места скопления войск и техники противника в районах Смоленска, Орла, Курска, Витебска, Минска, Ростова-на-Дону, Керчи, Севастополя. Евгений Петрович участвовал в прорыве, а следом и снятии блокады с родного Ленинграда.

В 1944 году он 11 раз вылетал лидирующим крупный группы бомбардировщиков с заданием найти мишень и озарить ее светящими бомбами. Один из таких налетов был совершен на порт Галац. Самолеты стартовали ночью. Погода усложняла выполнение задания.

Изучив район во время предыдущих полетов, Федоров твердо вел группу. У линии фронта облачность снизилась до 200 300 метров. Видимость ещё уменьшилась. В этих условиях образ ведущего в особенности велика.

В такую погоду добро пересекать линию фронта, отправляться от вражеских истребителей, скрыто проскальзывать в основательный тыл и наносить там неожиданные удары, но выискивать мишень ночью, да ещё закрытую плотным слоем облачности, в условиях сильного бокового ветра весьма и сильно нелегко.

В первом заходе экипажи сбросили бомбы в стороне от цели. Сильный заградительный жар ПВО противника вставал на пути бомбардировщиков абсолютный огненной стеной. А где-то внизу в темноте замер порт, заполненный военными и транспортными судами врага, различными грузами.

Машина Федорова выходит вперед и, несмотря на ураганную стрельбу вражеских зениток, сбрасывает, на тот самый раз уже над целью, две серии осветительных бомб. Разрывается темень. На темном фоне воды грубо обозначаются причалы, корабли, строения. Один за другим бомбардировщики в аккурат сбрасывают свои боевые грузы.

...Близится виктория. Но авиалайнер Федорова заново в воздухе. Он прямым попаданием взрывает авиабомбой склады с боеприпасами противника на станции Аккерман, топит транспорт в южной бухте Севастополя. И заново полеты по дальним маршрутам, ночью, в сложных метеоусловиях, зачастую исключающих вероятность всякого полета. Зенитки врага бьют достаточно метко. Когда экипаж возвращается на аэропорт, техники насчитывают в фюзеляжах и плоскостях самолета до 50 пробоин. А на следующий день новое поручение.

Сколько их было, боевых заданий, в годы войны! Днем, ночью, в снежные бураны, назойливые осенние дожди уходили бомбардировщики 2-й гвардейской авиационной дивизии особого назначения громить врага.

И не было двух одинаковых или хотя бы похожих единственный на иной вылетов. Не было и легких побед. Над Ростовом бомбардировщик Федорова попал под ураганный пламень зениток. Фюзеляж содрогался, град осколков ударял по плоскостям. Казалось, ещё миг и снаряд непременно угодит в авиалайнер.

Отвернуть от заданного курса? Скинуть бомбы, не доходя до цели? Нет, такие мысли не приходили. Командир корабля, штурман, стрелок-радист все они думали одинаково: Надо! Приказ есть приказ.

Они привыкли разделять поровну суровые тяготы боевых дней и веселье общих побед. Из самоотверженности, мужества и стойкости каждого в экипаже складывался фарт в небе войны.

Над Керченским проливом авиалайнер Федорова получил тяжелое повреждение. Раненая агрегатина стала проседать. Тяжесть бомбовой загрузки усугубляла положение. Но экипаж шел к цели. Никто не думал тогда о грозящей опасности, не думал о том, что нелегко, а может быть, и нисколько нельзя будет возвратиться на свой аэровокзал. Всех волновало одно необходимо долететь туда, непременно долететь и осуществить поручение...

...23 марта 1945 года генерал-лейтенант авиации Е. Ф. Логинов подписал представление к награде на заместителя командира 2-й гвардейской авиационной дивизии гвардии подполковника Федорова Евгения Петровича. Лаконичен тот самый несложный протокол. Но короткие фразы военной реляции говорят о многом: Отличный пилот, волевой и цивилизованный начальник. В совершенстве владеет ночными полетами и техникой пилотирования в сложных метеоусловиях. С большим желанием выполняет боевую летную работу, своим личным примером воодушевляет летный состав частей дивизии на боевые подвиги. В боевой обстановке проявляет исключительную инициативу, отвагу, мужество и настойчивость. Делу партии и социалистической Родине предан.

Достоин высшей правительственной награды звания Героя Советского Союза.

Когда представление отправляли в вышестоящий штаб, гвардии подполковник Федоров находился в полете, совершая свой 178-й вылет. Задание было не из простых, но никто не сомневался, что оно будет выполнено.

...Мирное небеса Ленинграда. Ни днем, ни ночью не умолкает шум реактивных пассажирских лайнеров. Одни идут на посадку, возвращаясь из дальних рейсов, другие следом стремительного разбега скрываются в туманной дымке, нависшей над Невой. Он провожает их пристальным взглядом, чуток сощурив усталые глаза. Поседела башка. Сам он немного погрузнел. Годы!

Я гляжу на него, склонившегося к микрофону у пульта управления Ленинградского аэропорта, и мне вспоминается нимало иное небосклон. Вспоминается оно и ему.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Чистяков Eugene Chistiakov

Герой Советского Союза (20.11.41). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й..
читать далее

Евгений Шепелев Eugene Shepelev

Евгений Шепелев активно участвовал в общественной жизни школы - выпускал стенгазеты, организовывал культпоходы учеников. Пользовался уважением у..
читать далее

Евгений Агранович Eugene Agranovich

Его песни немедленно становились народными, и люди даже не догадывались, кто сочинил полюбившиеся мелодии и слова. Их авторство приписывалось кому..
читать далее

Евгений Анегин Eugene Anegin

Его вокальные данные оценили мэтр отечественной эстрады Валерий Леонтьев и композитор Владимир Евзеров, чьи песни он часто пел и мечтал о..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий