Известные люди

»

Евграф Крутень

Евграф Крутень Evgraf Kruten Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 17.12.1892
Окончил Константиновское артиллерийское училище и был зачислен в 4-й конно - артиллерийский дивизион. Летом 1913 года, Поручик Е. Н. Крутень был направлен в качестве наблюдателя на осенние маневры Киевского военного округа.

Евграф Крутень родился 17 Декабря 1892 года в Киеве, образование получил в Киевском кадетском корпусе. Окончил Константиновское артиллерийское училище и был зачислен в 4-й конно - артиллерийский дивизион. Летом 1913 года, Поручик Е. Н. Крутень был направлен в качестве наблюдателя на осенние маневры Киевского военного округа. Здесь он попал в 11-й авиаотряд, которым командовал Штабс - Капитан П. Н. Нестеров. Крутень летал с ним на разведку, корректировку огня батарей, присутствова при выполнении первой в мире "мёртвой петли". Восхищённый, он принял вывод сделаться лётчиком. По рекомендации Нестерова поступил в Гатчинскую военную авиационную школу и окончил её по 1-му разряду в 1914 году.

Началась Первая Мировая битва. В воздушных сражениях на Западном фронте ослепительно проявились боевые качества пилота. 23 Августа он выполнил на двухместном "Фармане-20" две петли Нестерова, вслед за тем чего был откомандирован в 21-й корпусный авиаотряд, куда прибыл 27 Октября.

На двухместном самолёте "Вуазен" Крутень удачно выполнял задачи, связанные с разведкой и бомбометанием, в начале 1915 года организует первостепеннный в истории авиации групповой ночной полёт на расположение противника, доставляет ценные сведения о расположении врага, корректирует пламень артиллерии. При встречах с неприятельскими аппаратами старается штурмовать их, сшибить. Но это покуда не удается - у вражеских машин больше прыть, они уходят, нередко не принимая боя.

Крутень делает вывод: для борьбы с вражеской авиацией нужны истребительные авиаотряды, и просит позволить ему сотворить эдакий отряд. 24 Мая 1916 года из Управления военного воздушного флота пришёл приказ: "Начальник 2-го армейского авиационного отряда Штабс - Капитан Крутень назначен на место командующего 2-м авиационным отрядом истребителей" ( в 1916 году в России начали к созданию 12-ти таких соединений ).

С необыкновенной энергией Евграф Николаевич приступил за создание отряда, обучение лётчиков воздушному бою. Отряд имел одноместные самолёты "Ньюпор-XI" со скоростью до 150 км/час и базировался рядом Броды. Немецкие лётчики резво поняли, какого грозного противника они имеют в лице этой авиагруппы. Крутень, приняв руководство, в недлинный срок сумел сотворить справный боевой коллектив и лично водил своих пилотов в махач. 30 Июля он одержал свою первую победу. Через 2 дня еще раз вышел победителем из поединка.

О боевой деятельности Крутеня в те дни свидетельствует инструкция от 2 Августа 1916 года по войскам 2-й армии Западного фронта. В нём говорится:

"1 Августа этого года, примерно 19 часов, над Несвижем появился неприятельский самолёт. Командир 2-го авиационного отряда истребителей Штабс - Капитан Е. Н. Крутень, всего только 30 Июля сбивший германский самолёт в районе Своятичи, сразу же поднялся на своём "Ньюпоре", нагнал немца и вступил с ним в махач.

Я, многие чины моего штаба и весь городок любовались смелым поединком двух самолётов. Штабс - капитан Крутень коршуном налетал на немца и после этого короткого, но крайне эффектного боя сшиб германский "Альбатрос", вынудив раненого лётчика спланировать вблизи от города. Население, с захватывающим интересом следившее за смелыми и искусными действиями нашего героя - лётчика, ликующе кинулось за городок, где и устроило ему овации.

Штабс - капитану Крутеню за проявленную им исключительную выдающуюся удаль, бесповоротную решимость и доблесть в борьбе с врагом объявляю мою сердечную признательность. Приказываю представить его к награде.

Командующий армией Генерал от инфантерии Смирнов".

В конце Ноября 1916 года Е. Н. Крутеня совместно с другими фронтовыми лётчиками - Орловым, Барковским, Свешниковым, Кежуном командировали за рубеж для изучения боевого опыта союзников и освоения новых типов самолётов. Во Франции он воевал в эскадрильи 3 "Аистов", группы воздушного боя А. Брокара ( GC 12 ). За месяц боёв, совершая полёты с аэродромов Каши ( под Амьеном ) и Манонкур ( вблизи Нанси ), сшиб 2, а по другим источникам - 3 вражеских самолёта. [ Официальных подтверждений этих побед не найдено ] Наряду с ведением воздушных боёв, Крутень штурмовал позиции противника, выполнял разведывательные полёты. За боевые действия во Франции он был награждён "Боевым Крестом с пальмовыми ветвями".

Журнал "Искры" писал, что Крутень поражал более того своих учителей безумной отвагой и выработал те самые приёмы нападения в воздухе, которыми позже создал себе славу одного из лучших авиаторов - истребителей. Его, наряду с Петром Нестеровым, по праву разрешено счетать одним из основоположников тактики истребительной авиации.

В Марте 1917 года Крутень вернулся в Россию и уже 19 Апреля был назначен командиром 2-й боевой авиагруппы, состоящей из 3, 7 и 8-го корпусных отрядов, на Юго - Западном фронте. У каждого отряда был свой опознавательный знак на борту фюзеляжа. У 3-го отряда - башка индейца, у 7-го - башка орла, у 8-го туз червей. Крутень пользовался в отряде исключительным авторитетом и любовью. Он обладал замечательным качеством лётчика - сочетанием смелости с высоким лётным мастерством. Вскоре он одержал очередную победу, сбив австрийский разведчик "Ганза - Бранденбург", а 24 Мая - ещё единственный. Через 2 дня Крутень сшиб 2 "Фоккера" в одном вылете. Но махач проходил над вражеской территорией, и эти победы не получили официального подтверждения.

Сначала он летал на самолёте "Ньюпор-17" с ротативным двигателем "Рон" мощностью 80 л. с., после этого на "Ньюпор-23" с мотором в 120 л. с., на борту которого была нарисована башка русского витязя в древнем шлеме. Эта агрегатина в руках опытного лётчика была грозным оружием и имела прыть до 160 км / час. Крутень, выдающийся виртуоз пилотажа, в совершенстве владел ею. Его сильно боялись вражеские лётчики и уклонялись от боя более того при численном превосходстве.

Приём воздушного боя Крутеня заключался в создании преимущества по высоте и последующей атаке противника с заходом со стороны солнца. Проскочив на 50 - 100 метров ниже врага, Крутень круто взмывал, подходя к самолёту противника с хвоста и снизу в "мёртвом конусе" обстрела, и с расстояния в 10 - 15 метров прошивал его пулемётной очередью.

Лучшие лётчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражения. Например, Обер - лейтенант Франк фон Линко - Кроуфорд, прославленный австрийский ас, имевший к концу войны 30 побед, трижды "скрещивал в воздухе шпаги" с Крутенем и, как пишет сам австриец, всякий раз был вынужден "снижаться" ( приземляться ), спасая свою существование. На Восточном фронте Крутеню не было равных. Скромный и более того аскетичный в быту, Евграф Николаевич в бою показывал отвагу и предприимчивость. Его характеру были присущи ощущение воинского долга и гуманность по отношению к своему противнику.

...Однажды Крутень приземлился вблизи сбитого им самолёта в надежде оказать подмога вражескому лётчику. Но оказалось, что тот был уже мёртв. В документах погибшего Крутень обнаружил фото: бравый пилот с женой и сыном. Семейная идиллия тронула сердце русского лётчика. В то время ещё было принято по возможности уведомлять противнику о судьбе его сбитых лётчиков. Крутень, пролетая над аэродромом немцев, сбросил пакетик, в котором были фотоснимок и записка: "Сожалею об убитом муже и отце, но битва есть война: если не я его - так он меня..."

В то время как большинство лётчиков - истребителей ещё не имело точь-в-точь определённых методов ведения боя, у Крутеня были свои тактика и методы, дававшие прекрасные результаты. Он был не только примером мастерства, мужества и хладнокровия, но и создателем научных основ ведения воздушного боя. Считая, что обязанностью истребительной авиации является "истребление воздушного противника, куда ни кинь, где его не возбраняется найти", лётчик разработал больше 20 способов атак одиночного, пары и группы самолётов. Крутень начальный рекомендовал делать в бою парами, считая их наиболее эффективной тактической еденицей. Он автор 9 работ по тактике истребительной авиации.

По различным источникам, Евграф Крутень уничтожил в воздушных боях от 7 до 17 самолётов противника ( охватывая сбитые неофициально ), был награждён рядом орденов и Георгиевским оружием.

Однажды Крутень охранял корректировщика. Находясь на высоте 3000 метров и израсходовав весь бензин, начал планировать на свой аэропорт, но встретил германский самолёт. Не раздумывая, он обстрелял противника и сшиб его, не имея в баках ни капли горючего.

6 Июня 1917 года, совершая посадку без капли горючего на свой аэровокзал у деревни Плотычи близ Тарнополя, Капитан Крутень на самолёте "Ньюпор-17" сделал крутой разворот на маленький высоте и, сорвавшись в штопор, разбился. В тот самый день, защищая разведчик "Вуазен" от атак 3-х австрийских истребителей, Крутень сшиб свой концевой "Фоккер".

"После великого Нестерова, - писали газеты, он был наиболее видным из боевых лётчиков. Погибшему Крутеню шёл всего только 27-й год..."

В поисках истинной причины трагедии выдвигалось уймище различных версий: и совершенный отказ повреждённой в бою системы управления аэропланом, и остановка изношенного мотора... Как вспоминал бывший лётчик 2-й истребительной авиагруппы И. К. Спатарель:

"Погиб Крутень скорее всего оттого, что был тяжко ранен и потерял разум в воздухе. Ведь более того в случае отказа мотора он мог в каждый миг усадить свою машину. Евграф Крутень был, как говорят авиаторы, пилот божьей милостью..."

Трудно дебатировать с таковой оценкой, данной нехай более того опытным лётчиком. Однако это всего только очередная версия.

Так же читайте биографии известных людей:
Евдокия Ростопчина Evdokia Rostopchina

Евдокия Ростопчина, урожденная Сушкова - русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. Родилась 4 января 1812 года.
читать далее

Евдокия Вишнякова Evdokia Vishnyakova

Счастье - вот оно яркое впечатление. Детство - эпоха, конечно, прекрасная. По-моему детство не должно заканчиваться. Все равно какой-то ребеночек в..
читать далее

Евдокия Германова Evdokia Germanova

Заслуженная артистка России.
читать далее

Евдокия Турчанинова Evdokia Turchaninova

Красоту мелодии речи я узнала от Медведевой и Федотовой... Пленившись этой простотой, я стала подражать ей, не учитывая, что простота это огромное..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий