Известные люди

»

Елена Андреянова

Елена Андреянова Elena Andreyanova Карьера: Артист
Рождение: Россия, 13.7.1819
Независимая Газета.

Будущая писательница А. Я. Панаева, которой довелось обучаться вкупе с Андреяновой, вспоминала:

...был час обеда воспитанниц, и дортуар был пустой, оставались только я и Андреянова; в это время неизменно являлся к ней директор; их тихого разговора я не могла чуять, вследствие того что что сидела абсолютно в другом конце огромного дортуара, да и садилась на скамейку между кроватями, так что меня не было видно. Андреянова порой кричала на Гедеонова, выгоняла его вон и более того раз пустила в него танцевальным башмаком. Меня удивляла смелость Андреяновой, но в то же время мне было мило видать, как гроза всех артистов смиренно повиновался ее приказанию.

Андреянова обедала особняком от других воспитанниц: Гедеонов присылал к ней обед от себя с дорогим вином. Через немного времени и Смирновой стали одаривать таковый же обед, чтобы прервать толки при театре о привилегии Андреяновой.

Так с юных лет талантливая танцовщица стала, как говорится в одной из книг по хореографии, гражданской женой директора театров Гедеонова. Это во многом определило ее дальнейшую судьбу как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Андреянова считалась воспитанницей Истоминой, а с приездом в Россию балетмейстера Филиппо Тальони стала посещать и его класс, где училась у его знаменитой дочери Марии. Училище она закончила удачно и была выпущена из него в апреле 1837 года.

Со следующего года Андреянова уже танцевала главные партии, но завоевать популярность у петербургских зрителей, преклонявшихся перед зарубежной сильфидой Тальони, было непросто. Что ж, судьбина не раз испытывала Андреянову на прочность...

Только посредством пять лет Тальони покинула Петербург. С ее отъездом заинтересованность к балетным спектаклям безотложно угас. И тут юная русская балерина решилась сменить вмемирную знаменитость. Часть публики посчитала тот самый шаг свидетельством ее излишней самоуверенности, но вскоре танцовщица доказала свою правоту.

18 декабря 1842 года в Петербурге состоялась премьера балета Жизель, в котором главную образ исполняла Андреянова. До нее ни одна русская балерина на это не решалась. Воздушный танец первой русской Жизели органично соединялся с пантомимой. Созданный образ поражал драматизмом, в особенности удалась сцена сумасшествия. Критика отмечала потрясающий дар танцовщицы, достоверность ее Жизели. Однако положение ее в театре не изменилось: хотя Андреянова смело танцевала в одних спектаклях с приезжими балеринами и зачастую лучше их, она по-прежнему была ограничена в выборе репертуара преимуществом пользовались иностранки.

Чтобы целиком выказать свой дар, балерине нужна была другая сцена. В 1843 году она совместно с частью петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Зрители встретили танцовщицу враждебно, считая ее соперницей тамошней примы Екатерины Санковской. Театралы шикали и свистели, недовольство на галерке возрастало с каждым спектаклем до того, что властям пришлось помещать в верхние ярусы особый наряд полиции. Но балерину это не испугало. Она повторила свои гастроли в сезоне 1844-1845 годов, познакомив москвичей с балетами Пери и Тень.

После Москвы ее принимали Париж, Гамбург, Брюссель и Милан. Один парижский журнал писал тогда:

При выходе госпожи Андреяновой на сцену мы с минуту опасались, что она не успеет побороть своего волнения. Но при первых же позах раздались громкие рукоплескания. Черты госпожи Андреяновой исполнены прелести, красоты и достоинства. По изяществу ее фигуры, по правильности ее поз, по гибкости ее движений в текущее время же узнаешь ученицу Тальони. Но госпожа соединяет в себе качества, принадлежащие собственно ей самой: чрезвычайную силу, благородность движений. Словом, дебют г-жи Андреяновой увенчался успехом... Легкость, грация, мощь, пламень все эти драгоценные и прелестные качества, которыми отличается дар русской танцовщицы, очаровали публику.

В Париже русская балерина смело отказалась от услуг подкупных клакеров. Свидетелем ее триумфа оказался беллетрист Н. И. Греч:

Андреянова вылетела из кулис и вскоре привела всю залу в экстаз исступленный... Дамы из лож размахивали платками, мужчины вопили... Заставили воспроизвести... Кричат: Еще раз! Еще! Андреянова вышла на сцену, осыпанная цветами, и изъявила подготовленность свою выполнить возделение публики, но в то же время с выражением жалости взглянула на танцевавшего с нею Депласа: он выбился из сил, чуть дышал и с трудом подбирал венки, брошенные его счастливой совместнице.

Однако дирекция Парижской оперы не только не заплатила ей за выступления, а, напротив, потребовала... плату за вероятность представить близкое искусство и обрести признание парижского зрителя!

По-иному принимали Андреянову в других городах. Например, счастливый момент в Италии, где она танцевала в Ла Скала, оказался до того велик, что там были выпущены портреты балерины и отчеканена бронзовая медаль с ее изображением. Такой чести удостаивались тут только Мария Тальони и Фанни Эльслер. В Италии Андреянова для расширения своих профессиональных знаний взяла немного уроков у знаменитого педагога Карло Блазиса.

Вернувшись в Петербург летом 1846 года, балерина с блеском выступила в Пахите, поставленной сознательно для нее Мариусом Петипа. Но вновь в тот, что раз! судьбина приготовила ей трудное опробование. Через два года в Россию приехала очередная европейская знаменитость Фанни Эльслер. Не желая соперничать со звездой, покровителем которой считался сам император, Андреянова ещё отправилась в Москву. Тамошние зрители продолжали относиться к ней настороженно; известен нашумевший в родное время скандальный происшествие, когда на сцену во время реверансов Андреяновой прямо к ее ногам была брошена... дохлая черная киска. Правда, на тот самый раз москвичи изменили к ней касательство Пахита, Жизель, Пери, Сатанилла сразили более того поклонников Санковской. Когда балерина покидала городок, с ней приехала проститься и сама московская прима.

В 1852 году Елена Андреянова танцевала в Лондоне, но эти гастроли оказались неудачными: британский зритель не принял русскую артистку. После возвращения на родину балерина с грустью узнала, что в петербургской труппе еще раз иностранка! Знаком протеста разрешается полагать ее поездку в провинцию Елена Ивановна пригласила обозначиться с собой артистов Большого театра и воспитанниц московской балетной школы. Одесса, Харьков, Полтава, Киев, Воронеж, Тамбов вот путь этих гастролей. С большим трудом удалось Елене Ивановне выхлопотать у дирекции необходимые костюмы, аксессуары и оркестровые партии. Кордебалет состоял из шестнадцати юных танцовщиц, о которых газета Одесский вестник писала:

Пробегите на афише фамилии их, и вы увидите, что они все до одной чисто русские. Мы будем рукоплескать не только изящному, но и родному искусству.

Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, натолкнул Андреянову на мысля определить крупный двухактный балет Бахчисарайский фонтан. Его премьера состоялась в Воронеже. А вскоре артистка узнала, что уволена со службы за ненадобностью... Правда, увольнение это, по тогдашним театральным правилам, было полностью законным: Елена Андреянова прослужила двадцать два года. Все одинаково это явилось для нее ударом. А тут ещё удачно начатые гастроли как снег на голову прервались: в Одессе труппу распустили из-за надвигавшейся войны. Из-за беспечности Елены Ивановны, ведавшей всеми финансовыми и хозяйственными делами, выступления не принесли гастролерам особой денежной прибыли...

Изнурительные поездки по городам, большие физические и нервные перегрузки, пошатнувшиеся материальные дела все это подорвало самочувствие танцовщицы. Она возвратилась в Петербург, откель сквозь некоторое время выехала за рубеж, уже тяжко больная. Андреянова писала на родину из Рима:...чего бы, кажется, хотеть чудная натура, померанцевые деревья, цветы, синее небосвод, песни, неумолкающие всю темное время суток, а все думаешь, как бы возвратиться восвояси и активизировать заново с волками существовать и по-волчьи выть.

Скончалась Елена Ивановна в Париже в октябре 1857 года в возрасте тридцати восьми лет и похоронена на кладбище Пер-Лашез. Согласно завещанию, доля наследства балерины была передана ее сыну А. А. Иванову, воспитаннику театрального училища, а на оставшиеся финансы заказан монумент.

Так же читайте биографии известных людей:
Елена Бирюкова Elena Biryukova

Елена Бирюкова - популярная российская актриса театра и кино. Родилась 7 ноября 1970 года.Широкую известность и популярность Елена Бирюкова..
читать далее

Елена Воробей Elena Vorobey

Елена Воробей - известная российская эстрадная актриса, певица, клоунесса, пародистка, телеведущая. Родилась 5 июня 1967 года. Настоящее имя Елена..
читать далее

Елена Гоголева Elena Gogoleva

В 1918 дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики ( У. Шекспира) и была принята в его труппу.
читать далее

Елена Катышева Elena Katysheva

Театр это всегда средоточие самых разных судеб. Бывают судьбы проговоренные, накатанные, звездные. Бывают менее звездные, но от того не менее..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий