Известные люди

»

Елена Сафонова

Елена Сафонова Elena Safonova Карьера: Актер
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 14.6.1956
Елена Сафонова - популярная советская и российская актриса. Родилась 14 июня 1956 года.Наибольшую известность и популярность принесла актрисе роль Ольги в фильме "Зимняя вишня". Помимо этого Елена Сафонова известна по ролям в таких фильмах и сериалах как: "Возвращение Баттерфляй" 1982 год, "Где находится нофелет?" 1987 год, "Зимняя вишня - 2" 1990 год, "Зимняя вишня - 3" 1995 год, "Принцесса на бобах" 1997 год, "Журов" 2009 год и др.

- Елена, названия большинства фильмов, где Вы снимались, напрямую связаны с главными героинями: "Зимняя вишня", "Софья Ковалевская", "Возвращение Баттерфляй", "Президент и его женщина", "Принцесса на бобах", "Аккомпаниаторша", "Мадемуазель", "Женщина на ветру"... Настоящие роли-лидеры. А в жизни Вы также вождь?

- Лидер? Пожалуй, нет. Просто благодаря воспитанию моих родителей (папа - популярный артист Всеволод Сафонов, мать - Валерия Рублева, режиссер "Мосфильма" ) я неизменно говорила и думала то, что считала нужным. Да, у меня есть нрав. А какая нормальная актриса может быть без характера?

- Рассказывают, что Вы, еле-еле поступив во ВГИК, умудрились поссориться с мастером и, забрав документы, ушли в прочий вуз. Или вот свежий пример: Вы оставили мужа и сына в Париже, а сами уже долгое время работаете в Москве. К тому же другой раз ссоритесь, говорят, с продюсерами. Бунтарствуете?

- Бунтарство тут ни при чем. Это, скорее, точка зрения уважающего себя человека. Во всяком случае, я хотела бы себя чтить. А что касается инцидента со ВГИКом, то я ни с кем не ссорилась. Это руководство института поссорилось со мной. Все творческие институты при советской власти считались жестко идеологическими. Им сильно не понравилось, что я дружу с диссидентом. Моего приятеля не приняли по этим соображениям во ВГИК, и он решил отбыть в Америку. Страшный проступок по тем временам. Я не намерена была прерывать с ним отношения, более того если это кому-то не нравилось.

- Кто влиял на Вас в детстве?

- Мое ребячество проходило посреди взрослых людей, отчаянно порядочных, веселых, умеющих существовать в родное блаженство. Я имею в виду родителей и их друзей. В нашем доме нередко бывали замечательные актеры: Евгений Леонов и Анатолий Папанов. Мне нравилось, как живут мои родители: без оглядки, дружно. Мои нынешние друзья в чем-то похожи на них. Мы встречаемся на разных широтах, в разных странах, городах. Иногда невзначай, и от этой неожиданности веселье бывает ещё больше. Мне по душе эта новая возможность: отъезжать и заезжать куда и когда захочется. Можно проговорить, что я приблизилась к тому, о чем мечтала в детстве, - жизни без границ, без жизненных программ. Такая полуцыганская бытие мне нравится.

- В кругу Ваших друзей есть люди, от которых Вы зависите по профессии: продюсеры, режиссеры?

- Дело не в профессии, а в человеческих качествах.

- Значит, ни Михалков, ни Дыховичный этими качествами не обладают?

- Почему? Просто мы нечасто видимся. Никита Михалков - большой режиссер. И как бы я ни оценивала свою образ в фильме "Очи черные", я бесконечно благодарна Никите за его человеческое участие. Он помог мне найти решение некоторые личные проблемы. Я же была "невыездной" из-за того мальчика во ВГИКе. А Никита решил эту проблему, и я смогла сниматься в Италии совместно с такими выдающимися итальянскими актерами, как Сильвия Мангана, Марчелло Мастроянни, Марта Келлер.

А что касается Вани Дыховичного, у которого я сыграла в "Музыке для декабря", то это был торжество на съемочной площадке. У нас с ним произошло как бы... слияние душ. Он шибко даровитый дядя. Но ещё с ним сильно несложно на площадке. Он не давит. А это безумно значимо для актера. Я знаю одного крайне хорошего режиссера, но страшного вампира. Даже если итог от работы будет позитивный, чувство вампиризма не забывается. Он этакий хитрец! Ты более того не заметишь, как тебя уже изнасиловали.

- Кто Ваш ненаглядный режиссер?

- У меня нет любимых режиссеров. У меня со всеми хорошие отношения. Каждый режиссер, если более того я ругаюсь с ним или ненавижу на съемках (только из-за творческих разногласий, не личных), играет определенную образ в моей жизни.

- Звезды, говорят, капризны?

- Я - нет.

- Ни для кого не секрет, что достаточно зачастую на съемочной площадке бывает так: если собираются две звезды, начинается перетягивание одеяла в свою сторону. С Вами подобное не происходило?

- Я слышала об этом. Но ни при каких обстоятельствах сама в подобных актах самодемонстрации не участвовала. И вообще к артистам отношусь весьма добро, как к самой себе. Потому что знаю, что это за сумасшедшая специальность. Нужно хранить дружбан друга. Мой обожаемый партнер - Виталий Соломин. После "Зимней вишни" мы снимались с ним не единожды, и всякий раз при встрече я радуюсь ему, как близкому родственнику Мне нравится его немногословность, человеческая теплота. Близкие чувства я испытываю и к Ивару Калниньшу. Хотя они совершенно разные.

- А какой Мастроянни партнер?

- Если открыто, он не произвел на меня большого впечатления ни как артист, ни как мужчина. Но с ним было шибко благоприятно трудиться на площадке: смирный, незаметный дядечка.

- Кого из мировых актеров Вы считаете выдающимися?

- Прежде всего, Анну Маньяни. Когда я ее увидела в первый раз на экране, это было настоящее потрясение. Не говоря уже о Роберте де Ниро и Аль Пачино. Из наших в молодости обожала Марину Неелову - не похожа ни на кого.

- Чего Вы ни при каких обстоятельствах не позволите по отношению к себе?

- Не люблю хамства. Я имею в виду беспардонное влезание в твою бытие, когда ты этого не хочешь. Больше всего в жизни не выношу, когда моим именем манипулируют.

- Что Вы имеете в виду?

- У меня есть, к сожалению, эдакий навык. Но я не буду об этом гутарить, звать имена. Потому что мы близкие люди. Этот конфликт неразрешим.

- Имя, репутация для Вас важны?

- Безусловно. Если я подписала контракт, пришла на съемочную площадку, то не уйду, покуда не закончу свою работу, нравится мне это или нет.

- Значит, уроки западного кинопроизводства Вас чему-то научили. И все разговоры о строптивости Сафоновой - миф?

- Да, я считаю, что правила игры нужно соблюдать. Если мне сказали прийти на грим в 9.00, то я буду в 9.00, потому что что так захотелось гримеру, а не в 12.

- Все, кто видел "Принцессу на бобах", где Вашим партнером был продюсер фильма и артист Сергей Жигунов, сочли, что между вами сложились некие романтические отношения. А вслед за тем заговорили, что у Вас случился с ним крупный производственный конфликт, что-то из-за денег...

- Давайте оставим эту тему без комментариев.

- А где, когда и как Вы познакомились со своим французским принцем?

- В Париже. Случайно. В компании на вечеринке. Французский режиссер пригласил меня на главную образ в фильме "Аккомпаниаторша". Мы должны были игрывать влюбленность.

- Кто из вас первым обратил на другого чуткость?

- Самуэль. Он видел меня в фильме Михалкова. Сказал, что был потрясен. А на вечеринке никак не мог уверовать, что это я и есть. Боялся ко мне подступить. А когда я увидела, что у него во время разговора со мной дрожит фужер в руке, мне стало уморительно, хотя было и мило. Я стала подшучивать над ним. А закончилось все признанием в любви. Наш роман был стремительным.

- И что было позже?

- А вслед за тем я вернулась домой и стала полагать замуж.

- Как Вы думаете, чем Вы привлекли мужа? Может быть, тем, что Вы похожи на француженку?

- Не знаю, чем я понравилась, тем больше что стопудово на француженку не похожа. Когда я нахожусь посреди французов, то выделяюсь, как белая ворона.

- Ваш супруг - популярный артист?

- Он, конечно, не звездочка, как Ален Делон. Но известен в театральном кругу.

- Кто из вас первым сказал: "Хочу ребенка!"?

- Мы хотели детей оба. Старшему, Александру, уже семь лет. А младшему, Ивану, - пять.

- Русские имена. А как называет сыновей супруг?

- Как и принято у французов: Ваня, Саша (ударение на финальный слог).

- Что Вас больше всего поразило во французах?

- То, что там в порядке вещей, когда человек может преспокойно существовать за счет женщины. Что финансирование в семье ведется раздельно: есть свой счет у жены и у мужа. Я ничего этого не знала. Вначале была в шоке. Но когда стала сама так существовать, то мне это более того понравилось.

- Что как раз?

- Быть финансово независимым человеком.

- A как решаются в вашей семье важные проблемы, приобретения?

- Муж может сказать: я плачу свою долю. А может и не произнести. В каждом отдельном случае вывод индивидуальное.

- Сейчас Вы считаете себя довольно адаптированной к французской жизни. Или все-таки есть вещи, с которыми Вы ни при каких обстоятельствах не захотите примириться?

- Я считаю себя полностью адаптированной. Но при этом убеждена, что так существовать не хочу. Хотя есть русские женщины, которые превосходно живут там, вследствие того что что сами поменялись. Или смирились. Мне помогло то, что я крайне резво поняла, что так живут они все. И что-либо вносить изменения бесполезно. Тебя нетрудно не поймут. Значит, надобно ступать на компромисс. И какое-то время мне это удавалось.

- Ну а если бы Ваш супруг был зажиточный, шибко состоятельный джентльмен, что-нибудь изменилось бы?

- Встрой ли.

- Почему?

- Я думаю, таковой супруг меня не заинтересовал бы. Я с подозрением отношусь к крайне богатым мужчинам. Потому что знаю, что значит получать огромные денежки. У меня сию минуту к такому человеку возникла бы масса вопросов, на которые он вряд ли смог бы мне отозваться. К тому же разрешено быть весьма богатым в бедности и несчастным в богатстве.

- Так отчего все-таки последнее время Вы живете в Москве? Вы так мощно стартовали во французском кино: пять фильмов за шесть лет. Абсолютный рекорд для русской актрисы на Западе! Неужели все-таки ностальгия заела?

- Я не могу существовать во Франции по одной азбучный, но принципиальной причине: там цивилизация на сто процентов заменила культуру общения. Все пропитано прагматизмом. У них другие критерии, ценности в жизни. Я как-то спросила мужа, о чем думают французские актеры, когда играют. "О деньгах", - был реакция. Там руку помощи вам никто не протянет. И не ждите. Там давнехонько уже ничего не происходит. Вся жизненная и творческая энергия, по-моему, аккумулировалась в текущее время в Москве. Здесь у меня настоящие друзья, интересная служба, квартирка, старшой наследник.

- Но все-таки какие-то положительные эмоции от семилетней жизни за рубежом у Вас остались?

- Конечно. Там добро рожать. Хотя и дорого. Младший появился на свет в Париже. Система такова: приходишь в больницу, как на прием к педиатру, а выходишь с ребеночком. Ни тебе моральной боли, ни физической.

- А ещё воспроизвести не хотите?

- Лично я - нет.

- А что для Вас важнее сегодня - карьера, творчество?

- Материнство. Это ибо также ход творческий. Но занятие тут в другом. Просто у меня все сбылось. Я целиком удовлетворена тем, чего достигла. Тьфу-тьфу-тьфу! Конечно, если бы я начала рожать раньше, то отважилась бы, поди, и на третьего. А сегодня тяжеловато, физическую форму сложнее восстанавливать. Я не понимаю наших молодых актрис: не хотят рожать. А затем выясняется: и творческая судьбина не сложилась, и семьи нет.

- Что касается физической формы, Вы дадите сто очков многим больше молодым актрисам. Есть свой рецепт?

- Нет. Просто перед съемками два-три дня не ем ничего. Только пью хоть отбавляй воды, соков. И чуть-чуть шоколада. Из алкоголя употребляю только винцо. За лицом стараюсь присматривать, а с волосами ничего не делаю.

- На церемонии вручения призов в Канне Вы были в весьма элегантном, более того роскошном туалете.

- Это платье от Армани - гостинец Марчелло Мастроянни. Очень люблю тот самый наряд. Тогда я в первый раз участвовала в настолько высокой церемонии. И дрожала, как первоклассница, ноги подкашивались от страха. Никогда не предполагала, что вылезать на сцену не в образе, а от своего имени так волнительно. Притом, что я немного лет проработала в театре Комиссаржевской в Петербурге, сыграла немало ролей. И ничего подобного не испытывала. Но как любая дама, люблю праздники, приемы, когда позволительно прекрасно облечься, быть объектом внимания многих людей, быть по нраву им.

- У Вас есть любимая марка духов. Дом моды, украшения?

- К любимым запахам отношусь консервативно. Первые мои духи - "Диорелла Кристиан Диор" и "Шанель N 5". И если увлекаюсь какими-то новинками, то все одинаково возвращаюсь к прежним, испытанным запахам. В выборе одежды определяющим является не наименование фирмы, а модель. Я способна сходить на риск, если уверена, что данный фасон меня не искорежит. К дорогим украшениям стопроцентно равнодушна. Не ношу. Только кольца. Если к тому же это презент.

- Что-то изменилось в Вас с появлением детей?

- Да, конечно. Кончились мои проблемы с весом, с полнотой. А если капитально, я сегодня скажу крамольную вещь: с появлением сыновей моя карьера стала для меня менее важна. Нет, я не служу своей профессии. Это была бы такая неправда! Более того, я вам скажу, я занимаюсь этим только с целью своего удовольствия. Ну и, конечно, с целью заработка.

- Тем не менее нынче Вы одна из самых активно снимающихся наших актрис. За три последние года - четыре главные роли. При нашем малокартинье это о чем-то говорит.

- Да, меня любят режиссеры и зрители. Я крайне этим дорожу. И объясняю это тем, что первоначально был застойный отрезок времени в кино, когда снималось немного картин и плохих. А в настоящий момент есть, что действовать, и меня позвали.

- А как же семейство, супруг? Он не ревнует?

- Ему это не нравится. Но я хочу существовать своей жизнью.

- Не эгоизм ли это? Где же женское смирение?

- Может быть, эгоизм. Но криминала тут я не вижу. Я шибко смирно отношусь к тому, что у моего спутника есть своя существование. Ее необходимо чтить. У каждого она должна быть.

- А как с поклонниками и поклонницами? Вы также в этом вопросе договорились?

- Не договорились. Я крайне ревнивая. И если правила нарушаются, я устраиваю сцену. Совершенно неприличную.

- Как? Неужели деретесь?

- Нет. Я несложно предлагаю остановить свой выбор между нами в шибко жесткой форме. Это крайне помогает.

- А Вам близкий ультиматум супруг не выставлял?

- Очень зачастую. Меня это забавляет. Ревнует - значит любит. Мне вообще нравятся женщины, которые относятся к себе с уважением и любовью, знают себе цену. И понимают тот граница, за тот, что переступить не разрешено.

- Вы увлекающаяся леди?

- Да. Я влюбчивая. Особенно на съемочной площадке. Это помогает. Не вижу ничего в этом месте дурного. В жизни позволено все, я считаю, помимо того, что разрешено окрестить подлостью. Глупо совершать облик, что ты святая Дева Мария. Святых на земле нет. Я не ханжа. И буду совершать то, что доставляет мне наслаждение, помимо смертных грехов. Жизнь сильно хороша. Это я поняла относительно недавно. Даже с неудачами, срывами - это существование. Поэтому имеет толк все ощутить.

- У Вас есть способы выхода из кризисных ситуаций?

- Плачу. Жалею себя. Но понимаю, что все это не всю дорогу. Я сызнова стану прекрасной.

Исходный текст: "Возвращение принцессы", журнал ELLE/Россия/ No.25, сентябрь 1998.

Так же читайте биографии известных людей:
Елена Соловей Elena Solovey

Заслуженная артистка РСФСР (1981)Лауреат кинофестиваля в Оксфорде в номинации Лучшая женская роль (1980)Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации..
читать далее

Елена Тонунц Elena Tonunts

Актриса и режиссер.
читать далее

Елена Яковлева Elena Yakovleva

Елена Яковлева - советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка Российской Федерации, Народная артистка России. Родилась 5 марта..
читать далее

Елена Цыплакова Elena Tziplakova

Я считаю, что человек решение всех своих проблем должен искать в себе. Если бы все задавались вопросом "почему у меня не получается?", а не "почему..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий