Известные люди

»

Ерих Топп

Ерих Топп Erich Topp Карьера: Военно-Морской Флот
Рождение: Германия
В апреле 1942г. субмарина "U-552" под командованием Топпа несла боевую вахту у мыса Лукаут, неподалеку от Филадельфии...

7 декабря 1941 года Япония начала войну супротив Соединенных Штатов нападением на Пирл-Харбор - базу американских ВМС. Германия с удовольствием поддержала своего союзника по "оси". Так сам собой развязался узел, тот, что сковывал действия немецких подлодок в ещё недавно нейтральных водах Америки. Первые успехи немцев у Атлантического побережья ошеломили всех. Разве могли допустить американские адмиралы, что подлодки Гитлера смогут пересечь Атлантику и, оторвавшись от своих баз, нести боевое дежурство в нескольких милях от Нью-Йорка? Флот США не был готов отражать атаки из-под воды: эсминцы охранения конвоев не имели радиолокационных систем, и немецкие субмарины безнаказанно топили американские транспорты. Под контролем германских подлодок сильно быстро оказалась огромная акватория - их присутсвие всю дорогу ощущалось у побережья Канады, в районе Карибского моря, у Панамского канала. С появлением "дойных коров" (так немцы называли специальные субмарины-транспорты, снабжавшие боевые лодки дизельным топливом, боеприпасами, продовольствием, медикаментами) существенно возросла автономность плавания подводных кораблей. Теперь более того самые неудачливые из них возвращались на базу позже очередного похода сквозь океан, имея на своем счету потопленный танкер или сухогруз.

Бесчинства немецких подлодок у берегов Америки продолжались до конца 1943 года - только в ноябре немцы отправили на дно 134 транспорта общим водоизмещением 860 тысяч тонн. Однако перелом в ходе подводной войны наметился значительно раньше, летом 1942г., когда каждая новая виктория стоила лодкам значительных усилий и доля немецких субмарин, искавших у американских берегов легкой добычи, вернулась из прибрежных вод в Центральную Атлантику...

В апреле 1942г. субмарина "U-552" под командованием Топпа несла боевую вахту у мыса Лукаут, вблизи от Филадельфии. Ночь выдалась темной. Тем больше странным казалось яркое свечение водной глади - море весьма фосфоресцировало. Неожиданно на подлодке стал слышен нарастающий гул винтов большого судна. Субмарина всплыла. Точно на траверзе начальник лодки разглядел танкер водоизмещением примерно 8000 тонн. По команде Топпа "U-552" тут же начала вылезать на позицию для атаки, оставляя за собой блестящий кильватерный след. Топп спешил: наверное на танкере уже заприметили маневры лодки, которая темным пятном выделялась на поверхности моря. Первая же торпеда поразила мишень. После гулкого взрыва в небосклон взвился огромный столбик воды, танкер окутали клубы дыма. Но когда дым развеялся, Топп с удивлением обнаружил, что судно продолжает шагать прежним курсом. Просто непостижимо - на танкере более того не возникло пожара! Неудача только подстегнула Топпа. Однако при каждой попытке причинить новоиспеченный торпедный потрясение танкер своевременно отворачивал в сторону, мешая субмарине вылезти на потребный курсовой уголок. "U-552" продолжала преследование танкера, покуда у команды американского судна не сдали нервы. И вот уже весь экипаж танкера - в шлюпках, которые повинно ходят кругами кругом застопорившего ход судна, несомненно, не решаясь кинуть его в море. "Идеальный миг для атаки",- решает Топп. Через немного минут к цели устремилась вторая торпеда. На тот самый раз танкер, груженный мазутом, зажегся в два счета. Жутким зеленым пламенем начало пылать море кругом танкера. Огненные языки лизали одинокие шлюпки, полымя подползало к корме субмарины. Не дожидаясь финала, Топп вывел свою лодку из зоны горящего мазута...

Свою военную карьеру лейтенант Топп начал в 1939 году, в должности вахтенного офицера подводного корабля. Немногие корабли немецкого флота могли похвастать этакий же сплоченной командой, каков был свой состав лодки " U-57", носившей наименование "Красные дьяволы". Неофициальным отличительным знаком этой субмарины служило изображение двух пляшущих огненных дьяволят. Оно украшало боевую рубку лодки ещё при прежнем командире, но настоящую известность субмарина приобрела только следом перехода под руководство Топпа.

13 октября 1940 года "U-57" отправилась в Ирландское море - таков был инструкция командующего подводным флотом Деница. До боевой позиции лодчонка добиралась с приключениями: в Северном море она чуть не стала жертвой плавающей мины, а в районе Корс-фьорда была атакована английской субмариной, не имея возможности причинить сопернице ответный потрясение из-за неисправности шумопеленгатора. После захода в пролив Норт-Чаннел "U-57" попала под воздушную бомбежку, которая дорого обошлась подводникам. Из-за близких разрывов глубинных бомб лопнул фундамент одного из дизелей. После этого субмарина не могла ступать скорым ходом, 9 узлов стали пределом ее возможностей. Несмотря на это, на совещании, спешно созванном командиром корабля, было решено на базу не ретироваться. С единственным исправным дизелем "U-57" пробралась вспять в Норт-Чаннел, не замеченная английскими эсминцами, которые караулили ее у входа в пролив.

Все испытания, которые раньше выпадали на долю лодки Топпа, были только подготовкой к тому, что ещё предстояло испытать субмарине. В Ирландском море она удачно торпедировала три судна противника, следом чего эсминцы охранения устроили на лодку жестокую облаву. Субмарину искали тралами, а еоличество сброшенных на нее глубинных бомб превысило две сотни. Корпус лодки трещал по швам. Появились несчетные течи, в некоторых местах забортная влага била струей. А когда вышла из строя организация регенерации воздуха, положение на подводном корабле стало совершенно отчаянным. Топп приказал всем улечься на койки - в таком положении люди потребляли меньше кислорода. Экипажу не только удалось продержаться до того момента, когда недруг прекратил преследование "U-57", но и на следующий день потопить британский танкер.

Начинающий начальник подлодки возвращался на базу с чистой совестью: в первом самостоятельном походе торпедировано шесть судов противника, три из них, в том числе транспорт с боеприпасами, затонули на глазах у Топпа. Но от судьбы не уйдешь. Дома, у ворот шлюза Брунсбюттель в устье Эльбы, "U-57" столкнулась с норвежским сухогрузом и скоро затонула. Вместе с лодкой погибли шесть членов экипажа. Коллеги-подводники судачили между собой: "Чего ещё разрешается дожидаться от похода, начатого тринадцатого числа, да к тому же в пятницу?"

Германия вступила в войну, имея всего 57 подводных лодок, причем только 22 из них по своему водоизмещению (500 - 750 тонн) были пригодны для действий в Атлантике. При первом подведении итогов летом 1940 года немцы недосчитались семи больших субмарин. Поскольку оставшимся лодкам периодически приходилось заделываться на ремонтик, в то же время в боевых действиях могло участвовать не больше пяти подводных кораблей. Однако более того при таком раскладе сил немцы добились значительных успехов - всякий месяц немецкие подлодки уничтожали примерно 250 000т торгового тоннажа противника. Но настал миг, когда число подводных кораблей упало до критической отметки. Так, в рождественские дни 1940 года немцы недосчитались семи больших субмарин. Поскольку оставшимся лодкам периодически приходилось делаться на ремонтик, в то же время в боевых действиях могло участвовать не больше пяти подводных кораблей. Однако более того при таком раскладе сил немцев добились значительных успехов - любой месяц немецкие подлодки уничтожали примерно 250 000т торгового тоннажа противника. Но настал миг, когда численность подводных кораблей упало до критической отметки. Так, в рождественские дни 1940 года на морских коммуникациях противника действовала одна-единственная германская подлодка! Однако немецкие судостроители не допустили окончательного "вымирания" подводного флота. Скоро они начали спускать на воду новые субмарины. Десять, следом двадцать новых субмарин всякий месяц! Подводный флот Германии потихоньку креп.

В декабре 1940 года со стапелей гамбургской судоверфи "Блом и Фосс" сошла новая боевая подлодка "U-552" водоизмещением 500 тонн. Ее командиром назначили Топпа, которому пришлось заканчивать оснащение субмарины в Данциге. Для участия в зимней кампании - она была в самом разгаре - "U-552" пробилась сквозь уже покрывшуюся льдом Балтику в Кильский канал, а далее в Атлантический океан.

Первый боевой поход "U-552" в составе 7-й флотилии не принес лодке больших побед. Вернувшись из него, Топп сокрушался по поводу упущенных возможностей. Командира немецкой субмарины было несложно взять в толк. На пути "U-552" дважды возникал лайнер "Иль де Франс" водоизмещением 43 тысячи тонн, и любой раз торпеды, выпущенные лодкой по этой громадной мишени, не достигали цели, а судно противника, вроде бы неуязвимый корабль-призрак, неспешно скрывалось за горизонтом.

Весной 1941 года лодчонка Топпа вышла в пролив Норт-Чаннел для действий на английских коммуникациях. В это время немцы начали применять тактику "волчьей стаи" - одновременного преследования противника несколькими подлодками. На вероятном пути следования конвоев загодя выставлялось до десятка субмарин. Такая группа ("стая"), растянутая перпендикулярно маршруту конвоя, разом перекрывала район в немного сот миль, и миновать незамеченным было на практике нереально. Лодка, которая первой обнаруживала вражеский конвой, сама, как правило, не выходила в атаку, а вела противника, оповещая по радио другие лодки о его местонахождении. Вся "стая" стягивалась поближе к цели и в подходящий миг начинала штурмовать врага. Лодок было непочатый край, вследствие этого атаки следовали непрерывно. Как волки бросаются на свою жертву, окружив ее плотным кольцом, так и подлодки одна за прочий торпедировали суда. Отбиться от них было обратным - тактика "волчьей стаи" сковывала действия одиночных субмарин. Так было и в тот день, когда гидроакустик "U-552" установил контакт с крупным конвоем противника. Тотчас в штаб флота полетела соответствующая радиограмма. Вопреки ожиданиям (конвой представлял собой отличную мишень), командующий подводными силами не дал Топпу разрешения независимо штурмовать транспорты, предполагая стянуть в указанную точку немного подводных кораблей для массированного удара. Пока шли переговоры,конвой достаточно резво удалялся от боевой позиции "U-552". Опасаясь затерять вражеские транспорты посреди частых снежных зарядов, Топп продолжал преследование в одиночку. Напрасно штабные работники делали ставку на атаку конвоя несколькими подлодками. Противнику удалось отстать от "U-552". Ее соседи по боевым позициям не смогли прийти на помощь гидроакустический контакт с конвоем, когда тот проходил мимо них, и запланированное нападение "стаей" сорвалось.

Конец этого похода прошел больше благополучно. Через немного дней Топпу удалось приметить ещё единственный конвой. На тот самый раз начальник "U-552" начал делать сразу, на свой боязнь и риск. Взрыв двух попавших в мишень торпед поразил здоровенный танкер "Кадиллак" водоизмещением 12 000 тонн, открыв боевой счет новой лодки. Вслед за "Кадиллаком" на дно отправились ещё 20 000т торгового тоннажа - таково было общее водоизмещение судов, потопленных Топпом во время следующей операции в проливе Норт-Чаннел.

Определенно, Норт-Чаннел был для Топпа счастливым местом. Командиру "U-552" не хотелось оставлять пролив более того тогда, когда неприятель существенно усилил противолодочную оборону Норт-Чаннела за счет многочисленной морской авиации и судов-"ловушек". Нередко в качестве "ловушки" выступала крейсерская лодчонка противника, закамуфлированная под маленький штатский пароходик. Немецкие лодки, не брезговавшие мелкими транспортами водоизмещением в пару тысяч тонн, зачастую попадались на эту приманку. Всплыв в надводное положение для атаки, они сами внезапно становились добычей обладавшего корабля. Нечто подобное пришлось испытать и Топпу во время летней кампании 1941 года. В поддержка судну-"ловушке", атаковавшему "U-552", неприятель выслал самолеты и немного эсминцев, но Топпу все-таки удалось оставить от преследования. На базу он вернулся с неплохим результатом - потоплено ещё три транспорта общим водоизмещением 24 тысячи тонн.

После продолжительного ремонта (саммит с судном - "ловушкой" не прошла для лодки бесследно) "U-552" оказалась у берегов Гренландии. В единственный из осенних дней 1941г. Топпу в особенности повезло - всего за немного часов боя его подлодка уничтожила три транспортных судна, шедших в охранении крейсеров и эсминцев. Успешной атаке "U-552", которая уже легла на потребный вектор движения, не помешал сосед по "стае" - на полной скорости он мчался наперерез лодке Топпа. Если бы субмарины своевременно не отметили дружбан друга, быстро приближающаяся рубка подводного корабля могла сделаться последним предсмертным воспоминанием командира "U-552". Этого, и все-таки, не случилось. Обе лодки грубо повернули, и судно Топпа, пройдя за кормой прочий субмарины, первым прорвал колечко охранения конвоя. Кучные торпедные залпы "U-552" поразили безотлагательно две цели. Один из поврежденных транспортов, потеряв управление, таранил другое судно из состава конвоя - оно также пошло ко дну. Поскольку лодку никто не преследовал (ордер конвоя здорово нарушился, из-за чего корабли охранения оказались скованными в действиях), Топп решил, что ещё не время погружаться и уходить поле боя. В надводном положении "U-552" обогнала конвой и с расстояния в 800м произвела один выстрел по танкеру, тот, что тут же запылал огромным факелом.

В ноябре 1941г., затем захода на базу Сен-Назер, "U-552" заняла позицию в Бискайском заливе. Здесь ей предстояло дейстровать в паре с лодкой известного подводника Эндраса. Этот общий поход оказался не крайне удачным для обоих командиров, так как ни единственный из них не увеличил боевой своей субмарины. И все-таки партнерство принесло несомненную пользу. Конвои в Бискайском заливе ходили в шибко сильном охранении. При каждый попытке штурмовать конвой в погоню за лодкой устремлялось море кораблей, чаще всего быстроходных корветов. Спасаться от преследования, действуя в паре, было намного легче. Своими маневрами вторая субмарина переключала на себя внимательность противника, позволяя атаковавшей лодке уйти на безопасное пространство. Так повторялось любой раз, когда над одной из лодок нависала угроза. Больше Топпу и Эндрасу сотрудничать не пришлось:завершающий был зачислен в другую "стаю" и вскоре погиб во время боевой операции. А лодчонка Топпа 26 декабря 1941г. сызнова вышла в море.

Вместоположение "приятного путешествия на юг", обещанного подводникам в штабе флота, "U-552" предстоял единственный из самых тяжелых походов. После двух суток пребывания в районе Азорских островов штаб отозвал лодку на прочий край света - к побережью Канады. Трудно вымолвить, чем был вызван тот самый распоряжение, одним махом перебросивший "U-552" из тропической зоны Гольфстрима в район ледяного Лабрадорского течения. Субмарина была совсем неготова к такому переходу - ни одной электропечи на борту (кому они нужны в тропиках?), ни одной меховой куртки для экипажа, не было более того лоций и карт нового района действий. При десятиградусном морозе и штормовых ветрах подводники несли вахту у Ньюфаундленда в тонких прорезиненных плащах, способных не дать в обиду неужто что от брызг. Что-бы отогреть клапаны вентиляции и хотя бы частично отбояриться от мерзлый корки на корпусе корабля, Топп командовал погружение каждые три часа. Естественно, что в таких условиях на большие победы полагать не приходилось. Да и крупные транспорты не спешили попадаться на пути "U-552". Всетаки Топп отправил на дно союзный транспорт "Дейроуз" и небольшое судно, которое прямо не стоило четырех торпед.

Будто назло, крупные суда начали попадаться Топпу на обратном пути к базе, когда лодчонка уже израсходовала на практике весь боезапас - в основном впустую. Скрепя сердце, Топп наблюдал, как мимо лодки степенно проплывали транспорты водоизмещением по десятку тысяч тонн произвольный, следовавшие в одиночку. Когда чаша терпения переполнилась, начальник "U-552" решил пуститься на хитрость. На память Топпу пришли старые добрые традиции призового права, когда было принято останавливать суда противника и подвергать их досмотру. В 1942-м тяжко было найти транспорт, тот, что не имел какой-нибудь артиллерии для самозащиты. Однако, если команда окажется сговорчивой, кумекал Топп, позволительно высадить ее в шлюпки, а следом выпустить в брошенное судно единственную оставшуюся торпеду. Разумеется, известия чебя нужно так, чтобы недруг ни на минуту не заподозрил, что лодочка по сути дела безоружна.

Очередной транспорт, попавшийся на пути лодки, оказался греческим пароходом с английским военным имуществом на борту. Как и ожидал Топп, потом нескольких настойчивых требований застопориться экипаж парохода перебрался на катерок, оставив судно на произвол судьбы.

В конце марта 1942г. "U-552" вторично отправилась к американскому побережью, на этот раз в район Филадельфии. Этот недлинный поход оправдал самые радужные ожидания Топпа: за пять дней активных боевых действий "U-552" благополучно торпедировала транспортное судно "Бритиш Сплэндор" и четыре груженых танкера водоизмещением от 8 до 14 тысяч тонн. Общий результат боевых действий субмарины перевалил за две сотни тысяч тонн потопленного торгового тоннажа. Кроме того, жертвами подводной лодки Топпа стали эсминец и два сторожевых корабля противника.

К началу 1942 года операционная зона немецких подводных лодок распространилась на Средиземное море. Активными действиями субмарин в районе Гибралтара командующий подводным флотом Дениц решил оказать подмога итальянцам, которые в одиночку не справлялись с обеспечением перевозок для африканского корпуса Роммеля и уж тем больше не были в силах причинить солидный ущерб конвоям англичан.

9 июля 1942 года из Средиземного моря вышел большой конвой в составе 21 судна. На его перехват руководство немецких ВМС выслало девять подводных лодок, объединив их в группу "Эндрас". Капитан-лейтенант Топп чувствовал себя настоящим вожаком "стаи", названной в есть его недавно погибшего друга. Он первым установил акустический контакт с конвоем и был единственным, чьи атаки оказались результативными. Из-за мощного охранения - в него входили бесчисленные корветы и эсминцы - Топп немного изменил своей прежней тактике ведения боя. "U-552" без малого в то же время выпустила торпеды из всех пяти аппаратов, наведенных на разные цели, и, не дожидаясь, покуда прозвучат взрывы, начала скоро покидать от конвоя. Отлежавшись на дне, покуда эсминцы не прекратили преследование невидимого врага, и перезарядив торпедные аппараты, "U-552" пустилась вдогонку конвою, нанесла второй массированный потрясение по транспортам и опять удалилась на безопасное пространство. (Правда, безопасным его не возбраняется быо наречь только с натяжкой - глубинные бомбы рвались так рядом от лодки, что повредили топливную цистерну.) "Пять транспортов потоплено, единственный танкер поврежден", - рапортовал Топп в штаб флота вслед за тем третьей атаки.

22 апреля 1945 года, на исходе войны, капитан-лейтенант Топп получил под близкое руководство новейшую двухпалубную подводную лодку XXI серии. 1 мая субмарина "U-2513" в составе эскорта отправилась в Норвегию, в Хортен. Первому боевому походу немецкого технического шедевра суждено было сделаться единственным. В тот же день на подводный судно полетела радиограмма из штаба: фюрер мертв, глава армии и государства - Дениц. "U-2513" прибыла в Осло, когда ее экипаж узнал о полной и безоговорочной капитуляции Германии.

Первой мыслью Топпа было запустить субмарину ко дну, но всоре от Деница поступило указание: лодки ни в коем случае не топить и не портить их. Как же так, ибо гросс-адмирал не мог не располагать информацией о колоссальном интересе англичан к XXI серии? Скорее всего, Дениц действовал под нажимом, решил начальник "U-2513". Приказ главнокомандующего Топп выполнил только наполовину, уничтожив вкупе с секретными документами всю новейшую аппаратуру.

28 мая лодчонка отправилась в двухнедельное плавание к британским берегам. Англичане оставили на ней самое малое технического персонала. Остальным членам экипажа, охватывая бывшего командира субмарины, предложили влезть в грузовик, тот, что немедленно понеся в направлении железнодорожного вокзала. После двадцатичасовой езды с военнопленными остановился под боком от лагеря Крагере, шде Топпу предстояло провести следующие два месяца. 26 августа 1945 года капитан-лейтенант Топп вернулся на немецкую землю.

Так же читайте биографии известных людей:
Ермак Ermak Alenin

Ермак Тимофеевич - казачий атаман и завоеватель Сибири. Родился 6 августа 1585 года.Большинство исследователей считают Ермака донским или волжским..
читать далее

Ермил Костров Ermil Kostrov

Костров, Ермил Иванович - талантливый переводчик и поэт. Родился около 1750 года в семье вятского экономического крестьянина.
читать далее

Ермолай Коберидзе Ermolay Koberidze

За умелое управление дивизией в боях за Вислу и проявленные при этом личное геройство и мужество 6 апреля 1945 Ермолай Григорьевич Коберидзе..
читать далее

Ерней Копитар Erney Kopitar

Словенский языковед.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий