Известные люди

»

Жан-Батист Расин

Жан-Батист Расин Jean-Batiste Rasine Карьера: Драматург
Рождение: Франция, 21.12.1639
Французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка сестры поэта Мари. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка.

В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с Пор-Роялем. В 1655 он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее влияние на его литературное формирование. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным эллинистом. Впечатлительный юноша воспринял ещё непосредственное влияние мощного и мрачного янсенистского движения. Конфликт между янсенизмом и пронесенной сквозь всю бытие любовью к классической литературе оказался для Расина источником вдохновения, определил тональность его творений.

Завершив образование в парижском коллеже Аркур, он в 1660 поселился у своего кузена Н.Витара, управляющего имения герцога де Люина. Примерно в это время у Расина появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж.де Лафонтеном. В том же году была написана поэма Нимфа Сены (La Nymphe de la Seine), за которую Расин получил пенсионную выплату от короля, а ещё две первые свои пьесы, ни при каких обстоятельствах не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Не испытывая призвания к церковной карьере, Расин все же в 1661 перебрался к дяде, священнику южного городка Юзе, в надежде принять от церкви бенефицию, которая позволила бы ему всецело посвятить себя литературному труду. Переговоры на тот самый счет не имели успеха, и в 1662 или 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширялся, перед ним открылись двери придворных салонов. Считается, что две первые из сохранившихся пьес Фиваида (La Thйbaide) и Александр Великий (Alexandre le Grand) он написал по совету Мольера, тот, что поставил их в 1664 и 1665.

По характеру Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни.

В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, Расин укрепил связи со двором, открывавшие дорога к личной дружбе с королем Людовиком XIV, приобрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан. Впоследствии он выведет ее в образе надменной Васти в пьесе Эсфирь (Esther, 1689), написанной уже следом того, как сердцем короля завладела мадам де Ментенон. Он кроме того побудил свою любовницу, прославленную актрису Терезу Дюпарк, покинуть труппу Мольера и перейти в театр Бургундский отель, где в 1667 она сыграла заглавную образ в Андромахе (Andromaque), одной из величайших его трагедий. Оригинальность пьесы состоит в поразительном умении Расина заметить раздирающие душу человека свирепые страсти, бушующие под покровом усвоенной культуры. Конфликт между долгом и чувством тут отсутствует. Обнаженное столкновение противоречивых устремлений ведет к неизбежной, разрушительной катастрофе.

Единственная комедия Расина Сутяги (Les Plaideurs) была поставлена в 1668. В 1669 с умеренным успехом прошла беда Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервой использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон Юния и Британник. Постановка в следующем году Береники (Bйrйnice), в которой заглавную образ исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала одной из величайших загадок в истории литературы. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая подобно как бы и подала Расину и Корнелю идею нацарапать пьесу на единственный и тот же сюжет. Ныне больше достоверной кажется версия, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но кипучий роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел усадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов ещё оспаривается. Вполне быть может, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами 17 в., написал свою трагедию Тит и Береника в надежде брать верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво: Расин одержал в соревновании триумфальную победу.

За Береникой последовали Баязет (Bajazet, 1672), Митридат (Mithridate, 1673), Ифигения (Iphigйnie, 1674) и Федра (Phиdre, 1677). Последняя драма является вершиной драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души. Как и в свое время, тут нет конфликта между рациональными принципами и сердечными склонностями. Федра показана как дама в высшей степени чувственная, при всем при том влюбленность к Ипполиту отравлена для нее сознанием своей греховности. Постановка Федры стала поворотным пунктом в творческой судьбе Расина. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, увидевшей в кровосмесительной страсти Федры к пасынку намек на извращенные нравы собственного кружка, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу. Второстепенному драматургу Прадону было поручено накарябать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена вместе с тем с Федрой Расина.

Неожиданно Расин отказался от участия в последовавшей ожесточенной полемике. Женившись на набожной и домовитой Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, он занял пост королевского историографа вкупе с Н.Буало. Единственными его пьесами за тот самый отрезок времени стали Эсфирь и Аталия (Athalie, российский перевод 1977 под названием Гофолия), написанные по просьбе мадам де Ментенон и разыгранные в 1689 и 1691 ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699.

Утверждают, подобно как Корнель сказал в закат дня первой постановки Британника, что Расин уделил чрезмерно невпроворот внимания слабостям человеческой натуры. В этих словах раскрывается значимость привнесенных Расином новшеств и объясняется причина жестокого соперничества драматургов, расколовшего 17 в. на две партии. В различие от современников, мы понимаем, что в творчестве обоих отразились извечные свойства человеческой природы. Корнель, будучи певцом героического, в своих лучших пьесах изображает конфликт между долгом и чувством. Темой без малого всех великих трагедий Расина является слепая тяга, которая сметает любые нравственные барьеры и ведет к неизбежной катастрофе. У Корнеля персонажи выходят из конфликта обновленными и очищенными, тогда как у Расина они терпят полное крушение. Кинжал или яд, завершающий их земное наличие, в физическом плане является следствием того крушения, которое уже произошло в плане психологическом.

Так же читайте биографии известных людей:
Жан-Батист Кольбер Jean-Baptiste Colbert

Жан-Батист Кольбер занимался привлечением в страну иностранных инвестиций. Так же он является одним из основателей морского французского флота. При..
читать далее

Жан-Батист Бессьер Bessiures

В 1812 г. - командовал кавалерией императорской гвардии.
читать далее

Жан-Батист Бруссье Jean-Baptiste Broussier

Дивизионный генерал (с 1 февраля 1805). 15 октября 1809 удостоился титула графа Империи.
читать далее

Жан-Батист Журдан Jean-Batist Jourdan

Журдан Жан-Батист (1762-.1833) начал службу солдатом в войне за независимость США; участвовал в революционной войне 1793 г., получил чин..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий