Известные люди

»

Жан Кокто

Жан Кокто Jan Cocteau Карьера: Поэт
Рождение: Франция, 5.7.1889 - 11.10
Жан Кокто - французский писатель, художник и режиссёр. Родился 5 июля 1889 года.Наиболее известными произведениями Жана Кокто являются: пьесы "Орфей" 1926 год, "Человеческий голос" 1930 год, "Эдип-царь" 1937 год. Помимо этого, Жан Кокто является режиссером таких фильмов как: "Кровь Поэта" 1932 год, "Красавица и Чудовище" 1946 год, "Орфей" 1950 год, "Самозванец Тома" 1965 год и др.

Род его занятий не обусловить ни одним, ни тремя словами. Поэт? Разумеется: всю существование слагал изысканнейшие строфы, удостоился своеобразного и редкого титула "принц поэтов" и на склоне лет вошёл в цифра "бессмертных", был препоясан шпагой и облачился в зелёный камзол Французской академии. Однако выпускал и книги рисунков, делал афиши, плакаты и декорации к спектаклям, а кроме того - изумительно расписал немного церквей в окрестностях Парижа, в Вильфранш-сюр-Мер и более того в Лондоне. Были ещё и пьесы Кокто-драматурга, зачастую сопровождавшиеся скандалами и всю дорогу - шумом, собиравшие лучших актёров - Шарля Дюллена, Ивонн де Бре, Жанну Моро, Эдвиж Фейер, Жана Маре, - пьесы, идущие по всему миру и в текущее время, известные в России: "Священные чудовища", "Ужасные родители", "Двуглавый орёл", "Человеческий голос"; были фильмы по сценариям Кокто - "Вечное возвращение", "Ужасные дети", "Рюи Блаз"; фильмы, поставленные режиссёром Кокто по собственным сценариям, - "Кровь поэта", "Орфей", "Завещание Орфея"; помимо того, не раз он выступал и как актёр...

Это Сергей Дягилев создал фокусника Кокто, сказав ему своё знаменитое "Жан, удиви меня!" Жан изумил - и удивлял с тех пор всю Францию. Кокто говорил, что Дягилев заставил его почить в бозе, чтобы появиться настоящим Жаном Кокто - поэтом. Эта кончина и это возрождение случились в 10-е годы ХХ века, когда весь Париж свели с ума Русские сезоны Дягилева. Сумасшествие постигло не только впечатлительных юношей в возрасте Жана, тогда 20-летнего богемного поэта. Уколичество его поделили полностью зрелые, как собак нерезаных повидавшие ценители прекрасного - Огюст Роден, Марсель Пруст, популярный портретист Жак-Эмиль Бланш, Коко Шанель... Удивив Дягилева, Кокто стал одним из его сотрудников. Он делал афиши с портретами Нижинского и Карсавиной, сочинил сперва достаточно заурядное либретто к балету "Синий бог", но затем придумал ни на что не похожие "Парад" и "Голубой экспресс".

"Парад" был клубком диких по тем временам идей. Балет не имел сюжета - зазывалы перед нарисованным балаганом демонстрировали фрагменты своих номеров, но главного - того, что происходит внутри, - никто не увидит; публика удивлялась и возмущалась. Но не уходила. Музыка представляла собой обработку уличных мелодий, действо сопровождалось шумами - стуком пишущей машинки, рёвом двигателей. Движения, имевшие самое приблизительное касательство к танцу, по большей части придумал сам Кокто, а костюмы и декорации сделал Пабло Пикассо.

Над "Парадом" работали в военное время, хотели отвлечь сограждан от суровой реальности, а парижане сочли себя оскорблёнными, и отображение грандиозного скандала, с драками в партере, с криками "Пикассо - бош!" и более того "Русские - боши!", многие свидетели приводят в своих мемуарах. Через три года, в 1920-м, Париж принял "Парад" с восторгом, и Дягилев навечно оставил его в репертуаре.

Похоже, как раз дягилевская антреприза показала Жану Кокто, как искусство выходит за пределы любых границ и перегородок - стиля, направления или более того вида и жанра... Дягилев не боялся никаких опытов - всё, что талантливо, ему годилось. Это искусство не знало правил касты, не подчинялось никакому "изму". Дягилев безмятежно ставил вперемежку романтические и кубистические, сюрреалистические и абстрактные балеты - за что его дружно сносить не могли все идейные "исты". Та же участь постигнет Кокто. Его назовут фокусником и обманщиком: он только что заставил уверовать в себя - авангардиста с "Парадом", с фарсом "Бык на крыше", и все-таки "Новобрачные с Эйфелевой башни", пантомима в сопровождении текста и музыки, отдают пародией и на авангард, и на сограждан, и на себя - верного "иста"; а Кокто уже примеривается к сюжетам библейским, классическим, задумывает "Давида" на музыку Стравинского, в 1922-м ставит "Антигону", в 1923-м начинает "Эдипа" (в этой пьесе Кокто будет игрывать сам) и намного позднее - "Ужасных родителей", навечно полюбившуюся зрителям пьесу о современниках...

Он показывал фокусы, лгал, удивлял. Исчезал там и появлялся в этом месте - что в искусстве, что в жизни он был мастером побегов и дерзких проникновений. Не видел запретности "запретных тем" - абсолютно откровенная эротика, стандартно и нетрадиционно ориентированная, существование сутенёров, проституток и юношей с панели, опиум и кокаин вписаны без малейшего нажима, надрыва или апломба в самые светлые и проникновенные тексты (хотя вообще-то, безысходных или легко мрачных текстов у него и совсем нет). Кажущаяся лёгкость и непостоянство его музы многих наводили на мысля, что Кокто - ребёнок, тот, что играет. Так легко было растолковать преодоление любых границ - без видимого усилия и борьбы; пренебрежение условностей любого рода - без презрительности; ненавязчивость дерзости. "Вечный гамен", он и внешне всю бытие походил на мальчишку, худой и лёгкий, с торчащими более того в старости смешными вихрами на голове...

Всю существование находились желающие опекать гамена. Всегда рядом с Кокто были сильные, решительные, яркие женщины - Мися Серт, Шанель, Эдит Пиаф, Франсин Вейсвейлер. Он принимал опеку. Эдит Пиаф в одном из писем говорила Кокто, что ей неизменно хочется отстоять его от жестокостей мира, но потом каждой встречи она чувствует, как Жан помогает ей существовать в этом мире. Он был возлюбленным и другом Раймону Радиге, Жану Деборду и Жану Маре - и помог произойти каждому из них.

Щедрая влюбленность и смелая приятельство хрупкого поэта всю дорогу были с тем, кто слаб, рядом с кем угрожающе. Писателя Жана Жене, когда того судили за воровство, Кокто защищал в суде. Поэта-священника Макса Жакоба арестовало гестапо, и Кокто начал кампанию за его отбояривание. Он без малого что сумел это совершить, но распоряжение об освобождении припозднился - нездоровый Жакоб умер в тюрьме.

Кокто не боялся ни боли, ни смерти - более того сознавая, что стоит у неё на пороге. Но Смерти в "Орфее" он придал черты некогда любимой женщины, Натали Палей, и говорил, что мёртвые совершенно близко - мы разделены с ними, как две стороны одной монеты. Артист, он странным образом был независтлив и неревнив к чужому успеху - исключительный происшествие! - и подталкивал к творчеству всех, кто был с ним рядом.

Жан Кокто нарисовал море звёзд и порой ставил звезду вместо подписи.

Справка "Алфавита"

Жан Кокто (5 июля 1889 - 19 октября 1963 г.). В Советском Союзе и России публиковались вирши из сборников: "Лампа Аладдина", "Вокализы", "Слово о великом сне", "Стихи 1917-1920", "Словарь", "Церковное песнопение", "Opera", "Аллегории", "Светотень", "Реквием", "Стихи Жану Маре"; поэмы: "Ода к Пикассо", "Ангел Эртебиз", "Распятие", "Греческие ритмы", "Цифра семь"; прозаические произведения: "Самозванец Тома", "Двойной шпагат", "Ужасные дети", "Белая книга"; пьесы: "Орфей", "Адская машина", "Рыцари круглого стола", "Двуглавый орёл", "Пишущая машинка", "Человеческий голос", "Ужасные родители", Священные чудовища"; киносценарии: "Кровь поэта", "Орфей", "Завещание Орфея"; в отечественном кинопрокате шли фильмы: "Красавица и чудовище", "Орфей".

Так же читайте биографии известных людей:
Жан Мореас Jean Moreas

В(1891) Мореас обосновал романскую школу, которая была первым проявлением неоклассицизма во французской модернистской поэзии.
читать далее

Жан Ануй Jahn Anouih

Французский драматург, сценарист, видный деятель французской литературы XX века.
читать далее

Жан Жене Jahn Jene

Редкий писатель провел столько времени в тюрьмах, как Жан Жене. Еще труднее вспомнить, кто из них попадался - в возрасте почти 30-ти лет! -на..
читать далее

Жан Жироду Jean Giraudoux

Французский драматург и романист, прославившийся своими остросатирическими фантазиями.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий