Известные люди

»

Жан Набер

Жан Набер Jean Nabert Карьера: Философ
Рождение: Франция, 27.6.1881
Соглашаясь с Декартом в том, что основу познания составляет cogito, первичная достоверность сознания, и полагая, что понятие свободы не может быть выведено из форм объективного познания, Набер ставит вопрос о том, каким образом можно понять свободу, исходя из внутреннего опыта сознания.

НАБЕР, ЖАН (Nabert, Jean) (1881-1960), французский литератор и философ. Родился в Изо 27 июня 1881. Среднее образование получил в Бургундии и в лицее в Гренобле, высшее - в Лионском университете. В 1908-1910 изучал философию в Сен-Ло, где в 1910 ему была присвоена уровень агреже философии; в 1910-1914 преподавал в лицее в Бресте. В начале Первой важный войны Набер был призван на фронт, но вскоре получил ранение и до конца войны оставался в Швейцарии. В 1919 преподавал в Метце, в 1923 защитил диссертацию "Внутренний навык свободы" (L'exprience intrieure de la libert) и в том же году начал преподавать в лицее в Сен-Луи. Работал в лицее Людовика Великого, с 1931 - в лицеях Лаканаля и Генриха IV в Париже. В 1944 стал главным советником министра народного образования. Выйдя на пенсионную выплату, работал директором Библиотеки имени Виктора Кузена в Сорбонне.

Набер продолжил традицию рефлексивной философии, восходящую к Декарту, Канту и Фихте, Мен де Бирану и Лашелье. Испытал ещё воздействие концепций Гамлена и Бергсона. В диссертации "Внутренний навык свободы", применяя рефлексивный способ исследования сознания, рассмотрел проблему свободы, какой она предстает во внутреннем опыте индивида. Соглашаясь с Декартом в том, что основу познания составляет cogito, первичная достоверность сознания, и полагая, что понятие свободы не может быть выведено из форм объективного познания, Набер ставит вопросительный мотив о том, каким образом позволительно постигнуть свободу, исходя из внутреннего опыта сознания. В решении этой проблемы Набер стоит ближе к Мен де Бирану, чем к Декарту и Канту.

Анализ акта воления, полагал Набер, выявляет наличие каузальности, имманентной всем моментам действия - и мотивам, и решению; не сводится к каузальности разума и проявляется (вопреки тому, что утверждал Кант) во внутреннем опыте свободы. Такой навык не ограничен только чувством свободы воли; это некое 'первичное утверждение', первичный акт воли, тот, что лежит в основе всех проявлений и доказательств свободы. Он не имеет ничего общего с психологическим детерминизмом, постигается до всякого размышления и обретает скорее внешность верования. Поскольку тот самый акт должен быть согласован и с предыдущими актами, навык свободы предполагает длительность. Хотя его испытательным полем является история индивидуального сознания, он неотделим от истории человеческих ценностей как таковский.

В своем основном труде "Начала этики" (Elements pour une ethique, 1943) Набер продолжил изыскание 'первичного утверждения', которое, с его точки зрения, могло бы улечься в основу этики, свободной от морализма. На примере трех форм опыта - вины, неудачи и одиночества - Набер анализирует негативный ингредиент, присутствующий в любом опыте человека, потому как человеческое 'я' характеризуется фундаментальной недостаточностью, которая связана не с обстоятельствами его конкретной истории, а с необходимой структурой его существования. Cogito предполагает двоякое касательство к этому негативному элементу: без негативного элемента рассудок не было бы сознанием, и в то же время он не должен повергать человека в безысходность. Анализ самосознания приводит Набера к выявлению определенной формы трансценденции. Принцип, с которым соотносится разум, - это некое первичное, необусловленное утверждение, которое содержится в утверждении субъектом самого себя и удостоверяет, что он не сводится к тому, что он есть, и должен непрерывно освобождаться от самого себя. Такое первичное утверждение предстает в итоге как бытие-долженствование и призыв к действию. Оно составляет основание этики, затрагивающей все наличие человека, все формы его деятельности и отношений с другими людьми. Отвечая на призыв, звучащий в бытии-долженствовании, субъект становится творцом ценностей, и некогда всего ценностей действия.

В "Опыте о зле" (Essai sur le mal, 1955) рассматривается негативный компонент существования, выявленный в предыдущей работе. Зло, утверждает Набер, укоренено в самом бытии человека, и он не может от него отбояриться, более того если жестко выполняет нравственный закон. С этой точки зрения грешок присущ самому акту, которым дядя конституирует себя; он есть разрыв, посредством которого джентльмен отделяется от своего первоначала и от других 'я', полагает себя. Судьба человека трагична в той мере, в какой он должен противостоять этому злу, противоречащему самому принципу ценностей.

Умер Набер в Локтюди (Бретань) 14 октября 1960. Идеи Набера оказали воздействие на французский персонализм и другие философские направления 20 в. Его "Опыт о зле" анализируется П.Рикером в работе "Конфликт интерпретаций". Рикер был и автором предисловий к изданию ряда работ Набера.

Так же читайте биографии известных людей:
Жан Перрен Jan Perren

Французский физик Жан Батист Перрен родился в Лилле. Его вместе с двумя сестрами воспитывала мать, после того как их отец, офицер, умер от ран,..
читать далее

Жан Боде Jean Bode

Боде (Boudett) Жан (9.2.1769, Бордо, Жиронда -14.9.1809), граф (1807), дивизионный генерал (20.10.1796).
читать далее

Жан Клебер Jean Kleber

Клебер (Kleber) Жан Батист (9.3.1753, Страсбург -14.6.1800, Каир), дивизионный генерал (17.10.1793). Сын архитектора. Учился строительству в..
читать далее

Жан Корбино Jean Corbineau

Корбино (Corbineau) Жан Батист Ив (1.8.1776, Маршине, Нор - 17.12.1848, Париж), барон (17.3.1808), дивизионный генерал (23.5.1813). Службу начал..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий