Известные люди

»

Жиль Делез

Жиль Делез Gilles Deleuze Карьера: Философ
Рождение: Франция
Всемирную известность принесли Делёзу его работы о Юме, Бергсоне и Ницше, а также о Прусте и Захер-Мазохе.

ДЕЛЁЗ, ЖИЛЬ (Deleuze, Gilles) (19251995), французский философ. Изучал философию в Сорбонне; в 19481968 преподавал в ряде лицеев, следом в Лионском университете и в Сорбонне; с 1969 по 1987 профессор университета Париж-VIII.

Всемирную известность принесли Делёзу его работы о Юме, Бергсоне и Ницше, а ещё о Прусте и Захер-Мазохе. Фон философствования Делёза образуют спинозистская проблематика имманентности и кантианская проблематика трансцендентности. Своеобразие мышления этого философа связано в первую очередность с двумя основными темами, к которым он возвращался на всем протяжении своего творчества. Это, во-первых, внешняя натура отношений, определяемых как чистые столкновения, или встречи. Данную черту отношений Делёз подчеркивает в противоположность диалектике, в которой навык, охота и бытие подчинены закону отрицания или преодоления. Во-вторых, это множественный и дифференцированный нрав существования, времени и мышления, которые состоят из гетерогенных, взаимно свертывающихся планов, образуя пластическое трансцендентальное поле, которое заблаговременно (априори) не навязывает опыту никакой формы. Иначе говоря, главные темы Делёза это предмет внешнего и предмет складки, или свертывания.

Из положения о дифференцированности существования, времени и мышления вытекает мысля Делёза о сугубо эмпирическом характере этики, заключающейся в имманентной оценке способов существования и мышления. Эта думка диаметрально противоположна установкам классической морали, основанной на трансцендентных ценностях (хорошее априори/плохое априори).

В противовес всем крупнейшим течениям современной мысли Делёз не склонен наделять философию каким-либо предназначением. Равным образом чужд он и мысли о том, что какая-либо философская организация способна отзываться за радикальный и необратимый разрыв в истории мысли. Если Маркс и марксизм, Хайдеггер и деконструктивизм, Гуссерль и феноменология, Витгенштейн и аналитическая философия считали, что их концепции являются преодолением метафизики, то Делёз не верит в такое преодоление. Отсюда его постоянные усилия по реабилитации наследия Бергсона, которого он считал самым оригинальным философом 20 в. Скептицизм в отношении уникальных масштабных разрывов не мешал Делёзу быть раньше всего мыслителем события. Волюнтаризм как в философии, так и за пределами ее он считал не больше чем проявлением тщеславия, тогда как подлинные разрывы вечно непреднамеренны и тяжело обнаружимы. Поэтому размышления Делёза о времени вечно сопровождались рефлексией. Что такое мыслить, как не сталкиваться с тем, что все ещё остается немыслимым? Мыслить за пределами всякого сомнения значит сталкиваться со смыслом, но окончательный дан только в виде бесформенного, в виде непостижимых знаков, завораживающих и тревожащих ум (бесконечность в 17 в.; конечность в последующие века). Мышление предполагает столкновение с тем, что вовне, с неким гетерогенным элементом, действующим в разуме, переполняющим его и заставляющим изменять замысел, не позволяя при этом ни повторно зафиксировать себя, ни опознать. Короче говоря, ум мыслит, когда он свертывает внешнее.

Теория мышления связана у Делёза с больше общей теорией желания, которую он детально изложил в написанной совместно с Феликсом Гваттари работе Анти-Эдип (L'anti-Oedipe, 1972). Эта книжка, принесшая автору известность, но вызвавшая резкое неприятие со стороны интеллектуального сообщества, неотделима от грандиозной переоценки образа мысли и образа жизни, происходившей в 1960-е годы, а кроме того от опыта мая 1968. Симптоматичное непонимание книги связано с тем, что в ней всякий ценой пытались вычитать апологию модной тогда спонтанности. Бесспорно, что Делёз и Гваттари отстаивали концепцию желания, освобожденного от каких-либо преград. Однако, будучи внешне созвучными своей эпохе, они выдвинули несвоевременную и беспрецедентную концепцию: возделение ни в жизнь не исходит изнутри; его запрещено мыслить по аналогии с сущностью субъекта, естественным образом наделенного внутренним богатством и добродетелью и стремящегося выказать себя вовне; стремление возникает из отношения к внешнему и приписывается субъекту только в состоянии столкновения, когда тот пребывает за пределами себя; таким образом, оно есть не что иное, как схема научения. Желание не имеет ни исходной структуры, ни исходного объекта, оно ни в жизнь загодя не детерминировано. Освободить его значит дозволить каждому волноваться свои столкновения и встречи, как ментальные, так и аффективные. Психоанализ, с которым полемизируют Делёз и Гваттари, ограничивает возделение эдиповым треугольником; всяческий предмет, кроме отца и матери, интерпретируется только метафорически.

Отвечая на вопросительный мотив, что значит существовать и мыслить ныне, Делёз неоднократно предпринимал попытки критической оценки современной эпохи. Наше время, по его мнению, это раньше всего время абсолютной детерриторизации: двойственность общественного устройства, называемого капитализмом, состоит в том, что крайний базируется на саму природу желания, не переставая при этом становить желанию преграды. Согласно больше поздней работе Образ-время (L'image-temps, 1985), современная пора это пора обобщения стереотипов: наше касательство к миру, которое некогда косвенно снабжалось посредством трансцендентных форм (Любовь, Народ и т.п.), становится проблематичным, оттого что сами эти формы сейчас кажутся нам новыми клише. Это значит, что мы исчерпали основания для веры в тот самый мир или в его имманентные возможности. Наконец, в Беседах (Pourparlers, 1990) современность характеризуется как время контроля, ибо в эпоху капитализма все в прошлом закрытые среды (учебное заведение, предприятие, вооруженные силы, больничка и т.п.) имеют тенденцию делаться открытыми и изменяемыми формами, что наделяет индивида кажущейся свободой; порабощение тел и душ приняло другой оборот и требует новых форм борьбы.

Таким образом, Делёз (как и Фуко, которым он восхищался) верит не в исторические цели, а в исторические разрывы. Жест завершения философии имеет своей парадоксальной противоположностью бесконечную задачу разбор философских суждений, деконструкцию понятий. Делёз в известном смысле перекувырнул эту формулу: философия бесконечна аккурат потому как, что ее задачи и средства вечно обновляются. В работе о Фуко (Foucault, 1986) он фиксирует существование новой тенденции заинтересованность к конечно-беспредельному (fini illimit), развертывающийся по ту сторону бесконечного и конечного. Основное размежевание проходит по линии внутреннего конфликта, тот, что преследует философию с самых ее истоков и в котором имманентное фабрика понятий (логико-проблемный навык, переживаемый каждым значительным философом) всю дорогу противопоставляется трансцендентности (естественной склонности подгонять навык под априорные формы). По этой причине доля философского наследия постоянно жива, тогда как жесты замыкания, какими бы радикальными они ни казались, обречены на внутреннее возражение.

Так же читайте биографии известных людей:
Жильбер Ашкар Gilbert Ashkar

Франко-ливанский политический исследователь, писатель, один из лидеров Революционной коммунистической лиги.
читать далее

Жоаким Чиссано Joaquim Alberto Chissano

Политическая карьера Чиссано началась, когда Мозамбик был португальской колонией. В 1952 году он - студенческий активист. 10 годами позже - участник..
читать далее

Жоау Гуларт Zhoau Gulart

Президент Бразилии в 19611964 гг.
читать далее

Жозе Сарамаго Jose Saramago

Португальский писатель Жозе Сарамаго родился в маленьком поселке Азиньязи в 100 км от Лиссабона в семье безземельного крестьянина. В 1924 г. его..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий