Известные люди

»

Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова Zinaida Serebryakova Карьера: Художник
Рождение: Россия, 12.12.1884
Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала.

Талантливым архитектором был и единственный из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай Евгеньевич. Значительное местоположение в русском и советском искусстве принадлежит второму брату художницы - Евгению Евгеньевичу Лансере, видному мастеру монументальной живописи и графики.

Детство и молодость Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было до того привычным, чтб особая одаренность девочки и ее настойчивое стремление сделаться художницей никого не удивляли.

Годы учения Серебряковой оказались непродолжительными. В 1901 году она немного месяцев занимается в художественной школе, которой стоял во главе И. Е. Репин, а следом в мастерской О. Э. Браза.

В первых же работах 3. Е. Серебряковой, появившихся на экспозиции 1909 года, определились ее независимый почерк, манера и круг интересов. При изучении классического наследия мирового искусства в Эрмитаже, в музеях Италии и Франции Серебрякову привлекали мощной пластикой формы, умением высказать национальный нрав работы Тинторетто Пуссена, Иорданса, Рубенса. Но в особенности ее пленяли аккуратность и целомудренность образов А. Г. Венецианова. Она почувствовала важность простоты, гармонии внутреннего мира, присущих венециановским крестьянам, увидела органическую связь этих бес с русской природой. "Этим чудесным художником я не могу налюбоваться", - писала она позже.

Повлияла на создание творчества художницы и существование в Нескучном: чистые краски окрестного пейзажа, неторопливость усадебной жизни, независимость и пластичность движений работающих крестьян восхищали Серебрякову.

С юности художница стремилась выказать свою влюбленность в мир, явить его красоту. Наиболее ранние работы Серебряковой "Деревенская девушка" (1906, ГРМ), "Фруктовый садик в цвету" (1908, частное собрание) говорят о поисках любимой темы, об остром ощущении красоты русской природы и связанных с нею людей. Это этюды с натуры, и уже в первых опытах художница проявила незаурядность таланта, уверенность и смелость.

Успех у широкой публики Серебряковой принес автопортрет "За туалетом" (1909, ГТГ), впервой показанный на здоровый экспозиции Союза русских художников в 1910 году.

"Жила юная дама в глубокой деревенской глуши... и не было ей прочий радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как зреть близкое молодое веселое физиономия в зеркале, как зреть игру своих обнаженных рук с гребнем... Как само физиономия, так и все в этой картине юно и свежо... Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная ситуация в освещении молодости становится прелестной и радостной", - писал о картине А. Н. Бенуа.

За автопортретом последовали "Купальщица" (1911, ГРМ), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание), портрет матери, Е. Н. Лансере (1912, ГРМ)-работы, поражающие зрелостью, строгостью композиции. Расцвета творчество Серебряковой достигает в 1914-1917 годах. Она создала в тот самый отрезок времени серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и милой ее сердцу русской природе: "Крестьяне" (1914-1915, ГРМ), "Спящая крестьянка" (частное собрание).

Среди них самым значительным произведением является "Беление холста" (1917, ГТГ), в этом месте раскрылся ослепительный дар Серебряковой как художника-монументалиста. Фигуры крестьянок, изображенные на фоне неба, кажутся в особенности величественными и мощными благодаря низкому горизонту. Цветовая композиция, построенная на сочетании крупных плоскостей красного, зеленого, коричневого, придает мелкий картине нрав монументально-декоративного полотна, выглядит как доля величественного фриза. Это великолепное произведение звучит песней славы крестьянскому труду.

Серебрякова входила в объединение "Мир искусства"; избираемые ею народные темы, гармония, мощная пластика, обобщенность живописных решений выделяют художницу посреди остальных мастеров этой группы. Когда в 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе, наряду с Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиевым, М. В. Добужинским, и 3. Е. Серебрякову. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция, Сиам представлены ею аллегорически в виде прекрасных женщин. Одновременно были начаты композиции на темы античных мифов, оставшиеся незаконченными.

В творчестве 3. Е. Серебряковой продолжало рскручиваться и сильно личное, женственное начало, в особенности ослепительно проявившееся в работе над автопортретами: в них наивное кокетство девушки сменялось то выражением чувства материнской радости, то нежной поэтической грустью.

Многим планам художницы не суждено было сбыться. Внезапно от тифа умирает супруг Зинаиды Евгеньевны (Борис Александрович Серебряков, инженер-путеец), на руках остались матушка и четверо малышей. В 1920 году семейство переезжает в Петроград. Старшая дочка Татьяна поступила в балет, и с этой поры в творчестве Серебряковой предмет театра стала постоянной. Диапазон ее творчества сузился: чаще всего художница изображала балерин перед спектаклем и, несмотря на достоинства и красоту этих работ, они, несомненно, не могли удовлетворить мастера.

Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив заказ на большую декоративную роспись. По окончании работы она намеревалась возвратиться на родину - тут оставались матушка и двое детей. Но существование сложилась по-другому, и она осталась во Франции.

Долгие годы жизни за пределами России не принесли Серебряковой радости и большого творческого удовлетворения; они полны тоски по родине. Ее работы, созданные после этого 1924 года, свидетельствуют о том, что и на чужбине художница непрерывно стремилась к своей любимой народной теме, оставалась верной реалистическому искусству.

Зинаида Евгеньевна страсть сколько путешествовала. И в Бретани (Франция), и в Алжире, и в Марокко ее как художницу привлекали образы людей из народа; посреди произведений, созданных по материалам поездок, в особенности выделяются портреты крестьян и рыбаков Бретани.

В пейзажах и портретах последнего периода в свое время всего ощущается персона художницы, ее влюбленность в прекрасное, будь то натура или джентльмен. И все же было утрачено нечто самое главное - связь с близким и родным.

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялась большая экспозиция произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством заслуг этого большого мастера принесли художнице огромную веселье. Много произведений 3. Е. Серебряковой приобрели музеи нашей страны.

19 сентября 1967 года в Париже в возрасте восьмидесяти двух лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Материалы статьи Петровой О.Ф. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Так же читайте биографии известных людей:
Зинаида Кириенко Zinaida Kirienko

Народная артистка РСФСР.
читать далее

Зинаида Шарко Zinaida Sharko

Зинаида Шарко - популярная советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Родилась 14 мая 1929 года.На сегодняшний день..
читать далее

Зинаида Райх Zinaida Raikh

Её называли демонической женщиной, которая играючи разрушила жизни двух гениальных мужчин. Кем же она была? Музой поэта? Ведущей актрисой театра..
читать далее

Зинаида Воронина Zinaida Voronina

Заслуженный матсер спорта. "Динамо", Москва.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий