Известные люди

»

Зоя Прокопьева

Зоя Прокопьева Zoya Prokopieva Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 15.11.1936
Родители П. - русские, мать - крестьянка, отец - кузнец. Детство будущей писательницы было полусиротским - с 1938 года семья жила без кормильца.

Особенно тяжело пришлось в годы войны - реалии этого времени отчасти вошли в повесть Звереныш, где в судьбе главной героини - Лидки - угадываются подробности биографии самого автора. Соседи все чаще приходили к Лидкиной матери, кричали: - Это вновь, видимо, твой звереныш по огородам шарит? И дальше: А Лидка всего только раз, перед концом войны, когда была закрыта на ремонтик библиотека, украла стопку книг. Зацапала все книжечки, что лежали на окне. Да и в тех позже, перечитав дважды Войну и мир, Воскресение, Мои университеты, подклеила все странички да и подкинула их на крылечко к приходу библиотекарши.

В 1949 году П. переезжает в Челябинск. О том, какой она тогда была, разрешается познать из повести Такая длинная ночь, где так же ясно звучат автобиографические мотивы: Она сидела на фанерном чемоданишке, притулившись спиной к теплому, залатанному старыми дощечками боку косой сараюшки. На девчонке были белые спортивные тапочки, натертые зубным порошком, и застиранное зеленое платьице с букетом тряпичных цветов у ворота.

Университетами для П. вскоре стал Челябинский металлургический комбинат - в 15 лет ее приняли на сюда рассыльной, а всего на ЧМЗ она проработала 18 лет - старшим табельщиком, бригадиром производства на строительстве и ремонте мартеновской печи, художником-оформителем. Среднее образование П. получала в вечерке - школе рабочей молодежи. А образование творческое - в литобъединении Металлург, которое действовало при ЧМЗ, и откель в советское время вышло без малого 20 членов СП России.

Первые произведения П. были опубликованы в 1968-м году в сборнике Первый рассказ (Челябинск), и в целом были благожелательно встречены местной критикой, потому как не выходили из привычных (и ожидаемых) рамок рабочей темы. Позднее, анализируя эти и больше поздние произведения, вошедшие в книгу Розовая птица, критик О. Кожухова писала: П. повествует преимущественно о рабочем классе Но чаще всего это точка зрения на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям - сильное человеческое ощущение, влюбленность к ребенку, к природе. В конце 60-х - начале 70-х П. активно печатается в журнале Урал, местных сборниках и альманахах, а в 1971 году вышла первая книжка писательницы - сборник рассказов Лиюшка. Критик Б. Маршалов в отклике на книгу подмечал, что быт, натура, предприятие, деревенька - все это писательница знает, любит и может изобразить. Добавим, что у П. было знание и ещё одной стихии - водной: Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями (Такая длинная ночь). Эти пейзажи - не только итог созерцания, но и активного действия: любимыми увлечениями П. в эти годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт. В 1958-68 гг. она - яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.

В 1973 году П. вступает в Союз писателей России и получает ориентация на Высшие литературные курсы, которые заканчивает в 1975 году. В предисловии к вышедшему в столице сборнику прозы Белая мель стихотворец В. Цыбин подмечал, что П. обладает самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений - это психологизм, умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная деталировка.

Вернувшись на родину позже ВЛК, П. возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской организации, занятие которого распространялась на три области Южного Урала: Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую. У нее выходят сборники прозы - в Челябинске и в Москве, которые, в основном, развивают биографическую и рабочую темы. Книги встречают разноречивые оценки - некоторые критики указывают на увлеченность палубными романами (Шапошников В.), другие, напротив, подмечают строгую доброту героев П. (Павлов Б.). Но не критические наставления, а логика развития таланта писательницы, становятся причинами тематических изменений в творчестве П. Фактически служба в малых и средних жанрах были только пробой сил перед главным замыслом, тот, что был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи - Своим чередом.

Первый вариант романа был создан в 1977 году, в тайге, при керосиновой лампе, за два зимних месяца. Впоследствии П. неоднократно переделывала роман, в том числе и по требованию цензуры, но в результате манускрипт кочевала 8 лет по столичным издательствам (Современник, Советский писатель) и журналам (Наш современник, Роман-газета) и была опубликована только в Челябинске. Ни первое, ни второе издание, угодившее на годы перестройки и гласности, крупный столичной критики не получили. Лишь Т. Набатникова выступила с несколькими статьями, в которых немедленно отметила своеобразие этого произведения: Роман Своим чередом стоит особняком не только посреди книг П., но и в текущей литературе этого жанра Писательница удачно преодолела обычный канон - вместо традиционного патетического героизма мы встречаем в этом месте героизм трагический. Многие победы в этом романе хочется не столь отпраздновать, сколь оплакать (Задумываясь над прошлым. с. 9).

Что же это за победы? Роман - эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы великого военного противостояния. В центре повествования коваль, а в дальнейшем инженер, организатор производства Нил Краюхин и его народ - мужики, бабы, дети из сел Истошное, Хитрово, Глинуши - всего 310 мужчина. Сначала они оказались в тайге, куда их вывезли сваливать лесной массив - без жилья, продовольствия, инструмента, а затем народец перебросили на возведение тракторного Гиганта - на голое, в буквальном смысле, месте. Т. Набатникова ставит в упрек П. переизбыток драматизма, когда автор заставляет героев шибко уж помногу маяться от любви, или от тоски по ушедшим (Там же.). Действительно, если сравнивать Своим чередом с Вечным зовом А. Иванова или Строговыми Г. Маркова, мы отметим в романе не только отсутствие какой бы то ни было лакировки, но и безупречно иную точку видения, на которую становится автор. Переизбыток драматизма в данном случае не больше, чем художественная истина о правде исторической. В целом же роман, если его сравнивать с Котлованом А. Платонова, напротив, не возбраняется прозвать жизнеутверждающим и жизнепобеждающим. Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким скифским прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время П. создала отличный образ священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса. Роман тяжко окрестить реалистическим произведением - в нем причудливо переплелись и традиции бажовских сказов (и русских сказок вообще), и элементы индустриального романа, и мотивы, присущие прозе деревенщиков. Но при эдакий разноплановости и широте Своим чередом, тем не менее, оставляет чувство цельности. Не невзначай, что к этому произведению всё чаще и чаще обращаются современные прозаики.

В последние годы П., по ее собственному признанию, держит под наблюдением за процессом выживания русского народа. Собранный материал для романа о Николае Вавилове покуда также остался невоплощенным - силы П. также уходят на выживание - сбор грибов, выращивание редких лекарственных растений. Как ни необычно, но своей судьбой она отчасти повторила судьбы героев своего главного романа: Иногда ему станет глядеться, что он не живет, а как как будто плывет всё одиноче и одиноче по реке времени А существование между тем, то размашистая, то унылая, пойдет своим чередом.

Так же читайте биографии известных людей:
Зоя Буряк Zoya Buryak

Зоя Буряк - российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России. Родилась 6 ноября 1966 года.В качестве актрисы кино Зоя Буряк известна по..
читать далее

Зоя Кайдановская Zoya Kaydanovskaya

Ее отец знаменитый актер Александр Кайдановский. Мать не менее знаменитая актриса Евгения Симонова. Отчим режиссер Андрей Эшпай, и даже муж у Зои..
читать далее

Зоя Федорова Zoya Fedorova

Зоя Федорова - советская актриса кино, Заслуженная артистка РСФСР. Родилась 21 декабря 1909 года.Зоя Федорова известна по таким фильмам как:..
читать далее

Зоя Белова Zoya Belova

Начало войны ещё не казалось чем-то страшным. В нашей деревеньке с героическим названием Бородино, находившейся в пяти километрах от Вязьмы, многие..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий