Известные люди

»

Иван Борисов

Иван Борисов Ivan Borisov Карьера: Священник
Рождение: Россия
Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор. Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии.

С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел свежеиспеченный алгоритм изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, просторно пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил заинтересованность к ученым занятиям посреди учащихся. В Киеве он добился отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, сообразно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было более того возбуждено "тайное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: "Жизнь апостола Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано. В Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы. Из ряда других ученых его предприятий полностью было только осуществлено одно: "Памятник веры" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы (кроме переводов): "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Журнале Министерства Народного Просвещения", но в целом виде сочинение не появилось); "Вертоград духовный" - сборник лучших проповедей (собраны только материалы); "Церковный архив" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже потом него (к примеру, "Собрание церковных правил", "Деяния вселенских и поместных соборов"). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а кроме того почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал без малого за каждым своим богослужением, производя всю дорогу большое ощущение на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; количество их переведена на языки - французский, германский, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический гений Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста, Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада. Стоя во главе епархий, он возобновлял и снова устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых больше двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое воздействие на совместный ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; нередко находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял служивый. Настоящей биографии Иннокентия ещё не написано. Сочинения его изданы немного раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин "Венок на могилу Иннокентию" (1864); "Материалы для биографии Иннокентия" (собр. проф. Н.И. Барсовым, 1884 и 1887); Н.И. Барсов в "Русском

Биографическом Словаре"; батюшка Буткевич "Иннокентий, архиепископ херсонский" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Снычев Ivan Snichev

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
читать далее

Иван Горемыкин Ivan Goremikin

Родился в дворянской семье. Окончил курс в училище правоведения.
читать далее

Иван Чернышеев Ivan Chernusheev

Чернышев имеет репутацию жесткого руководителя, и к его назначению в налоговой полиции отнеслись настороженно. Новый начальник поставил себе задачу..
читать далее

Иван Андреевский Ivan Andreevskij

Андреевский, Иван Ефимович, юрист. Родился 13 марта 1831 года, умер 20 мая 1891 года.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий