Известные люди

»

Иван Борисов

Иван Борисов Ivan Borisov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 25.12.1939
7 Февраля 1940 года, за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с белофинами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, Красного Знамени, медалями.

Родился в 1913 году в городе Мытищи Московской области, в семье рабочего. С 1932 года в Военно - Морском флоте. По комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове. Служил в ВВС Балтийского флота. В 1936 году окончил школу командиров звеньев. Был инспектором по технике пилотирования авиабригады.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года, где совершил 17 боевых вылетов. Представлен к награждению орденом Красного Знамени.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Помошник командира эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада ВВС Балтийского флота ), Старший лейтенант И. Д. Борисов совершил 10 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб немного самолётов противника, первым открыв боевой счёт эскадрильи. 25 Декабря 1939 года погиб при выполнении боевого задания.

7 Февраля 1940 года, за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с белофинами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, Красного Знамени, медалями.

* * *

Этот расклад о Герое Советского Союза лётчике - истребителе Иване Дмитриевиче Борисове. Вот его фотокарточка. И по ней уже не возбраняется прочесть многое. Горячие глаза, открыто, с жадностью смотрящие на мир, и дума, пытливая, цепкая, ненасытная в характерной складке у надбровья. Да, это воин, чей взгляд устремлён в предстоящее...

Окончив в 16 лет семилетку, Иван Дмитриевич избирает профессию металлиста. Около года он работает подручным на мелких предприятиях, потом, в 1930 году, обосновывается на одном из крупнейших столичных заводов - "Динамо", первоначально "фабзайчёнком", потом - пройдя ученье - токарем.

В 1931 году юный, но уже целиком овладевший своей специальностью токарь, по предложению родителей, перебирается к ним в Харьков и поступает на работу на Харьковский машиностроительный предприятие.

В это время Иван Дмитриевич уже комсомолец, передовик производства, общественник и наряду с этим недурной спортсмен. Его крепкая, подвижная, среднего роста фигура частенько появляется на футбольном поле.

Между тем, Советский Союз, в обстановке нараставшей военной угрозы, приступал к обороне своих границ, к созданию могущественного воздушного флота. И комсомол, за десяток лет перед тем давший отборные кадры советскому военно - морскому флоту, в настоящий момент лучших своих людей бросал в воздух, на самолёты.

Иван Дмитриевич принял как особое доверие и честь путёвку ЦК ВЛКСМ в школу лётчиков в Харькове...

В 1936 году Иван Борисов стал лётчиком - истребителем. В школе любой мечтает вылезти в истребители, но не всякий обладает всеми необходимыми для этого качествами. Чтобы действовать истребителем, некогда всего необходимы недюжинное самочувствие, физическая стойкость. В фигурных полётах, на высшем пилотаже ( а истребитель в бою только так и летает ) сплошь и рядом бывают моменты, когда тело лётчика испытывает колоссальную перегрузку ( 6 - 7-кратную и больше ). Искры сыплются из зрачок, затуманивается рассудок, руки, ноги как будто наливаются чугуном - не вознести ! - когда лётчик, в частности, выходит из пикирования. И малейший недочёт в самочувствие лётчика - истребителя может попасть для него роковым. Он оттого что единственный в самолёте, потерял разум - некому подцепить ручку управления ! Здоровье нужно геркулесово. От истребителя требуется и способность мгновенной ориентировки, принятия мгновенных решений.

Таковы законы и традиции советского истребителя. При этом ему приходится делать не только в строю, то есть бок - о - бок с товарищами, но зачастую и в одиночку супротив превосходящего силами врага, когда только внезапность удара, дерзость, бесстрашие могут доставить победу. Словом, лётчик - истребитель - джентльмен особых качеств.

Естественно, есть лётчики менее талантливые и есть больше талантливые. Но что надо известно, что и самый-самый громадный гений без приложения труда бесплоден. Наоборот, чем больше дар, тем больше труда требуется на его отшлифовку. Молодой лётчик Борисов это решительно усвоил, и, выйдя из школы, он не забросил книги, а продолжал методически, повседневно расширять и углублять свои знания. Теория авиации стала его любимым предметом, а шибко резво сделалась и его коньком: никто из его ближайших товарищей не разбирался так вольно в теоретических вопросах аэродинамики, как Борисов.

Пытливость ума и жадность к знаниям влекли Борисова к продолжению теоретического образования, - он стал исподволь подготавливаться в высшую тактическую школу. И в это же время Борисов необыкновенно одним духом рос как пилот. Ему довелось продемонстрировать близкое лётное искусство широким кругам пилотов на одном из сборов по технике пилотирования. Сбор проводил выдающийся мастер лётного дела, Полковник истребительной авиации Морозов, а первенство оспаривали ведущие кадры авиационных частей.

Дождавшись своей очереди, Старший лейтенант Иван Борисов, заняв местоположение в самолёте, порулил на старт. Его агрегатина, ещё задрав хвостище, передвигалась, набирая прыть, по земле, а пристрастная комиссия знатоков, во главе с Полковником Морозовым, уже понаставила отметок в свои блокноты. Оценивался любой шаг - да что шаг ! - капельку ли не всякий жест пилота.

Запустил двигатель - отметка. С одного раза запустил - 5, не с одного - убывающие отметки вплоть до единицы.

Вывел пилот самолёт на старт. Сигнал - взлёт ! И члены комиссии впиваются в пилота глазами: как он осмотрелся перед полётом, взглянул ли, как должно, на приборы и так дальше. Опять отметка.

Пилот в воздухе. Ну, тут уже необходимо здорово потрудиться, чтобы выудить на хорошую отметку, а претендент не несложно на хорошую, а на отличную оценку должен проделать фигуры высшего пилотажа с блеском. Знаток лётного дела с первого же взгляда устанавливает, велик ли мастер, что кувыркается в воздушных далях у него над головой. Иной пилот делает фигуры так: пошёл, пошёл - раз ! - петля. Пошёл, пошёл дальше - раз ! - бочка. Пошёл, пошёл - раз ! - иммельман... Это троечник, "посредственник".

Овладевший же мастерством лётчик - истребитель чувствует себя в воздухе без труда и беспрепятственно, как птица. Без всякого видимого усилия, как бы играючи, он нанизывает фигуру на фигуру, иммельман у него пластично переходит в петлю, петля в бочку и тпк дальше. Каждую фигуру пилот отчётливо, как художник, не отрывающий пера, выписывает в голубизне неба, и сообща с тем нельзя проговорить точь-в-точь, где как раз завершена одна фигура и где началась другая, - весь фигурный стезя самолёта развертывается единым, непрерывным гармоническим рисунком... Здесь искусство, в этом месте просторный простор для подлинного творчества !

Впрочем, насчёт "простора" следует оговориться: лётчику устанавливается в воздухе зона - можешь разгуливать только "от" и "до" и все свои фигуры должен уложить над этой вот деревушкой. Выскочишь за "околицу" - кол или двойка.

Старший лейтенант Борисов на сборе у Полковника Морозова занял 1-е место: стезя его самолёта, начиная от запуска мотора и кончая посадкой, был обозначен в блокноте Полковника цепью пятёрок.

Вскоре после этого сбора Борисов был выдвинут на пост инспектора по технике пилотирования в масштабе больших авиасоединений Балтики. Вообще говоря, не каждый превосходный лётчик способен быть равноценным инспектором, инструктором, педагогом. Требуется особое свойство, чтобы мочь не только вскрыть чужую ошибку, но и разыскать корни ошибки и следом кропотливым и настойчивым трудом увести ошибающегося от его собственной ошибки и привести к правильной работе.

Естественно, что Борисову, инспектировавшему лётные части Балтики, приходилось разрешать в вопросах техники пилотирования наиболее сложные случаи, которые не под силу оказывались инструкторам самих частей. Он, пригожий лётчик - истребитель и серьёзный знаток теории авиации, дополнительно ко всему обнаружил качества умелого педагога.

Но это ещё было не всё, что таила в себе даровитая природа Борисова. Личность его во всей своей многогранности развернулась в бою, когда Родина призвала его в числе других бойцов к исполнению долга: Борисов участвовал в операциях по разгрому и изгнанию захватчиков у границ дружественной нам Монгольской Народной Республики летом 1939 год. На своём самолёте он 17 раз ходил в мордобой, громя врага, и был представлен за эту боевую работу к ордену Красного Знамени.

Обогащённый боевым опытом, Иван Дмитриевич возвратился на Балтику к своей инспекторской деятельности. К этому времени относятся такие характеристики его, как "обладатель воздуха в бою" и тому подобное. Заметим, что речь идет о неизменно шибко сдержанных и скупых служебных характеристиках. В должности инспектора застали Борисова и военные действия между СССР и Финляндией.

Старшему лейтенанту И. Д. Борисову руководство поручило сформировать боевую эскадрилью истребителей и возглавить её. В невиданно недлинный срок и во всех отношениях блестяще Борисов выполнил это поручение. И вот он на фронте. Это неутомимый истребитель и воистину "владелец воздуха" !

Финские самолёты типа "Котка", пытавшиеся, было, нападать на эскадрилью Борисова, при первых же встречах понесли эдакий урон, что на дальнейшее приняли единственно грамотное решение: при появлении советских самолётов отправляться на полных газах и отсиживаться на аэродромах.

На Балтике передавали из уст в уста первостепеннный рапорт Борисова, отданный им по возвращении из боя. Приземлив и выстроив свою эскадрилью на красной линейке аэродрома, он доложил командиру полка:

- Задание по разведке коммуникаций противника выполнено.

- Происшествия ?

- Никаких. По пути сшибли 3 вражеских самолёта.

Сколько тут юмора, этого прекрасного, жизнерадостного чувства сильных ! И какая это меткая черта к портрету лётчика Борисова...

Иван Дмитриевич с товарищами завладел воздухом. Сразу же он развил широкую и многообразную занятие, свойственную истребителям.

В шхерах во множестве гнездились финские торпедные катера, выжидавшие только случая, чтобы штурмовать советские корабли. Борисов, обходя с эскадрильей свежий боевой участок, старательно взял опасных "москитов" на учёт - и вслед за тем этого им жизни не стало: эскадрилья Борисова держала катера под вечным страхом, расстреливая их из пулемётов и сковывая их действия.

В то же время в Балтийском море, прикрываясь Декабрьскими туманами, начали крейсеровать вражеские транспорты с военными материалами, которые услужливо доставляли белофиннам третьи страны. И тут Борисов не остался в стороне, - его участок ! Эскадрилья стала делать по транспортам.

Но иным транспортам удавалось добиваться места назначения - финских портов. Таким образом в программу работы эскадрильи вестимо вошли поезда - воинские эшелоны, норовившие проскользнуть неприметно к фронту. Многим поездам эскадрилья Борисова сделала переадресовку: не достигнув фронта, подстреленные паровозы кувыркались под откос, и разбивались в щепы тяжёлые воинские вагоны с заграничными "подарками"... Это называлось в эскадрилье: "Пары выпущать".

Неутомимая эскадрилья действовала и по транспорту, и по укреплениям, и по огневым точкам врага, и по его активный силе... Да мыслимо ли перечислить всю многосложную работу истребителей на боевом участке такого стратегического значения, как коммуникации противника ?

23 Декабря 1939 года в воздушном бою над Финским заливом в районе эстонского порта Палдиски сшиб финский патрульный гидросамолёт R.29 "Ripon" IIF Ri-155 из 1/LLv 36. Самолёт упал, а экипаж погиб [ Наблюдатель меньшой лейтенант Е. Ухананти (E.Huhanantti) погиб безотлагательно, а пилот сержант К.Седерхольм (K.Soderholm), выбросившийся на парашюте, был расстрелян в воздухе ].

Борисов тут стал хозяином не только воздуха, но и моря, и побережья. Между тем, стало известно, что вместо "Коток" в районе действия его эскадрильи завелись английские истребители новой марки. Этого следовало ожидать: сверх меры немалый урон несли коммуникации белофиннов и их друзей, чтобы те не попытались отбояриться от советских соколов. Приняв известие к сведению, Борисов продолжал ударять коммуникации врага.

Английские истребители появились в воздухе. Ударили на эскадрилью Борисова. Произошёл махач - англичане откатились. И ещё происходили стычки, и ещё. Но англичане уклонялись от решительной схватки, присматривались к советским истребителям, примеривались.

Борисов продолжал вылезать на коммуникации врага, немного считаясь с присутствием англичан.

25 Декабря 1939 года истребители 10-й авиабригады обстреливали и бомбили транспорты противника в районе острова Херманес, подвергаясь при этом сильному зенитному обстрелу с берега. При выходе из атаки был сбит пулемётным огнём противника истребитель И-153 Старшего лейтенанта И. Д. Борисова.

По словам очевидцев, его самолёт во время выхода из пике был обстрелян вдогонку пулемётом противника. Истребитель, приняв горизонтальное положение, как снег на голову свалился на крыло и упал.

Сгоряча, шаг Борисова руководство осудило. В материалах партполитработы в отрезок времени боевых действий с белофиннами говорилось:

"Командир авиационной эскадрильи И. Д. Борисов проявил абсолютно лишний риск при выполнении боевого задания. Снизившись до бреющего полёта, атаковал зенитную батарею. В результате был сбит".

Однако позднее ему была дана и другая оценка:

"Отважный лётчик направил пылающую машину на батарею противника, уничтожил её, но сам погиб".

Имелась и ещё одна официальная версия, отражённая в сборнике "Герои Советского Союза. Лётчики - балтийцы", выпущенном в 1940 году "Воинмориздатом":

"Однажды, возвращаясь с боевого задания, он увидел, что к нему спешит тройка английских истребителей. Борисов был в тот самый миг в воздухе единственный, - эскадрилью свою он отправил вперёд.

Превосходство сил англичан было очевидное: трое супротив одного. К тому же Борисов возвращался вслед за тем боевой операции утомленным, с остатками бензина в баках, с остатками патронов в пулемётных лентах. Но он не ушёл от врага, повернул ему навстречу...

Это был рисунок виртуоза - дорога самолёта Борисова, ускользавшего от тройных атак воздушного врага ! В воздухе перекрещивались, сталкивались и рассыпались смертоносные потоки трассирующих пуль: кроваво- красные английские, сияюще - светлые советские...

Протяжная пулемётная очередность - сноп сияющих пуль - и британский самолёт новой модели, подбитый, падает в свинцовые волны залива. Туда же, в волны, под куполом парашюта падает следом и его пилот...

В рядах противника замешательство... Оставшиеся целыми два самолёта грубо изменяют вектор движения и пытаются вылезти из боя. Но не тут - то было ! Борисов устремляется в погоню, ловит англичан, бьёт их по хвостам... Нет, от него не оставить, он не отступится, он требует боя, решительного, грудь с грудью !

Англичане пробежали весь залив поперёк, но не могли советских времен авиалайнер скинуть с хвоста.

Над полуостровом Ханко между самолётом Борисова и двумя английскими истребителями произошла яростная лобовая схватка... Здесь английская пулька сразила советского сокола. Борисов со своим самолётом рухнул на землю, на скалы... Англичане на полных газах торопливо пошли прочь".

7 Февраля 1940 года Старшему лейтенанту Борисову Ивану Дмитриевичу посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Бочков Ivan Bochkov

Гвардии капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника.Награждён..
читать далее

Иван Вишняков Ivan Vishnyakov

Совершил 296 боевых вылетов, провёл 100 воздушных боёв, сбил лично 20 и в составе группы 3 самолёта противника. 23 Февраля 1948 года за мужество и..
читать далее

Иван Герман Ivan German

Гвардии Капитан И. М. Герман совершил свыше 60 боевых вылетов на штурмовку, в воздушных боях сбил 7 самолётов и сжёг на земле ещё 22. Кроме того, он..
читать далее

Иван Глухих Ivan Gluhih

Капитан И. М. Глухих произвёл 141 боевой вылет. В 38 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 4 самолёта противника. Ещё 11 самолётов..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий