Известные люди

»

Иван Гончаров

Иван Гончаров Ivan Goncharov Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 18.6.1812
Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги ... топил печки".

18 июня 1812 года в купеческой семье родился Гончаров Иван Александрович - российский литератор.

Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и германский языки, перечитал все доступные книги "невообразимую мешанина... без малого выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: штудирование литературы подстегивало "тяга к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, после этого навечно переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: полно переводил, писал романтические вирши и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, попозже известному критику). В их доме литератор завязал и первые литературные знакомства.

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги... топил печки". В 1842 он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный только шесть лет через. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, тот, что передал В. Г. Белинскому "для прочтения и решения, подходит ли он". Этот роман "Обыкновенная история" вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в "Современнике" в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих тверёзый практицизм и восторженный идеализм, воспринималось современниками как "страшенный потрясение романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник "бьет обе эти крайности", признавался: "Я ничего не знаю умнее этого романа". Десятилетия через антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман по иному как самую "обыкновенную историю" охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: произвольный из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Секретарские обязанности отнимали как собак нерезаных сил, тем не менее уже во время экспедиции "явилась охота писать", и Гончаров "набил единый портфель путевыми записками". Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием "Фрегат "Паллада". У Гончарова с детства был привкус к литературе путешествий, и в этом месте он выступил истинным мастером этого жанра. "Параллель между своим и чужим", острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом с британской и японской), манера все "прикидывать" "на свой аршин" обеспечили заинтересованное чуткость русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью "блестящего, увлекательного рассказчика".

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а ещё принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с везде Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что воздействие Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), при всем при том к радикальным изданиям он относился со всей откровенностью враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету "Северная почта", что кроме того дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, мужчина мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перышко и узкий круг самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это в дальнейшем называли во мне обломовщиной".

Замысел нового романа сложился у Гончарова ещё в 1847. Два года через была напечатана глава "Сон Обломова" "увертюра всего романа". Но читателю пришлось ещё в течение десяти лет поджидать появления полного текста "Обломова" (1859), безотлагательно завоевавшего громадный успех: "Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навечно укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "идеально инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка потихоньку возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тоненький психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягонький прикол и тайный лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя.

"Обрыв" (1868) был задуман ещё в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. проект обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая фатум революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже символическое наименование романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в "Обрыве". Напряженный конфликтный фон, не присущий обыкновенно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: битва главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову зажиточный материал для глубокого психологического анализа.

После "Обрыва" имя Гончарова нечасто появлялось в печати. Он ограничился публикацией только нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, посреди которых выделяется "критический этюд" "Мильон терзаний" (1872), посвященный постановке "Горя от ума" А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил настолько глубокую трактовку психологической и драматической природы "Горя от ума", что ни единственный историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его разбор. Сам сочинитель болезненно переживал творческое безмолвие последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и сообща с тем страдающего от своего изолированного положения.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Горский Ivan Gorskiy

Русский советский литературовед, специалист по польской литературе.
читать далее

Иван Ефремов Ivan Efremov

Иван Ефремов - русский и советский писатель-фантаст, философ, ученый. Родился 22 апреля 1908 года.Иван Ефремов является создателем тафономии...
читать далее

Иван Котляревский Ivan Korlyarovskiy

Окончил курс в полтавской духовной семинарии. Был учителем в домах помещиков; служил в военной службе и участвовал в битвах с турками. С 1808 года..
читать далее

Иван Кущевский Ivan Kushevskij

Кущевский, Иван Александрович - беллетрист (1847 - 1876). Родился в Барнауле (по другим сведениям, - в Красноярске).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий