Известные люди

»

Иван Дзюба

Иван Дзюба Ivan Dzyuba Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.5.1918
Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 0 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Иван Дзюба родился 1 Мая 1918 года в селе Огульцы, в настоящий момент Валковского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично заводское училище. Работал слесарем на Харьковском паравозоремонтном заводе. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. Вскоре окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командир эскадрильи 12-го истребительного авиаполка ( 57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт ) Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сшиб лично 6 самолётов противника. 21 Июля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К Сентябрю 1943 года Иван Михайлович Дзюба совершил 238 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, 9 самолётов противника сшиб лично и 12 - в группе ( по другим источникам имел 12 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами ). Подмосковье, Старая Русса, Сталинград, Волхов - это те горячие точки, сквозь которые пролегал его боевой дорога. Затем он был переведен на лётно - испытательскую работу.

... Шел уже третий год войны, когда Иван Дзюба пришел в НИИ ВВС. Поскольку Испытательный институт продолжал утрачивать своих сотрудников - одних уносила махаловка, другие погибали при испытаниях, - ему всю дорогу требовались опытные лётчики, инжененры и техники. Многолетняя работа Ивана Михайловича в НИИ ВВС показала, что руководство не ошиблось, направив его на эту ответственную работу. Он получил направление туда не только в силу того что, что у него уже был кой-какой навык летных испытаний - намедни войны вкупе с Григорием Бахчиванджи он принял участие в войсковых испытаниях истребителя Як-1, но и потому как, что нелегкий и серьезный работа испытателя, требующий от лётчика не только большого морального и физического напряжения, но и творческого горения, был Дзюбе по душе.

Уже в 1944 году он провел немного различных испытаний самолётов семейства Лавочкина, при этом выявил серьезные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.

Иван Михайлович нередко говорил, что толк испытательской работы состоит в превращении самолёта - загадки в лучшего боевого друга. Но эти "превращения" давались Дзюбе нелегко. Один несимпатичный сюрприз следовал за другим. Однажды, в частности, в одном из полетов при испытании средств спасения на самолёте непроизвольно сорвалась подвижная доля фонаря кабины и ударила Дзюбу по голове. Лётчик потерял рассудок. Когда очнулся, агрегатина одним духом пикировала, почва неумолимо приближалась. Собрав все силы, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полет, а следом произвел благополучную посадку. Вскоре потом выяснения дефекта на системе сброса фонаря были проведены соответствющие доработки. В результате "строптивая" была укрощена.

В 1946 году в Москве в честь 29-й годовщины Октябрьской революции состоялся начальный воздушный парад на реактивной технике. Подполковник И. М. Дзюба вкупе с товарищами демонстрировал перед всем народом мощь нашей авиации, за что совместно с остальными участниками парада был награжден орденом Красного Знамени.

Вскоре Дзюба поднял в воздух тертый всепогодный двухместный реактивный истребитель - перехватчик. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров как гром среди ясного неба оборвалась согласующая тяга выпуска закрылков. По этой причине закрылок выпустился только с одной стороны, потому самолёт грубо вошел в крен, готовый перевернуться на "спину". Но Дзюба среагировал молниеносно. Он разом же убрал закрылок, выровнял машину и завел её на посадку.

Прошло всего только немного дней, и Ивана Михайловича ещё постигла невезуха. На самолёте - лаборатории УТИ МиГ-15 в миг катапультирования из второй кабины парашютиста - испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но понемногу он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел пораненый "МиГ" на аэровокзал.

Военная авиация стала калыбелью и космонавтики. В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в основополагающий отряд космонавтов ( всего 20 дядя ), а 11 Января 1960 года было принято заключение о формированиии Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключен и Иван Михайлович Дзюба.

С 1972 года Полковник И. М. Дзюба - в отставке. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Освоил 117 типов и модификаций самолётов. С 1974 года - в Главном штабе ВВС. За отрезок времени службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Докукин Ivan Dokukin

Капитан И. А. Докукин совершил 55 боевых вылетов, уничтожил несколько самолётов, большое число танков, бронемашин, артиллерийских орудий, автомашин,..
читать далее

Иван Доронин Ivan Doronin

Именем Героя названы улицы в Астрахани и Москве, школа в городе Балаково Саратовской области. Герой Советского Союза (20.04.34). Награжден двумя..
читать далее

Иван Драченко Ivan Drachenko

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали 'Золотая Звезда' Ивану Григорьевичу Драченко присвоено 26 октября 1944 года.
читать далее

Иван Егоров Ivan Egorov

После окончания войны Иван Алексеевич некоторое время служил в Австрии и Венгрии. Летал на самолётах Ла-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17. Работал на заводе..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий