Известные люди

»

Иван Евсевьев

Иван Евсевьев Ivan Evsevev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 18.10.1909
Герой Советского Союза (28.10.37). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Знак Почета, медалями.

Родился в семье сельского писаря. Учился в Красноярске в школе фабрично-заводского ученичества речников.

В РККА с 1929 г. В 1930 г. окончил Вольскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1932 г. 3-ю военную школу летчиков и летнабов в Оренбурге. Служил в 34-й эскадрилье 56-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.

В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Знак Почета.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.05.37 по 12.10.37 гг. Командовал истребительной эскадрильей на Арагонском, а далее авиаотрядом на Северном фронтах. Сбил 4 самолета лично и 12 в группе.

С середины мая по середину июня 1937 г. в Испанию прибыла самая многочисленная группа советских летчиков, в т.ч. 59 истребителей. До места назначения они добирались разными путями: кто поездом или пароходом во Францию и оттуда самолетами в Испанию, кто напрямую пароходом из советских черноморских портов.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: Утром будем в Картахене! - пронеслась по судну, на котором мы, советские добровольцы, направлялись в Испанию, радостная весть...

Пробуждение было совсем не таким, как ожидали. На рассвете нас разбудили разрывы бомб и артиллерийская канонада...

Выскочили на палубу. По серому предрассветному небу шарили лучи прожекторов, непрестанно били зенитки, и их вспышки вырывали из тьмы очертания портовых кранов, контуры стоящих на якоре судов, с которых также вели жар по вражеским самолётам. А выше - громоздились горы, над которыми, лавируя посреди лучей прожекторов и разрывами зенитных снарядов, выходил на боевой вектор движения фашистский бомбардировщик. К счастью, сброшенные им бомбы в транспорт не попали, но ощущения у всех нас были пренеприятные.

Капитан не хотел дерзать и дал предписание всем лётчикам и большей части экипажа высадиться на берег. Когда мы уселись в шлюпки, уже без малого рассвело...

Так, не ступив ещё на испанскую землю, мы уже побывали в зоне военных действий. Отныне на долгие месяцы для каждого из нас махаловка стала главным делом

В Картахене мы продолжительно не задержались. Сели в легковые машины и отправились в Альбасете, где находился штаб военно-воздушных сил Испанской республики...

В штабе ВВС нас ознакомили с общей и военной обстановкой в стране и с тем, что предстоит работать в ближайшее время. А предстоял, в свое время всего, перелёт на аэропорт Лос-Алькасарес, где мы должны были принять и облетать только что собранные самолёты И-16... Командиром группы назначили меня...

Несколько дней на полевом аэродроме под Валенсией мы несли боевое дежурство, изучая в перерывах тактику воздушного боя, приёмы, применяемые фашистскими лётчиками, отрабатывая групповую слетанность, занимаясь стрельбами. Авиационных полигонов в этом месте, конечно, не было, и мы вели стрельбу из пулемётов нетрудно по морю.

В конце Мая мы перебазировались на аэропорт Аль-Кала-де-Энарес, километрах в 30 от Мадрида, и влились в ряды воздушных защитников испанской столицы

В те дни на Центральном фронте было временное затишье. Фашистское руководство бросило значительные силы на Северный фронт, укрепляя части, действовавшие супротив преданных республике басков и астурийцев. Чтобы вынудить Франко оттянуть свои войска с Севера, республиканское руководство решило провести наступательную операцию на Арагонском фронте, под городом Уэска.

На Арагонском фронте Евсевьев одержал свою первую победу - сшиб истребитель Fiat Cr.32.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: Мы перелетели на Арагонский фронт, под Уэску, имея задачу прикрывать наземные войска и, если не случится встречи с авиацией противника, штурмовать его позиции. Особенно запомнился воздушный мордобой, бывший для меня и большинства других лётчиков первым.

По сигналу ракеты две эскадрильи поднялись и полетели к линии фронта. Моё звено находилось на правом фланге, негусто сзади и немного выше остальных самолётов. Когда мы барражировали вдоль линии фронта, я заметил, что со стороны противника приближается немного групп самолётов. И без малого в то же время позади на наше звено устремились 4 Фиата.

Надо вылезать из-под удара! Делаю деятельный боевой разворот налево и тут же стараюсь поскорее набрать высоту. Это удается. Но вот напасть! Ведомые Бутрым и Козырев, не ожидавшие такого резкого разворота, отстают от меня. Таким образом, я хоть и оторвался от Фиатов, но остался единственный. Где же мои ведомые? Ищу глазами эскадрилью и тут замечаю немного ниже себя Фиат, по-видимому, также оторвавшийся от своих. Ну, наконец-то! И я сию минуту же атаковал его с ближней дистанции, дав немного очередей. Фиат валится на крыло и падает! Боевой счёт открыт! Очень хочется приметить, как фашист врежется в землю, но сопровождать его нет времени. Надо побыстрее найти своих. И ощущение радости от первой удачи в воздушном бою сменяется гнетущим беспокойством: что подумают обо мне товарищи? Хорош начальник - в первом же бою потерял ведомых!

Хожу над линией фронта, но своих не нахожу, да и противника не видно. Решаю возвратиться на аэровокзал. Больше работать нечего. Подлетаю к аэродрому и на лётном поле вижу самолёты нашей эскадрильи. Пересчитываю - все на месте.

В июне 1937 г. было решено перебросить с Центрального фронта на Север девятку И-16 под командованием старшего лейтенанта Ухова. Предстояло пролететь больше 350 километров, в т.ч. 200 над территорией, занятой противником.

Генерал-лейтенант авиации Евсевьев вспоминает: Через четыре десятка лет встретился я с одним из ветеранов национально-революционной войны, маршалом авиации Филиппом Александровичем Агальцовым. В Испании его называли комиссар Мартин.

Разговорились, и я спросил Филиппа Александровича, помнит ли он, как отправляли нашу эскадрилью с Центрального фронта на Северный, и зачем у каждого из нас спрашивали тогда согласия на выполнение задачи?

- Как же, отменно помню, - ответил Агальцов. - Обстановка была шибко уж сложная.

И он напомнил мне о том, в каком тяжёлом положении оказался в Мае - Июне 1937 года Северный фронт. К тому времени войска этого фронта остались без малого без оружия и боеприпасов. Длительная и героическая оборона города Бильбао, супротив которого было брошено большое число франкистских войск, усиленных германо-итальянскими частями, не могла больше длиться. После падения Бильбао ситуация на Севере ещё больше усложнилась, а фашисты готовили новое штурмование на другом участке. Для дальнейшего сопротивления у республиканских войск уже не было сил. Встал вопросительный мотив об их эвакуации морем. А чтобы закрыть эту эвакуацию с воздуха, было принято заключение экстренно сформировать из советских добровольцев истребительную эскадрилью И-16 и перебросить её на Северный фронт.

- Фашисты имели там столь воздушных и наземных войск, что у эскадрильи вашей было сильно всего ничего шансов спастись. Могли пропасть все, до одного человека. Вот вследствие того что - то руководство и опрашивало каждого в отдельности: согласен ли исполнить сильно серьёзное и опасное поручение? Конечно, все мы поехали в Испанию добровольно, знали, на что идём. Но бывает, что и посреди добровольцев приходится отбирать добровольцев, - заключил Филипп Александрович свой расклад...

Командиром новой эскадрильи был назначен бывалый лётчик Валентин Ухов. В состав эскадрильи было на все сто включено моё звено. В течение нескольких часов мы изучали все детали предстоящего перелёта, осматривали самолёты, заново и опять проверяли моторы, вооружение.

17.06.37 г. с аэродрома Аль-Кала-де-Энарес взлетели восемь И-16 (девятая агрегатина осталась из-за поломки) и взяли вектор движения на север. Лидировал СБ Сенаторова. Чтобы избежать возможной встречи с мятежниками летчики летели на предельной высоте. Над Бургосом они попали под зенитный жар, но потерь не было.

Буквально перед самым прибытием группы аэровокзал Альберисия атаковала эскадрилья Фиатов, которая сожгла единственный Бреге и повредила И-15, тот, что воссоздали на следующий день.

СБ и четыре истребителя смогли приземлиться в Альберисии, а остальные сели на полевой площадке Экис, в 15 км от Сантандера. В Экисе и стала базироваться 5-я истребительная эскадрилья москас Северного фронта.

Генерал-лейтенант авиации Евсевьев вспоминает: Наш мелкий аэродром стал нашей главный базой на длительное время боевых действий на Северном фронте. Вообще, в Испании было немного хороших аэродромов, и на таких же маленьких взлётно-посадочных площадках нередко базировались самолёты И-15 и И-16. Хорошо подготовленные лётчики-добровольцы без всяких происшествий взлетали и садились на такие пятачки.

Ко времени нашего прилёта вся авиация республиканских войск Северного фронта состояла из одной эскадрильи И-15, или, как их называли испанцы, Чатос, да ещё нескольких машин старых марок... Эти летающие гробы со скоростью не больше 150-160 километров не возбраняется было применять только для бомбардировок позиций противника прямо за линией фронта, да и то при низкой облачности, так как при мало-мальски хорошей погоде они становились лёгкой добычей вражеских истребителей...

Едва мы собрались всей эскадрильей на маленьком полевом аэродроме Экис и только только успели заправить самолёты, как нам уже сообщили о приближении к линии фронта воздушного противника. Мы сразу взлетели и, набирая высоту, устремились туда. На высоте рядом 3000 метров увидели без малого на встречном курсе, малость пониже нас, 9 Фиатов. Энергичный разворот, и мы, имея превосходство в высоте, атакуем фашистские истребители. Скрещиваются в воздухе огневые трассы, и вот уже единственный из Фиатов вспыхивает, переворачивается в воздухе и падает. Резко идёт к земле и второй вражеский самолёт. Остальные Фиаты, стараясь вылезти из боя, теряют высоту и уходят в глубь своей территории. Мы их не преследуем. Ведь основная проблема - прикрывать наземные войска.

На послеполётном разборе начальник эскадрильи Валентин Ухов сообщает, что только что получил по телефону подтверждение: два Фиата сбиты

С этого дня началась наша больше чем 3-месячная боевая служба на Северном фронте. Воздушные бои сменялись штурмовками, штурмовки - воздушной разведкой. А в ожидании вылетов все мы каждый день, с рассвета до темноты, дежурили на аэродроме. Откровенно говоря, это было утомительное, да и скучное дело - сиживать неотлучно у самолётов, но вызова разрешено было дожидаться в любую минуту.

5.07.37 г. республиканцы начали крупную наступательную операцию на Брунете и большую доля Легиона Кондор перебросили на Центральный фронт. На севере остались только итальянцы и испанцы.

12.07.37 г. закончилась загранкомандировка старшего лейтенанта Ухова, и эскадрильей стал руководить Евсевьев.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: Во время пребывания на Северном фронте мы стабильно и достаточно удачно взаимодействовали с испанской эскадрильей И-15. Запомнилась одна из первых наших совместных боевых операций. К линии фронта приближалась большая группа вражеских самолётов. Наши И-16 сразу вылетели им навстречу. Одновременно была поднята в воздух и вся эскадрилья Чатос...

Стало быть, будем отражать вражеский налёт всей мощью республиканской истребительной авиации Северного фронта. Правда, мощь то невелика!..

При подходе к линии фронта вижу две шестёрки вражеских бомбовозов. Выше их идёт восьмёрка Фиатов, а дальше - ещё две группы фашистских истребителей. Сколько их - в то время как обусловить нелегко. Но, во всяком случае, не меньше 8-9 самолётов в каждой. Стало быть, одних истребителей у них раза в полтора-два больше, чем у нас. Да ещё бомбардировщики...

Решаю штурмовать первую восьмёрку Фиатов, прикрывающих Юнкерсы. Надо вручить вероятность Чатос стукнуть по бомбардировщикам. Покачиванием самолёта даю сигнал: участливость, перестроиться в левый пеленг для атаки Иду на сближение. Восьмёрка Фиатов начинает разворот в нашу сторону. Четырьмя самолётами атакуем их и уходим вверх для второй атаки. Звено Демидова штурмует вторую группу вражеских истребителей, не давая им штурмовать нас и отвлекая от прикрытия Юнкерсов. И в тот же миг эскадрилья Чатос обрушивается на бомбардировщики.

Воздушный махач продолжался непродолжительно, но мы заставили врага завернуть восвояси и не дали возможности Юнкерсам прицельно бомбить наши позиции. Конечно, численное превосходство фашистов сказалось. Многие наши машины получили пробоины, в моём самолёте их насчитали по возвращении 48. Пришлось более того сменить одну плоскость. Но зато 3 фашистских самолёта, в том числе единственный Юнкерс, врезались в землю.

17.08.37 г., в реакция на резкое обострение обстановки на Севере, из-под Мадрида в Басконию сквозь территорию, занятую франкистами, была переброшена ещё одна девятка И-16, которую кроме того лидировал СБ Сенаторова.

Буквально на следующий день, франкисты попытались истребить только что прибывшие машины прямо на аэродроме базирования. На отображение этого налета в воздух поднялась шестерка И-16 и пять И-15. Над городом они встретили группу итальянских бомбардировщиков SM-79 под прикрытием Фиатов. Аэдакий с пикирования республиканцы расквасили строй бомбардировщиков, сбив при этом единственный авиалайнер, а следом ушли из-под ответной атаки Фиатов. Неожиданно сверху обрушилась группа Мессершмиттов. Первый натиск немцев смог отразить Магринья, сбив при этом одного из них. Однако силы были неравные, и храбрый испанец тут же попал под пламень сию минуту двоих противников и погиб. Евсевьев в этом бою сшиб единственный Bf.109.

Пилоты Легиона Кондор претендовали на три И-15, якобы сбитых в тот самый день. В действительности республиканцы недосчитались одного И-16 и одного И-15, которого повредили зенитки в районе Рейноса. Пилот Сан Хосе смог усадить подбитый авиалайнер на ничейной полосе и ушел к своим.

23.08.37 г. мятежникам удалось перерезать все дороги, ведущие из Сантандера в Астурию. Евсевьеву пришлось исполнять ответственное спецзадание - прорваться на своем истребителе к осажденному городу и свалить вымпел с приказом о направлении выхода оставшихся частей.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Адриашенко: Едва он ушел в воздух и развернулся курсом на Сантандер, как к нашему аэродрому подошла большая группа юнкерсов под прикрытием фиатов. Им навстречу поднялись истребители. Неравный махач шел длительно. Республиканские летчики сшибли бомбардировщик и истребитель противника.

Ивану Евсевьеву на подходе к Сантандеру также пришлось вступить в мордобой с двумя мессершмиттами. Один Ме-109 он сумел сшибить, и только потом этого удалось отстать от второго фашиста. Маскируясь за дымом пожаров, Евсевьев установил местоположение блокированной группировки республиканцев, сбросил вымпел и возвратился на свой аэродром.

10.09.37 г. звено И-15 под прикрытием четверки И-16 атаковало аэровокзал мятежников в Вирхен дель Камино и уничтожило два самолета. В миг отхода чатос подверглись атаке нескольких Bf.109 и Не.51 под командованием обер-лейтенанта Адольфа Галланда.

Германские летчики не отметили И-16, за что и поплатились. В паре с Франциско Таразоной Евсевьев сшиб единственный истребитель He.51. Все наши самолеты успешно возвратились на базу.

В конце сентября ситуация на Северном фронте грубо ухудшилась. Фалангисты прорвали первейший предел обороны республиканцев на подступах к Хихону, проходивший по реке Селья.

1.10.37 г. республиканские летчики Севера провели финальный махач в небе Хихона. На перехват очередной волны бомбардировщиков в небосвод поднялись все боеготовые истребители - шесть И-16 и три И-15.

К городу приближались рядом 40 немецких и фалангистских бомбардировщиков под прикрытием фиатов и мессершмиттов. Шестерка москас немедленно разделилась на два звена - нижнее вел Таразона. Именно на него и обрушились мессеры, но на содействие испанцам пришли советские добровольцы. Аэтакий сверху они сшибли единственный истребитель и прорвались к бомбардировщикам, помешав им прицельно скинуть бомбы на забитый беженцами порт.

Но советских летчиков атаковало новое звено легионеров и сейчас им на содействие пришли испанцы - единственный истребитель сшиб Таразона. Однако силы были неравными. Два И-16 были повреждены и вышли из боя. Мессершмитты хотели добить совершвший вынужденную посадку на побережье горящий И-15, но Евсевьев отогнал нападавших и сшиб одного. При посадке на аэродроме Кориньо единственный И-16 разбился, прочий был в такой степени изувечен, что его пришлось списать.

Между тем, положение на Северном фронте стало критическим и республиканское руководство в тот же день приняло заключение эвакуировать советских добровольцев.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Адриашенко: Поздно вечером 12 октября на маленький авиетке прилетел французский пилот Абель Гидес. Авиетка могла схватить только трех пассажиров. А нас было четверо: Иван Евсевьев, Сергей Кузнецов, Нестор Демидов и я. Летчик рискнул и взял нас всех, истина, пришлось выкинуть все более того из карманов. Оставили только пистолеты, да и их побросали в море при подходе к французскому берегу. Около трех часов напряженного полета - и мы на французской территории.

28.10.37 г. старшой лейтенант Евсевьев был удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 59.

После возвращения из Испании ему было присвоено внеочередное воинское звание полковник.

22.02.38 г. Евсевьеву было присвоено воинское звание комбриг. Он ещё был награжден медалью ХХ лет РККА.

4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

8.08.40 г. он был назначен командиром 38-й истребительной авиадивизии Забайкальского военного округа.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 38-й иад.

С 15.07.41 г. 38-я истребительная авиадивизия начала делать в составе ВВС Западного фронта.

24.08.41 г. 38-я иад была преобразована в 38-ю садик (57-й бап, 12-й и 13-й иап). Евсевьев командовал ей до середины сентября 1941 г.

С 6.11.41 г. по 29.03.42 г. он командовал 102-й иад ПВО. Части дивизии благополучно прикрывали Сталинград, а кроме того станции и перегоны на участках, связывавших Сталинград с городами Лихая, Сальск, Поворино. За это время летчикам удалось сшибить семь неприятельских самолетов, не потеряв ни одного летчика.

30.03.42 г. генерал-майор авиации Евсевьев был назначен командиром 141-й истребительной авиадивизии ПВО.

С 16.06.42 г. по 15.09.42 г. он командовал 101-й иад ПВО.

В июне 1942 г. полки 101-й иад ПВО базировались на трех аэродромах на окраинах Воронежа. К этому времени 1942 г. в дивизии имелось 48 самолетов: 8 ЛаГГ-3, 26 МиГ-3, 14 И-15 и И-16.

Выписка из решения командира дивизии: Оборонять городок от воздушных налетов силами трех полков. Два из них базировать на аэродромах западнее города (аэродромы А, Б и ОСО) единственный на аэродроме Репное. Создать четыре зоны патрулирования истребителей на подступах к городу на удалении 15-20 км от него. Наведение истребителей осуществлять с командных пунктов иад и авиационных полков, а кроме того с постов наведения и целеуказания 4-го полка ВНОС (9 постов). Ночные налеты отражать, уничтожая самолеты противника за пределами зоны зенитного огня при входе их в световую прожекторную зону и при выходе из нее.

В июне и июле 1942 г. небе Воронежа летчики-истребители 101-й иад, отражая массированные налеты авиации противника, произвели 2413 самолетовылета, провели 68 воздушных боев и сшибли 47 немецких самолетов.

С 30.09.42 г. по 4.08.44 г. генерал-майор авиации Евсевьев командовал 8-м Бакинским истребительным авиакорпусом ПВО (82-й, 480-й, 481-й, 922-й и 962-й иап ПВО). Затем он был командующим ВВС Закавказского фронта ПВО, а с 23.04.45 г. по 11.05.45 г. опять командовал 8-м иак ПВО.

После войны продолжил службу в Войсках ПВО. В 1949 г. окончил Военную академию Генштаба.

8.08.55 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

С 1964 г. - в запасе. Жил в Киеве.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Еременко Ivan Eremenko

Герой Советского Союза (28.10.37). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени, двумя орденами..
читать далее

Иван Журавлев Ivan Zhuravlev

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени,..
читать далее

Иван Зайкин Ivan Zaikin

Зайкин Иван Михайлович - заместитель командира 750-го авиационного полка (3-я авиационная дивизия, Авиация дальнего действия), майор.
читать далее

Иван Зайцев Ivan Nikolaevich Zaycev

Иван Зайцев - Герой Советского Союза, начальник штаба 209-го гвардейского стрелкового полка (73-я гвардейская стрелковая дивизия, 57-я армия, 3-й..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий