Известные люди

»

Иван Киселев

Иван Киселев Ivan Kiselev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 2.9.1919
Старший лейтенант И. М. Киселёв совершил 156 ( по другим источникам - 135 ) боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 2 в составе группы.0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Герой Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями.

Родился 2 Сентября 1919 года в деревне Большое Хреново Сасовского района Рязанской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, учился в профессионально - техническом училище 16 города Сасова по профессии тракторист - помошник машиниста. Работал слесарем - сборщиком, далее бригадиром московского завода имени М. В. Фрунзе. Окончил аэроклуб, в 1938 году - Тамбовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1940 году в городе Батайск Ростовской области окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

С Ноября 1943 года в действующей армии. К концу войны начальник звена 274-го истребительного авиаполка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиакорпус, 1-я Воздушная вс, 3-й Белорусский фронт ) Старший лейтенант И. М. Киселёв совершил 156 ( по другим источникам - 135 ) боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сшиб 14 самолётов противника и 2 в составе группы. Был тяжко ранен.

В Декабре 1945 года демобилизовался. В 1956 году окончил Высшую партшколу при ЦК КПСС. Работал секретарём парткома Министерства гражданской авиации. Жил в Москве. 14 Мая 1965 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Герой Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Умер 6 Апреля 1987 года.

* * *

...Несколько часов провёл Александр Журавлёв у бывшего лётчика - истребителя, а следом войны - секретаря партийного комитета Главного управления Гражданского Воздушного Флота Старшего лейтенанта в отставке И. М. Киселёва, а побеседовать с ним, припомнить товарищей по жарким боям над Днепром, Крымом и Литвой не было никакой возможности. К нему всё шли и шли лётчики, инженеры, штурманы, связисты, плановики, активисты, агитаторы...

Со многими вопросами приходилось сталкиваться секретарю парткома, подсказывать людям, рекомендовать, сыскивать правильные решения, требовать. Недаром товарищи говорили о нём так: "Правильный джентльмен..."

Иван Михайлович родился в семье бедного крестьянина деревни Хреново Сасовского района Рязанской губернии в 1919 году. Там окончил сельскую школу, опосля пошёл обучаться в ФЗУ. В 1935 году, работая слесарем на московском заводе, он без отрыва от производства закончил Измайловский аэроклуб, по спецнабору попал в Тамбовскую школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота, а потом стал водить пассажирские самолёты Р-5. Но эта агрегатина его не удовлетворяла: хотелось освоить истребитель. В 1940 году Киселёв прошёл вторичный вектор движения обучения и вышел из стен Львовской школы военных лётчиков пилотом самолёта И-16.

Война застала его в запасном авиаполку в должности инструктора. Он рвался на фронт, но его не отпускали - нужно было готовить молодые лётные кадры для схваток с противником.

Самому Киселеву повстречаться с врагом пришлось только в 1943 году, когда его перевели в боевой полк, действовавший в районе устья Днепра на юге Украины.

...Это было 28 Ноября 1943 года. За Днепром, в районе города Никополя, был обнаружен германский аэропорт "Большая Кострома". На стоянке было сосредоточено больше сотни самолётов. Наше руководство приняло заключение причинить по аэродрому массированный штурмовой потрясение.

День стоял ясный, тёплый. В голубое небеса были подняты два десятка Як-7. Набрав высоту до 5000 метров, самолёты взяли вектор движения на аэровокзал врага. Под крыльями - по две 50-кг фугасные бомбы. Углубившись в тыл врага незамеченными, наши истребители - штурмовики развернулись и, скрываясь в лучах заходящего солнца, подошли к аэродрому.

- Правый пеленг ! Ухватать газ ! Попарно, за мной ! - скомандовал ведущий группы Капитан Виктор Сувиров, парнишка из села Мурмина, что под Рязанью, и, переведя самолёт в пологое пикирование, устремился на мишень.

На аэродроме взорвались бомбы. Забушевало полымя. Иван Киселёв, следуя за своим командиром Александром Ситковским, видел, как, прижав хвосты к земле, крыло в крыло стояли вражеские машины. Некоторые из них уже горели, швыряя в небеса снопы искр с чёрными султанами дыма. Киселёв повернул негусто самолёт и устремился на серо - непотребный силуэт "Юнкерса". Нажал на гашетку пушки. Светлые шарики снарядов врезались в гофрированную обшивку Ju-52, разрывая её в клочья... Он видел, как загорелся центроплан машины и голубые языки пламени с жадностью лизнули фюзеляж...

Когда наши самолёты разворачивались для повторной атаки, на аэродроме взорвался склад снарядов, расколов небеса огненными мечами. Вспыхивали и клубились оранжевым огнём бензоцистерны. Но вот ударили крупнокалиберные зенитные орудия врага. В небе вспыхнули чёрные кудели облачков.

Группа Старшего лейтенанта Александра Ситковского, в которой находился Иван Киселёв, была перенацелена на штурмовку зенитной артиллерии врага. Пулемётно - пушечный жар сёк по вражеским орудиям и активный силе. Зенитки замолчали... Наши самолёты уходили на бреющем полёте в сторону своей авиабазы.

- Иван ! Видел море огня на аэродроме ? - спросил Ситковский.

- Видел... Дали прикурить гадам ! - ответил Киселёв.

На Южном фронте он совершил больше 40 боевых вылетов, сшиб 2 немецких самолёт, уничтожил при штурмовках ещё 2 самолёта, немного паровозов, десятки автомашин, до взвода боец и офицеров.

...В Апреле 1944 года, когда войска Южного фронта перешли в штурмование, Лейтенант Киселёв вылетел во главе четвёрки Як-7 на охрану переправы сквозь Сиваш.

Погода стояла солнечная, весенняя, по небу неторопливо двигались перистые облака. "Яки" набрали высоту и, чутко наблюдая за воздушной обстановкой, начали к патрулированию. Прошло уже больше 30 минут, а недруг не показывался. Подходило время для смены. Но как обухом по голове со станции наведения поступила команда:

- "Кристалл" ! На подходе к Сивашу "Лапотники". Атакуйте !

Иван Михайлович увидел на фоне голубого неба чёрные силуэты Ju-87. Две группы шли чётким строем "ромб", по 12 самолётов в каждом. Их охраняли 16 истребителей. "Многовато", - подумал начальник группы, но принял решение: "Атакуем !"

Переведя самолёт в пикирование, Лейтенант Киселёв пошёл в атаку на встречных курсах. Вражеские самолёты приближались. Он направил свой истребитель на головную машину первой группы. В оптическом прицеле вписались крылья "Юнкерса". Пора раскрывать пламень. Но в эту секунду "Лапотник" грубо пошёл вниз. "Заметил, гад ползучий", - прошептал Лейтенант и ударил пулёметно - пушечным огнём по другому "Юнкерсу". Тот зажегся и пошёл к земле. Строй вражеских машин нарушился. Пикируя и разворачиваясь, "Юнкерсы" сбрасывали бомбы в серую степь... Переправа сквозь Сиваш продолжала безмятежно трудиться...

За отрезок времени освобождения Крыма И. М. Киселёв совершил 21 вылет, провёл 7 воздушных боёв и сшиб 7 самолётов противника, за что был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. После Крыма он воевал в Белоруссии и Литве, освобождал Оршу, Витебск, Минск, Молодечно, Вильнюс...

В Августе - Сентябре 1944 года в 812-м и 274-м ИАП проводились войсковые испытания нового истребителя Як-9К с 45-мм пушкой. За это время 34 самолёта выполнили 340 боевых вылетов, лётчики провели 51 воздушный махач, сбив 8 истребителей FW-190A и 4 Me-109G. Свои потери - единственный Як-9К. Средний расход боеприпасов на единственный сбитый самолёт составил 10 снарядов.

Истребители Як-9К применялись, как правило, для атак вражеских бомбардировщиков, так как 45-мм пушка позволяла результативно поражать самолёты, не входя в зону оборонительных пулемётных установок "Хейнкелей" и "Юнкерсов". Для схваток с Ме-109 свежеиспеченный "Як" оказался тяжеловат, потому заурядно "крупнокалиберные" Як-9К действовали совместно с Як-1 и Як-7, которые прикрывали "стержневой калибр" от атак вражеских истребителей.

День 20 Августа 1944 года в памяти Ивана Михайловича запечатлелся на всю бытие...

Лейтенант Киселёв был назначен ведущим восьмёрки новых самолётов Як-9К, сопровождавших большую группу "Петляковых", шедших бомбить скопление вражеских войск в районе Шауляя. Вот как описан тот самый боевой вылет политотделом 3-го истребительного авиационного Никопольского корпуса в листовке, посвящённой И. М. Киселёву:

"Когда бомбардировщики стали завертывать на мишень, сверху свалились немецкие истребители. Завязался мордобой. "Фокке - Вульфы" остервенело рвались к бомбардировщикам. "Яковлевы" не допускали гитлеровцев.

В единственный из моментов воздушного боя Киселёв увидел, как фашист заходит в хвостище "Петлякову". Киселёв развернул машину и ринулся в атаку. Меткая очередность из пушки - и "Фокке - Вульф" запылал. Это была 14 личная виктория Киселёва. В бою единственный из снарядов ударил в кабину его самолёта и перебил лётчику ногу. Сильная боль обожгла корпус, в глазах потемнело. Киселев начал лишаться разум. Напрягая волю, лётчик собрался с силами и сызнова пошёл в атаку. "Петляковы" выполнили задачу и невредимые, таким же плотным строем, как шли на мишень, возвращались домой. Их зорко охраняли истребители. Тяжело раненный коммунист Иван Киселёв, теряя силы, неотступно вёл самолёт на близкий аэровокзал и, пролетев 150 километров, благополучно приземлился. Вечером в полк пришло извещение о том, что лётчик Иван Михайлович Киселёв награжден орденом Красного Знамени. Слава русскому богатырю воздуха Ивану Киселёву !"

За отрезок времени своей боевой деятельности начальник звена 274-го истребительного авиаполка Старший лейтенант И. М. Киселёв в 25 воздушных боях лично сшиб 14 самолётов противника и 2 в составе группы. В Мае 1945 года, следом выздоровления, Иван Киселёв настоял, чтобы его направили в свою доля. Несмотря на протез, он вскоре стал летать на "Яках". В Декабре 1945 года демобилизовался. Несколько лет работал в Главном управлении Гражданского Воздушного Флота, окончил заочно Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

14 Мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Старшему лейтенанту в отставке Ивану Михайловичу Киселёву почётное звание Героя Советского Союза...

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Климанов Ivan Klimanov

Капитан И. К. Климанов совершил 272 боевых вылета, в 60 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 5 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года..
читать далее

Иван Клещев Ivan Kleshev

Участник боёв с японскими захватчиками на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолёт..
читать далее

Иван Кобылецкий Ivan Kobuleckiy

Гвардии Майор И. И. Кобылецкий произвёл 451 боевой вылет, в 94 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 9 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Кожедуб Ivan Kozhedub

Иван Кожедуб - трижды Герой Советского Союза, лётчик-ас времён ВОВ, Маршал авиации, советский военный деятель. Родился 8 июня 1920 года.К концу..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий