Известные люди

»

Иван Лавейкин

Иван Лавейкин Ivan Laveykin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Смоленская область» Смоленск, 2.8.1921
Гвардии Капитан И. П. Лавейкин совершил 498 боевых вылетов в 106 воздушных боях лично и в составе группы сбил 24 самолёта противника. 0 года за мужество, проявленное в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 2 Августа 1921 года в Смоленске в семье рабочего. Окончил среднюю школу, фабрично - заводское училище, аэроклуб. Работал фрезировщиком. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 33-го и 129-го истребительных авиаполков.

К Июлю 1943 года начальник эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный остов, 17-я Воздушная вооруженные силы, Юго - Западный фронт ) Гвардии Капитан И. П. Лавейкин совершил 498 боевых вылетов в 106 воздушных боях лично и в составе группы сшиб 24 самолёта противника. 24 Августа 1943 года за мужество, проявленное в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил возле 600 успешных боевых вылетов, провёл больше 150 воздушных боев, сшиб лично 24 и в группе с товарищами 15 самолётов противника.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1957 - Военную академию Генерального штаба. Генерал - Майор авиации И. П. Лавейкин был инспектором по воздушному бою главного управления боевой подготовки, старшим преподавателем, начальником кафедры Военной академии имени М. В. Фрунзе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 2 Декабря 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском мемориальном кладбище.

* * *

Детство будущего аса было достаточно тяжёлым. Когда мальчику исполнилось 3 года, трагически погиб папа. Мама второй раз вышла замуж, но вскоре умерла. С отчимом и мачехой они переезжают в Брянск. Новые родители служили на местном аэродроме. Мальчик на практике был предоставлен сам себе. В дворовой команде зарождались выносливость, мощь, формировалась ответственность за самого себя и свои поступки. Именно в этом месте, в брянском дворе, Ваня Лавейкин учился отстаивать свои убеждения и умом, и силой.

Когда стало возможным, он пошёл действовать фрезеровщиком на предприятие "Дормаш". Уже тогда у него появилась греза - подняться в небеса. Чтобы совершить мечту жизнью, Иван идет обучаться в Брянский аэроклуб. После его окончания в 1939 году Иван Лавейкин поступает в Одесскую военную авиашколу имени Полины Осипенко. В 1940 году Иван заканчивает школу и направляется в град Пружаны Брестской области, где стоял 33-й авиаполк. Его греза сделаться лётчиком сбылась, но тогда он и не думал, что станет асом. В те предвоенные годы работа на приграничной полосе настраивала на серьёзный лад.

Для лётчиков не было секретом, что немцы готовятся к войне. Они ждали удара, но упредить его не могли. На то был особый указ Сталина. Наши войска были морально готовы, но техника не годилась к военным действиям. Немцы знали это. Знали они и то, как рассредоточены военные базы и техника на них. Враги готовились к удару. Накануне, вечером 21 Июня 1941 года над аэродромом пролетел германский самолёт. Всем показалось, что он предупреждал об опасности. Самые худшие опасения подтвердились в 2 часа ночи 22-го, когда над аэродромом появился германский самолёт - разведчик. Он произвёл немного очередей в сторону стоянок. По тревоге было поднято дежурное звено на перехват. После посадки начальник звена сообщил, что горит Брест, а к Пружанам подходит армада Ме-110, в сопровождении Ме-109.

Началась Великая Отечественная махаловка. Ивану Павловичу Лавейкину не было и 20-ти лет. В самые первые дни и часы войны страсть сколько самолётов враг уничтожил прямо на земле. Урон был нанесён колоссальный. Иван Павлович служил тогда в эскадрильи под командованием В. А. Зайцева. Входившая сперва в состав 33-го авиационного полка, потом переформирования, в Августе 1941 года, она стала частью 129-го авиаполка 47-й смешанной авиадивизии. После непосредственного отступления 2-я эскадрилья вернулась на Западный фронт.

Воевать приходилось в тяжелейших условиях. И занятие не только во внезапности удара. Советские самолёты начала войны не отвечали на сто процентов современным военным требованиям. Стоявшие на вооружении МиГ-3, хорошие самолёты, но рассчитаны для боёв на крупный высоте и маломаневренные. Именно они приняли на себя первые удары, и их боевая фатум оборвалась на практике не успев возникнуть. Очень одним духом на смену "МиГам" пришли ЛаГГ-3. Эти машины хоть и были усовершенствованными, но всё одинаково не идеальными. Слишком тяжёлые, изготовленные из дельта - древесины они предназначались для горизонтальных маневров. Практически ни в чём не уступал немецким самолётам Ла-5. На нём устанавливали мощные двигатели воздушного охлаждения. Ла-5 мог делать уже и вертикальные маневры, но появился он только в 1942 году. Именно на Ла-5 и довелось больше всего летать в отрезок времени Великой Отечественной войны Ивану Лавейкину. К концу войны он освоил ещё Ла-7 и Як-3.

Справедливости для следует пометить, что немецкая вооруженные силы лучше подготовилась к войне. И не только технически. Немецкие лётчики к 1941 году уже были асами. Тогда как наша лётная Гвардия состояла, в основном, из недавних выпускников лётных школ. Им не хватало умения, но храбрости, отваги занимать не приходилось. Поколение тех лет было патриотично по своей сути. Для него имели основательный толк слова "Отечество", "Родина". Идя на смертельную схватку, они боролись за близкий обитель, родную улицу, родное село. Патриотизм людей тех лет основывался на искренней любви и вере.

Ненавидя врага и желая возвратить довоенную существование, они погибали, сознательно жертвуя собой. Лётчики делали вылет за вылетом, чуть успев перезагрузить боекомплект. Но случалось, самолёт приземлялся, а снаряды находились в ящиках в смазке. Жвручить было некогда, и взлетали с неполным боекомплектом. Приходилось новости бои с превосходящими силами врага. Когда лётчик видел, что оружия нет, недруг ещё не уничтожен, он шёл на таран, разбивая немцев. От вылета к вылету выжившие лётчики набирались опыта и мастерства. И. П. Лавейкин зачастую повторял, что лётчики, участвовавшие в первых боях, либо погибали, либо становились асами. Таким асом стал он сам. За всю войну Иван Павлович сшиб лично 24 самолёта и в группе ещё 15.

Счёт сбитым самолётам он открыл 18 Августа 1941 года в небе вблизи своего родного города Смоленска над Дорогобужем. Первой его жертвой стал истребитель Ме-109. 129-й авиаполк, позднее ставший 5-м Гвардейским, принимал участие на практике во всех великих сражениях. В битвах за Смоленск, Москву, Курск, Сталинград, Днепр крепла слава полка. Когда шла битва за Москву, 2-я эскадрилья, в составе которой воевал Иван Лавейкин, базировалась на Тушинском аэродроме. Именно тут зародилась традиция разжигать "костёр надежды". Оставшиеся на земле поддерживали пламень до тех пор, в то время как концевой лётчик не возвращался. Заклинанием звучали слова: "Пока горит кострище, все живы". Пусть он только теплиться, только бы не померк. Эта традиция, может, и покажется кому - то суеверием, но для лётчиков 2-й эскадрильи она была святой. Менее серьёзным, но больше суеверным был иной ритуал. Если с завода приходил самолёт с бортовым номером "13", цифру тут же переделывали на "18".

Был у Лавейкина и свой талисман, перешедший позднее к сыну Александру, лётчику - космонавту. В Ноябре 1942 года горсоветом Свердловска Ивану Павловичу был подарен портсигар. С того дня он с ним не расставался и носил в левом кармане лётной куртки. И сегодня портсигар, лётные книжки Ивана Павловича, его награды хранятся и почитаются близкими как семейные реликвии. Можно вспомянуть и другие приметы, потому что, по признанию самих лётчиков - ветеранов, они служили в самом суеверном роде войск. Но тем не менее так же свято, как заповедь Суворова "Сам погибай, а товарища выручай", они соблюдали народную "На Бога надейся, а сам не плошай".

Иван Лавейкин был требователен в свое время всего к себе. Пройдя всю войну от первого до последнего дня, он ни разу не использовал парашют. Его сбивали четырежды, но до самого приземления оставался в кабине. "Пока самолёт летит, я должен оставаться в нём", - говорил Иван Павлович. Он считал своим долгом усадить машину, сохранив её. Был эпизод в самом начале войны, когда он произвёл посадку одной рукой. Случилось это 23 Августа 1941 года. Он уже заходил на аэровокзал ( село Ярцево ), когда был пробит радиатор самолёта и осколочек "Эрликона" попал в кисть левой руки.

Ещё одна посадка "раненого самолёта" произошла на практике посредством месяц. Иван Лавейкин вылетал на штурмовку. Когда поручение было выполнено, его ЛаГГ-3 подбили. Согласно карте, территория, над которой они летели, была за немцами. Чувствуя, что до аэродрома не дотянуть, Иван пытался дотянуть до приграничной полосы. Приземлившись в реку Вопь, он спас самолёт, но сам получил контузию. Каково же было его изумление, когда он узнал в подбежавших к нему на содействие людях своих. Оказывается, ночью советские войска отбили тот самый участок земли. Через 2 дня, несмотря на контузию, Иван Лавейкин сызнова поднял в небосвод самолёт. Вэтого за войну его 4 раза ранили, и он получил 2 контузии.

5-й Гвардейский авиаполк, как уже говорилось выше, принимал участие в боях за Москву. В частности, лётчикам приходилось штурмовать немецкие отступающие колонны. Зима 1941 - 1942 годов выдалась снежной. Немецкие войска были загнаны в узкий снежный коридор. Они отступали, волоча за собой технику, а наши с воздуха расстреливали их. Лётчики летели вовсе невысоко над землей и явственно видели происходящее под ними: мрачный недруг представлял жалкое представление. Это усиливало их озлобленность и стремление побороть. Самолёты взмывали единственный за другим и, расстреляв все заряды, спускались вниз за новыми боеприпасами. В церкви старики и дети окрестных деревень набивали ленты патронами и подтаскивали к самолётам.

6 Декабря 1941 года 129-й авиаполк одним из первых в истории войны приказом главнокомандующего был переименован в 5-й Гвардейский. К тому времени на счету Ивана Павловича Лавейкина было 5 сбитых самолётов. С каждым днём росло мастерство советских лётчиков. Немцы проворно теряли господство в воздухе, и вскоре их единственным козырем стало численное превосходство. Они не выходили биться единственный на единственный. Наши же бойцы, напротив, храбро входили в схватку более того с превосходящими силами врага. Выйти из такого боя живым уже считалось победой. Подбить врага - подвигом.

Иван Лавейкин был непосредственным участником боя, когда пятёрка наших самолётов сражалась супротив 30-ти немецких. Случилось это утром 21 Марта 1942 года в районе Падово - Тарутино. Ведущий группы Василий Ефремов поднял в воздух свою боевую пятёрку, и они направились к линии фронта. Через некоторое время вдалеке показалась группа бомбардировщиков: Ме-110, He-111, Ju-88. Сзади носились "Мессершмиты". Наши находились выше группы противника, а в силу того что те сию минуту не увидели их. Пятёрка истребителей устремилась в атаку.

На какую - то долю секунды враг оторопел. Беспорядочно сбросив бомбы, "Хейнкели" собрались в круг, прикрывая дружбан друга. Но первая штурмовая вылазка не прошла даром. Два горящих Хе-111 камнями рухнули вниз, остальные бомбардировщики обратились в поспешное бегство. Ближайшие Ме-110 из группы прикрытия ринулись в махач, но тут же с малой дистанции две вражеские машины были сбиты. Подоспевшие Ме-109 накинулись на наши истребители. Гвардейская пятёрка разделилась на две группы: Ефремов, Лавейкин и Песков связали боем немецкие истребители, а Дахов и Журин продолжали атаку отходивших "Юнкерсов".

25 минут длился неравный мордобой. Звук завывающих моторов смешивался с грохотом пушек и треском пулемётных очередей. Как молнии, носились наши истребители посреди немецких машин, поливая их огнём, - недостатка в целях не было. После в особенности удачной атаки Иван Лавейкин сшиб Mе-110, а Ефремов поджёг Mе-109. Ещё единственный вражеский бомбардировщик следом атаки Журина полетел к земле. Бой принимал всё больше ожесточённый нрав. Сокрушительные атаки Гвардейцев сломили волю врагов, они пустились наутёк. У наших истребителей кончились боеприпасы, на исходе горючее. Собрав пятёрку, Ефремов взял вектор движения на свой аэровокзал. "Пять супротив 30. Сбито - 7, потери - 0" - такая запись появилась в журнале боевых действий. Из них 2 двухмоторные машины ( Хе-111 и Ме-110 ) уничтожил Иван Лавейкин.

Осенью 1942 года Капитан И. П. Лавейкин принял на себя руководство 2-й эскадрильей 5-го ГвИАП. Уже как комэск в разгар Курской битвы он провёл махач "6 супротив 30". Советские лётчики сшибли 7 самолётов врага, не потеряв ни одного своего. Рассчитывавшие на лёгкую победу, враг, не закончив боя, убрался восвояси. После окончания Курской битвы Ивану Лавейкину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он по праву считался состоявшимся асом первой половины войны. Среди наших лётчиков и поныне существует негласное деление на асов первой и второй половины. Первым было вдвойне тяжелее одерживать победы, тогда как в конце войны наша техника шагнула неблизко вперед, а у немцев самолётов грубо поубавилось и значительно меньше осталось опытных лётчиков.

И хотя навык занятие наживное, махаловка не терпит промедлений. Каждому начинающему бойцу необходимы наставники, учителя. Конечно же, они были и у Ивана Лавейкина. Больше всех он ценил и уважал Василия Александровича Зайцева. Он не участвовал в Финской, не воевал в Испании, но был сильно опытным лётчиком. Будучи командиром 129-го авиаполка, а следом 5-го ГвИАП, Василий Александрович непрерывно изучал немецкую атаку ведения боя сам и учил этому других. За боевые заслуги он дважды был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны В. А. Зайцев невпроворот лет возглавлял Коломенский аэроклуб.

Не меньшая заслуга в формировании лётных качеств Лавейкина принадлежит Ф. Е. Мочалову и И. И. Мещерякову. Они погибли в годы войны, а Мещеряков стал Героем Советского Союза посмертно. Иван Павлович крайне ценил как учителя Василия Васильевича Ефремова. Он воевал в Советско - Финскую войну. Сбил там 7 самолётов и уже в те годы получил звание Героя Советского Союза. В первые годы Великой Отечественной он был комэском Ивана Лавейкина. В 1942 году В. В. Ефремов ушёл в Управление боевой подготовки Главного штаба ВВС. Место учителя занял ученик.

На войне как на войне. Одни уходят, другие приходят. Росло мастерство бывших новичков, а в полк поступало пополнение. И уже Иван Павлович, которому минуло 21 год, стал отдавать навык молодым. Он учил их не только боевой тактике, но и тому, как надобно иметь слабость Родину, свой население, дорожить его ценностями. Был в его жизни эдакий забавный, но сильно поучительный и показательный случай:

В эскадрилью прибыли молодые лётчики. Иван Лавейкин проводил с ними занятия по штурмовке. Обо всех тонкостях и нюансах он рассказывал шибко образно, эмоционально, а следом заметил под боком от аэродрома трофейную легковую машину - "Мерседес" последней модификации. Лавейкин сел в самолёт и, приказав слушателям участливо присматривать за всем происходящим, поднялся в воздух. Через немного минут, от новенького "Мерса" осталась только пылища. Вот этакий наука.

Ещё у опытных лётчиков существовал ритуал. Если полетел в махач с новичком, чтобы вселить в него уверенность, преподнести ему сбитый тобою самолёт противника. Молодому лётчику необходима вера в себя, и Иван Павлович крайне добро понимал это. И если толковать о неофициальном боевом итоге И. П. Лавейкина, позволительно смело удвоить численность сбитых им самолётов. Он сам не любил вещать об этом, но о подобных подарках неплохо помнят его благодарные ученики.

После войны Иван Павлович долгое время преподавал в Академии имени Фрунзе. Слушатели ценили и любили его лекции аккурат за образность. Он постоянно умело вплетал в сухое повествование яркие примеры. А на войне его ученики становились асами. Среди них Герои и дважды Герои Советского Союза.

5-й ГвИАП был славен своими героями. За всю войну 5-й Гвардейский Берлинский Краснознамённый ордена Богдана Хмельницкого истребительный авиационный полк сшиб 739 самолётов противника. Штурмовыми действиями уничтожил на земле больше 100 самолётов, 100 танков, 1832 автомашины, возле 283 зенитных батарей.

Славные были воины. Но одинаково как героически они воевали, кроме того они умели и передыхать. В редкие часы между боями лётчики 2-й эскадрильи жили "мирной" жизнью, хотя сил позже 7 - 8 вылетов хватало только на то, чтобы достичь до койки и задремать. Особенно ценились часы летнего ночного отдыха. Летом рассвет наступал до срока, а с первыми лучами солнца сызнова надобно усаживаться в кабину истребителя. И всё - таки они любили игрывать в футбол. Смело разрешено сообщать, что Ивану Лавейкину равных не было. Давали быть в курсе дворовые тренировки. Был в эскадрильи и "отпрыск полка" - Миша Двилянский. Он отменно играл на аккордеоне. Бойцы слушали, вспоминали отчий обиталище, близких. Кто - то подпевал любимые песни, кто - то писал письма домой или перечитывал весточки от родных.

В полк зачастую приезжали артисты фронтовых бригад. Бывал со своим оркестром и Леонид Утесов, тот, что подарил эскадрилье два новеньких самолёта. На борту одного из них были начальные ноты песни "Легко на сердце от песни веселой", а на другом надпись "Весёлые ребята". Однажды в полку побывал имеющий известность советских времен композитор Дмитрий Покрасс. Ему до того понравились молодые пацаны, умеющие беспощадно ударять врага, а в свободное время переводить дыхание от души, что он написал для них и о них песню. Позже она стала гимном полка. Ветераны до сих пор поют её на своих встречах.

Через навалом - страсть сколько лет семейство Лавейкиных была в гостях у своей доброй знакомой народной артистки СССР Н. А. Сазоновой. К ней на юбилей пришёл и Дмитрий Покрасс. Говорились замечательные тосты, а когда подошла очередность Ивана Павловича, он спел гимн полка. Старый композитор растрогался. Он вспомнил те годы, ту эскадрилью, а в Генерал - Майоре авиации узнал молодого Капитана. Встреча растрогала всех присутствующих.

В Октябре 1944 года заместитель командира по лётной работе 5-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Майор И. П. Лавейкин был отозван для службы в Управление боевой подготовки ВВС на место инспектора по воздушному бою. В его задачу входило инспектировать части, обучать лётчиков сражаться, обобщать имеющийся навык. Свой крайний боевой вылет он выполнил 1 Мая 1945 года над Берлином, когда советские истребители сбросили на рейхстаг красные знамена. В Берлине ещё шли бои, но всем - и немцам, и русским - было ясно - виктория Советской армии не за горами.

Этот вылет описан в "Энциклопедии военного искусства". Позволю себе привести цитату: "Звено из трёх Як-3 промчалось на бреющем полёте над пригородом Берлина. На высоте 30 метров они с рёвом пролетели вдоль Шпреи, на широкой набережной которой стояли шеренги танков 1-й Гвардейской армии. Сделав крутой разворот над разрушенным собором, они выровнялись и неторопливо прошли над рейхстагом. Из кабины ведущего истребителя что - то опустилось вниз, и, неторопливо колыхаясь на ветру, развернулось Красное полотнище стяга. Гвардейский истребительный авиационный полк, к которому принадлежали Як-3, возил это полотнище стяга 3 года, весь свой долгий боевой дорога посредством Восточную Европу позже разгрома немцев у ворот Москвы. На знамени золотыми буквами было вышито одно только слово: ПОБЕДА". Справедливости с целью, следует пометить что всего в том знаменательном полёте участвовало 17 советских самолётов.

После войны Иван Павлович не расстался с авиацией. Он работал в Главном штабе ВВС. В 1945 году поступил в Высшую Военную академию в Монино и позже её окончания вернулся в столицу. В 1957 году Иван Павлович оканчивает Военную академию Генерального штаба. Военная закалка и гусарская удаль не давали сиживать на месте. Всегда хотелось туда, где сложнее, а значит, интереснее. Так попал Лавейкин на Сахалин, а вслед за тем возвращения оттуда в Польшу. Везде шла обычная для лётчиков работа: испытывались новые машины, в том числе реактивные самолёты, шли учения, принималось и обучалось новое поколение авиаторов.

Но Сахалин - остров с тяжёлыми климатическими условиями. Каждый вылет - сложное спецзадание: ни при каких обстоятельствах не знаешь, в каких условиях придётся сажать самолёт. Часто создавались экстремальные ситуации. Но лётное чутье и мастерство Лавейкина не подводили. Однажды Иван Павлович взлетел, и, когда он уже был в воздухе, прошёл снежный заряд. Это стихийное явление губительно для авиаторов. На аэродроме все затаили дыхание: как удастся усадить самолёт на аэропорт между скалами в условиях неважный видимости ? Как произвести невозможное ? Лавейкин с честью справился с задачей.

На него равнялись подчинённые, уважало руководство. Официальным признанием его заслуг стали не только правительственные награды, но и то, что звание Генерал - Майора авиации он получил в 38 лет. Иван Павлович всё делал с полной отдачей, с увлечением, добросовестно. Даже, если это касалось рыбалки или охоты.

В 1964 году Лавейкины вернулись в Москву и поселились в квартире на улице Рыбалко. Иван Павлович начал вкалывать в Военной академии имени Фрунзе первоначально на должности заместителя начальника кафедры ВВС, а позже возглавил её. За немного месяцев до смерти Иван Павлович Лавейкин защитил кандидатскую диссертацию. Причём сделал он это не с целью тщеславия, а по настоянию друзей и коллег. В их доме постоянно собирались фронтовые товарищи отца. Позже к ним присоединились герои - афганцы. Они непрерывно вспоминали о воинских победах, неудачах, чтили павших, интересовались делами живых. Эта семейство принимает всех хороших людей.

В Январе 1986 года Ивана Павлович тяжко захворал. В Мае он защитил диссертацию и больше уже не выходил из больниц. Умер Иван Павлович Лавейкин 2 Декабря того же года.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Леонов Ivan Leonov

ИВАН ЛЕОНОВ единственный в мире летчик (занесен в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолете без одной..
читать далее

Иван Леонович Ivan Leonovich

Гвардии старший лейтенант И. С. Леонович совершил 330 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 26 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Иван Лихобабин Ivan Lihobabin

Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 9 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Лойко Ivan Loyko

На счету этого авиатора 6 достоверных побед и 10 - с вероятно сбитыми. Он был награждён многими орденами: св. Анны 4-й степени, св. Анны 3-й степени..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий