Известные люди

»

Иван Мартос

Иван Мартос Ivan Martos Карьера: Художник
Рождение: Россия, 5.4.1835
Иван Петрович Мартос родился в 1754 году в местечке Ичня Черниговской губернии (Украина) в семье обедневшего помещика, отставного корнета.

В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, отличный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.

После окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в Риме, что сыграло огромную образ в формировании творческой индивидуальности скульптора.

Наиболее ранние из дошедших до нас работ скульптора - портретные бюсты семьи Паниных, исполненные им вскоре затем возвращения в Россию.

Портрет как независимый жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в больше широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но сообща с тем скульптор обращается и к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает без малого только им.

В 1782 году Мартос создает два замечательных надгробия - С.С. Волконской и М.П. Собакиной. Оба они исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Эти произведения Мартоса - подлинные жемчужины русской мемориальной пластики XVIII столетия.

Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает обретать море заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.

Как настоящий творец, Мартос в этих работах не повторяет себя, он находит новые решения, в которых позволительно заприметить определенную эволюцию его стиля, тенденцию к монументальной значительности и героизации образов.

Все чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции.

До конца своих дней работал Мартос в мемориальной пластике, исполнив ещё много замечательных произведений, посреди которых наиболее совершенны надгробия Павлу I и Памятник родителям в Павловске, созвучные лирическим музыкальным образам ранних созданий скульптора.

Однако служба в надгробной скульптуре уже не занимала настолько значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий. Этот отрезок времени его деятельности связан всецело с созданием произведений общественного характера, и некогда всего городских памятников.

Крупнейшим событием русского искусства начала XIX столетия явилось создание Казанского собора в Петербурге. В осуществлении гениального замысла А.Н. Воронихина приняли участие многие известные русские художники - живописцы и скульпторы. Наиболее значительным по творческим результатам оказалось участие Мартоса. Огромный барельеф Истечение Моисеем воды в пустыне, исполненный скульптором, украшает аттик восточного крыла выступающей колоннады собора.

Превосходное разумение Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным проект художника.

В 1805 году Мартос избирается почетным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. К моменту вступления в Общество Мартос уже обширно популярный скульптор, профессор Академии художеств, автор многих произведений. Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали, помимо Мартоса, крупнейшие русские скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин.

Но гений Мартоса, - писал Сын Отечества, - всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил монумент Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения. Однако служба над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, в то время, когда предлежала великая служба ещё спасать Отечество аналогично тому, как Минин и Пожарский гладко за двести лет тому вспять спасали Россию.

Мартос изображает миг, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское рать и изгнать поляков из Москвы. В памятнике Мартос утверждает ведущее важность Минина, тот, что наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому клинок, а иной показывает ему на Кремль, призывая стать на защиту отечества.

Пожарский, принимая клинок и опираясь левой рукой на щит, как бы готов ответить на призыв Минина.

Изображая своих героев аналогично древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос сообща с тем стремится подметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, немного походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.

Природа, повинуясь всевышнему и невзирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве, - писал современник Мартоса. - Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; и все-таки избранный его сосуд был Минин, так произнести российский плебей... Здесь он был первою действующей силой, а Пожарский был только орудием его Гения.

Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Этот монумент был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Будучи уже старым человеком, Мартос не оставлял помыслов о создании новых, ещё больше совершенных произведений. О творческой активности мастера разрешено судить по отчету Академии 1821 года. В нем говорится о том, что скульптор выполнил аллегорическую фигуру в людской подъем, изображающую Веру с приличными атрибутами для надгробия Алексеева, фигуру апостола Петра больше человеческого роста для надгробия Куракиной, большую барельефную композицию Скульптура для украшения новой парадной лестницы в здании Академии художеств и начал колоссальный бюст Александра I для здания Биржи.

В эти годы своей жизни скульптор переживал здоровенный творческий взлет. Одна крупная служба следовала за иной монумент Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге, Потемкину в Херсоне, Ришелье в Одессе и другие.

Одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса является монумент Ришелье в Одессе (1823 - 1828), выполненный в бронзе. Он был заказан городом с целью почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края. Мартос изображает Ришелье в образе мудрого правителя. Он похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним. Лаконичные, компактные формы, подчеркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.

Мартос умер в 1835 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Шишкин Ivan Shishkin

Иван Шишкин - известный русский художник, пейзажист, живописец и гравер-аквафортист. Родился 13 января 1831 года.Наиболее известными работами..
читать далее

Иван Бортник Ivan Bortnik

Иван Сергеевич по-прежнему играет в Театре на Таганке. На его счету было много интересных ролей. Одна из лучших - Сатин в спектакле "На дне". В..
читать далее

Иван Дмитриев Ivan Dmitriev

Народный артист СССР.
читать далее

Иван Жеваго Ivan Jevago

Яркий, фактурный эпизодник. Играл преимущественно стариков, мастеровых и . Наиболее заметные роли сыграл в фильмах , , , .
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий