Известные люди

»

Иван Михайличенко

Иван Михайличенко Ivan Mihajlichenko Карьера: Герой
Рождение: Украина
За образцовое выполнение боевых заданий, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 1 июля 1944 года присвоил Ивану Харламповичу Михайличенко звание Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года за новые подвиги на фронте он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Иван Харлампович Михайличенко родился в семье рабочего. По национальности украинец. Член КПСС с 1951 года.

После окончания горнопромышленного училища он два года работал в шахте электрослесарем и в то же время учился в аэроклубе. С 1940 года в армии. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов и немедленно был отправлен на фронт. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. За годы Великой Отечественной войны совершил 179 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку активный силы и техники врага.

После войны продолжал служить в ВВС и ПВО. С 1962 года подполковник И. X. Михайличенко находится в запасе. Живет в Москве. Работает на одном из предприятий города.

Вторую неделю шел нудный, по-осеннему небольшой дождик. Иногда над аэродромом проносился снежный заряд, и тогда взлетная полоска, подъездные пути и дороги в один момент превращались в месиво из жирного чернозема. А партизанский разведчик час за часом передавал по радио в штаб фронта: На станции Смела скопление эшелонов с боевой техникой... Нужны штурмовики... Срочно нужны штурмовики...

Командующий фронтом, отменно знавший боевые возможности самолетов, понимал, какой громадный урон могла бы причинить противнику более того одна пара ИЛ-2. Но знал и другое следом удара штурмовики вряд ли сумеют в такую погоду возвратиться на свою базу.

Разрешите отправить добровольцев, как обухом по голове предложил командующий воздушной армией.

Добровольцев? Брови маршала грубо прыгнули вверх, глаза заискрились. Добровольцев, говорите. Очень недурственно. Но отнять надобно только тех, кто имеет хотя бы... десяток шансов из ста, чтобы возвратиться. Нужны не легко дерзкие и мужественные летчики. Нужны асы.

Разговор командующего воздушной армией с командиром штурмового авиационного полка не отличался многословием: Надо... Понимаю. Только добровольно, маршал не настаивает... Но оттого что необходимо...

А точка зрения командира полка уже скользил по строчкам списка летчиков: Красота... Минин... Михайличенко... Каждому позволительно доверить любое поручение. Справятся. Но тут... Что тут? Особое поручение?.. А неужели вылет в тумане и дожде, да ещё на ж-д узел, прикрытый сильным зенитным огнем, разрешается наречь по иному?

Комиссар! позвал начальник своего заместителя по политчасти. Теперь уже двое склонились над боевым расчетом полка. Думают, прикидывают, курят. Через немного минут созревает единое мнение: Сколько бы добровольцев ни вышло, ведущим на это заданна пойдет Иван Михайличенко.

Забегая вперед, скажем, что потом постановки задачи все экипажи полка сделали два шага вперед. Нет, не по приказу, а по зову сердца, по велению совести и долга. Таков уж нрав воздушных бойцов, воспитанных Коммунистической партией, Ленинским комсомолом.

Иван Михайличенко и Александр Левоцкий комсомольский экипаж ИЛ-2 шагнули не быстрее и не медленнее других, но шагнули жестко, если не возбраняется так выразиться для данного случая, с чувством собственного достоинства. Правда, полной уверенности в том, что пошлют аккурат их, не было. Рядом стояли такие же экипажи. Безоговорочно соглашаясь на сложное поручение, они крепко знали, что выполнят его. Они были готовы к нему.

Командир полка объявил:

Ведущим пойдет экипаж Михайличенко. Ведомого он выберет сам...

Путь в небосклон для донецкого шахтера Ивана Михайличенко начался в 1938 году в аэроклубе. Работая электрослесарем в угольном забое, он в свободное время изучил теорию полета и авиационный движок, самолетовождение и ещё массу различных теоретических дисциплин, познал пьянящий холодок прыжка с парашютом, ни с чем не сравнимую веселье первого самостоятельного полета...

Рожденный ползать летать не может, шутливо напоминали Ивану товарищи по работе, которым, как и ему, в штреках зачастую приходилось передвигаться согнувшись или на четвереньках.

Уголек на-гора даем? подхватывал шутку Иван. Даем! Так отчего же и самому не подняться над терриконами. Какой там простор, пацаны!

Он мог часами гутарить о полетах, о своих первых учителях. И вряд ли кто удивился, когда в следующем году группа учлетов пополнилась крепкими рабочими парнями с шахты, где вкалывал Иван Михайличенко. Его поведение стало для них примером.

Два года отдал Иван шахте и небу ждал, покуда примут в военную школу пилотов. Это было активное ожидание. Он непочатый край летал, учился высшему пилотажу, чистоте техники пилотирования. Мечта его сбылась только ранней весной 1940 года. В апреле он впервой участок форму курсанта военной школы пилотов.

Сначала Ивана Михайличенко готовили как бомбардировщика, затем как разведчика, и только в начале 1943 года он стал осваивать угрожающий штурмовик ИЛ-2.

Первый вылет на боевое поручение состоялся 5 июля. Не знал в тот день меньший лейтенант Иван Михайличенко, что его боевая жизнеописание родилась в самом начале знаменитой Курской битвы. Да и не до этого было. Он летел в составе полка замыкающим третьей шестерки и все время держался ведущего.

Атака! Хвостатыми кометами устремились к земле реактивные снаряды, посыпались противотанковые бомбы. Ивана Михайличенко охватил боевой азарт. Вот оно, возмездие врагу за поруганную землю Украины, за разрушенные шахты Донбасса!

Заход, второй, третий... С земли в знойное июльское небосвод поднимались клубы дыма и пыли. В таковой обстановке не мудрено стушеваться и опытному летчику, и Михайличенко потерял своего ведущего, остался единственный. Как быть? Метнулся направо, налево... Нет своих... И юный пилот, увидя первостепеннный попавшийся на глаза авиалайнер, поспешил к нему на форсажном режиме. Спасен! Но стоило ему посмотреть на компас, волосы стали дыбом вектор движения на запад.

Немедленно развернулся на сто восемьдесят градусов и снизился до бреющего. Линию фронта узнал по вспышкам разрывов. Сел на начальный же замеченный с воздуха аэровокзал. Наступал конец дня, и домой в полк ему удалось возвратиться только на иной день.

Так начиналась боевая служба в грозном небе войны не только у Михайличенко. Поэтому-то, несомненно, его и не ругали за оплошность, но не оставили без внимания ни одной ошибки. В каждом полете начальник звена, что называется, не спускал с молодого летчика глаз: подсказывал, удерживал от опрометчивых поступков, учил метко поражать цели.

Помощь старшего товарища нашла благодатную почву. От полета к полету мужал комсомолец Михайличенко, набирался опыта, военной хитрости, летного и тактического мастерства. В боевых вылетах его зачастую выручали отличная техника пилотирования, молниеносная реакция, умение, как говорили, палить навскидку. К концу Курской битвы на груди летчика-комсомольца засиял орден Отечественной войны 1-й степени. Когда 5 августа 1943 года над Москвой впервой взметнулся победный салют войскам, освободившим Орел и Белгород, это был салют и Ивану Михайличенко.

Боевые вылеты следовали единственный за другим. Летчика-комсомольца повысили в должности, доверили водить в махач группы экипажей. Товарищи по полку шутили: Иван в рубашке родился. Что ни полет ни одной пробоины. Но никто из них не знал, какое опробование ждет летчика спереди.

Вылетали в составе дивизии под Харьков. Иван Михайличенко вел замыкающую восьмерку. До цели дошли без приключений. Встали в круг, сделали начальный заход, второй... четвертый. Летят вниз реактивные снаряды, бомбы, гулко стучат пушки. На земле пылают танки, автомашины, мечутся гитлеровцы. Грозен потрясение штурмовиков!

При пятом заходе над полем боя появились мессершмитты. Они с ходу попытались вклиниться в боевой строй штурмовиков. Не тут-то было. Ведомые надежно прикрывали ведущих. Не дремали и воздушные стрелки.

На выводе из пикирования Иван Михайличенко заметил спереди себя силуэт МЕ-109. Немедленно повернул в его сторону, а он был в такой степени рядом, что крылья более того в большое колечко прицела не влезли.

Попался, фашист! зло прошептал пилот и дал залп из пушек и пулеметов.

Мессер запылал. Победа! И тут Михайличенко почувствовал, как его ильюшин содрогнулся от удара сверху и зловеще накренился направо. На плоскости зияла огромная дырка. Не успел пилот что-либо предпринять, как штурмовик раненой птицей начал валиться к земле.

Все, амба! пронеслось в голове Михайличенко, но руки и ноги продолжали близкое занятие боролись за существование машины.

Убран газ. Ликвидирован крен. ИЛ-2 неохотно вышел в горизонтальный полет. Однако он в любую секунду мог слететь в штопор. Только попробовал пилот увеличить прыть, с крыла полетели клочья обшивки. И все-таки авиалайнер летел, летел в сторону линии фронта.

Это был тяжелый полет. После посадки правая длань летчика, державшая ручку управления самолетом, опухла до плеча. Врач полка запретил Михайличенко подыматься в небосвод три дня. А когда опухоль спала и штурмовик был отремонтирован, комсомольский экипаж вновь поднялся в воздух, чтобы ударять ненавистного врага.

Самые всевозможные боевые задания приходилось осуществлять Ивану Михайличенко и его воздушному стрелку Александру Левоцкому: водили группы на штурмовку аэродромов и скопление боевой техники врага, летали на разведку в самых сложных условиях погоды, охотились в глубоком тылу противника, утюжили передний край перед наступлением наших наземных войск... И постоянно счастливый момент и фортуна сопутствовали комсомольскому экипажу. Именно в те дни (сквозь полгода затем прибытия на фронт) в боевой характеристике Ивана Михайличенко начальник написал: Отличный разведчик, в боях решителен, проявляет мужество, отвагу и героизм. Из боя всякий раз выходит победителем.

Да, он был не из робкого десятка. Разве не об этом говорит полет восьмеркой на свободную охоту, когда на одной из полян в глухом лесу наши летчики обнаружили группу танков. То ли гитлеровцев предупредили, то ли они ненароком подняли вверх пушки, но ходить в атаку навстречу десятку огнедышащих жерл орудий на это не произвольный решится.

Ноги сами заходили, выполняя маневр, вспоминал Иван Харлампович о том полете. Голова втянулась в плечи. Не помню, как рванул рычаг аварийного сброса бомб и в сторону. Ведомые также отбомбились по цели. Несколько танков задымило, но и наша группа понесла потери: единственный экипаж был сбит прямым попаданием, а второй привез на аэропорт борозду, оставленную на крыле снарядом танковой пушки.

Иван Михайличенко любил полеты на малой высоте. Однажды он получил поручение во главе шестерки причинить потрясение по скоплению конницы. Вот где пригодилось умение летчика новости мрачный штурмовик у самой земли. Разгрому врага способствовали не только точное попадание снарядов, бомб и пуль, а и крик моторов, сам внешность штурмовика, несущегося на бреющем полете.

К моменту, когда было получено дозволение на вылет в район Смелы, Иван Михайличенко считался одним из самых опытных летчиков полка. Ведомым он выбрал Отара Чечелашвили, молодого, надежного летчика, ставшего попозже Героем Советского Союза. Отар уже не раз летал с Михайличенко на свободную охоту, и они отменно понимали приятель друга.

Подготовку к вылету начали с прокладки маршрута. Если раньше группы штурмовиков ходили на Смелу посредством Черкассы, то в настоящее время ведущий проложил линию пути в обход, при этом половинка маршрута проходила над лесом.

Здесь немецких зениток нет, сказал он Чечелашвили, и разрешено подступить к цели скрытно. А в случае неудачи уйдем в деревья к партизанам.

Ведомый и воздушные стрелки одобрили проект. Кто-кто, а они-то знали цену и внезапности выхода на мишень, и отсутствия разрывов зенитных снарядов в небе. За плечами каждого десятки боевых вылетов.

Нагрузку взяли полную: по восемь реактивных снарядов, шестьсот килограммов бомб, весь боекомплект для пушек и пулеметов.

Уточнили и строй нанесения удара.

После сброса бомб сию минуту в облака, заключил Михайличенко.

Взлетели возле полудня. До линии фронта шли на бреющем. Облака мешали подняться выше и в районе цели. К счастью, дождик прекратился, и видимость приметно улучшилась. Километра за три до подхода к станции отметили паровозные дымы. По ним-то залпом и пустили реактивные снаряды. Клубы белого пара и змейки огня, бегущие по вагонам, свидетельствовали о попадании.

Получайте ещё гостинец, крикнул Михайличенко, сбрасывая бомбы.

Самолет вошел в облака. Ни единственный снаряд зенитки не разорвался в небе Смелы. Гитлеровцы, явственно, не думали, что в такую погоду над станцией появятся штурмовики.

А погода между тем стала улучшаться. Михайличенко тут же сообщил об этом на аэропорт. Через немного минут штурмовики пара за парой потянулись в сторону железной дороги, где пылали пожары и рвались боеприпасы.

После обеда Михайличенко и Чечелашвили еще раз взяли вектор движения на Смелу. Маршрут решили не изменять. И за это жестоко поплатились. Над опушкой леса с земли ударили эрликоны. Ведущий почувствовал потрясение снизу и сию минуту же заметил падение давления масла в двигателе.

Поврежден двигатель! передал он ведомому, сбросил бомбы и пошел в сторону линии фронта.

Высота 150 метров. Кругом чаща. А двигатель без малого не тянет. При подходе к Днепру движок встал. И о фортуна! прямо по курсу показалась поляна. Но отрада оказалась преждевременной. Летчик принял за поляну старую вырубку, сплошь покрытую невысокими пнями. Однако выбора не было, и Михайличенко начал выравнивание, заранее до отказа затянув привязные ремни. Сильный потрясение сразил штурмовок, как только он коснулся земли. Ремни лопнули, и пилот ударился головой о приборную доску...

Сколько длилось забытье, не помнит, когда пришел в себя, заметил человеческие фигуры в маскировочных халатах, ползущие к самолету.

Нет, живым не дамся, Михайличенко выхватил наган и тут услышал русскую речь.

Свои, братки, свои, кричал единственный из боец. Выбирайтесь из кабин, а то в текущий момент германец ударит из минометов.

В тот самый миг примерно левой плоскости шлепнулась первая мина. Едва Михайличенко и воздушный стрелок выпрыгнули из самолета, как мины посыпались одна за иной, и ильюшин зажегся.

Оказалось, что Михайличенко приземлился на только что захваченном нашими наземными войсками плацдарме на правом берегу Днепра...

Осень и зимушка прошли в напряженной боевой работе. Летали на свободную охоту, на разведку, штурмовали аэродромы и танки врага. В одном из боевых вылетов был сбит ФВ-189.

А занятие было так. Вылетели звеном на штурмовку танков. Появившись над целью на высоте 400 метров, штурмовики образовали круг и единственный за другим штурмовали вражеские танки, которые расползались по лугу между стогами сена. На одном из заходов Михайличенко заметил ниже себя раму, так в годы войны называли германский разведчик фокке-вульф 189. Прижимаясь к земле, авиалайнер шел на запад.

Не уйдешь, крикнул пилот, доворачивая штурмовик на новую мишень и открывая пламень.

Первая очередность прошла с правой стороны, вторая позади рамы, а третья попала в фюзеляж. ФВ-189 развалился на куски.

Есть ещё единственный! передал в эфир Михайличенко.

Есть! подтвердили остальные экипажи группы.

В полку Михайличенко считали не только мастером штурмовых ударов, но и воздушным следопытом. Приведем образец. В паре с Чечелашвили он вылетел на разведку скопления войск. После перелета линии фронта в одном из перелесков, по краю которого проходила железная путь, Михайличенко увидел слегка заметную струйку дыма.

Что бы это могло быть? Развернулись и со снижением проскочили над лесом. В нем стоял искусно замаскированный бронепоезд. Не успели гитлеровские зенитчики повернуть свои установки, как реактивные снаряды, пущенные с плов, исковеркали паровоз, повредили немного бронированных платформ. А ещё посредством десяток минут летчики обнаружили и скопление активный силы противника.

Остались сзади вылеты над Корсунь-Шевченковским котлом, полеты на свободную охоту под Кировоградом. Фронт огненным валом катился на запад. В сорок четвертом году Ивану Михайличенко четыре раза вручали боевые награды, в том числе орден Ленина с медалью Золотая Звезда Героя Советского Союза. Покрылись сединой виски, а он по-прежнему оставался молодым, горячим, с огнем комсомольским в груди. Рвался в махач, радовался каждому новому трудному заданию.

Осенью, в настоящее время уже начальник эскадрильи, старшой лейтенант Михайличенко одним из первых в полку начал летать на боевые задания ночью. Это безотложно же потребовало поиска новых тактических приемов боевого применения грозных машин. Сначала летали на пятиминутном временном интервале на высоте 600 800 метров. Однако тот самый боевой строй оказался уязвимым. Стоило прожектору забрать штурмовик лучом, и зенитки разом же открывали достаточно точный жар.

Старший лейтенант Михайличенко предложил уменьшить временной интервал между самолетами, вылетать только парой. В этом случае как только авиалайнер ведущего попадал в проблеск прожектора, ведомый сразу его гасил. Боевые потери грубо сократились, а эффективность ночных бомбардировок видно возросла.

Последние боевые вылеты Иван Михайличенко совершил в небе Берлина. Пожалуй, это были самые сложные полеты. Летать приходилось на малой высоте, а дым пожарищ поднимался до 300 400 метров. В единственный из апрельских дней эскадрилье Ивана Михайличенко было приказано причинить потрясение по скоплению войск противника, сосредоточенном в парке.

Объект весьма прикрыт зенитной артиллерией, предупредил начальник полка. Будьте внимательны. Подумайте о боевом порядке.

Михайличенко выделил специальную группу подавления зенитных средств. Затем организовал встречу экипажей с летчиками-истребителями прикрытия. Продуманы были строй и направления захода на мишень.

В заданное время эскадрилья штурмовиков поднялась в воздух. Вот и район поиска. Техники не видно. Рядом с парком немного домишек, два больших сарая. Михайличенко развернул авиалайнер и ударил из пушек по одному из сараев. И как подобно тому как он задел осиное гнездышко. Зенитки ударили со всех сторон, из сараев выползли танки и метнулись в сторону парка. Однако штурмовики подавили зенитную артиллерию и нанесли солидный урон танковой группе врага. После этого вылета на груди командира эскадрильи Ивана Михайличенко появился орден Александра Невского.

Требовательным командиром, скромным и отзывчивым человеком остался Михайличенко и вслед за тем того, как его боевые заслуги были удостоены второй медали Золотая Звезда. После войны, в то время как позволяло самочувствие, он служил в авиации, как собак нерезаных летал сам, передавал навык и мастерство молодежи. Среди, его воспитанников был и летчик-космонавт СССР Борис Вольтов. После космического полета он сильно тепло говорил об Иване Харламповиче Михайличенко.

В феврале 1962 года И. X. Михайличенко ушел в припас. Однако герой войны не стал в 42 года почетным пенсионером. Он тотчас устроился на работу и с тех пор трудится слесарем-сборщиком на одном из московских предприятий.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Павлов Ivan Pavlov

В боях за Советскую Родину И. Ф. Павлов, будучи командиром эскадрильи, показал высокое мастерство отважного штурмовика, искусного разведчика и..
читать далее

Иван Паньков Ivan Pankov

Гвардии сержант И. К. Паньков в ходе артиллерийской подготовки при прорыве обороны противника на реке Свирь в районе горлда Лодейное Поле (..
читать далее

Иван Полбин Ivan Polbin

В годы Великой Отечественной войны командовал авиационным полком, а затем авиационными дивизией и корпусом. 23 ноября 1942 года И. С. Полбину было..
читать далее

Иван Проскуров Ivan Proskurov

Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалью ХХ лет РККА.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий