Известные люди

»

Иван Пилипенко

Иван Пилипенко Ivan Pilipenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 15.8.1912
К моменту гибели Иван Маркович совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в группе с товарищами, ещё 3 самолёта уничтожил на земле. Все победы были одержаны им на истребителе И-16. Штурмовыми действиями он уничтожил около 180 автомашин с пехотой и грузами, свыше 30 орудий. 0 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), медалями.

Иван Пилипенко родился 15 Августа 1912 года в небольшом селе Щербиновка Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу в 1929 году. Работал на шахте 11 - 12, после этого - на заводе имени Фрунзе в городе Константиновка. С 1933 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Службу начал на Закавказском фронте, в составе 40-го авиационного полка. Авиация фронта активно поддерживала наземные войска с воздуха, вела воздушные бои, наносила массированные удары по скоплениям вражеских войск.

Однажды в районе Барвенково, слетав на разведку, Иван Пилипенко обнаружил замаскированный аэровокзал противника. Вернувшись домой, он возглавив группу из нескольких И-16 и штурмовиков Ил-2, вскоре вернулся к вражескому аэродрому. В результате этой штурмовки на земле было уничтожено и повреждено немало вражеской техники.

Затем полк участвовал в воздушных схватках на Южном и Северо - Кавказском фронтах. Отличаясь исключительным спокойствием и выдержкой, Иван Пилипенко был дерзок и бесстрашен в бою. Его ведомым некоторое время летал Александр Васильевич Лобанов ( грядущий Герой Советского Союза ).

Сотни раз водил Пилипенко лётчиков своей эскадрильи на боевые задания, вступал с врагом в неравные поединки и с победой возвращался на свой аэровокзал. Так, 26 Мая 1942 года он вылетел во главе 6 И-16 на прикрытие переправы сквозь Северный Донец в районе города Изюма. Во время патрулирования показались 4 девятки бомбардировщиков противника в сопровождении 30 истребителей. Пилипенко первым ринулся в атаку и сшиб 2 вражеских самолёта. В другом бою, 22 Июля 1942 года, 8 наших истребителей под его командованием, прикрывая переправу наших войск под Ростовом, вступили в мордобой с 14 Ме-109. В напряжённом бою супротивник потерял 6 самолётов. Наша группа потерь не имела.

В Августе и Сентябре 1942 года бронированные колонны противника настойчиво рвались к грозненской нефти. На перевалах и горных дорогах день и темное время суток не утихали ожесточённые бои. Воины Закавказского фронта стойко защищали каждую пядь близкий земли. Лётчикам приходилось изредка в день работать 5 - 6 вылетов на штурмовку вражеских войск, аэродромов, баз, переправ.

Благодаря активной поддержке авиации нашим наземным войскам удалось на склонах Кавказского хребта совершенно застопорить штурмование противника. Роль авиации в условиях Кавказа приобрела особое роль, так как на высокогорных участках фронта наземные войска не могли применить танки, тяжёлую артиллерию. Их с успехом заменяла авиация. К тому же устаревшие, малоскоростные, но высокоманевренные самолёты - истребители И-16 и И-153, находившиеся на вооружении 4-й Воздушной армии, были незаменимы в горных условиях. Обладая отменным маневром, они практически выкуривали противника из лощин и ущелий. Они же оказались только эффективным средством для штурмовых ударов по мотомехчастям и аэродромам противника.

К Сентябрю 1942 года начальник эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вс, Закавказский фронт ) Капитан И. М. Пилипенко совершил 470 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сшиб 10 и в группе 28 самолётов врага. 13 Декабря 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Но дожить до этого дня ему не довелось...

В станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарской АССР, на северной окраине которой фашисты построили изрядный аэровокзал, наша воздушная разведка обнаружила больше 30 вражеских самолётов.

Командование 4-й Воздушной армии решило причинить строй штурмовых ударов по скоплению авиации противника. Один из них - по аэродрому Солдатская - было приказано сделать лётчикам 40-го истребительного авиационного полка.

2 Октября 1942 года группа истребителей в составе 6 И-153 и 15 И-16 во главе с Капитаном И. Пилипенко совершила неожиданный налёт на аэропорт Солдатская.

При подходе к цели ведущий заметил, как от земли отрываются две точки. В паре со своим ведомым - лётчиком Додоновым - он кинулся на них. С первой же атаки оба Ме-109 были сбиты. Попытавшаяся взвиться вторая пара вражеских самолётов столкнулась на взлёте и рухнула на землю. Проштурмовав аэровокзал, Пилипенко зажёг 2 истребителя Me-109 на земле.

Число горящих фашистских самолётов на лётном поле под штурмовыми ударами лётчиков Пилипенко непрерывно увеличивалось. Противник, не имея возможности приподнять в воздух свои истребители, вызвал подкрепление с соседнего аэродрома. Вскоре рядом 20 "Мессеров" штурмовали наши "Ишачки", завязалась ожесточённая схватка.

Быстро определив ведущего вражеской группы Пилипенко устремился ему навстречу. Немецкий лётчик принял вызов и пошёл в лобовую на свой И-16. Стремительно сближаясь, машины неслись навстречу дружбан другу. Все ждали, что германский лётчик в завершающий миг отвернёт, как обыкновенно и происходило. Но... германец не отвернул. Раздался дюжий взрыв, разнесший оба истребителя на куски. Потрясённый гибелью своего командира неприятель ослабил натиск, чем и воспользовались наши лётчики, сбив ещё немного машин.

В результате этого налёта на земле было уничтожено 24 вражеских самолёта, ещё немного - в воздухе. Однако, и наши потери оказались немалыми - только 40-й авиаполк потерял 4 машины ( все наши лётчики погибли ). Одним из участников этой схватки был младой пилот Георгий Гордеевич Голубев, предстоящий Герой Советского Союза, единственный из последних ведомых Александра Покрышкина, достаточно досконально описавший тот самый момент в своей книге "В паре с Сотым".

Ночью жительницы станицы, члены колхоза "Заветы Ленина" Анна Сушко, Татьяна Горожанкина и Екатерина Марченко пробрались к обломкам самолёта Пилипенко и захоронили останки лётчика.

К моменту гибели Иван Маркович совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в группе с товарищами, ещё 3 самолёта уничтожил на земле. Все победы были одержаны им на истребителе И-16. Штурмовыми действиями он уничтожил возле 180 автомашин с пехотой и грузами, свыше 30 орудий. 13 Декабря 1942 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), медалями.

После освобождения станицы Солдатской в Январе 1943 года Ивану Марковичу Пилипенко был поставлен монумент. Приказом Военного совета фронта патриотки А. Сушко, Т. Горожанкина и Е. Марченко были награждены медалью "За отвагу".

Именем Героя названы центральная улочка в станице Солдатской Прохладненского района Кабардино - Балкарии, улочка в городе Дзержинске, а кроме того Дзержинская 8-летняя учебное заведение, где он учился. На стене дома, в котором он родился, установлена мемориальная доска.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Пишкан Ivan Pishkan

К концу войны Иван Аникеевич совершил 575 успешных боевых вылетов. В воздушных боях уничтожил 20 самолётов лично и 35 в группе с..
читать далее

Иван Поляков Ivan Polyakov

Указом Президиума Верховного Совета СССР И. М. Поляков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
читать далее

Иван Попов Ivan Popov

Награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За боевые заслуги".
читать далее

Иван Похлебаев Ivan Pohlebaev

Гвардии Старший лейтенант И. Г. Похлебаев совершил 138 боевых вылетов, в 42 воздушных боях на ЛаГГ-3 и "Аэрокобре" лично сбил 18 самолётов..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий