Известные люди

»

Иван Степаненко

Иван Степаненко Ivan Stepanenko Карьера: Герой
Рождение: Украина
Во время Великой Отечественной войны воевал на Южном, Брянском, Сталинградском, Северо-Кавказском, 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Был командиром звена, эскадрильи. Всего в годы войны совершил 414 боевых вылетов, участвовал в 118 воздушных боях, сбил лично 33 и в группе 8 вражеских самолетов.Звание Героя Советского Союза И. Н. Степаненко присвоено 13 апреля 1944 года. 18 августа 1945 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Иван Никифорович Степаненко родился в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Качинскую авиационную школу пилотов.

После войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Академию Генерального штаба. Ныне генерал-майор авиации Иван Никифорович Степаненко находится в рядах Советской Армии. Он заслуженный армейский пилот СССР.

Безрадостным было малолетство у Ивана Степаненко. Мать умерла, когда ему исполнилось 10 лет. А вскоре предали земле отца. В тринадцать мальчуган уже вкалывал в колхозе: пахал, боронил, пас скот. Нелегко было Ивану сочетать напряженную работу с учебой в школе. В 1936 году, когда он учился в седьмом классе, сестра, в семье которой жил Степаненко, предложила ему покинуть работу, чтоб было полегче обучаться. Он отказался.

Иван вступил в комсомол, стал агитатором.

В свободное от работы время или в минуты отдыха его окружали колхозники, чтобы послушать, о чем пишут газеты, о событиях в стране и за рубежом. Не только молодая поросль, но и умудренные опытом колхозники с интересом слушали своего агитатора. Особенно любил Иван сказывать о делах и геройских поступках советских летчиков. С затаенным вниманием слушали односельчане о геройских поступках Якова Смушкевича, Сергея Грицевца, Ивана Еременко. И по тому молодецкому задору, с которым Иван Степаненко рассказывал об этих людях, нетрудно было осознать, что он по-настоящему влюблен в крылатых воздушных бойцов.

Однажды, вернувшись с работы, Степаненко написал послание своему старшему брату, также Ивану, тот, что работал на одном из заводов Украины. Вскоре получил реакция. Письмо было большое. Старший брат рассказывал о своем уже полюбившемся ему Днепродзержинске. Тепло отзывался о заводском коллективе, где умеют не только славно вкалывать, но и увлекательно передыхать. А в конце письма, как бы между прочим, приписал, что рабочих рук на заводе не хватает и если надумаешь приехать, то будем вкалывать вместе.

Прочитав послание, Иван-младший задумался. Уж сильно он сроднился с просторами и привольем колхозных полей, а главное, с людьми, рядом с которыми учился жизни. Но, посоветовавшись с бывалыми колхозниками, с товарищами по работе и получив их поддержку, он отправился в городок.

На заводе Степаненко-младшего встретили как старого знакомого. Оформление в ученики слесаря заняло чуть-чуть времени, а сквозь немного дней, получив рабочую спецовку, немудреный инструмент, он начал к делу.

Незаметно побежали дни и недели в заводском коллективе. Иван обзавелся друзьями, с которыми проводил свободное время, делился своими сокровенными мыслями.

Как-то, отработав смену, Степаненко вышел из заводских ворот и продолжительно любовался парящими в небе самолетами. Он с завистью наблюдал, как учатся летать курсанты городского аэроклуба.

Бывают же счастливцы! Порхают как вольные птицы! Вот бы чему научиться да полетать над Полтавщиной, над родным селом Нехайками, взглянуть сверху, как выглядят поля, сады, огороды...

То ли тот самый разговорчик дошел до комсомольского вожака завода, а может быть, он сам догадался о стремлении юноши, только вскоре он пригласил Ивана Степаненко для беседы. Поздравив его с успешной сдачей экзаменов на слесаря, секретарь комитета сообщил, что имеется вероятность сходить на учебу в аэроклуб и если он согласен, то его будут советовал.

Переждав минутное беспокойство, Степапенко сказал:

Конечно, согласен! Очень прошу, чтоб послали меня. Я хочу быть летчиком.

Узнав об этой новости, Иван-старший улыбнулся, а позже, как бы заглядывая вдаль, сказал:

Смотри, Ванюша, для одной романтики такую профессию не приобретают. Хорошему слесарю больше почета; чем плохому летчику. Уж если быть, то быть первым, так учил нас папа.

Нелегко было молодому комсомольцу, отстояв за слесарным станком рабочую смену, ехать за городок и штудировать авиационное занятие. А когда начались полеты, приходилось приподниматься в три часа и добираться на аэропорт. Но Иван стремительно привык и к этому распорядку.

И вот сзади напружиненный год учебы. Иван был чрезмерно рад, что ему, благополучно выдержавшему экзамены, предложили сходить в военную школу летчиков.

Так уже случилось, что зачисление Ивана Степаненко кандидатом прославленного Качинского училища произошло 13 апреля, в день его рождения. Конечно же он не мог считать, что гладко сквозь четыре года, кроме того 13 апреля, ему будет присвоено звание Героя Советского Союза.

На беседе с комиссаром школы Иван Степаненко держал себя достойно. Бойко отвечал на вопросы. Обстоятельно рассказывал о захватнической политике фашистской Германии в странах Европы.

А когда спросили, какую он ставит перед собой мишень на время учебы в школе, Степаненко, не задумываясь, ответил:

У меня одна мишень. Поскорее сделаться военным летчиком, а следом бдительно караулить наше мирное небосвод.

По всему было видно, что отклик понравился военкому училища, и он, пожимая руку молодому курсанту, пожелал ему больших успехов в учебе и осуществления всех его желаний. Но существование внесла поправку. Государственные экзамены комсомолец Степаненко сдавал уже в те дни, когда гитлеровские полчища продвигались в глубь нашей Родины. И военному летчику сержанту Степаненко пришлось в боевой семье 4-го истребительного авиационного полка отражать пиратские налеты фашистских захватчиков.

Командир эскадрильи Анатолий Морозов, которому представился сержант Степаненко по случаю прохождения дальнейшей службы, не задавал ему стандартных вопросов, с которых как правило начинается знакомство. Поинтересовавшись самочувствием, кратко рассказал, что представляет доля, в которой ему предстоит сражаться. Охарактеризовал некоторых его непосредственных командиров и, как бы подведя итоги беседы, сказал:

О вас я все знаю, что нужно. Личное занятие читал. Стремление скорее в махач также известно. Но спешить не будем. Война только началась, так что и полетать и подраться с врагом время будет. А чтоб из драки не вылезать с разбитым носом, необходимо кое-что воспроизвести, а кое-чему поучиться. Вот этим вы покуда и займитесь.

Сержанту Степаненко еще раз пришлось присесть за учебники, за проработку инструкций и наставлений. Затем тренажи, полеты по кругу, в зону, надзор, ревизия, новые задания.

Прошло чуть-чуть времени, и комэск лейтенант Морозов решил с ним слетать сам. Сержант Степаненко броско волновался, хотя держался твердо, с достоинством. А когда комэск предложил воздушный бой, воспринял это как должное и, вкладывая все родное мастерство и умение, старался первым штурмовать противника.

Полетом лейтенант Морозов остался доволен. Его радовало, что Степаненко может исполнять стремительные перевороты, беспрепятственно вылезать из длительного пикирования. Замечание было только одно: излишняя торопливость при боевых атаках, чрезмерное увлечение маневром.

Сержант Степаненко знал цену совету опытного командира, от меткой очереди которого спалился уже не единственный фашистский авиалайнер. А в одном из боев Морозову удалось истребить безотложно два вражеских истребителя. Поэтому юный пилот участливо вслушивался в каждое словечко командира.

Свое боевое крещение Иван Степаненко получил только в январе 1942 года, когда их полк выполнял задачу по прикрытию одного из важных объектов, расположенных на берегу Волги. Здесь, над просторами великой русской реки, началась его боевая дело.

За четыре месяца он успел сделать свыше 60 боевых вылетов. Смело вступал в воздушные бои, надежно прикрывал своего ведущего, способствуя ему одерживать победы над врагом, а вот самому вскрыть счет все не удавалось. Это приметно расстраивало и более того огорчало воздушного бойца.

Командир звена старшой лейтенант Алексей Рязанов (ставший позже дважды Героем Советского Союза) понимал тяготение молодого летчика. Он знал, что у Степаненко своеобразный счет с гитлеровцами. Летчик мстил фашистам за погибшего в первых боях брата, за родную Полтавщину, где хозяйничали немцы. Командир звена всячески старался прийти на выручку Ивана, вселить в него уверенность в достижении победы над врагом.

Как-то, подводя итоги очередному вылету, Алексей Рязанов ладно отозвался о действиях летчиков звена и особенно похвалил своего ведомого сержанта Степаненко, тот, что проявил мужество и мастерство при отражении вражеских истребителей.

Подвиг это мастерство, заявил начальник звена, а мастерство приобретается знанием и закрепляется опытом. Мне славно пометить, что эти два качества так удачно сопутствуют нашему однополчанину Ивану Степаненко. Его мастерство крепнет, с каждым днем сокращая дорога к подвигу.

Такая оценка ещё больше окрылила воздушного бойца, и он делал все, чтобы оправдать ее своими ратными делами.

14 июля 1942 года эскадрилья получила задачу преградить стезя вражеским бомбардировщикам, которые пытались причинить бомбовый потрясение по нашим войскам в районе Землянска. Оценив обстановку, ведущий старшой лейтенант Рязанов решил делать двумя группами: одной четверке штурмовать бомбардировщики, а второй сковать боем вражеские истребители.

Иван Степаненко был в ударной группе ведомым у Алексея Рязанова. Подлетая к району цели, Степаненко первым заметил идущую с запада стаю вражеских самолетов свыше двух десятков бомбардировщиков под прикрытием шестерки истребителей.

Силы были неравными. Но это не смутило советских летчиков. Используя превосходство в высоте, четверка Рязанова с ходу врезалась в строй юнкерсов. С первой же атаки два вражеских бомбардировщика, объятые пламенем, рухнули на землю.

В карусели боя Степаненко старается не предположить ошибки, не выказать поспешности. Помня наставления командира, он подходит к вражескому самолету на дистанцию, когда явственно становится видна черная паучья свастика на крыльях, потом привычно поднимает нос своего краснозвездного ястребка, накладывает перекрестие прицела на двигатель юнкерса и нажимает гашетки. Степаненко явственно видит, как выпущенная им длинная очередность прошила двигатель немецкого бомбовоза. Из-под капота юнкерса выплеснулось огненное полымя, авиалайнер, вроде бы наткнувшись на препятствие, дрогнул, неуклюже перевернулся сквозь крыло и, мелькая черными крестами, пошел вниз.

Молодец, Ваня! Поздравляю...

В наушниках слышались ещё какие-то слова одобрения, но Степаненко увидел в тот самый миг, что на авиалайнер Рязанова коршуном набросился мессер. Иван сделал стремительный переворот сквозь крыло и прицельной очередью преградил тракт врагу. Наткнувшись на огненную трассу, фашистский пилот отвалил в сторону.

Бой продолжался. Степаненко заметил, как, выходя из атаки, единственный из вражеских самолетов на какое-то момент завис на развороте. Советский пилот сделал маленький доворот, и гитлеровец оказался в прицеле. Пулеметная очередность достигла цели. Загорелся второй вражеский бомбардировщик и рухнул на землю.

Два самолета в одном бою! Хорошее начало для молодого летчика. Однополчане горячо поздравляли его с победой.

В конце июля Иван Степаненко испытал новую большую веселье. За 87 боевых вылетов и девять воздушных боев, в которых сшиб два гитлеровских самолета, он был награжден орденом Красной Звезды.

Трудно было Ивану утаить беспокойство. Радостью побед ему хотелось поделиться с родными и близкими, но одних уже унесла битва, а другие томились в фашистской оккупации. И это ещё больше разжигало в нем ощущение ненависти к врагу, звало на новые подвиги.

В августе сорок второго года полк получил задачу передислоцироваться на Сталинградский фронт. День и темное время суток не затихали бои на земле и в небе Сталинграда. По четыре-пять вылетов в день делали отважные летчики, и в числе первых воздушных бойцов шел Иван Степаненко.

Гитлеровцы все время усиливали свой натиск на волжскую твердыню. Сотни вражеских бомбардировщиков висели в воздухе.

Перед авиаторами стояла проблема не предположить фашистские бомбардировщики до наших объектов.

Однажды это было 14 сентября шестерка яков, в составе которой был и Степаненко, получила поручение на прикрытие наземных войск. Когда наши истребители были уже в районе патрулирования, с КП передали приказ:

Большая группа юнкерсов идет курсом на железнодорожную станцию, необходимо преградить тракт к цели.

Быстрая перестройка в воздухе, и яки легли на вектор движения к новому объекту. Советские летчики увидели, что армада вражеских бомбовозов приближается к городу, намереваясь обрушить свой бомбовый груз на станцию, где разгружались эшелоны. Шестерке яков предстояло вступить в махач с больше чем 40 вражескими самолетами. По команде ведущего советские летчики с ходу бросились на врага, врезаясь в его боевые порядки.

Ошеломленные смелым натиском, гитлеровцы метались из стороны в сторону, спасаясь от дерзостных атак Яковлевых.

От меткой очереди командира группы загорелся бомбовоз ведущего первой девятки. Все попытки мессеров не дать в обиду юнкерс не приносили успеха.

Зная, что у ТО-87 в хвосте нет должной защиты, Степаненко приблизился к нему позади и смело пошел в атаку. Огромное корпус юнкерса резво увеличивалось в прицеле.

Пора! решил Степаненко и плавно нажал на гашетки пушки и пулеметов. Удар оказался до такой степени сильным, что вражеский бомбовоз, вроде спелый арбузик, раскололся в воздухе.

Бой нарастал. Настигаемые краснозвездными истребителями, гитлеровские бомбардировщики торопливо освобождались от бомбового груза и, яростно огрызаясь, пытались покинуть. Степаненко решил штурмовать ещё одну вражескую машину. Но на его пути оказался мессер. Огненная дорога фашиста, вроде молния, полоснула по яку. Самолет дрогнул, над головой засвистел ветер в фонаре кабины зияла пробоина.

Только сегодня Степаненко почувствовал нарастающую боль в предплечье левой руки. Ранен? подумал пилот. Теплые и липкие струйки крови неспешно сползали по руке, стекая на колени. Но пилот продолжал атаки. Вот он заметил, как единственный из юнкерсов торопливо покинул строй и направился к охраняемому объекту.

Нет, не пройдешь! воскликнул Степаненко и, бросив на крыло машину, оказался в хвосте юнкерса. Гитлеровский ас начал маневрировать, но не тут-то было. Прицельная очередность и вражеский бомбардировщик вспыхивает.

Только когда пираты, беспорядочно побросав бомбы, повернули на запад, Степаненко по команде ведущего занял родное местоположение в строю и успешно пришел на базу, но, как только авиалайнер коснулся посадочной полосы аэродрома, пилот потерял рассудок.

...Сорок третий год Иван Степаненко встретил уже опытным воздушным бойцом. Ему присвоили внеочередное воинское звание лейтенант. Доверили распоряжаться звеном. В канун Нового года коммунисты полка приняли отважного летчика в свои ряды.

В небе Сталинграда лейтенант Степаненко совершил ещё 97 боевых вылетов, провел 17 воздушных боев, в которых сшиб шесть самолетов противника лично и шесть в группе. К его боевым наградам прибавились ордена Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени.

С мая и до конца сорок третьего года полк, в котором воевал Степаненко, действовал на Северо-Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. Расскажу в деталях об одном из боевых вылетов, совершенных в августе того же года.

Лейтенант Степаненко, уже будучи заместителем командира эскадрильи, возглавил семерку ЯК-9 для прикрытия наших наземных войск, действовавших на Брянском фронте в районе Мощеное. Не успели советские летчики свершить и круга над целью, как увидели идущую с запада стаю юнкерсов и хейнкелей.

Около шести десятков бомбардировщиков могли обрушить смертоносный груз на передний край нашей пехоты. Степаненко понимал, какой урон, могут причинить гитлеровцы нашим наземным войскам, и приказал своим ведомым воспрепятствовать фашистским бомбардировщикам прорваться к цели. Он решил сходить на врага в лобовую атаку.

По команде ведущего семерка отважных бросилась навстречу бомбардировщикам врага.

Используя припас высоты и прикрываясь солнцем, Степаненко и его ведомый пошли в атаку на первую группу юнкерсов.

Стремительно увеличиваются в размерах вражеские бомбардировщики. Видно, как подрагивают крылья бомбовозов, как внятно вырисовываются черные кресты на фюзеляжах, как отсвечивают на солнышко кабины летчиков.

А гитлеровцы продолжают ступать на сближение. Но когда до столкновения остались считанные метры, нервы немца сдали. Он первым открыл пламень и, видя, что промазал, рванул машину вверх.

Степаненко как будто ждал этого момента. Небольшой доворот и он расстреливает врага.

Следуя примеру командира, мужественно штурмовали врага и подчиненные. Гитлеровцев охватила паника. Они в спешке сбросили бомбы на свои же войска и покинули поле боя.

Коммунисту Степаненко доверили эскадрилью. Он с ещё большей энергией стал биться с врагом.

К концу сорок третьего года в летной книжке лейтенанта было записано уже 18 вражеских самолетов, сбитых им лично и восемь в групповых боях.

В день освобождения близкий Полтавы Степаненко в паре с младшим лейтенантом Богомоловым вылетел на свободную охоту. Ему хотелось пометить эту дату новой победой над врагом. И фортуна сопутствовала отважным.

Невдалеке от переднего края они отметили идущую Ниже их четверку ФВ-190. Используя превосходство по высоте, наши летчики подожгли тотчас двух фоккеров.

Это вам за мою Полтаву! торжествовал Степаненко.

Оставшаяся пара пыталась спастись бегством. Преследуя врага, Степаненко со своим ведомым расстреляли и этих пиратов.

Возвращаясь на свой аэровокзал, они увидели стоящий под разгрузкой эшелон. Внезапная штурмовая вылазка со стороны солнца, и на железнодорожной станции возникли пожары. А когда заухали вражеские зенитки, краснозвездные яки были уже недосягаемы.

13 апреля 1944 года в полк пришла радостная весть. Командиру эскадрильи капитану Степаненко было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же конец дня он написал письма в Нехайки. Ему хотелось порадовать сестру, своих земляков, заверить их в своем стремлении ударять врага до полного уничтожения.

Подвигами отважного летчика гордились не только его сослуживцы. 19 апреля войсковая газета На страже Родины поместила материал, в котором приветствовала и поздравляла крылатого героя. Концовку венчали такие поэтические строки:

Звезда Героя золотая

Тебе вручается страной,

Повсюду слава боевая

Летает в небе за тобой.

Ты водишь мрачный истребитель,

Врагу готовя смертный час,

Привет тебе, крылатый мститель

И вдохновенный дерзкий ас.

Все это радовало воздушного бойца и вселяло новые силы. Словом и делом он воодушевлял подчиненных на новые победы над врагом.

27 августа 1944 года. В полк поступил распоряжение закрыть штурмовиков, снабдить им действенный потрясение по вражескому объекту.

Задача эта была возложена на эскадрилью капитана Степаненко. Учитывая важность задания, комэск детально изучил с подчиненными любой компонент действий летчика, от взлета до посадки.

Когда иды подошли к цели, на горизонте появилась большая группа вражеских истребителей. Имея численное превосходство, недруг каждый ценой хотел прорваться к штурмовикам, но шестерка яков, возглавляемая капитаном Степаненко, прочно удерживала инициативу в своих руках.

В что ни на есть разгар воздушного боя пара истребителей противника выделилась из группы и решила прорваться к илам со стороны солнца, полагая, что наши летчики не заметят их. Однако Степаненко резво разгадал проект врага и со своим ведомым бросился наперехват фашистам. Гитлеровские летчики, заметив, что их преследуют, начали маневрировать, выискивая миг для атаки. Степаненко неотступно следовал за мессерами, чтоб садануть верно, расчетливо, точно.

Увлекшись маневром, гитлеровские асы отошли приятель от друга на опасную дистанцию.

Воспользовавшись ошибкой врага, Степаненко разогнал прыть. Но в это время фашист в каком-то акробатическом броске сделал переворот и оказался в хвосте ведомого Степаненко.

Мгновение и он мог бы шлепнуть гвардейца. Однако свой пилот был начеку. Четкий переворот сквозь крыло, и осиное стан мессера в прицеле. Длинная очередность из пушки и пулеметов и, оставляя шлейф черного дыма, вражеский истребитель падает на землю.

Это была 26-я виктория, одержанная летчиком во фронтовом небе. Но спереди предстояли новые бои и сражения.

Победный 1945 год Иван Степаненко встретил майором. К его наградам прибавились новые ордена и медали. О летчиках эскадрильи шла добрая слава, как о мастерах атак и прицельного огня, и основная заслуга в этом принадлежала опытному методисту, отважному командиру Ивану Степаненко.

15 марта 1945 года командующий 2-м Прибалтийским фронтом подписал представление на присвоение майору Степаненко Ивану Никифоровичу звания дважды Героя Советского Союза. В этом представлении, в частности, были такие строки:...является лучшим летчиком, летающим в любых условиях, хорошим командиром эскадрильи, отличным организатором. За отрезок времени командования эскадрильей с 21 ноября 1943 года на 2-м Прибалтийском фронте эскадрилья произвела 893 боевых вылета, участвовала в 50 воздушных боях, в которых сшибла 40 самолетов противника.

Вэтого за годы Великой Отечественной войны Иван Никифорович Степаненко совершил 395 боевых вылетов и сшиб лично 33 вражеских самолета.

В августе 1945 года коммунист Степаненко был удостоен второй медали Золотая Звезда.

...В Нехайках, на родине героя, в тенистом парке супротив школы, в которой когда-то учился Степаненко, возвышается бронзовый бюст прославленного летчика, дважды Героя Советского Союза.

Когда Иван Никифорович приезжает в родные края, он в окружении своих земляков подолгу рассказывает им не только о своих делах и геройских поступках в минувшей войне, но и о том ратном труде, тот, что выпал на его долю в послевоенные годы. И те, кто встречается с боевым генералом, заслуженным военным летчиком СССР И. Н. Степаненко, с гордостью смотрят на этого летать рожденного человека.

И в настоящее время, увидев в небе Полтавщины инверсионный след, оставленный сверхзвуковым самолетом, земляки летчика-героя продолжительно не отрывают взгляда от голубого небосвода, им думается, что за штурвалом этой краснозвездной машины их крылатый витязь Иван Никифорович Степаненко.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Строд Ivan Strod

Строд Иван Яковлевич [1894 4.2.1938], герой Гражданской войны 191820 на Дальнем Востоке.
читать далее

Иван Сухов Ivan Suhov

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды,..
читать далее

Иван Туркенич Ivan Turkenich

За мужество и доблесть, проявленные в борьбе с фашистами на фронте и в тылу врага, командир "Молодой гвардии" Иван Васильевич Туркенич награжден..
читать далее

Иван Федько Ivan Fedko

Военный деятель, командарм 1-го ранга (1938). Сын крестьянина. Образование получил в школе прапорщиков (1917) и Военной академии РККА (1922)...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий