Известные люди

»

Иван Степанов

Иван Степанов Ivan Stepanov Карьера: Граждане
Рождение: Россия
Как началась война меня направили туда. Дальше пошли с Пряжи в поселок Алевка, это на берегу Сямозера. С Алевки нас повели уже дальше в Ведлозеро. С Ведлозера в Колатозеро. Затем Кясесельга, это финская территория...

Расскажите, будь любезен, как началась для вас советско-финская битва?

- Собрали нас на Повенецкой улице в Петрозаводске и пошли мы в направлении Пряжи.

Когда это случилось.

-В 1939.

В каком месяце?

-В ноябре, разом как битва началась. Как началась битва меня направили туда. Дальше пошли с Пряжи в поселок Алевка, это на берегу Сямозера. С Алевки нас повели уже дальше в Ведлозеро. С Ведлозера в Колатозеро. Затем Кясесельга, это финская территория. В Кясесельге мы стояли длительно, порядочно времени. Тогда в начале войны Кясесельгу наши взяли и на этом все. Дальше Лоймола. Направились на Лоймолу, во время войны уже. Нет, перепутал чуток. С Пряжи мы пошли на Олонец, следом Видлица, с Видлицы А дальше нас направили на Лоймолу. Это уже финская территория. Там уже с боями шли. Когда все это кончилось, финская махаловка 12 марта кончилась, я вернулся в свою деревню, и направили меня в Особый отдел. В Особом отделе командовал, забыл я его фамилию. Вот так в Особом отделе я был без малого до самого конца войны [Великой Отечественной А.О.]. Особый отдел это Ревтрибунал, так называемый. Командовал там Каройко этакий, председателем он был. Каройко я знал ещё до войны. Каройко взял меня к себе и в окружение я не попал. По воинским частям ездили, а в окружение не попал. Так я служил до конца войны. Финская битва кончилась, нас направили на Суоярви, стояли мы в Палалахти. Здесь от Ведлозера под боком. В этом освобожденном Палалахти стояли мы в самом крайнем доме. И вот получили команду с Палалахти ехать на Суоярви. Основная количество пошла налево на Погранкондуши, а нас направили попадать в Суоярви. До Суоярви мы, конечно, не попали махаловка кончилась. До Спасской Губы дошли и все. Дальше по домам. Ну, трое оперативников было, которые со мной работали и я. Все поехали в Петрозаводск. А в Петрозаводске я демобилизовался-недемобилизовался, в общем, в органах работал. Там продолжительно не держали меня, направили, длительно я не был в Петрозаводске, в Видлицу на большую машину. Шофером я тогда был второй категории, последнее время первой категории. Там также длительно не держали, направили меня в Петрозаводск на ЗИС-101, называется комфортабельный грузовик, мы тогда так его называли, смеялись. 8-цилиндровый мотор был. Бензина жрал 36 литров. Там меня сутки не продержали, оттуда тотчас направили. Хватов был этакий вместо меня, машину я ему передал и попал в Петрозаводск. Вот тот самый Хватов также вместо со мной в советско-финскую воевал. Так вот его направили в Шелтозеро и как какое-то поручение, это уже в Отечественную войну так-то желудок болит, куда-то ехать агрегатина не работает. Его отозвали в Петрозаводск, а меня направили на его местоположение, тогда шеф секретариата был Столяров Георгий Иванович, в его предписание. А начальником райотдела был, не помню фамилию, трусливый этакий. Скоро все это кончилось [началась Великая Отечественная махаловка А.О.].

С Шелтозера нас прогнали, из Шокшы также. Из Шелтозера попадать надобно было в Пудож, сначала Вознесенье, после этого Пудож. Поселок Ошта, в Отечественную войну эта Ошта переходила из рук в руки немного раз, так вот ее мы успели миновать. Подались дальше на Вознесенье. Осталось у нас две машины. А руководитель гаража направил меня на передовую, так как агрегатина моя была неисправна. Куда на этой машине, и эту добитую машину я отдал троим молодым ребятам, молодцы были пацаны боевые. Двоих я оставил на своей машине. А агрегатина нимало непригодна задние колеса от полуторки были, а передняя манжет на манжете. Вот эти пацаны спасли машины у немцев. Они в сарае стояли, не видно их было, в ста метрах от немцев. Я тотчас обе завел и на них мы как фуганули. Свою отдал ребятам. Стрелять по нам немцы стреляли, но уже не попали.

Когда это произошло?

-В 1941 году. Все машины были под Шелтозером, забыл поселок, как назывется. Команда была Сталина врагу ничего не оставлять. Что действовать все машины были собраны, выгнаны с места стоянки. Команда была сжигать все. Вот так к баку подходили факел бросишь взорвется. Немцы испугались думали озерко горит, на самом деле, мы подожгли нефтебазу, потому как что команда была не оставлять ничего. База была большая и как загорелась немцы перепугались российский Иван озерко поджег. Долго горело оно. Вот таким способом я эти две машины спас. Я свою, конечно, отдал ребятам и взял райсоветовскую. Все, дальше на райсоветовской машине выехал в Пудож. Новая агрегатина, 34 тысячи пробега. Секретарь обкома мне дал команду одну машину сдать в Вознесенье командиру танковой бригады. Приказ есть команда я сдал эту машину, расписку взял и поехал дальше в Пудож. Сперва верней в Ошту. Потом попал в Пудож, это все в 1941 г., в начале войны было. Там сидели три подполковника Арапов, Титов и третий, фамилию забыл. Шконда фамилия третьего. Как увидели меня, обрадовались. У них потому что продуктов не было, норму только получали. Вот на этой хорошей машине я поехал в Спецторг, где мне совершенный кузов навалили продуктов.

Потом я попал в Медвежку [Медвежьегорск А.О.]. Там меня встретил шеф автохозяйства противник мой, не возбраняется вымолвить. Машину у меня сию минуту отобрали, а он кричит шоферу своему: Сапожков, иди сюда. А оба пьяные, в дугу, едва на ногах стоят. Метров 50 промчались, ну нетрезвый был Сапожков тот самый, врезался в военную машину и расквасил эту машину. Так что обе машины ушли в военную часть: одну я сам сдал, другую расколотили. А я попал к Дробака это зам. министра был. У него два шофера было, но оба какие-то больные. Как он взял меня к себе, так больше никуда я и не попал.

Скоро снова мне другую работу нашли: вызывает меня зам. министра Дробака и говорит: едешь в Москву ни с того, ни этого, принимать будешь там новую машину ЗИМ. Это правительственная агрегатина, 8-местная, новая, хорошая. Вот эту машину я пригнал министру Агапову. Приехал на этой машине к Агапову, он вышел, посмотрел и говорит: Куда она мне, поставь ее в сарайчик, хотя погоди, повернись. Эту машину закрепляю за тобой. Вот на этой машине я негусто поездил, следом нашли другую работу, вот так всю войну.

Скажите, будь добр, если возвратиться к началу войны, то как вы узнали, что махаловка началась?

-В феврале месяце мы были уже на казарменном положении.

То есть вы уже давнехонько работали шофером.

-Я шофером работал с 1936 по 1988 г. Аварий меня не было. За исключением одного случая. Один раз доставлял продукты партизанам, так в реку машину загнал. Спать не давали единственный выйдет иной садится, единственный выйдет прочий садится и так и едешь. Это в финскую войну было, так я залетел в озерко.

Как это произошло?

-Заснул за рулем и все. Задремал. Мне необходимо было направо, а я прямо поехал. Снегу было невпроворот, и агрегатина торчала из озера. Товарищи открыли мало-помалу двери и вылезли из машины. Танк подошел, зацепил вытащил.

А чем конкретно вы занимались в финскую войну?

-Я ездил.

Вы перевозил какие-то грузы, служивый или руководство?

-В Финскую войну агрегатина у меня легковая была, я руководство возил, Водопьянова такого.

Скажите, а в каком звании вы начали Финскую войну?

-Старший сержант я был, а вслед за тем прапорщика дали. А во время войны я был шофером второй категории, вслед за тем в 1950 г. сдал на первую.

Скажите, вы получали за войну какие-то благодарности, премии?

-В 1933 г. я был призван в армию. Я был кузнецом, учился на кузнеца и работал в деревне кузнецом.

Скажите, вы видели во время войны финнов или немцев и как вы к ним относились?

-Финнов видел, а относились Как к врагу.

Какое у вас было личное оружие?

-У меня ТТ. наган сбоку висел, а ружьё вверху, в кабине приспособлена.

Бывали у вас какие-то необычные случаи в ходе Зимней войны, участвовали ли вы в перестрелках?

-Нет, не было такого. А вот в деревню свою я ездил, там меня арестовывали, но документы у меня были в порядке. С оружием приехал, так думали боевик. Из района ко мне приехали, ночью и отцу говорят: где наследник, разбуди. Он отвечает: Спит. Они как заорали: Открывай, вышибем двери. Я им говорю, Я потому как вас убью, не то, что открою. Имели полное право мы палить. Это ещё до войны было.

Скажите, что больше всего вам запомнилось от Финской войны, и что было самым тяжелым?

-Мороз. Обморожение у меня неоднократное было. Холодно было. Раньше ибо машины не отапливались, в кабине морозно было. Окна замерзают. Стекло протрешь солью едешь вот так. Когда махаловка началась, то русские ваньки делали маскировку трубу подцепляли на фары. Едешь и ни черта не видишь. Это весьма было несладко, глаза я испортил. 12-сантиметровая щель в перст толщиной и все. Вот это было тяжко. Разве видно небеса?

Скажите, во время войны были у вас минуты отдыха? Какие-нибудь отпуска поощрительные?

-Нет, не было такого. Вот до войны я предотвратил крушение поезда, когда служил в армии, тогда дали отпуск 40 суток. Я стоял на посту, шел поезд и куски из-под него сыпались, пламень шел. Оказалось, что заправщик не залил масло. Я поезд не пустил дальше, а дальше был мост сквозь Волхов. Меня с поста сняли и безотлагательно на допрос. Спрашивают, спрашивают, ничего хорошего не говорят. Командир полка Никифоров мне поощрение дал 40 суток отпуска, 5 на дорогу.

Скажите, а в Отечественную войну вы также были шофером?

-Конечно.

Вы воевали на других фронтах?

-Нет. Мы были только в Карелии в Особом отделе, ездили по участкам. У меня три отряда было партизанских, их я обслуживал.

Обслуживали это что конкретно вы делали?

-Продукты возил, людей возил. Куда понадобится. Продукты нужно надобно, боеприпасы нужно необходимо. А по сути дела считался шофером в райотделе. Куприянов был секретарем обкома партии, его возил.

А в каком звании вы закончили войну?

-Старшим сержантом был, старшим сержантом и закончил войну. Прапорщика затем дали.

Скажите, а были какие-то особые случаи во время войны, которые вы запомнили?

-Серьезного такого ничего не было. Ничего не запомнилось.

А что было самым тяжелым во время Отечественной войны?

-Холод, голод. Хлеба-то давали самое малое. Вначале нам, шоферам дали по 400 граммов хлеба, а надобно было колесить по 500600 километров. Однажды я поехал в Пудож, а хлеба не хватает. Но я жил неплохо, у партизан накормят это непременно. Нет, так изредка и хлеба давали. А так мороз, голод, обморожения.

Скажите, а когда вы ездили, то не попадали под бомбардировки, под обстрел?

-Попадал. Под бомбардировки попадал не единственный раз. Пробит череп у меня был, ныне вот без малого выравнивается. Как-то поехал с сыном секретаря обкома. На крытой машине запрещено было ехать, поехал на легковой. Поехал я с партизанами на легковой машине, три партизана с одной стороны, три с иной, охраняли его. А немцы выследили нас, видели расположение партизан, налетели и бомбили. Вот в меня попало. Машину я в лесок поставил, чтобы не видно было. Если было бы прямое попадание, то концы бы отдал, а так камнем попало, шапка толстая была, так ничего. А так в Кеми я был, так дремать не давали, 67 раз в сутки налетали. На церкви был крест, он блестит, так позже сняли, самолеты на церковь летели. Второй раз в Кеми попал, на машине ехал к вокзалу, как налетели. Я из кабины в кювет прыгнул, отлежался, а те, что в кузове сидели, так никого не задело.

А ещё у вас были ранения во время войны?

-Не было.

Может, вы что-то помните о войне, о чем я не спросил?

-Все как будто. Вот когда к вокзалу поехали в Кеми, началась бомбежка. Всех людей в столовую загнали за мостом, так в кашу и превратились. И прямым попаданием там в кашу и превратились, в живых никто не остался. Второй происшествие. Был соединен обиталище ж-д два дома вкупе, также прямое попадание было, также самое малое осталось живых, раскидало всех.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Третьяков Ivan Tretyakov

С детства Иван Третьяков мечтал о полете на космическом корабле, где все управлялось бы кнопками. Теперь в его жизни многое зависит от клавиатуры..
читать далее

Иван Якушин Ivan Yakushin

В кавалерии порядок такой: особенно полковая артиллерия придавалась непосредственно эскадронам. Легкая артиллерия, как наша противотанковая у нас..
читать далее

Иван Попов Ivan Popov

Родился в 1776 г. и 1 декабря 1787 г. поступил в Троицкий пехотный полк сержантом, затем переведён во 2-й Московский полевой батальон (впоследствии..
читать далее

Иван Рейнсдорп Ivan Reynsdorp

Происходил из "датской нации дворян лютерского закона", в русскую военную службу вступил в 1746, первый офицерский чин получил в 1747, участвовал в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий