Известные люди

»

Иван Чернобаев

Иван Чернобаев Ivan Chernobaev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету 14 сбитых самолётов противника. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, медалями.

Родился в 1906 году. Подполковник в отставке. Участник боевых действий супротив японских милитаристов на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Награждён монгольским орденом "Полярная звезда", тремя медалями. Зимой 1939 - 1940 годов принимал участие в Советско - Финляндской войне.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Командуя эскадрильей 215-го истребительного авиационного полка, защищал небеса Москвы.

31 Декабря 1941 года был переведён в 163-й авиаполк ( 7-я смешанная авиационная дивизия, 3-я ударная вс ) и направлен на Северо - Западный фронт.

Вскоре получил направление в 495-й истребительный авиаполк ( 125-я авиационная дивизия ), раньше ещё сражавшийся под Москвой. Спустя некоторое время стал его командиром.

В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету 14 сбитых самолётов противника. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, медалями.

После окончания войны продолжал службу в ВВС. Автор статьи "Охраняя небосклон над Москвой".

* * *

В самую тяжёлую пору битвы за Москву, в Ноябре 1941 года, когда противник, подтянув резервы и произведя перегруппировку своих сил, возобновил штурмование на столицу, свойский 215-й истребительный авиационный полк был переброшен в Подмосковье - в первую очередь в район южнее Клина, а следом в район Дмитрова. Лётчики нашего полка в большинстве своем имели навык боевых действий. Я ещё уже воевал на Халхин - Голе супротив японских милитаристов, за что руководство МНР наградило меня орденом "Полярная звезда" и тремя медалями.

В своих кратких заметках расскажу только о наиболее памятных эпизодах.

Столица тогда охранялась средствами ПВО. Их поддерживали истребители, которые базировались на подмосковных аэродромах и встречали вражеские бомбардировщики на подступах к Москве. Препятствием вражеским самолётам служили аэростаты воздушного заграждения, парящие над городом на разных высотах. Бомбардировщики зачастую гибли, налетев на аэростат или его фала - трос. Но и нам необходимо было остерегаться своих аэростатов - не зная их высот, мы также могли встретиться с ними, в особенности ночью и в неблагоприятную погоду.

Запомнился момент, происшедший 18 Ноября в районе деревни Дорино. Вместе со своими товарищами Большаковым и Никулиным я вылетел на поручение. Наши боевые машины Як-1 были вооружены пушкой, пулемётом, 6 реактивными снарядами ( по 3 под каждой плоскостью ). Летели на малой высоте, чтобы приблизиться к противнику неприметно. Увидев мишень - мотомехколонну противника, - штурмовали её с ходу. Более 10 машин были подожжены, немного десятков служивый и офицеров уничтожены.

В тот самый миг над нами появились 2 немецких самолёта. Бой был коротким. Обе неприятельские машины, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма, упали на землю.

Второй момент произошёл 7 Декабря. Я получил инструкция вылететь на перехват самолёта противника "Дорнье-217" и сшибить его. Когда распоряжение был выполнен, я услышал по радио звук начальника штаба полка: "Всем ! Всем ! Идите в квадрат ( назвал номер квадрата ), там идет здоровенный воздушный махач !"

Юго - восточнее деревни Теряево на высоте 3000 метров разгорелся ожесточённый мордобой. Трудно было понять, где свои, где чужие. Перед глазами молниеносно проносились силуэты машин. Дело в том, что наши истребители Як-1 и немецкие Me-109 издалека имели сходство, и в большом воздушном бою, когда самолёты "ходят" группами и в одиночку на разных высотах вследствие вертикального маневра, их позволительно перепутать. Наконец мне удалось осмыслить в обстановке и пристроиться к своим "Якам". В горячей схватке было сбито 4 самолёта противника. Два из них, очень повреждённые, на малой высоте ушли на запад. Мы их не преследовали, так как махач продолжался.

Во время очередной атаки единственный из наших самолётов оторвался от группы и стал забегать в хвостище противника. Неожиданно над ним оказались 2 неприятельских самолёта. Я заметил это, направил свою машину на основополагающий атакующий самолёт противника и меткой очередью сшиб его. Наш лётчик был спасён и в свою очередность уничтожил преследуемого им врага. Но в атаку ибо шли 2 немецких самолёта. Где же второй ? Оказывается, он успел развернуться и посредством момент дал очередность по моей машине. Вертикальным маневром мне удалось вылезти из боя. Плоскости и стабилизатор самолёта были пробиты во многих местах, но управление и движок, к счастью, не были повреждены.

В ходе этого боя моя агрегатина оказалась ближе к московскому центральному аэродрому Тушино, чем к своему. Кое - как дотянул до него. Самолёт разом окружили техники, осмотрели его, поздравили с благополучным приземлением. Они насчитали на машине больше 30 пробоин. На следующий день я перегнал свой "Як" в авиамастерские для основательного ремонта.

Я зачастую вспоминаю тот хмурый Декабрьский день и крайне сожалею, что не удалось изведать имён лётчиков, вкупе с которыми я сражался в этом тяжёлом и сложном воздушном бою.

В крайний день 1941 года я был переведён в 163-й истребительный авиационный полк 7-й смешанной авиационной дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта и вскоре направлен на Северо - Западный фронт.

4 Февраля 1942 года начальник полка Майор В. В. Сухорябов получил команда - брать под надзор полевой аэропорт, расположенный в Новгородской области севернее города Холм. На тот самый аэропорт немцы доставляли по воздуху живую силу, технику, продовольствие, медикаменты... Выполнить тот самый директива было поручено моей группе на самолётах Як-1.

Вылетели мы до срока утром. Чтобы сформировать у противника ощущение, что мы не интересуемся их объектом, решили объехать его стороной и свернули на северо - восток. Выбранный путь был удобен тем, что с него ладно просматривался аэропорт врага. Самолётов на нём не было. Тогда мы повернули на запад - сторону, откель заурядно прилетали самолёты противника в Холм. Линию фронта удачно пересекли на бреющем полёте, чему способствовала лесистая местность.

Пролетев минут 15 - 20 на высоте 1500 метров, подметили 6 немецких транспортных самолётов Ju-52, которые, снизившись над лесом до высоты 30 - 50 метров, шли курсом на Холм. Верхние плоскости машин были покрашены зелёной краской и сливались с лесом.

В мордобой решили не входить. При малой высоте полёта противника и маскирующей окраске плоскостей удалось бы сшибить 2 - 3 самолёта, остальные бы упустили. Выгоднее было ударять врага на аэродроме.

Трудно проронить, видели ли нас вражеские лётчики, но если более того и видели, то, по-видимому, подумали, что мы их не отметили, потому что летели мы курсом на запад.

...Несколько минут "шли" прежним курсом. Я вёл расчёт времени, вычисляя, когда недруг прибудет на аэропорт. И вот мы развернулись на 180 и перешли на бреющий полёт. При подходе к аэродрому увидели 2 самолёта, которые только что сели. Подрулив к лесу, немцы стали выгружать оружие и служивый. Приближались ещё 4 самолёта. По радио я дал команду - штурмовать противника, указав каждому мишень, а сам спикировал на самолёты, идущие на посадку. Зенитчики открыли пламень, но он не причинил нам вреда. Все 6 самолётов противника были уничтожены. После этого мы обнаружили в лесу дядя 200 - 250 вражеских боец и штурмовали их.

За выполнение этого задания нас представили к правительственным наградам.

Вспоминаю инструкция командира 7-й смешанной авиадивизии, посвящённый 24-й годовщине Красной Армии, тот, что был зачитан в полку 22 Февраля 1942 года. В приказе говорилось: "В боях за Родину свой состав дивизии проявил исключительное мужество, храбрость, геройство... За образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с германскими захватчиками и обеспечение боевой работы объявляю признательность..." Её получили многие лётчики и техники нашего полка, в том числе и мои боевые товарищи по эскадрилье.

Вскоре я получил новое направление - в 495-й истребительный авиаполк 125-й истребительной авиадивизии, ещё сражавшейся под Москвой.

Полк тот самый прибыл под Калугу вскоре потом её освобождения от гитлеровской оккупации и должен был караулить с воздуха град и военные объекты. Спустя некоторое время мне было поручено руководство полком. А дивизией командовал Герой Советского Союза Полковник, потом Генерал - Майор авиации Н. С. Торопчин.

Дивизия прикрывала от воздушного противника объекты Тульского промышленного комплекса, железнодорожные станции Калуга, Горбачёво, Сталиногорск, Белев, Козельск и железнодорожные мосты сквозь Угру и Оку, а кроме того другие военные и хозяйственные объекты Калужской области.

Спустя немало лет я с чувством громадный благодарности вспоминаю исключительную добросовестность и патриотизм всего личного состава: лётчиков, механиков, оружейников, укладчиков парашютов, диспетчеров, наблюдателей. Полк был усиленного состава, в него входили 3 эскадрильи, оснащённые самолётами Як-1, И-16, Ла-5. Лётчики дежурили круглосуточно и стабильно находились в состоянии боевой готовности.

Перехватывать врага в воздухе нам помогала станция оповещения и наведения - СОН-2. Она обнаруживала самолёт противника на расстоянии 100 - 120 километров в зависимости от высоты полёта. Так, если самолёт шёл на малой высоте ( 30 - 100 метров ), то выявить его было отчаянно нелегко, а порой и нельзя.

Все попытки противника бомбить охраняемые нами объекты, как правило, терпели неудачу. По сигналу воздушной тревоги лётчики молниеносно взлетали и встречали противника на дальних подступах. В этих случаях вражеские бомбардировщики сбрасывали бомбы, где придётся, и поворачивали вспять. Но не всем удавалось покинуть.

Хорошую тактическую грамотность показывали командиры эскадрилий Старший лейтенант Мещеряков, Лейтенант Круглов, Капитан Соколов, Лейтенанты Сотников, Чернявский и другие авиаторы.

Аэродром свойский находился между станцией Воротынск и деревней Орешково, одна эскадрилья базировалась у деревни Шопино.

Когда противнику стало ясно, что бомбить охраняемые нами объекты бесполезно, они решили сделать ночной налёт на свойский аэропорт. Однажды тёмной осенней ночью со стороны станции Воротынск германский самолёт Ju-88 на бреющем полёте направился к нашему аэродрому. Станция СОН-2 не могла его приметить, так как высота полёта была 10 - 15 метров. Но гул самолёта услышала дежурная наблюдательного поста Пылаева и подняла по тревоге зенитный взвод. Как только самолёт показался из - за станции Воротынск, зенитчики открыли по нему жар. Вражеский самолёт успел свалить бомбы на аэропорт, но был подбит и упал недалече от аэродрома.

Сброшенные бомбы не взорвались, хотя прошли все сроки, если допустить, что они замедленного действия. Нужно было как - то вытянуть их из земли и взорвать. Я обратился к воинам полка:

- Товарищи ! Прошло 40 минут, но бомбы не взрываются. Причина неясна. Бомбы необходимо обезвредить. Я обращаюсь ко всем: кто желает добровольно осуществить это поручение, три шага вперёд !

Весь полк, как единственный джентльмен, сделал три шага вперед. Я был молод, здоров, казалось бы, железные нервы, но и у меня выступили слёзы гордости за своих товарищей.

Два добровольца - оружейника, приняв все меры предосторожности, начали к обезвреживанию бомб. Оказалось, что бомбы не взорвались потому как, что их взрыватели были сознательно забиты песком при сборке. Все поняли, что это занятие рук антифашистов. Пожалуй, мы тогда в начальный раз почувствовали, что там, за линией фронта, на вражеской территории, также идёт невидимая тайная битва с фашизмом. Потом мы зачастую сталкивались с подобными случаями.

Через немного дней следом этого над аэродромом Шопино, где базировалась эскадрилья, появился вражеский самолёт - разведчик Ju-88. Он сбросил листовки с двумя текстами: в одной излагался метод, как побудить у себя внутреннее кровотечение, чтобы был предлог покинуть из армии по болезни. Другая листовка должна была служить пропуском в плен к гитлеровцам. В ней нашим лётчикам предлагалось перелететь на аэровокзал противника, находящийся недалече от Брянска. "Прилетайте к нам в Брянск, - говорилось в ней. - Мы встретим вас гостеприимно, и вы будете существовать счастливо. Высота полёта к аэродрому 3000 метров, перевалом с крыла на крыло с выпущенными шасси". Тогда мы шибко сожалели, что запаса горючего на истребителях мало, чтобы долететь до Брянска и причинить штурмовой потрясение по вражескому аэродрому. Позже, когда мы перебазировались ближе к Брянску, мы вспомнили про эти листовки и наносили сильные удары по врагу.

Наши лётчики без малого каждый день вылетали на боевые задания. Так, 18 Августа 1942 года группа самолётов 495-го истребительного авиационного полка, ведомая Лейтенантом И. К. Чернявским, вступила в мордобой с 24 вражескими бомбардировщиками "Хейнкель-111" и не допустила прицельного бомбометания на наши наземные войска. Один самолёт был сбит, другие повернули обратно.

Летом 1943 года Лейтенант Сотников по тревоге вылетел на перехват вражеского самолёта, тот, что шёл на высоте 6000 метров. Противник заметил свой истребитель и стал покидать на запад. Сотников продолжал погоню и сшиб врага восточнее Козельска. Однако, когда он возвращался к своему аэродрому, мы заприметили, что самолёт понемногу отклоняется от курса. Затем агрегатина перешла в отвесное пикирование с работающим мотором и на крупный скорости ( 650 километров в час ) врезалась в землю между деревнями Шопино и Чижовка. Лейтенант Сотников погиб. Причину определить не удалось. Вероятно, лётчик во время боя был ранен и, подходя к аэродрому, потерял рассудок. Возможно и другое: могло быть здорово повреждено управление руля глубины, а опосля произошел обрыв крепления.

Это было огромное горесть для всех воинов полка. Мы с почестями предали земле лётчика на кладбище деревни Чижовка и поклялись отомстить врагу за своего боевого друга.

После войны останки лётчика Сотникова были перенесены в братскую могилу у деревни Шопино. Мы, его однополчане, приезжаем к этому святому для нас месту, чтобы почтить память товарищей, не доживших до победы.

...В Марте 1943 года при выполнении сложного ночного задания мой самолёт был подбит, но мне всё же удалось приземлиться в поле вблизи деревни. В это же миг от крупный потери крови я потерял рассудок. Меня подобрали местные обитатели, оказали первую поддержка, а утром на лошади отвезли в Калужский фронтовой лазарет.

Я благодарен калужанам за душевное тепло, с которым относились они к нам, лётчикам, за то, что спасли мне бытие, помогли выздороветь и возвратиться в строй. Не порываю связи с калужской землей, где за боевые действия я получил начальный орден Ленина.

...После госпиталя вернулся вспять в полк. В конце 1943 года мы покинули калужскую землю и улетели на запад.

В 1944 году меня назначили заместителем командира 148-й истребительной авиадивизии. Вэтого за время войны я сшиб 14 боевых самолётов противника. Воспоминания о том, что и мне со своими товарищами довелось покинуть на поверженном рейхстаге свои подписи, согревает сердце и даёт уверенность в дне сегодняшнем и нашем будущем, которое мне, старому солдату, участнику трёх войн, хочется лицезреть мирным.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Щербаков Ivan Scherbakov

Гвардии Капитан И. И. Щербаков совершил 123 успешных боевых вылета, участвовал в 20 воздушных боях, в которых уничтожил лично 15 самолетов..
читать далее

Иван Аликов Ivan Alikov

Родился 28 сентября 1925 года на хуторе Кондраши Иловлинского района Волгоградской области. Отец - Аликов Федор Иванович (1896 г. рожд.). Мать -..
читать далее

Иван Антонов Ivan Antonov

За период с 0 года по 0 года истребил 302 фашиста, обучил своему мастерству 80 снайперов. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Иван Антошкин Ivan Antoshkin

Герой Советского Союза (20.05.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 2-й степени, медалями, орденом За воинскую доблесть МНР.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий